монах Павел Эвергетинос

Источник

О том что, молитва дожна сопровождаться делами, иначе она может быть не принята Богом

А. Из Отечника

Старца спросили о тех, кто приходят, просят у всех молитв, а сами живут в полном небрежении и относятся ко всему спустя рукава. Старец ответил:

Многоможет усиленная молитва праведника (Иак. 5:16), если он сам содействует и способствует ей, то есть испытывает необходимость в молитве и со всем старанием и сердечной болью ограждает себя от лукавых помыслов и дел. А если человек проводит свою жизнь в безразличии, то никакой пользы от этого не будет, даже если все святые будут молиться о нем. Ибо в Писании сказано: Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления? (Сир. 34:23).

Расскажу вам историю, произошедшую в наше время. Один святой авва, (духовный) отец киновии, украшенный всякой добродетелью и более всего смиренномудрием и снисходительностью, был милостив и сострадателен к людям и многих превосходил в любви. Он молился Богу так:

«Господи, я знаю, что я грешник. Но, зная щедрость Твою и милость Твою, уповаю, что Ты спасешь меня. Молю благость Твою, Владыко, не отлучайся от моей братии и в будущем веке, но по милости Своей удостой их вместе со мной Твоего Царства Небесного».

Он постоянно творил эту молитву, и человеколюбивый Бог исполнил его просьбу таким образом. В монастыре, стоявшем неподалеку, должен был состояться праздник в память святых. Хотя авва не хотел идти, но во сне он услышал глас:

«На праздник иди, но вперед пошли своих учеников, а затем пойди сам один».

Христос, снизошедший к нам грешным и ставший всем для всех, чтобы всех спасти, принял облик нищего и больного и лег посреди дороги. Когда ученики проходили мимо и увидели страждущего нищего, то спросили:

– Что случилось с тобой?

– Я разбился. Ехал на коне, но он сбросил меня и убежал. И некому помочь мне.

– Мы тоже ничем не можем помочь тебе, авва, – мы пешие, – сказали они и ушли, оставив его на дороге.

Через некоторое время мимо проходил авва, увидел его, неподвижного и стонущего, понял, что произошло, и спросил:

– Тут только что проходили монахи, неужели они не заметили тебя?

– Заметили, – ответил несчастный, – но узнав, что произошло, ушли, сказав: «Ничем не можем помочь тебе, авва, – мы пешие».

– Ты сможешь хоть чуть-чуть ходить – так мы вместе дойдем потихоньку?

– Не могу, – сказал пострадавший.

– Тогда я возьму тебя на плечи, и с помощью Божией доберемся.

– Разве ты сможешь пройти такое расстояние? Лучше пойди, помолись обо мне.

– Я тебя не оставлю. Видишь рядом камень. Сначала я затащу тебя на камень, а потом взвалю на плечи. Он так и сделал.

Сначала авва еле передвигался под его тяжестью. Но с каждым шагом ему становилось все легче и легче, нести его стало удобно и, наконец, совсем легко. Он удивлялся, как это может быть, и вдруг пострадавший стал невидим.

Тут, – продолжал свой рассказ старец, – Христос обратился к авве и сказал;

«Ты всегда молился о своих учениках, чтобы они вместе с тобой удостоились Царства Небесного. Но одна мера у тебя, а другая у них. Убеди их достичь меры твоих дел и получишь то, чего ты просишь, ибо Я правосуден и воздаю каждому по Его делам».

Брат пришел к старцу в Лавру Совки, что выше Иерихона16, и спросил его:

– Как поживаешь, отче?

– Плохо, – ответил старец.

– Почему, авва?

– Вот уже тридцать лет как я каждый день становлюсь на молитву пред Богом, сам себя проклинаю и говорю Богу: Не пощади ни одного из нечестивых беззаконников (Пс. 58:6), и Ты укротил... проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих (Пс. 118:21), а сам каждый день уклоняюсь от заповедей и творю беззакония. Богу говорю: Ты погубишь говорящих ложь (Пс. 5:7), а сам всякий раз лгу. Держу зло на брата, Бога же прошу: Прости нам долги наши, как и мыпрощаем должникам нашим (Мф. 6:12). На деле забочусь лишь о том, как бы поесть, а устами твержу: Я забываю есть хлеб мой (Пс. 101:5). Сам сплю до утра, а пою в псалме: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои (Пс. 118:62 ). Я вовсе не стяжал умиления, тем не менее говорю: Утомлен я воздыханиями моими (Пс. 6:7) и стали слезы мои мне хлебом днем и ночью (Пс. 41:4). Сам преисполнен всяких лукавств, а говорю Богу: Да будут слова уст моих и помышление сердца моегоблагоугодны пред Тобою (Пс. 18:15). Совсем не пощусь, а лицемерно хнычу: Колени мои изнемогли от поста (Пс. 108:24). И весь исполненный превозношением и поблажками плоти, я притворно воспеваю: Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24:18). Совершенно не готовый к встрече с Богом, тем не менее утверждаю: Готово сердце мое, Боже (Пс. 56:8). Одним словом, все мои действия и молитвы стали моим обличением и позором».

– Думаю, отче, – сказал брат, – что Давид все это говорил только про самого себя.

– Да что там говорить, брат! – воскликнул старец и вздохнул. – И в самом деле, если мы не соблюдем то, что поем перед Богом, то отправимся в погибель.

Старец рассказывал: «В Скиту был брат, усердный на богослужении, но во всем остальном нерадивый. Однажды сатана явился одному старцу и сказал:

– Как удивляет меня этот монах. Он прячет меня у себя за пазухой, чтобы я не отступил от него, и делает все, что пожелаю, но при этом всякий раз говорит Богу: «Господи, избави мя от лукавого».

Сказал авва Моисей:

– Если твое делание не согласуется с молитвой, то ты трудишься напрасно.

– Что значит – согласовывать делание с молитвой? – спросил его кто-то.

– Если мы молимся о чем-нибудь, – ответил старец, – то это и нужно делать. Если человек оставит свою волю, тогда Бог примирится с ним и примет его молитву.

Сказал авва Моисей Велийский: «Послушанием воздается за послушание. Когда человек послушен Богу, и Бог его слышит».

Сказал авва Исаия: «Если человек совершает богослужение со смирением, чувствуя себя недостойным, то получает силу от Бога. А если вспоминает, кто сейчас спит или кто пренебрегает своими обязанностями, и осуждает их, его труд напрасен».

Он же сказал: «Если кто взыскует Господа в ведении сердца, Господь слышит его. Просить Господа нужно в ведении, не привязываясь ни к чему из мирских вещей, и при этом думать, что душа со страхом предстанет перед судом Христовым, не спотыкаясь на том, что она в силах преодолеть, ибо без трудов, усилий и скорбей человек не будет услышан Богом, о чем говорит все Писание».

Б. Из святого Варсонофия.

Брат спросил старца:

– Может ли вера человека помочь другому человеку, не проявляющему веры, как, например, расслабленному помогла вера тех, кто его принес?

– Если бы, – ответил старец, – расслабленный не имел веры, он бы не позволил его нести, причиняя ему множество неприятностей, так что у него тоже была вера, как и у тех, кто его принес. Пока человек не покажет своей веры в Бога, он не получит никакой пользы.

Поэтому не нужно оправдывать свое бездействие, возлагая свое бремя на другого. Иеремия веровал, что Бог помилует его народ, и поэтому молился за него. Но так как в народе веры не было, то пророк говорил все напрасно, и Бог не услышал его. Конечно, у пророка вера была не меньше, чем у тех, кто принес расслабленного. То же самое можно увидеть и в других таких случаях.

– Отче, окажи милость, скажи: дочь хананеянки (Мф. 15:22–28) и раб сотника (Лк. 7:2–10), чем помогли своему исцелению? И еще: другой расслабленный просил только о телесном здравии, но получил прощение грехов, чем он добился этого?

И Господь, когда говорил: Что разрешите па земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18) и кому простите грехи, тому простится (Ин. 20:23), не прибавил, какое требуется для этого содействие прощаемых людей. Прошу, объясни мне это.

– Брат, такие затруднения в понимании могут испытывать только те, кто не знают вещи, как они есть. Дочь хананеянки и раб сотника были без сознания (дочь хананеянки была одержима, а раб сотника лежал, разбитый болезнью). Поэтому они никак не могли содействовать верой тем, кто за них просил.

А расслабленный верил в то, что его тело может стать здоровым, поэтому он удостоился и того, чего не ожидал – человеколюбия Божия. Спаситель, чтобы люди уверовали, что это Он, поначалу творил чудеса без содействия веры людей и исцелял даром, чтобы исполнилось пророчество, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8:17).

С людей тогда нельзя было спрашивать веры, и поэтому они исцелялись благодатью Христовой. От них не требовалось содействия исцелению, но только осторожности после исцеления. Как сказано: Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин. 5:14).

Иоанн сказал о Нем: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). А те, кто не приняли Его, не удостоились исцеления, о чем ясно говорит нам апостол: Если неверующий хочет развестись, пусть разводится (1Кор. 7:15).

А что Господь дал апостолам власть исцелять и отпускать грехи тем людям, которые содействуют этому своими намерениями, подтверждает апостол Иаков, получивший эту власть, когда определенно говорит: Много может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16). А когда исцелял Спаситель, все, кто приняли Его, исцелились и спаслись, а кто не принял – погиб.

Так будем и мы утверждаться в вере и спасаться именем Божиим.

* * *

16

Иерихон – древний город, лежавший в 6 часах пути от Иерусалима и в двух часах от реки Иордана, на западном ее берегу, в плодородной долине, поросшей пальмами, почему и назван городом пальм.


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 4. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle