еп. Мефодий Кампанский

Источник

Великий Пост

1

Если бы нам знать, у кого бы получить мирную, тихую, радостную жизнь для себя, для своих близких, для своего народа. Если бы нам знать, как нам добраться до источника такой жизни? Ведь ради этого можно было бы потрудиться!

А в церкви поют: „ТЫ ИСТОЧНИК НАШЕЙ ЖИЗНИ” – это ведь про Господа. Господь – Источник жизни. Он может ее исправить, сделать радостной, мирной.

Но как нам добраться до Господа, как нам до Него достучаться?

Церковь Православная есть тот корабль, который ведет нас ко Господу, к Источнику счастливой, мирной жизни.

Какие же усилия мы делаем, чтобы добраться до Господа, до Источника нашей жизни? Какие усилия мы делаем, чтобы не сорваться с корабля, помогающего нам приблизиться к Господу? Часто никаких. Как мы трудимся ради куска хлеба! Неужели же ради жизни христианской на земле не потрудимся?

Время Великого Поста особенно благоприятно для такого труда. Почему мы уклоняемся от этого труда? Ведь многие, очень многие из нас, немного потрудившись, уже прикоснулись к радости жизни с Господом и в Церкви. Попробуем скинуть свою греховную нечистоту и на ее место принять христианское доброделание. И мы увидим, какая это радость для нас же самих. Но надо потрудиться – „Царство Божие нудится”. Аминь.

2. Иди и кайся

Надо сказать правду: обстоятельства жизни ужасные. Кругом горе, несчастья, болезни, уныние, злоба, тоска. И это не случайное явление только нашей эмигрантской жизни, внимательный глаз заметит опустошенность души человеческой повсюду. Примириться с этим нельзя. Мы не можем признать обычным явлением эти несчастья, беды, уныние, злобу, тоску. Но где же выход? Дело ведь не только в экономических и политических событиях и кризисах нашего времени. А дело в том, что мы перестали слышать Истину, забыли Того, Кто сказал: „Я Свет миру”. Без этого Света, без Бога, человек жить не может. Надо вернуться в свой Отчий дом. Это наша общая задача и задача для каждого из нас. И принять Свет Божий надо не только умом, в теории, а всем сердцем, всей своей жизнью. Это возможно, должно, необходимо сделать.

Первый шаг к Свету, к Богу – покаяние. К покаянию зовет всех нас время Великого Поста, не должно быть отговорок и отсрочек: пришло время Великого Поста – иди и кайся.

Давно не говел – иди и кайся. Много и гадко согрешил – иди и кайся. Плохо подготовился к исповеди – иди и кайся.

Как идти и каяться? Просто: загляни в свою душу и скажи, чем заполнена; если не замечаешь – почитай Евангелие, вспомни заповеди, а главное подумай, и обязательно заметишь свою темноту. Вот ее и скажи перед крестом и Евангелием.

Но этого недостаточно. После исповеди надо поработать, надо постараться принести и плоды покаяния, т.е. стать лучше, чище, глубже.

И сколько уже есть людей, которые знают это, поняли и стараются стать лучше, чище, уже живут с Господом, уже отображают Его Свет, уже вышли из ада современных обстоятельств жизни. Почему же мы этого не сделаем? Почему мы остаемся во мраке современной жизни без Бога и не слышим Его зова? Надо сделать первый шаг, затем будет уже легче. Но нельзя оставаться во тьме, нас окружающей. Господь зовет: Я Свет миру. Услышим же это, почувствуем, пойдем.

3. Об Исповеди

Теперь время Великого Поста, и мы думаем об исповеди. Пойти или не пойти? – Разные мысли бывают: нет настроения, все равно опять будешь грешить и т.д… Что сказать на это? – Думается, что ГЛАВНЫЙ ВОПРОС должен у нас быть не в настроении, не в том, что опять будешь грешить, а в том, что ХОЧЕШЬ ЛИ, СТРЕМИШЬСЯ ЛИ ЖИТЬ ПО ПРАВДЕ БОЖИЕЙ? – УДОВЛЕТВОРЯЕТ ЛИ ТЕБЯ НАСТОЯЩАЯ ТВОЯ ЖИЗНЬ? – ДУМАЕШЬ ЛИ О КОНЦЕ ТВОЕЙ ЖИЗНИ на земле и о жизни после смерти?

Если тебя твоя личная жизнь и вообще жизнь рода человеческого на земле не удовлетворяет, если ты хочешь жить по правда Божией, если ты думаешь о жизни после смерти, – то вопрос об исповеди становится простым. Не рассуждай о настроении и о том, что опять будешь грешить, загляни честно в твою душу, собери все нечистое и нехорошее и перед Св. Крестом и Евангелием при священнике выкинь из своей души. А потом уже – после исповеди – береги чистое одеяние души, старайся не запачкать, а если замараешь, старайся скорее это скинуть, оберегай себя.

Не рассуждай много – хочешь жить по правде? – Иди и кайся, проси у Бога прощения и сил, чтобы не погрязнуть во зле.

ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ…

4. О Покаянии

„Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!”

Что такое покаяние? Это познание себя, это суд над собою, это сознание греха, это желание от греха освободиться, это раскаяние в нем перед лицом Божиим в присутствии священнослужителя, это вражда ко греху, это объявление ему войны.

Что может мешать покаянию?

Большой тяжкий грех? Но нет греха человеческого, который был бы больше милосердия Божия, кроме греха нераскаянного.

Стыд признаться в грехе? Но стыдно грешить, а не каяться. Не стыд, а радость бывает, когда грешник искренно раскаивается, хотя бы в самом ужасном грехе.

Некоторым мешает мысль, что снова согрешит. Конечно, надо стараться не возвращаться к греху. Но что было бы с нашими, например, руками, если бы мы перестали их мыть из-за того, что снова запачкаем? Так и с душою – ей необходима баня покаяния.

Что еще мешает покаянию? Маловерие, сомнения? Но как раз в этом-то и надо каяться.

Неужели мы хотим дружить со злом и грехом? Неужели мы хотим быть рабами греха? Неужели мы не хотим духовно обновиться и окрепнуть?

„Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?...”

5. Исповедь

„Покаяния отверзи ми двери”. Перед каждым из нас эта забота – покаяться. Но покаяться по-настоящему это не только признать себя во всем грешным и перечислить некоторые грехи. Как-то к Оптинскому старцу Амвросию пришла на исповедь одна барыня и говорит: „Я во всем грешна”, а он и спроси ее: „А ты лошадей крала?” Она – „Что ты, батюшка, я не такая”. „Тогда и кайся, в чем грешна”.

Но настоящее покаяние не только в перечислении грехов. Надо как-то осознать эти грехи, поболеть ими; пожелать от них освободиться. И грех, который особенно чувствует совесть, особенно нуждается в покаянии.

Когда готовишься к исповеди, сколько препятствий появляется – и не чувствуешь себя готовым, и стыдишься священника, и всякие дела и мысли мешают. И думаешь, как освободиться от грехов, они стали спутниками жизни.

Исповедь есть суд над собой перед лицом Божиим при свидетеле – священнике. Исповедь есть выявление вражды ко греху, война ему. Исповедь есть врачебница, где Врач и Целитель – Господь.

Евангелие о Расслабленном нам подтверждает это. Что сказал Господь прежде, чем исцелить несчастного? „Прощаются тебе твои грехи”, а потом: „Встань и иди”.

Вот и мы все расслабленные грехами люди, и на исповедь мы идем, чтобы услышать „прощаются тебе грехи твои”. Но после исцеления новая забота – не заболеть опять.

Господи, помоги!

6. Как мы смеем приступать к Св. Чаше?

Как мы смеем приступать к Святой Чаше? Или мы не веруем, но тогда зачем приступаем? Как мы смеем приступать к Святыне Тела и Крови Христовых, когда все у нас осквернено – ум, язык, чувства, тело? Не правы ли те, кто говорит, что он недостоин и поэтому по своему разумению отстраняется от Св. Таин?

Конечно, мы все недостойны. Но к кому Господь пришел? Он пришел не праведников, а грешников спасти. Он был с мытарями, блудницами, с прокаженными телом и духом.

Не для достойных Господь пришел, а если так, то кто из нас по своей воле и по своему разумению смеет сказать „нет”? Неужели даже раз в год мы не выйдем на зов: „Со страхом Божиим и верою приступите”? Ведь этот зов говорит нам не о достоинстве, а о страхе Божием и вере. Господь требует от нас покаяния, желания быть лучше, страха и веры.

На выход Господа к нам никто без благословения духовника не может сказать „нет”.

К Св. Чаше мы приступаем по заповеди самого Господа. Он сказал „придите”. К Св. Чаше мы приступаем по греховности нашей, так как не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Мы грешные и бессильны в борьбе с грехом, поэтому мы и идем к Спасителю.

„Со страхом Божиим и верою приступите”.

Да не будет у нас не слышащих или говорящих „нет” и да будут Св. Тайны нам во исцеление душ и телес. Аминь.

7. Торжество Православия I

Первое воскресенье Великого Поста называется Неделей Торжества Православия. В этот день отмечается и празднуется торжество, победа Православия над всеми ересями.

Но что такое Православие? Православие – вера, которая правильно славит, прославляет Господа. Православие – небо на земле. Возьмем наши храмы – в святых иконах здесь Господь, Матерь Божия, святые, ангелы. А на дискосе во время Литургии – Господь, окруженный Своей Пречистой Матерью, всеми святыми, всеми живыми и усопшими верующими.

А наше богослужение? Каждый день недели и каждый день года освящается небесными воспоминаниями!

Православие – это бездонный колодец, из которого душа может питаться без конца.

Но воду из колодца надо доставать и сама собою она не течет в уста человека, так и из колодца веры Православной живительную влагу надо черпать.

И если Православие небо на земле и бездонный колодец живительный для души влаги, то нельзя этого сказать о православных. Сколько из нас, обладая бесценным богатством Православия, его не знают, им не питаются, им не живут; они скитаются по чужим дворам инославия, разных сект, ересей и лжеучений.

Время Великого Поста – время, когда православный оглядывается на свою жизнь, кается в том, что у него неисправно и старается припасть к живительной влаге бездонного кладезя нашей веры. Аминь.

Торжество Православия II. Анафема

В нынешний день Торжества Православия в соборах архиерейским служением совершается Чин Торжества Православия. Он состоит в исповедовании веры православной, в провозглашении многолетия и вечной памяти всем защитникам веры, в молитве о вразумлении отступивших от истинной веры и в провозглашении „анафемы” всем упорствующим в своих заблуждениях. „Анафема” значит отлучение, это слово употреблено еще ап. Павлом. Другими словами можно сказать, что анафема есть указание на то, что люди таких-то заблуждений отпали, вышли из Церкви, есть предупреждение верующим, что так думать нельзя. Кто же предается анафеме, кто считается отпавшими от Церкви?

1. Отрицающие бытие Божие и утверждающее самобытность мира.

2. Говорящее, что Бог не дух и отвергающее свойства Божия.

3. Умаляющее равночестность Сына Божия и Св. Духа и разделяющее Св. Троицу.

4. Не приемлющие евангельской проповеди спасения.

5. Не почитающие приснодевства Божией Матери.

6. Не верующие, что Св. Дух умудрил пророков и Апостолов.

7. Отрицающие бессмертие души и будущий Суд.

8. Отрицающие св. Таинства.

9. Отвергающие соборы Свв. Отцов и их постановления.

10. Поносящие св. иконы.

День Торжества Православия есть своего рода проверка нашего верования. Каждому нужно спросить – православный ли я, не заблудился ли в своих размышлениях? И, если заблудился, покаяться и исправиться. Но Православие не только вероучение, это и жизнь, потому надо спросить себя – по православному ли я живу? И если нет, в этом покаяться и постараться исправиться. Аминь.

Торжество Православия III. О почитании икон

В день Торжества Православия хорошо подумать о ПРАВОСЛАВИИ. Чем оно отличается от других вероисповеданий?

Мы оставим интересные, но мудрые рассуждения об этом разных богослов, и скажем то, что может понять и почувствовать каждый мирянин – в Православии Господь и все небо ближе к людям.

Войдем в Православный храм – перед нами Спаситель, Божия Матерь, св. Ангелы и угодники Божии. Все они здесь с нами, на нас смотрят, нам говорят о своей жизни и о том, как жить. „В храме стоящи славы Бога на небеси стояти мним”, говорится в одной молитве, читаемой за великопостной утреней. Действительно, православный храм всем своим устройством напоминает нам небо, царство славы. В храмах наших просто, понятно, уютно. Сам храм, даже вне Богослужения, освещает душу приходящего.

И как странно слышать возражения против почитания икон, упреки в идолопоклонстве. Ведь Господь Иисус Христос, Божия Матерь, угодники Божии были во плоти. Так почему же мы можем иметь у себя на стенах изображения, фотографии дорогих нам людей, фотографии, которые нам столько напоминают, столько говорят – почему мы можем иметь и уважать такие фотографии, а не можем иметь, уважать и почитать изображения тех, кто ближе к нам, но ушли от нас на небо – Господа Иисуса Христа, Божией Матери, угодников Божиих?

Ведь мы почитаем и поклоняемся не доске, не краскам, а тому Первообразу, который имеет свое отображение на иконе. Разве это идолопоклонство, разве в этом нет просто близости к нам, к нашим душам тех, кого мы почитаем? Они нас спасают, они нас подымают. Они нам дороги, потому что они наши „святые отцы”, братия и сестры о Господе, потому что в этих образах на нас смотрит Сам Господь.

Говорят еще: если кланяться, то не все ли равно какой иконе?

Действительно, всякая икона свята и чудотворна, но мы знаем, что почему-то через некоторые иконы благодать Божия особенно изливается на верующего. Почему – Господь знает – а мы знаем только, что через некоторые иконы особенно сильно изливается благодать Божия.

И еще можно отметить – в эти годы гонения на Церковь Православную и верующих Господь милость Свою изливает верующим особенно через иконы. Это повсеместное чудесное обновление святых икон знает только гонимая русская Церковь Православная. Скольких людей Господь укрепил этим чудом!

Поэтому несомненно и несмущенно исповедуем Православное почитание св. икон и освящаем ими всю нашу жизнь. Икона в наших храмах и домах сводит небо на землю; и да не будет среди нас дерзающих не принять ее к себе в дом, а имея ее, бесстрашно ходить при ней во грехе плоти и духа.

„Образу Твоему покланяемся, Владыко”, поклоняясь телом, вознесемся духом к небу. Да не оскверняются наши святыни не только руками богохульными и богоборческими, но делами непотребными нас, скверных и недостойных рабов Божиих. Аминь.

8. 2-ая неделя Великого Поста. Св. Григорий Палама

Второе воскресенье Великого Поста посвящается памяти св. Григория Паламы, Солунского архиепископа. Григорий Палама жил в XIV ст. Молодость провел в Константинополе, при царском дворе. Получил блестящее образование, и ему предстояла блестящая карьера. Его отличительною особенностью была сосредоточенность, собранность ума, внимание. Отца он потерял рано. Перед кончиной отец поручил свою семью заступничеству Божией Матери. Григорий постоянно прибегал к этому заступничеству. Умиляешься, когда читаешь, как он, будучи еще мальчиком, взял за обыкновение не начинать занятий без молитвы к Божией Матери с тремя поклонами перед Ее иконой.

20-ти лет Григорий ушел от светской жизни города, добрался до Афона, там преуспевал в жизни духовной. Был рукоположен в священники. Вел с успехом борьбу с ересями того времени. Бывал в Константинополе на соборах. Претерпел за Православие заточение и ссылку. Написал много богословских, исторических и аскетических сочинений. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Учил об озарении благодатным светом духовно собранных людей.

Прославление его во второе воскресенье Поста как бы побуждает верующих к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным светом. Но как трудно нам сосредоточиться – в церкви ли, дома ли на молитве мысли бегут беспрерывным потоком, перескакивая с предмета на предмет; как трудно добиться чистой молитвы без посторонних мыслей. Пост, исповедь побуждают нас к очищению своей души, своих мыслей и чувств. Пост и исповедь приводят человека к духовному озарению. „Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас! Аминь.

9. 3-я неделя Великого Поста – Крестопоклонная I

В третье воскресенье Великого Поста на поклонение верующим торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Выносится для того, чтобы ободрить изнемогающих от поста и побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему. Воистину, кто из нас, поклоняясь Св. Кресту и лобызая распятие Господа, невольно не вспомнит воинов Пилата, дерзновенно поклонявшихся осужденному на крестную смерть Господу, и предательского поцелуя Иуды? Невольно, подходя к Кресту, задумаешься о своей жизни, заглянешь в себя.

Что такое покаяние? В сердце человека, в душу его всеяны в таинстве св. крещения и при других обстоятельствах семена добрые; жизнью же своею мы часто засеваем семена недобрые, злые, греховные. Они заглушают добрые семена, как сорные травы. В таинстве покаяния эту сорную траву души надо обличить. Но мало сказать, что у меня на душе то и то недоброе и греховное. Эту сорную траву надо на исповеди вырвать с корнем, чтобы очистить место для хорошего. Но мало очистить землю сердца нашего от сорной травы, надо еще позаботиться, чтобы посеянные добрые семена дали ростки. Надо потрудиться над исправлением жизни своей.

Не надо смущаться тем, что опять могут вырасти сорные травы. Ведь и на полях, и на огородах это бывает. Значит, надо только чаще прочищать поле сердца нашего от недоброй травы прегрешений.

Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой, и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды.

Вспоминая дерзких воинов Пилата и поцелуй предателя, не будем подражать им, но, положившись всецело на силу Животворящего Креста Господня, будем просить Всемогущего о даровании нам сил на очищение поля сердца нашего от сорной травы в таинстве Святого Покаяния. Аминь.

3-я неделя Великого Поста – Крестопоклонная II

„Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...”

Почему мы поклоняемся Кресту? Да прежде всего потому, что мы вспоминаем бывшее на Кресте. А что было? Господь Иисус Христос, после страшных страданий добровольно умер за нас, грешных людей.

Случается, что люди умирают за родину, за родных, за знаменитого человека, но чтобы кто-нибудь добровольно умер за грешника, преступника, за своего врага – что-то не слышно, а Господь Иисус Христос умер добровольно именно за грешников, преступников, за нас. И этот подвиг любви и был совершен на Кресте. Этому подвигу любви мы и поклоняемся. Поклоняясь Кресту, думаем, чтобы и нам иметь хоть крупицу такой любви, которая, если не за преступника и врага отдаст жизнь, то хотя бы ради Господа готова была себя ограничить в грехе.

Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся и надежде, ибо когда наступила крестная смерть, когда, казалось, все было кончено и гроб запечатан, тогда именно Господь воскрес. Наша надежда, что нет конченного человека, что каждый из нас не только воскреснет в будущей жизни, но и здесь может воскреснуть из бездны греховной к жизни христианской.

Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу любви и надежде воскресения. Иисусе воскресший, воскреси души наши!

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!

3-я неделя Великого Поста III. О Кресте

Крест – это тягота, трудность, горе, страдание. Крест надо принять и с ним надо идти по стопам Христа. Неся крест свой со Христом, человек духовно крепнет, обновляется. Надо думать не о том, как бы освободиться от креста, а о том, как бы правильно нести свой крест.

Сегодня мы поклоняемся св. Кресту Христову и думаем о кресте каждого из нас. Иногда ведь бывает очень трудно нести свой крест, иногда человек изнемогает под тяжестью своего креста. Что тогда делать? Кто или что тогда поможет? По-настоящему, пожалуй, только одно. Надо мысленно встать перед св. Животворящим Крестом Христовым и сказать: да будет воля Твоя, да будет Твоя св. воля во всем и до конца!

И станет тогда человеку легче и в несении своего креста. Он уже будет не один.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь.

10. 4-ая неделя Великого Поста – Преп. Иоанна Лествичника I

Великим Постом смотришь в душу свою и видишь как легко согрешить, как легко жить беспечно, без Господа Бога. И как трудно побороть грех, заставить себя меньше грешить, как трудно молиться, пойти в церковь, почитать Евангелие. Почему это?

Да, ведь вообще падать, катиться вниз просто, для этого не требуется никаких усилий. Подниматься же гораздо труднее, без некоторого усилия никак не взойдешь на гору.

В жизни нашей духовной часто мы просто катимся вниз, и как иногда быстро и глубоко падаем. Пока стоишь еще ничего, но только двинься вниз – страшно не только сказать, но и подумать даже до чего доходит человек, да еще носящий имя христианина, в своем падении…

В четвертое воскресение Великого Поста совершается в церкви память преп. Иоанна Лествичника. Назван он „Лествичником”, п.ч. написал книгу „Лествицу”, в которой учит о восхождении христианина к Богу. В этой книге преп. Иоанн говорит о 30 ступенях, о 30 победах духовных на пути восхождения к Богу.

Не сразу человек может оказаться на верху духовной жизни. По этому пути надо, обычно, двигаться постепенно: от ступеньки к ступеньке, от исповеди к исповеди, от одной духовной победы к другой. Но нужно двигаться, нужно подниматься. При этом лучше вниз и не смотреть, можно сорваться, упасть, расшибиться до смерти. Лучше нам в верх смотреть, на тех, кто уже поднимается, на тех, кто уже поднялся, на святых угодников Божиих и на Самого Господа Иисуса Христа, Который наш Помощник и Покровитель.

Падать легко, но и страшно падать. Подниматься труднее, но тот, кто в этом потрудится, жалеть не будет.

Да будет же для каждого из нас нынешний Великий Пост хотя бы одной ступенькой вверх в жизни нашей духовной. Аминь.

4-ая неделя Вел. Поста II

Половина св. дней Вел. Поста уже прошла. Как мы их провели? что собственно от нас требуется Вел. Постом?

Первое основное требование для всех православных христиан – заглянуть в свою душу, посмотреть в свое сердце, разобраться, что там делается, отобрать плохое, гнилое и злосмрадное, греховное и выкинуть его вон, подойдя к таинству покаяния.

Что нам мешает это сделать? Прежде всего, пожалуй, суета нашей жизни. Нам некогда, нам надо спешить, у нас столько дел и мы так устаем, что для главного, основного, для маленького внимания к жизни нашей души времени нет. А случается, что мы духовно просто спим, ничего особенного на душе не чувствуем, думаем, что еще будет время покаяться и совершенно забываем, что час нашей кончины нам совершенно неизвестен, что быть может, он уже при дверях. И Церковь нас будит: „Душе моя, душе моя, возстани, что спиши, конец приближается”...

А бывает еще и так: мы знаем свою скверну, знаем свой грех, но не хотим его изгнать из нашей души и из нашей жизни и отходим ради этого иногда не только от таинства покаяния, но даже и от Церкви вообще, находя для этого то или иное объяснение.

Бывает и еще положение: человек заглядывает в свою душу, в свое сердце и вдруг начинает сомневаться, буря помышлений на него находит и он не решается подойти к таинству покаяния. В таком случае, братья и сестры, надо вспомнить отца бесноватого отрока, о котором сегодня читалось в Евангелии и вспомнить его молитву: „Верую, Господи, помоги моему неверию”.

Душе моя, душе моя, возстани, что спиши? конец приближается. Сердце чисто созижди во мне, Господи, и дух прав обнови во утробе моей. Спасе, спаси мя!

4-ая неделя Великого Поста III

4-ое воскресенье Великого Поста посвящено памяти преп. Иоанна Лествичника. Преп. Иоанн называется „Лествичником”, п.ч. написал особое руководство для духовной жизни, разделенное на 30 ступеней. По этим ступеням духовной лестницы человек должен восходить от совершенства к совершенству.

Память преп. Иоанна Лествичника напоминает нам не только его и его душеспасительное сочинение, но и говорит нам вообще о жизни духовной. В духовной жизни человек должен совершенствоваться постепенно, как бы поднимаясь по ступеням. Этими ступенями в нашей жизни бывают дни говения и таинства исповеди. Нам надо стараться улучшаться от исповеди к исповеди.

Иногда бывает трудно подойти к исповеди, у нас являются разные мысленные препятствия, мысли о своем неверии и маловерии. Но верно ли наше неверие? Быть может, это не неверие, а просто сомнение?

А что такое сомнение? это признание своей несостоятельности – вот того-то и того-то я не понимаю, я сомневаюсь в этом, п.ч. не понимаю. Другое дело отрицание, отвержение, это гордость, самоуверенность, – тяжелый трех. А признание себя непонимающим, сомневающимся – не может быть препятствием подойти к исповеди и св. Причастию. Вспомним, что слышали сегодня в Евангелии:

„Верую, Господи, помози моему неверию!”

И Господь совершил чудо. Пусть это ободрит тех, кто сомневается и не знает подойти ли ему к св. Чаше. Аминь.

11. Пятая неделя Великого Поста

В 5-ое воскресенье Великого Поста последний раз поется: „Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”.

В течение 5-й недели Великого Поста дважды поминается преп. Мария Египетская. На 5-й неделе Великого Поста Церковь как бы особо обращает свой взор на тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения – „Нет греха человеческаго, который превозмог бы милосердие Божие, кроме греха нераскаяннаго”.

И пример жизни преп. Марии Египетской это подтверждает. Она 12-ти лет покинула родительский дом, ушла в Александрию, где долгие годы жила во грехе, наслаждаясь грехами и вовлекая в грех других. Однажды она увидела толпу людей, спешащих в порт. Она спросила в чем дело и ей сказали, что сейчас отходят корабли на Св. Землю и что люди спешат, чтобы отправиться в Иерусалим к празднику Воздвижения Креста Господня, для поклонения св. Кресту. Мария решила тоже ехать, но не для молитвы и поклонения святыням, а для продолжения своей распущенной греховной жизни. И в пути, и в св. Граде она продолжала наслаждаться грехом и вовлекать в него других!

Наступил праздник Воздвижения. Мария с толпою богомольцев устремилась в храм Гроба Господня. И вот она уже у храма, вот она уже у его порога, но войти не может. Она подумала, что более сильные люди ее оттесняют. Она снова устремляется с толпой ко входу и снова войти не может. Какая-то неведомая сила не позволяет ей переступить порог храма. Еще и еще делает попытки Мария, но напрасно. Она не может войти в храм. Тут она подняла глаза и увидала над входом в храм икону Божией Матери. И она поняла – она, такая грешная, не смеет войти в храм. Она встала в стороне и со слезами покаяния молилась Божией Матери, обещая измениться. После такой молитвы, она снова пошла к храму и вошла. Она упала пред Животворящим Крестом, помолилась, поцеловала св. Крест. Вышла из храма, устремилась к Иордану, омылась там, потом в храме св. Иоанна Крестителя причастилась св. Христовых Тайн и ушла в заиорданскую пустыню, где в молитве и посте прожила всю остальную свою жизнь, около 40 лет.

Великая грешница стала великой святой.

Вот о чем напоминает нам сегодня Церковь, призывая к покаянию и изменению нашей жизни.

Да будем сынами света и дня!

В дни св. Четыредесятницы многие из нас приходят в храм с покаянием; будем же выходить отсюда сильными и обновленными, не в пустыню, но в мир, где, как дикие звери, окружают нас соблазны греха. Пример преп. Марии Египетской говорит нам, что как бы глубоко мы не пали, мы можем начать новую духовную жизнь. Аминь.


Источник: Немного о многом : Слова и поучения, 1932-1972 / Еп. Мефодий. - Париж : [Вечное], 1973. - 187 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle