С.И. Остроумов

Источник

Восьмое блаженство

«Блажени изгнанни правды ради, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5:10).

Тексты

«Господь открыл мне ухо и я не воспротивился, не отступил. Я предал хребет мой бьющим и ланиты мои поражающим; лица моего не закрывал от поругания и оплевания. И Господь помогает мне»... (Ис. 50:5–7).

«Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль, и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет во век, и спасение Мое в роды родов». (Ис. 51:7–8).

«Они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду». (Ам. 5:10).

«От этого закон потерял силу, и суда праведного нет, так как нечестивый одолевает праведнаго, то и суд происходит превратный». (Авв. 1:4).

«И враги человеку домашние его». (Мф. 10:З6).

«Если и страждете за правду, то вы блаженны. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое. А если, как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». (1Пет. 3:14; 1Пет. 4:15–16).

«Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте». (Рим. 12:14).

«Гонят нас, мы терпим... Мы, как прах, всеми попираемый доныне». (1Кор. 4:12–13).

«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». (2Тим. 3:12).

«Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побива-емы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козиих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли». (Евр. 11:36–38).

Изречения

«Мир так безумен, что если только он увидит кого-либо, кто не безумствует вместес ним, как уж возстает против него и обвиняет его в безумстве лишь за то, что он не хочет одобрять безумство мира или участвовать в нем». (Преп. Антоний Великий).

«Прямота в слове и правдивость в деле часто и друзей обращают во врагов». (Амвросий, архиеп. Харьк.).

«Негодует на нас Небо за наши грехи, а мир за наши добродетели». (Талмуд).

«Ищи лучшего человека среди тех, кого осуждает мир».

«Добродетель шествует путем невзгод». (Еврипид).

«Кто без крестов, тот не Христов». (Посл.).

«Подвиги храбрости свойственны римлянам, подвиги терпения свойственны христианам». (Св. Амвросий Медиоланский).

«Лучше потерпеть поражение в правом деле, чем взять перевес в неправом». (Пр. Исаак Сир.).

«Презирай богатства, и ты будешь богат. Презирай славу, будешь славен. Презирай обиды, будешь непобедим. Презирай отдых, найдешь покой. Презирай землю, получишь небо». (Златоуст).

«Для человека в его естественном состоянии добродетель есть труд, так как порок – закон мира. Порочный плывет по течению, добродетельный – против течения. Добродетель требует напряжения сил (мужества – virtus), отрешения от уз страсти, от тираннии обычая, от тираннии общественного мнения и случайных обстоятельств». (Лейтон).

«Интересуйся не количеством, а качеством твоих почитателей; не нравиться дурным – для человека похвально». (Сенека).

«Мир не видит святых подобно тому, как слепые не видят света». (Филарет, м. М.).

«Правда режет глаза». (Пословица).

«Про доброе дело говори смело». (Послов.).

«Легко распространяются заблуждения, трудно прививается истина». (Амвросий, арх. Харьк.).

«Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. Первая ступень: «это так нелепо, что не стоит и обсуждать». Вторая: «это безнравственно и противно государственному порядку». Третья: «ах! Это так всем известно, что не стоит и говорить про это».

«Не много полагай веры на бренного и смертного человека, как бы ни любил его, как бы он ни был полезен, – и не печалься много, когда он против тебя поворотится и вопреки тебе скажет. Кто сегодня с тобою, завтра может быть против тебя. Люди часто, как ветер, меняются. Нет у тебя здесь пребывающего града. Где бы ни был, странник ты и пришлец». (Фома Кемпийский).

«Я чую близость времени, когда христиане опять будут собираться на молитву в катакомбах, потому что вера будет гонима, – быть может, менее резким способом, чем в нероновские дни, но более тонким и жестоким: ложью, насмешкой и подделками, – да мало ли еще чем? Разве ты не видишь, кто надвигается? Я вижу, давно вижу»... (В. С. Соловьев).

«Многие терпят гонение по причине своих грехов, но не суть праведные». (Бл. Иероним).

«Кто хотя немного размышляет о будущем, неизбежно начинает предчувст-вовать, что в 20-м веке произойдет необычайный натиск на христианство, чтобы ниспровергнуть все основы христианского строя и нравственности. Повсюду в Европе пришли в движение слуги отрицания и разложения: материализм, нигилизм, маммонизм, страсть к увеселениям, насмешливость, ничего не признающая, и научное превозношение». (Трейчке).

«Не сила внешняя и не оружие, но сила духа побеждает». (Фихте).

Примеры

Совершенная радость. Когда Франциск Ассизский под холодным дождем и ветром возвращался со своим учеником из Перузы в Порционкуль, он говорил своему ученику о том, в чем надо полагать радость совершенную. «Радость совершенная, – говорил он, – не в том чтобы быть добродетельным и восхваляемым за эту добродетель; не в том, чтобы иметь дар исцеления больных, возвращения слуха глухим, зрения слепым; не в том, чтобы предвидеть и предсказывать будущее, не в том, чтобы постигать течение звезд и свойства всех растений и животных, и не в том даже, чтобы привести всех людей к истинной вере».

Эти отрицательные определения совершенной радости сообщаемы были Франциском ученику с промежутками, и у ученика росло нетерпение знать, в чем же совершенная радость?

«В том, – ответил наконец, Франциск, – что вот, когда мы придем к своему монастырю мокрые, грязные, холодные и голодные и постучим к привратнику, и он спросит: кто вы? И мы скажем, что мы братья его, и он на это скажёть нам: лжете, вы – бродяги. Только шатаетесь по свету, соблазняете людей, крадете милостыню. Убирайтесь отсюда, не пущу вас. И вот если тогда мы, окоченелые, холодные, голодные, со смирением и любовию примем слова эти и скажем себе, что он – прав, и что, видно, Бог внушил ему такое обращение с нами, тогда только мы познаем радость совершенную».

Цель обличений. Придворный проповедник в Браубахе Бальтазар Шуппе (XVII в.) смело обличал с кафедры любимые пороки государя, не опасаясь опалы и изгнания. После одного из таких обличений, за парадным столом владетельный князь сказал пастору:

– Вы меня ныне до кожи пробрали своими укоризнами.

– Душевно жалею о том, – со вздохом ответил пастор

– Как, жалеете? – удивился князь. – Я думал, что вы считаете своею обязанностию высказывать мне истину.

– Я жалею, что мое слово было не достаточно убедительно для вас: я целил в сердце, а дошел только до кожи.

Уста Божии. «Так сказал Господь: если ты обратишься, то Я возставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим. И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь, как Мои уста». (Иер. 15:19). Иеремия был гонимым и скорбящим пророком. Его ненавидели за слова правды. Слово, принятое им от Господа, было сладко для пророка, но горько для иерусалимлян.

Но какая честь быть, как уста Божии! Не должен ли этой чести домогаться каждый проповедник, каждый верующий? Не величайшее ли чудо, что Господь говорит чрез нас? Не утешение ли говорить твердую чистую истину и говорить со властию? Слово наше не останется безплодным. Оно будет благословением для приемлющих его и бедою для отвергающих. Наши уста многих напитают. Наш голос пробудит спящих и возвратит к жизни умирающих.

Власть умереть. Диоклитиан пытался различными обещаниями отклонить христианина от веры во Христа. Когда это ему не удалось, он гневно воскликнул:

– Разве ты не понимаешь, что я имею власть убить тебя

– Ты имеешь власть меня убить, но я имею власть умереть, – отвечал исповедник.

Царь приступил к осуществлению своей власти, а исповедник скончался со словами: «Иисус – мой Спаситель».

Власть быть изгнанным, потерпеть узы и смерть за правду выше власти гонителей и насильников, выше, разумнее и свободнее.

Юродивая. В Тавенисиотском монастыре была дева, считаемая за скудоумную. Ею сестры гнушались и не ели с ней. Повязав себе на голову тряпку (остальные сестры носили кукули), юродивая служила в поварне и питалась крошками, сметаемыми со стола, и обмывками блюд и горшков. Ее били и мазали в насмешку, она же не роптала и молчала. Отшельнику Питириму было внушение: «Что ты много о себе думаешь? Хочешь ли увидеть женщину, которая благоговейнее тебя? Пойди в монастырь жен тавенисиотских и найдешь там одну, у которой на голове повязка; она лучше тебя, потому что борется с нуждою и никогда сердцем своим не удалялась от Бога». Питирим, пришедши в монастырь, потребовал видеть всех. Но юродивая не показалась. Питирим сказал сестрам: «Представьте мне всех, потому что не достает еще кого-то». Сестры стали ее кликать, а она не слушалась, понимая, может-быть, в чем дело. Сестры влекут ее насильно, говоря: «святый Питирим желает видеть тебя». Когда увидел Питирим тряпку на челе ея, тогда, припадши к ногам ея, сказал: «Благослови меня, матерь моя». Но и она припала к ногам его, говоря: «Ты меня благослови, господин авва!» Все изумились и говорят Питириму: «Не потерпи обиды, авва, потому что она юродивая». Старец ответил: ,,Вы – юродивыя; она же и вам и мне матерь. И я желаю оказаться достойным ее в день суда». Тогда сестры припали к ногам ея, признаваясь в различных оскорблениях. Она же, не терпя славы, совсем ушла из монастыря.


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 2. Ч. 3-4. - [2], VIII, 157 с.

Комментарии для сайта Cackle