С.И. Остроумов

Источник

Седьмое блаженство

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5:9).

Тексты

«Ищи мира и следуй за ним». (Пс. 33:15).

«Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев». (Притч. 12:20).

«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором». (Притч. 17:1).

«Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть». (Притч. 15:17).

«Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятаго, и пост седьмого, и пост девятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир». (Зах. 8:19).

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». (Мф. 5:25).

«Мир имейте между собою». (Мк. 9:50).

«В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему». (Лк. 10:5).

«Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот... ищи мира и стремись к нему». (1Пет. 3:10–11).

«Если возможно с своей стороны, будьте в мире со всеми». (Рим. 12:18).

«Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». (Рим. 14:19).

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в однех мыслях». (1Кор. 1:10).

«И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1Кор. 6:7).

«Все – от Бога, примирившего нас с Собою Иисусом Христом и давшего нам служение примирения» (2Кор. 5:18).

«Умоляю вас поступать достойно звания, старайтесь сохранить единство духа в союзе мира. Солнце да не зайдет во гневе вашем». (Еф. 4:1, Еф. 4:3, Еф. 4:26. Ср. 1Сол. 5:13–15; Евр. 12:14).

«Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренно-мудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» (т.-е. в одной Церкви). (Кол. 3:12–15).

«Держитесь правды, веры, мира со всеми, призывающими Господа от чистого сердца». (2Тим. 2:22).

Изречения

«Под миротворцами разумеются те, которые сперва в сердце своем, а потом и среди несогласных между собою братьев водворяют мир. Что пользы, если ты умиротворяешь чужих, а в душе твоей борются пороки?» (Бл. Иероним).

«Радость моя! стяжи мир в душе, и тысячи около тебя спасутся». (Преп. Серафим).

«Прежде себя утверди в мире, и тогда других умирить можешь. Человек мирный больше ученого приносит пользы. В страсти человек и добро обращает во зло и всякому злу склонен верить. А добрый человек и мирный все обращает во благо. Кто твердо стоит в мире, тот никого не подозревает». (Фома Кемпийский).

«В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего». (Рескин).

«Предупреждай своим приветствием каждого человека. Не достаточно только не затевать ссоры с ближним или отвечать ему на его приветствие. Нет, следует подготовлять мир, предупреждать рознь и раздор, делая невозможным их возникновение, ибо, когда уже дело доходит до необходимости мирного вмешательства, кто может тогда ручаться за успех?» (Талмуд).

«Вселенная была бы местом мира, если бы мы творили мир; и все твари любовно служили бы нам, если бы мы с любовию воспитывали их. Но до тех пор, пока мы делаем себе забаву из охоты за птицами и зверями, пока мы предпочитаем вести борьбу с нашими ближними, а не с нашими пороками, до тех пор путь к древу жизни будет охраняем мечом, а врата Эдема крепко от нас заперты». (Рескин).

«Истинный мир сердцу можно найти только в сопротивлении страстям, а не в служении им». (Фома Кемпийский).

«Страсти живут и в святых, только они обуздываются ими». (Авва Авраамий).

«Мы должны отдавать отчет себе не только в каждом неразумном слове нашем, но и в нашем молчании, когда люди ожидают от нас слова утешения и ободрения». (Франклин).

Почему миротворцы награждаются наименованием Сынов Божиих? На это дают ответ Златоуст и бл. Феофилакт.

Первый говорит: «Дело Единородного Сына Божия заключалось в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее».

Второй добавляет: «Миротворцы суть и те, которые своим учением врагов Божиих приводят к Богу. Они суть Сыны Божии, ибо и Единородный примирил нас с Отцем».

«Доброе братство – лучше богатства». (Пословица).

«Кто не миротворец, тот не имеет права считаться христианином». (Златоуст).

«Если я забочусь об устроении мира, то, я полагаю, никто меня не сочтет любопытным (т. е. неделикатным), будто я вмешиваюсь в чужия дела, в которые не имею права входить». (Св. Василий В.).

«Для того, чтобы говорить о любви ко врагам, надо самому подняться до любви к врагу и пройти мучительный искус молитвы за него безкорыстной». (Проф., прот. С. Соллертинский).

Спокойное или радостное душенастроение очень важно в деле сохранения жизненных сил. Это – секрет молодости. Душевное состояние человека обусловливает продолжительность и течение жизни человека. Человек живет столько, сколько у него в запасе идеализма и сил душевных к встрече бед. От душевного мира зависит крепость важнейших органов тела.

"Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. (Ин. 15:11). Радость и на радость радость пусть будет правилом жизни нашей. Радость – посланница неба. Твори радость, душа, и ты с изумлением убедишься, как ты богата. Пожертвуй собой, чтобы радовать, пожертвуй для этого покоем, свободой, любимейшими твоими мечтами». (Кармен Сильва).

«Ободрить унывающую и смущенную душу значит более, чем завоевать царство». (Лютер).

«Некто оправдывал свою горячность стоянием за справедливость, но один праведник ему возразил: – ты был более справедлив, чем добр; вперед будь более добр, чем справедлив».

«Светом понят мир в том смысле, чтобы имелись внешния удобства, чтобы была сытость, веселье, пение и пляска. Но христианский мир – в сердцах человеческих даже и во дни гонений, тесноты, нужды и борьбы». (Лютер).

«Без мира души с Богом нет благословенного труда». (Дуглас).

Примеры

Возможен ли мир на земле? Иные утверждают, что мир возможен только на кладбище. «Пока на земле будут хоть два голодных и между ними кусок хлеба, война неизбежна», говорит француз Зола. Но это речь человека неверующего. И верить в мир, и осуществлять его может только искренний христианин. Крест Христов – порука мира.

«О мире всего мира и о спасении душ наших Господу помолимся!»

Мир со всеми. Хотите со всеми иметь мир? Подражайте тому знатному французу, который уцелел среди партийной борьбы и ужасов французской революции. На вопрос: как ему это удалось, он отвечал: «Я съежился и молчал».

Хотите иметь мир с семейными и старшими? Подражайте благочестивой женщине, умевшей ужиться с безалаберным и сварливым мужем. Если бы вы ее спросили, как она ужилась с немирным, она ответила бы: «Я с улыбкой исполняла свои обязанности, не обнаруживая никогда своей тоски по разбитом счастии. Я покорялась его прихотям. Я все терпела, что мне не нравилось. Я спрашивала совета мужа даже в том, в чем более его понимала».

Семейным людям полезно время от времени задавать себе такой вопрос: «Ради мелких неприятностей, причиняемых нам семейными, справедливо ли позабывать те удобства и удовольствия, которые мы каждый день получаем от семейных?»

Как сохранить мир с Богом и совестью? Сделайте так, чтобы ангел-хранитель каждую минуту дня видел вас или за моливою, или за работою, или в терпении, или в попытках к самоусовершенствованию

Любовью к порядку, верой, борьбой и постоянством достигается мирное настроение души.

Откуда разделения? Когда Кир, по рассказу Геродота, во время войны со скифами подошел к широкой и непроходимой реке, он разделил ее на рукава и небольшие потоки и через то сделал ее проходимой для своего войска.

Такова же политика диавола. Самое слово диавол – греческое и означает: тот, который разбрасывает, сильно разделяет один предмет от другого или одних людей от других. Диавол – личность, производящая раздор, разделение, смуту в мышлении и чувствах. Он разрывает связь между Богом и человеком. Он разделяет народ христианский на партии и секты. «Раздели и властвуй» – это адское правило. Но деятельность христианина, особенно пастыря, противоположна диавольской. Он должен собирать разделенных, всеми мерами утверждать мир в доме своем, в приходе, в поместной церкви и молиться, чтобы Господь умирил соборную апостольскую Церковь, которую основал честною Своею кровию, расточенных собрал, прельщенных обратил и совокупил святой Церкви. (Евхаристическая молитва св. Василия В.).

Примирение. Пастырь при посещении приходской семьи встретил девушку из хорошего семейства, но тайно ушедшую из дома и павшую. Из разговора с нею пастор узнал, что она скорбит о своем проступке, но не надеется на прощение от строгого отца.

– А пытались ли вы просить прощения? – спросил пастор.

– Нет, – отвечала девушка.

– Знает ли отец, где вы находитесь со времени бегства из дому?

– Не знает.

Пастор сейчас же написал отцу известие о дочери. Через неделю заблудшая получила от отца известие, что он прощает ей проступок и просит ее немедленно вернуться, о чем он молил Бога со дня ее ухода.

Так состоялось примирение, благодаря примирителю. И мы все нуждаемся в Примирителе, чтобы примириться с Отцем небесным. Ни один человек не настолько чист, чтобы не нуждаться в примирении, и никто настолько не пал, чтобы отчаяться в примирении, и никто настолько не могуществен, чтобы своими заслугами совершить примирение.

И мирность с людьми одно из звеньев союза с Богом. Мир – царственный путь, христианина. Когда Карла III-го Испанского спросили пред его смертью, со всеми ли он примирился, он с удивлением возразил:

– Ужели я стал бы ожидать смерти для примирения? Я всем прощал тотчас после оскорбления.

Последнее средство. Один священник Уфимской епархии рассказывал писателю Богоразу, что, после безустанных увещаний к своим прихожанам о прекращении кулачных боев, в один праздник после обедни он сказал им: «Вот, православные, я вам говорил проповеди, чтобы вы на кулачки не дрались, а вы не слушаете. Что же мне делать? Апостол Павел говорит: «умоли». Вот я на колена встану. И стал посреди церкви. Крик пронесся: «не будем». Стыдно им стало. Впрочем совершен-ного прекращения боев в приходе не последовало, а было только временное затишье».

Трактирщик миротворец. Несколько лет назад в Америке был такой случай. Две церкви в одной деревне сильно страдали от распрей, которые год от году возрастали. В одну из этих церквей пришел трактирщик Том Брадлей и в удобное время встал и сказал следующее:

– Вчера вечером я сидел у Фервель. Вы знаете, он был очень слабый человек. Ночью он уже умер. Но за час до смерти я сидел возле него и сказал: Джон! Не хочешь ли пригласить проповедника? «Нет, – ответил умиравший; – если церкви живут во вражде, то едва ли они могут помочь такому грешнику, как я». Это были последния слова, сказанные Фервелем в этом мире. Я решил передать их обеим церквам. Сейчас же иду в другую церковь и там расскажу то же самое.

Слова трактирщика произвели потрясающее действие в обеих церквах. Проповедники сделали общее собрание для примирения. Когда через день произошли похороны Фервеля, то оба проповедника молились, чтобы Господь наградил умершего тем благословением, которое обещано миротворцам.

Живое слово. Пастырство вообще и проповедничество в особенности есть служение

примирения. Относительно этого служения следует сказать, что как теплое молоко удобнее для питания, чем холодное, так живое слово действеннее прочитанного.

Всего полезнее для младенца теплое молоко из груди матери. Чтение в назидание церкви чужой проповеди, конечно, дело не безполезное, но подобное кормлению новорожденных из рожка. Слово, исходящее из сердца проповедника, – питательнейшая пища для прихожан. Искусственная теплота несравнима с теплотою сердца, и чужой опыт не столь убедителен, как личный опыт проповедующего. Примечательно, что пользующиеся чужими проповедями довольно скоро охладевают к делу проповедничества и начинают исполнять его, как обязанность или формальность.

Такой проповедник произносит проповедь с холодным приличием, будто это дело чужое и для него и для богомольцев. Любитель живого слова, быть может, менее содержателен, но слово его идет из глубины души, высказывается теплотою ревности и нежностию любви. Такая проповедь легко усвояется слушающими и воспитывает их.

Но что может быть непристойней холодной, безжизненной проповеди? Как человек без души отвратительный труп, так Евангельское учение без одушевления проповедующего обращается в холодное, непитательное исповедание. Если пастырь мертв духом, чего же спрашивать от овец? Если людей заставляют питаться льдом и жить среди ледяных глыб, то не удивительно, что они замерзают. Напротив, согретые простым и теплым словом пастыря миряне будут ревностными христианами.

Труд для немногих. Иоганн Бренд раз проповедывал в храме при нескольких слушателях. От проповеди он возвращался вместе с своим гостем, молодым человеком. Гость заметил пастору, что для стольких слушателей не стоило бы подниматься на кафедру. Бренд промолчал. Через пять минут собеседники подошли к роднику.

– Угадаете-ли вы, – спросил пастор, – какое главное достоинство этого родника?

Гость недоумевал, и пастор сам ответил на свой вопрос:

– Тем хорош этот родник, что он одинаково щедро оделяет водой и многих, и немногих, и одиночек, приходящих к нему. Это – пример для проповедников: они должны непрерывно источать воду жизни, не взирая на количество слушателей.

Монашеское житие «Верьте мне, – говорил в проповеди к монахам Бертольд Регенбургский, – верьте мне, если приходящие к нам не обратятся в ангелов, то только потому, что в нас они не встретят ангелов».

Это изречение с соответствующими изменениями можно применить к пастырям и прихожанам. Как поэтому грустно встречать пастыря, порицающего прихожан!

Пощада грешникам. О преподобном Исидоре рассказывают, что он, видя брата слабого или нерадивого, или малодушного, или буйного, которого старцы изгоняли за пороки, приглашал такого к себе и ласковым обхождением, словами любви наставлял его на путь спасения.

Подобным миротворцем был и авва Ахилл. Однажды пришли к нему три старца, из которых об одном носилась худая молва. Один из старцев говорит авве: «Авва, сделай мне невод». Авва отказывает. Другой старец просит о том же. «Мне недосуг», отвечает авва. Наконец говорит тот самый, о котором была худая молва: «Сделай, авва мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из рук твоих». Ахилл тотчас-же с радостью ответил ему: «Для тебя сделаю». После два первые старца спроси Ахилла наедине: «Почему, когда мы просили тебя, ты не хотел для нас сделать, а ему сказал: – для тебя сделаю?» Авва ответил: ,,Я сказал вам: – не сделаю – и вы не оскорбились на меня, поверили, что мне недосуг, а если я ему не сделаю, он скажет: старец услыхал о моих грехах, и потому не захотел сделать для меня. Сделавши, я ободрю душу его, чтобы он не был поглощен чрезмерною печалию».


Источник: Православное учение в изречениях и примерах : (Для проповедников, законоучителей и любителей духов. чтения) : В 4 ч. Т. 1-2 / Прот. Стефан Остроумов. - Санкт-Петербург : тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1913. / Т. 2. Ч. 3-4. - [2], VIII, 157 с.

Комментарии для сайта Cackle