Девятое блаженство
«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». (Мф. 5:11–12).
Тексты
«Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». (Пс. 43:23).
«Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые у ворот праведника». (Притч. 14:19).
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». (Мф. 10:22).
«Тогда (пред концом мира) будут предавать вас на мучения и убивать вас». (Мф. 24:9).
«Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». (Лк. 6:26).
«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать». (Лк. 12:4).
«Огонь пришел Я низвесть на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух и двое против трех». (Лк. 12:49, Лк. 12:51–52).
«Прежде же всего того возложат на вас руки, и будут гнать, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. (Лк. 21:12).
«Вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство. Да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». (Лк. 22:28–30).
«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, поэтому ненавидит вас мир. Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают пославшего Меня. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». (Ин. 15:19–21; Ин. 16:2–3).
Апостолы, потерпев биение, «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие». (Деян. 5:41).
«То угодно Богу, если кто помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите сие угодно Богу. Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется». (1Пет. 2:19–20; 1Пет. 4:13–14).
«Нынешния временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». (Рим. 8:18).
«По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». (2Кор. 1:5).
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». (Откр. 2:10).
Изречения
«Ничто по достоинству не может сравниться с узами ради Христа. Быть узником выше, чем быть апостолом, учителем, евангелистом; это – более, чем сидеть одесную Господа, прекраснее, чем сидеть на одном из 12 престолов». (Златоуст).
«Знаете ли, в чем завидуют нам ангелы? Ни в чем, кроме того, что мы можем страдать ради Бога, а они никогда ради Него не страдали». (Франциск Ассизский).
«Выносливость благороднее силы, а терпение – красоты». (Рескин).
«Мученики диавола и здесь страдают не меньше, чем мученики Христовы».
«И лжеапостолы страдали за Христа». (Преподобный Макарий Египетский).
«Мученики презрели жизнь: мы презрим удовольствия и роскошь. Они повергли тело свое в огонь: ты повергай сокровища в руки бедных. Они попирали горящие угли: ты погаси в себе пламень похоти. Ты нежишься на мягкой постели? Тебе трудно встать? Вспомни о православных мучениках: они лежали на раскаленных железных решетках. Не мягкие перины, а горячие уголья служили им постелью». (Златоуст).
«Ах, если бы ты знал, возлюбленнейший мой, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением». (Пр. Серафим Саровский).
«Только в христианстве можно найти чудесный камень, превращающий мрачное железо в чистое золото, горечь – в сладость, зло – в добро, смерть– в жизнь, страдание – в блаженство». (Филарет, м. М.).
«Для нововступившего монаха нет ничего полезнее поношения. Что древо, ежедневно поливае-мое, то и нововступивший монах, поносимый и переносящий поношение». (Авва Исаия).
«Бог по силе крест налагает. Христос терпел, и нам велел». (Пословицы).
«Четыре степени терпения: я должен страдать; я могу страдать; я хочу страдать; я смею страдать».
«Золотник надежды перевесит фунт печали».
«Истребить алтари и их служителей, уничтожить, если возможно, и самое имя христианина – вот безумная цель, над достижением которой трудились тысячи умов и рук, употребляя к тому все средства: силу и хитрость, истину и ложь, ум и безумие». (Иннокентий, арх. Херс.).
Один языческий оратор, когда толпа апплодировала его речи, удивленно оборачивался и спрашивал их: «разве я сказал что-либо ложное?"
Примеры
Значение скорбей; Не выразить словами, как много мир обязан печалям. В изгнании напеты были многие псалмы, в тюрьмах написаны некоторые апостольские послания. В огне скорбей рождены великие мысли великих людей. В дни невзгоды начаты трогательные произведения поэзии. Слепота окрылила слово одного из русских поэтов. Утешься же в своих скорбях, православный! Когда Бог хочет дать человеку высокое назначение, Он подвергает его огненному испытанию на костре скорбей.
У одного садовника были необыкновенно красивые розы.
– Отчего твои розы лучше, чем у других? – спросили садовника.
– Оттого, что я их особенно люблю, – ответил садовник.
Любовь же садовника к розам сказывалась в том, что он и утро и вечер каждого дня острым ножом подчищал розовые кусты.
Бодрость христианина. Солдат, предвидя победу, позабывает о ранах. Раб накануне освобожде-ния не огорчается звуком цепей. Выздоравливающий больной не плачет о том, что во время болезни остригли ему волосы. Так и христианин терпеливо переносит насмешки, клевету и всякого рода несправедливости в чаянии скорой свободы от невзгод в царстве любви и правды.
Источник бодрости. «В мире будете иметь скорбь: но будьте смелы! Я победил мир». (Ин. 16:33). Страшен враг, силен, умен и злобен. Но Тот, Кто с нами и за нас, сильнее врага и Своим примером научает нас побеждать этого врага.
Это отнюдь не значит, что мы избавлены от скорбей. Разве возможно чувствовать себя по домашнему во время войны? Разве возможно радование изгнаннику и довольство среди чужих? Здесь нет покоя. Здесь – кузница, постоянная работа молота и наковальни.
В этом бедственном состояний Господь утешает нас Своею победою. Он говорит: «Я победил мир». Его борьба несравнимо труднее нашей. Он первый поколебал мощь врага и подорвал уверенность в его непобедимости. А мы еще не до крови страдали. Время ли терять надежду на победу? О, мир! Иисус победил тебя и во мне победит тебя Его вседействующая благодать. Поэтому я бодр и светел и пою моему Господу песньпобеды: «Славно бо прославися!»
Причина борьбы. Волк не погонится за той овцей, что нарисована на картине, и мир не будет преследовать христиан за одно только имя. Но если христиане жизнию оправдывают свое имя, то их осмеивают, хулят и ненавидят.
Как на войне целят в живых солдат, таке и мир нападает на живых христиан. Мир не нападает на нас дружно и горячо, если не увидит в нас полную противоположность себе. Лучшее объяснение вражды мира к христианам находим в словах Господа: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое». (Ин. 15:19).
Приемы борьбы. В века гонений было в обычае травить христиан, как зверей, нарядив их в шкуры медведей. И теперь обычная манера сатаны и его споспешников – запятнать честь набожных людей и затем преследовать их как вредных.
Тертуллиан сообщает, что в первые века христиан называли стадом ослов, пустыми людьми ядущими человеческое мясо и кровь Христианского Бога язычники изображали в виде человека с ослиной головой и с книгой в руках в знак того, что христиане – общество глупцов, хотя имеют притязание на знание.
Так и ныне: сначала клевета, потом хула преследует благочестивых. Их винят в таких проступках, о которых они не грезили. Их называют противниками знания, прогресса и общественного благополучия, человеконенавистниками. Но, благодарение Богу, праведник и в медвежьей шкуре не не теряет достоинства! Господь различит волка в овечьей коже и овцу в медвежьей. Доброе имя праведника воскреснет вместе с телом его.
Особенно христиане не должны спешить приговором о своих собратьях по вере, обернутых врагами в медвежью шкуру. Поруганные в праве от нас ожидать любви, которая не мыслит злое. «Не верю я этому», – вот христианский ответ хулителям ближних. Да притупятся о такой ответ стрелы клеветы ядовитой!
Ветры на пути жизни. Попутный, дующий прямо в тыл парусного корабля, ветер не так радует мореходов, как попутный боковой. Дующий сзади ветер надувает только два задних паруса, а передние, загороженные от ветра задними, остаются почти в бездействии. Боковой ветер надувает все паруса и корабль идет полным ходом. Не иначе и в жизни христианина. При благоприятных обстоятельствах он плывет к небесной гавани только на двух парусах: Довольства и благодарности. Но бедствия вызывают к участию и другие паруса: предусмотрительность, сострадание, твердость духа, постоянство в вере и молитве.
Ответ богоотступнику. Слепой Марис, престарелый Халкидонский епископ, с одушевлением защищал Христа от нападок Юлиана. Царь в досаде на стойкость старца с насмешкой промолвил:
– Молчи, несчастный слепец! Галилеянин – твой Бог – не возвратит тебе зрения.
– Благодарю Его за то, что Он избавил меня от несчастия видеть такого богоотступника, как ты, – ответил без лицеприятия епископ.
Отрок мученик. Когда бичевали мученика Романа, один солдат сказал мученику: «Твой Христос недавно жил, а наши боги древнее».
Роман позвал мальчика и спросил его по этому вопросу. Мальчик объяснил:
– Мы, дети, не допускаем, чтобы могло быть много богов; есть один только Бог, живущий в сердцах.
Ребенка стали бичевать, но стоявшая там мать воскликнула:
– Держись твердо! Скоро заблистает на голове твоей венец правды.
Когда же ребенок умер под ударами, мать сказала:
– Радуйся, дитя мое милое, честна у Господа смерть Его праведников!
Трудная победа. Петр Пач был денщиком у фон-Штаффорта в турецкую войну 1717 г. После сдачи Белграда, убегающие турки увлекли Пача за собой. Они привязали его руки к хвосту лошади; турок ехал на этой лошади, а Пач, босой и обнаженный, бежал за лошадью. Вечером турки сделали привал и стали издеваться над пленником. Они складывали палочки в форме креста и плевали на этот крест. Когда они побоями стали принуждать Пача делать то же, оскорбленный в своей вере пленник дал по пощечине каждому из хулителей. Тогда ему связали руки и ударами кинжалов принуждали его к оплеванию креста. Все напрасно. Мучители переменили тактику: они сложили обе руки Пача над его головой, прибили их к стволу дерева и побоями заставляли мученика произнести имя Магомета. Но Пач произносил только Христово имя. Злоба турок усилилась и они развели костер, чтобы сжечь исповедника. Видя это, Пач начал благоговейно читать «Отче наш» и «Символ веры», молясь и за мучителей по примеру Господа. Сердце его исполнилось радостью и он запел пасхальную песнь о непорочном Агнце, распятом на кресте за грехи мира и избавившем людей от скорби. Когда он допел до слов: «подаждь нам Твой мир, Иисусе», невдалеке послышались звуки барабанов: то скакал преследовавший турок немецкий отряд. Турки разбежались при виде немцев, а нечаянные избавители погасили костер, бывший у ног Пача, освободили его руки, и он в обмороке упал на руки воинов. Придя в себя, Петр прежде всего спросил: «как вам удалось во время поспеть на помощь мне?» Ему отвечали, что услышанная песнь о непорочном Агнце навела на след мучителей.
Исцелившись от ран, Пач прожил еще десять лет и, умирая, собрал свои силы и пропел песнь о непорочном Агнце.
Борьба за веру. В декабре 1847 г. молодой человек с женой и свояченицей обратились от неверия ко Христу. Тесть, ненавидевший христианство, узнав об обращении зятя и дочерей к Богу впал в ярость и потребовал дочь-девицу к себе. Он стал принуждать ее посещать собрания неверов, вести рассеянную жизнь, ходить в театры и на вечера. Весной 1848-го г. отец поместил ее в богатую, но неверующую семью. В ее отсутствие к отцу пришел молодой учитель, прося руки дочери. Отец согласился выдать дочь, но с условием, чтобы жених поклялся всегда остаться неверующим. Жених легко на это согласился. Но при первом свидании невеста отказалась выйти за него. Учитель стал добиваться причины отказа. Девица сначала уклонялась от ответа, но, наконец, с волнением сказала:
– Я или ничьей женой не буду или буду женой искреннего христианина.
Молодой человек пытался переубедить девицу, но все его усилия были безуспешны. В отчаянии он заявил, что он – верующий. Невеста возразила:
– Вы не знаете еще и азбуки благочестия. Вскоре отец невесты умер; от него заразилась холерою и дочь. Она умирала с светлой радостию. Это так подействовало на жениха, что он стал искать утешения в семействе сестры и зятя умершей. Они склонили его сердце ко Христу.
Мать миссионера. Когда мать Леймана услыхала, что людоеды убили и съели ее сына, она подняла к небу полные слез глаза и воскликнула: «Слава Богу, что Он даровал мне столь прекрасного сына! Если бы у меня был другой сын, я и его послала бы проповедывать Евангелие тем, которые лишили меня сына».
Кости праведных. «Много скорбей у праведного и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его, и ни одна из них не сокрушится». (Пс. 33:20–21). Праведника могут слегка ранить или оцарапать, но неисправимого вреда ему не нанесут, так как ни одна из его костей не сокрушится. Самая смерть для него – легчайшая из ран.
Это великое утешение для страдающих за любовь ко Христу. Страдания не отнимут у них того, в Кого они верят и на Кого надеются. Кости их крепнут от страданий: умножаются познание, твердость и терпение. Болезнь тела, страх смерти, одиночество, клевета и борьба ранят христианина, но раны эти излечимы. Это не то, что раздробление кости, требующее оперативного лечения.
Горе гонителям! Гонение подобно раскаленному железу, которое обжигает руки держащих его. История свидетельствует, что насилие и гонение всегда были вредны для гонителей. Истребление умных и трудолюбивых гугенотов подорвало торговлю и промышленность Франции. Латинская церковь, сжигавшая богобоязненных христиан, сделалась для многих ненавистною. Гонители ведут опасную игру, оскорбляя Духа Святого.
Не только правительство, но частные люди противодействующие Церкви, подрывающие веру и осмеивающие благочестивых, могут быть названы гонителями. О, если бы они поняли, какую готовят они участь себе и детям своим
Благочестие на все полезно. Один солдат начал читать духовные книги и под влиянием их изменил свое поведение. Но товарищи и ротный офицер не пропускали случая насмеяться над возлюбившим Бога. Однажды офицер спросил его: «какую пользу принесло тебе твое благочестие?»
– Оттого, что я их особенно люблю, – ответил садовник.
– Ваше благородие, – ответил солдат, – прежде я любил выпить, а теперь трезв всегда. Прежде я служил кое-как, а теперь со всем усердием.
Пристыженный офицер замолчал.
Хождение за солью. В немецкой земле над одной набожной женщиной соседки часто издевались, когда она шла в церковь. Однажды она пошла к субботней вечерне. «Смотри, – сказала одна насмешница другой, – наша богомолка пошла за облатками» (т. е. причастием).
– Нет, соседушка, – возразила осмеиваемая, – я иду на неделю добыть соли.
Безстрашие верующего. Когда в морозный день престарелого маршала Бассонпьера во времена «великой» французской революции вели на эшафот, он дрожал. У эшафота старец стал молиться. Палач насмешливо говорит ему:
– Ты дрожишь, богомольный, где же твоя вера? Ты дрожишь пред казнию.
– Да! – спокойно ответил осужденный, – я дрожу, но от холода, а не от страха. Кто верит в живого Христа, не боится смерти.