Источник

Протоиерей Авраамий Некрасов (1805 – 5 апреля 1886)

Авраамий Георгиевич Некрасов родился в семье сельского священника в селе Флоровском Горбатовского уезда Нижегородской губернии. С детства привязанный к храму Божиему, еще ребенком любил всех «благословлять». Рано лишившись отца, учился на казенный счет в Нижегородской духовной семинарии. По окончании ее получил направление в Московскую духовную академию, но за неимением средств испросил места и был назначен учителем второго класса в Нижегородское духовное приходское училище. Имел желание поступить в монастырь, но Бог судил иначе. В 1828 г. женился на дочери священника Александре Васильевне и в том же году в Крестовоздвиженском женском монастыре в Нижнем Новгороде рукоположен во диакона, чуть позднее – во иерея. Направлен вторым священником в Троицкую церковь села Павлово Горбатовского уезда Нижегородской губернии, где прослужил 25 лет. Будучи духовным чадом прп. Серафима Саровского и окормляясь у него при жизни своего великого наставника, после его кончины ежегодно ездил в Саров на могилку к Батюшке за помощью и советом. Знавшие его вспоминали: «Всю свою жизнь он посвятил учительству; не упускал ни одного случая, чтобы беседу с ближними не направить к духовному содержанию и не сказать какого-либо нравоучения. Подобно пчеле, он старался из всего извлекать духовную пользу для ближнего. Никто не отходил от него без назидания и утешения». Много сил он посвятил увещанию раскольников и обращению их к Церкви – так, за шесть лет трудов в г. Горбатове он обратил из раскола 362 человека. 28 августа 1853 г. перемещен в Арзамасский Николаевский женский монастырь. В 1857 г. назначен благочинным женских общин г. Арзамаса. В августе 1860 г. возведен в сан протоиерея. В 1862 г. временно покинул обитель для служения в Крестовоздвиженском женском монастыре в Нижнем Новгороде, но по слезной просьбе сестер был возвращен в Арзамас. Основал и благоукрасил Покровскую Медянскую женскую обитель. В назидание близким оставил несколько томов своих духовных писем. Отошел ко Господу 5 апреля 1886 г. в Арзамасском Николаевском женском монастыре, где и погребен.

Указание пути ко спасению

1. …По окончании каждого дня старайся давать отчет своей совести в делах протекшего дня, то есть за добрые благодари Господа, в злых же кайся, потому что ложе, быть может, уже гроб твой.

2. Мысли злые, как семя диавольское, именем Иисусовым исторгай в самом начале. Представляй себе душу свою мертвецом, в прочем любезным, который достоин всегдашнего оплакивания. И так плачь над этим мертвецом, заключенным во плоти, как бы во гроб, да воскреснет он некогда, силою Воскресившего вся в покой свой.

3. ...Запасайся прежде всего и паче всего силою веры! А тогда и все уже сможешь.

4. Проси паче и прежде всего у Господа – веры, которая одна сильна победить врагов спасения твоего. Соделывай куплю, пока торг еще не окончился...

5. Что очи для тела и для видимого мира, то вера для души и для мира невидимого. Не будь у нас глаз – и тогда мир для нас не существует, ибо тьма объемлет нас. Нет в нас веры, этих очей внутренних, – и мы слепы, мы нисколько не можем прозревать в мир духовный, так что будто бы, кроме мира вещественного, ничего на свете нет. Оттого-то мы ходим ви́дением, а не верою, то есть всегда и во всем руководствуемся и управляемся одними внешними чувствами; а когда стяжешь веру, хоть толь малую, яко зерно горушно, тогда все тебе будет не точию легко, но и возможно.

6. И плакать и радоваться надобно умеренно; Иуда не удавился бы, если бы чрезмерно не поразился скорбию о предательстве Господа своего. И апостол Петр не обратился бы и не был бы причислен к лику верховных апостолов, да и не получил бы ключей от Царствия Небесного, если бы отчаянно стал плакать об отречении своем от Господа своего и Учителя. И пророк Давид, падший в два величайшие преступления – прелюбодеяние и убийство, не был бы принят Богом в прежнюю милость Его, если бы поразил себя чрезмерною скорбию о падении своем.

7. У нашего всеблагого и всемогущего Врача Небесного нет недостатка во врачевствах; только проси у Него всяк с усердием, ищи неленостно и ударяй в двери милосердия Его неотступно, и непременно всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7:8).

8. Дорожи миром и спокойствием душевным! Все окружающее нас останется по сю сторону гроба: с одною совестию пойдем мы на тот свет. И что, ежели эта совесть будет мучить нас?

9. Не теряй времени понапрасну, ни одной минуты: оно драгоценно. Или делай, или говори, или помышляй благое. Уклонился ли во что-либо противное – значит, погубил время.

10. Хотя бы ты поселилась на Голгофе, и там не спасешься, если свое сердце не соделаешь Голгофою. Для тебя и Фавор покажется мрачным и скучным, если Господа в себя не примешь. Прими-ка Сего Сладчайшего Посетителя в сердце твое и будешь всяким местом довольна.

11. Итак, предайся в волю Божию, и Бог милости и щедрот не оставит тебя во всех путях твоих... где бы ты ни был, что бы с тобою ни случилось, но ежели будет Господь с тобою, вся будут споспешествовать тебе во благое.

12. Ежели тебе твои кресты представляются тяжкими, невыносимыми, то это оттого, что ты не совершенно еще сам себя отвергся и не всецело еще предал себя в волю Божию.

13. Предайте себя однажды навсегда Богу и отнюдь ни в коем случае не унывайте и не малодушествуйте! Едино есть на потребу – Бог: Его единаго ищите, а прочая – временная благая – приложится вам.

14. Если хочешь идти вслед Спасителю, то отвергни волю свою греховную как первого врага своего и покорись во всем воле Божией; иначе благодать Божия не начнет в тебе, в сердце твоем, дела своего – очищения и освящения внутреннего человека твоего. Конечно, больно, и больно до смерти, идти против себя самого, делать против воли своей греховной; но что же делать? Без смерти плотского, ветхого не оживет в тебе духовный, новый человек.

15. Чтобы с тобою ни случилось, счастье или несчастье, – в том и другом случае благословляй Господа, по примеру Иова праведного. Никакая жертва столько не приятна Богу, как наша преданность в волю Его святую.

16. Если же случится тебе пасть и быть побежденным от врага твоего, не отчаивайся, но тут же вставай, омывай, якоже блудница, слезами покаяния скверны твои, и врачуй верою в Искупителя язвы твои греховные, и снова вступай в брань с непримиримым и вселютейшим врагом твоим.

17. Всяким хранением храни свое сердце, ибо только чистые сердцем Бога узрят (см.: Мф. 5:8). Все свои занятия, внутренние ли или внешние, направляй к одной цели, дабы чрез них, содействующей благодатию Божией, очищалось и освящалось твое сердце.

18. На свои внешние моленья и поклоны не слишком надейся! Внешние наши труды и подвиги, говорит св. Дорофей, без чистоты ума и сердца все то же, что сосцы иссохшие и утроба праздная.

19. Угодник Божий Серафим всего один раз в своей жизни путешествовал в Киев, и то не точию спасся, но и достиг высокой степени святости. Значит, не частое хождение ко святым местам человека спасает, но строгое внимание к себе и исполнение заповедей Господних.

20. ...Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Хотя бы ты обошел всю вселенную, побывал во всех обителях и у святых мест, хотя бы поклонился всем мощам нетленным и иконам чудотворным, но ежели не стяжешь ума чистого и сердца сокрушенного и смиренного, то всуе будет труд и подвиг твой.

21. Держитеся паче всяких правил первого и главного правила, т.е. заповеди Господней о любви, без которой вы, хотя бы от утра до нощи и потом всю нощь читали и пели псалмы, каноны, акафисты и разные молитвы, будете яко медь звенящая или кимвал звяцающий (см.: 1Кор. 13:1).

22. Помни и благоговей ко дням святого поста и, сколько только возможно, в сообщество с упившимися и смехотворцами не входи, а пребывай непрестанно в страхе Божием. Взор обращай до́лу, а душу – горе́. Будь пшеницей, которую соберут в житницы Господни, а не плевелами, которых сожгут в огне неугасимом.

23. И ты будь чист от скверн мира сего, тогда и в твою душу вселится Христос, тогда и ты зачнешь и родишь Христа, как и Спаситель Сам засвидетельствовал о сем, говоря: Мати Моя и братия Моя сии суть, слышащии слово Божие и творящии е (Лк. 8:21), или иначе сказать: тот мать Христу и брат, кто исполняет заповеди Божии, кто чистым себя сохраняет от гнусных пороков.

24. Душа бессмертная ничем смертным не может насытиться. А потому я и советую тебе хвататься не за чурки и щепки и черепочки, а за древо Креста Господня, которое одно может успокоить тебя и даровать душе твоей то, чего ты тщетно ищешь в земном и видимом.

25. Кресты раздает Господь – Сердцеведец. Он ни на кого не налагает креста сверх силы. Значит, крест твой не превышает сил твоих. Итак, неси его благодушно. Споткнешься под ним – поправься! Опять споткнешься, и паки поправляйся. Хотя бы привелось тебе и падать часто под ним, и здесь не смущайся, не унывай, но скорее восставай, ибо писано есть: елико падеши, толико и востани.

26. Ни на минуту не теряй из виду цели, для чего мы живем на сем свете. Горе нам будет грешным, если наша заботливость, наше внимание ограничатся точию одним внешним поведением. Пьешь ли, ешь ли, ходишь ли, сидишь ли или иное что творишь – помни, что [ты] преступник воли Божией, величайший грешник в мире, который неминуемо должен будет явиться на суд Божий. Одно из двух непременно всегда исполняй: или люби Господа Бога твоего, якоже закон Божий повелевает, или плачь горько, якоже Петр, о том, что не любишь Его.

27. Мое мнение: не гоняться за людьми, а искать познавать и любить единого Бога. Итак, оставь человека и прилепись всем сердцем Господеви – и будешь жить в раю радости и сладости. Всех люби о Господе, всех почитай и всем служи по возможности, но сердца своего никому не вверяй. Оно есть святилище Божие, где Дух Божий живет.

28. Человек, любящий Господа и Ему единому служащий, всегда покоен, ибо он в себе имеет источник покоя. Ему нет нужды, что бы кто о нем ни сказал. Он одного боится: прогневать Бога и оскорбить Его величие и благоутробие. Если бы такому боголюбцу сказали: тебя во ад хотят послать, он и туда охотно готов идти, лишь бы только с Господом ему там быть.

29. Дело твоего спасения имей первейшим своим делом, так, чтобы твой ум, твое сердце праздными не были ни на одну минуту, ибо время близ есть. Суд при дверех (см.: Откр. 3:20).

30. Бог не слов, не форм молитвенных от нас требует, а сердца сокрушенного и смиренного, ибо жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19). Если когда, за недосугом или немощью, чего-либо из положенного и не исполнишь, то это не беда. Вся беда наша в нерадении нашем о спасении и уклонении от Бога!

31. ...Бойся более всего общения с людьми небогобоящимися, которых беседы злы тлят обычаи благи (1 Кор. 15:33). Подражай пчелам, кои хотя и по многим местам летают, но только то собирают, что необходимо и полезно им для доставления меда.

32. А послушание имей не только к родителям, но и ко всем домашним беспрекословное, ибо послушание паче поста и молитвы. Подражай преподобной Евпраксии: она так была ко всем и для всех послушна, что ее в течение дня никто не видывал сидящей, а все служащей на ногах.

33. Хочешь ли спастись коротенько и легонько? Вот тебе способ к сему: стяжи смирение во всем и любовь ко всем. Эти две добродетели, как два крыла, подымут девственную душу твою и еще заживо вознесут в рай сладости и радости...

34. Потщитесь, всемерно потщитесь, при содействии всесильной благодати Божией, в немощах человеческих совершающейся, ради желания вами Царствия Небесного, быть такими, как подобает быть детям, то есть усвойте себе качества детские, а именно:

1) чистоту и простоту сердца;

2) незлобие;

3) послушание и почтение к родителям и старшим;

4) повиновение и покорность к преемникам апостольским пастырям Церкви и наставникам в вере православной;

5) достодолжное, Богом заповеданное отношение ко всем властям, Богом поставленным;

6) немногопопечительность о земной скоропреходящей жизни.

Бог все творит для нашего спасения

35. Чему бы [по] смотрению Божию ни подвергся [ты] в жизни своей, хотя бы узам, хотя бы темнице, хотя бы всем возможным в мире лишениям и страданиям, но, аще Бог будет с тобою, все, решительно все, обратится в твою пользу и в твое спасение. Любящим Бога вся поспешествуют во благое.

36. ...Болезнь тела есть лекарство душевное. Благодари о сем Господа.

37. ...Для иного больного здоровье не нужно, не полезно, потому что он употребит сей дар Божий во зло – на удовлетворение страстям своим. Вот почему иногда никакие лекарства не помогают больному! Болезни телесные – это врачевство душевное! Значит, больной телом до тех пор должен болеть, пока [не] исцелится душевно.

Благодать Божия

38. Да разве корабль сам себя правит? Есть кормчий, который правит им. Есть и у нашего корабля душевного всемогущий Кормчий, который правит им. Наше дело – бдеть и молиться, а управлять собою – это дело всемогущей благодати Божией.

39. Нечистый металл огнем очищается; потреба есть и нашему нечистому сердцу, да в горниле искушений очистится. Вода утоляет жажду. Не думай, чтобы иное что в мире могло утолить жажду души твоея, как благодать Святаго Духа, сия вода, текущая от Отца чрез Сына на верующего.

40. Не скучайте тем, что вы бедны и во всем не достаточествуете. Вы, при всей бедности, можете быть великими богачками благодатию Божиею. У Бога нет бедных: у Него все богаты Его милостию.

41. ...Любите же Господа всем, а не половиною вашего сердца, и Господь пребудет присно с вами благодатию Своею...

42. При помощи благодати Божией, в немощах человеческих совершающейся, тщись вести себя всегда и во всем со всякою осторожностью. Прежде всего и паче всего занимайся очищением ума и сердца своего, без чего, как мастерица без чистых рук за дело взяться не может, и ты за дела чистые и святые приняться никак не можешь.

43. ...Не проработай весь век маммоне. Будь мудр, яко змия, и цел, яко голубь (ср.: Мф. 10:16). Диавол восьмую тысячу лет уже упражняется в науке прельщать человеков. Моли слезно и неотступно предражайшего Искупителя нашего, дабы он помог тебе благодатию Своею не попасть в коварные сети его.

44. Оттого-то и падаем мы непрестанно, что нет смирения; а если стяжем смирение – стяжем непременно и благодать Божию, укрепляющую наши немощи.

45. Более всего бойся гордости и осуждения, за кои благодать оставляет человека; держись же смирения, потому что одним смиренным ниспосылается благодать.

Святое причащение

46. Чем дольше не станем очищаться от скверн греховных, тем будем сквернее; чем более уклонимся от света и огня Божественного, тем души наши соделаются мрачнейшими и хладнейшими. Посему нет тебе дороги удаляться от Трапезы Господней потому только, что ты не сохранил свято поста настоящего и живешь слабо и невнимательно.

47. Ежели крестившийся во Христа – во Христа облекается, то ядый, по свидетельству святого Евангелия, Плоть Христову и пияй Кровь Его – в Нем пребывает (см.: Ин. 6:56).

48. ...Паки и паки умоляю вас самою Божественною Кровию, освятившею все существо ваше, не оскорбляйте вашим невниманием, и наипаче – нечистотами греховными, Сего бесценного Посетителя душ ваших, Который, аще пребудете в любви Его, вас возлюбит и сотворит в вас обитель не временную точию, но и вечную.

Молитва

49. Итак, призови себе в помощь благодать Божию, в немощах человеческих совершающуюся, – и совершай непрестанно молитву Иисусову, которая будет светом, крепостию и радостию души твоей...

50. Лучше немного помолиться, но с сокрушением сердечным, нежели и много, но рассеянно.

51. Одно средство против всех бед и зол обретается – бодрствование духовное, или то же, что и внимание и молитва. Потому-то и заповедал Спаситель наш ученикам своим, а в лице их и всем христианам; бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41).

52. Пусть внешний ваш человек упражняется во внешнем делании законно, в свое время; но внутренний ваш человек, ваша душа, принадлежит не к миру сему, а к миру невидимому, духовному, а потому и да занимается дух ваш всегда деланием духовным, а именно – непрестанным призыванием, со страхом, верою и любовию, имени Божия.

53. Страстные помыслы – это стрелы диавольские, кои он пущает во всех подвижников. Не бойся этих стрел, потому что ты свои имеешь стрелы противу этих стрел. Это – Иисусова молитва, которая, как пламенное оружие, все и всякие стрелы диавольские попаляет и истребляет.

54. А дабы тебе согреть сердце свое любовию к Богу, то возьми себе за правило: непрестанно молиться молитвою умносердечною Иисусовою...в душе твоей, холодной ко всему, произойдет то же, что ты теперь видишь в видимой природе, которая оживотворяется именно потому, что приблизилось к земле солнце.

55. ...Поставь себя пред Богом в уме своем и сердце своем и, таким образом, неуклонно стой со страхом и трепетом пред Его лицом непрестанно: или – кайся пред Ним во грехах своих, или – благодаря Его за милости Его и долготерпение, или – прося Его о помощи на поле брани духовной, или же, вкупе со всею тварью и со всяким дыханием, – хваля и прославляя Его всемогущество, премудрость и благость, имиже преисполнена вся вселенная.

56. Ни на минуту не будь без внимания и молитвы, потому что враги наши неотступно воюют против нас. Неотходно стоя умом в сердце пред лицом Господа, всякое свое дело, и внутреннее, и внешнее, со всеми соприкосновенностями, обсуживай так, чтобы оно вполне было угодно Господу зримому. Страх Божий должен быть председателем в этом суде, рассуждение помыслов делопроизводителем, совесть – судиею, полагающим окончательное решение заседания этого внутреннего совета непрерывно.

57. ...С самого утра и до полудня уходи умом своим и сердцем на Голгофу и там, стоя пред висящим на кресте Господом, так молись: «Предражайший мой Искупитель! Сотвори мя общницу страстей Твоих, да и славы не лишуся в Царствии Твоем!» А после обеда нисходи тоже умом своим и сердцем в ад и, мысленно зря тамошние страшные мучения, так молись: «Господи, избави мя вечных мук!»

58. Принуждайте себя молиться; а притом молитесь и о самой молитве. Помните, что Господь говорит в божественном Евангелии? Нуждницы восхищают Царствие Небесное (Мф. 11:12).

59. Внешняя молитва – это только формы молитвы. А настоящая, действительная, истинная, а потому и угодная Богу молитва должна быть внутренняя, сердечная, каковой молитве Сам Небесный Учитель в божественном Евангелии своем учит, когда говорит: егда молишися, вниди в клеть твою, под которой толкователи разумеют сердце человеческое, и ту помолися втайне (ср.: Мф. 6:6). Вот где истинная молитва!

60. Помните, что нужно непрестанно заниматься устроением и благоукрашением невидимого дома своего, в коем Сам Бог благоизволит обитать. Но знайте при сем и то, что без помощи Божией вы сего дома состроить не можете. А потому всегда молитеся к благоутробнейшему Богу, до поедет вам вся потребная к сооружению сей клети внутренней, которая имеет быть чертогом Царя Небесного.

61. Не могите отнюдь ничего ни творить, ни говорить, ни даже помышлять без Бога, т.е. без памяти Божией, без молитвы к Богу. А потому, начинаете ли что-либо делать? Говорите: «Господи, благослови!» Занимаетесь ли чем-нибудь? Взывайте: «Господи, помози нам!» Окончите ли какое дело? Воскликните: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Тогда вы, по учению апостольскому, прославите Бога в душах ваших и в телесех ваших.

62. Бди и молись! Кроме́ трезвения и молитвы, не можешь устоять в чистоте и правде. Да и при самом трезвении и молитве берегись, дабы не впасть тебе в самомнение и самообольщение. Для сего возлюби смирение и самоукорение; люби пить почаще из чаши поруганий и поношений: эта благодатная чаша вельми действительна к истреблению в нас

самолюбия, виновника всех зол.

63. ...Молитва есть семя, порождающее в нас Христа, молитва есть сила, оплодотворяющая в душах наших жизнь Христову. Без молитвы сама чистота в сердцах наших будет нечиста, и само смирение в глубине душ наших без молитвы загордится.

64. Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом, а не быть с Богом – сего несчастия что может быть более для души, сотворенной Богом и для Бога!

65. Уединяйся, милый мой, почаще в себя, в клеть сердца твоего, и там беседуй с Богом чрез умную молитву, которая такою сладостию и радостию наполнит душу твою, что ты не захочешь искать ни в чем земном себе утешения.

66. Внимание и молитва для души нашей столько же необходимы, как и крылья птиц для летания. Пока мы не начнем внимать и молиться, до тех пор душа наша, как крот, все будет

в земле рыться – все только земная будет мудрствовать.

67. Где нет внимания, там не может быть и истинной добродетели. А за вниманием должна последовать молитва или со вниманием надобно соединять молитву. Внимание и молитва – это два крыла, посредством коих душа возносится от земли на небо.

Покаяние

68. Наше дело, наш долг – благодарить Господа за искупление наше от ада, беспрестанное принося покаяние пред Всевышним во грехах и немощах своих.

69. Воображай о себе выну (всегда), что ты блудный сын, изведы́й имение Отца Небесного, а потому спеши возвратиться в объятия Отча, которые давно распростерты к принятию тебя. Не смущайся, не унывай, что ты падаешь, что ты нечист, что ты прогневал любовь Искупителя твоего, а взирай оком веры на величие и множество щедрот Его, по которым Он приемлет и прощает всех приходящих к Нему с истинным покаянием.

70. ...Каяться никогда не поздно. Господь не на то взирает, кто когда к Нему приходит на покаяние, а на то усердие, с каким кто покаяние приносит.

71. Ежели Давиды и Петры не выстаивали противу немощей человечества, то мы с тобою кто и что? Более ничего, как трости, ветром колеблемые. Как Давид и Петр возвратились паки на места свои? Чрез покаяние. Кайся и ты, как бы и сколько бы ни согрешал.

72. Кайся, кайся, но не устами точию, но и сердцем, принося плоды, достойные покаяния, – то есть в чем каешься, на это паки не возвращайся. А иначе уподобишься псу, возвращающемуся на свою блевотину.

73. Смех показывает отсутствие сокрушения сердечного о грехах, без которого покаяние не может быть истинным.

74. Таинство святого покаяния так могущественно, что нет ни одного такого тяжкого преступления, в котором бы нельзя получить отпущения через сие таинство, лишь бы кающийся с сокрушением сердечным каялся и с намерением исправления жизни своей.

Как избавиться от грехов

75. А насчет страсти плотской не беспокойся! Только не соизволяй ей, а пусть она воюет во плоти твоей; за то что ты терпеть будешь от этой страсти, получишь награду от Праведного Мздовоздаятеля.

76. Ежели воистину начнешь скорбеть о грехах своих, то никакая печаль века сего не опечалит сердца твоего. Тогда не станешь беспокоиться о том, где бы и у кого бы повыгоднее служить, но будешь единственно заботиться об очищении ума своего и сердца и – как бы Богу угодить.

77. Помни непрестанно, что жить нам не здесь, а там – в вечности!

Не забывай никогда сего спасительного совета премудрого Сираха: помни последняя твоя, и во веки не согрешишь (Сир. 28:6).

78. Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мф. 16:24). Ухватись крепко за это слово Господне и начни от сего времени во всем отвергаться себя, то есть воли своей. Обуздай себя страхом Божиим так, чтобы все чувства твои – и глаза, и уши, и язык, и руки, и ноги, и наипаче ум и сердце – были всегда как бы на привязи – отнюдь бы не действовали по твоей воле греховной, а действовали бы по воле Божией. Когда ты устроишь себя таким образом, тогда пищи в тебе не будет для самолюбия; а без пищи как же оно жить может? Следовательно, оно должно будет умереть.

79. Почаще, а ежели можно, каждодневно смотри, где твой ум, чем занято твое сердце. По поверке окажется почти всегда, что мы, буии (безумные), служим всегда твари паче Творца своего. Однако, при внимании, учись молиться истинною молитвою, а она есть дар Божий.

80. Не ропщи, Господа ради, а терпеливо исправляй послушание свое. Ропот – великий грех! Роптать – все то же, что в решето воду вливать.

81. При помощи Божией всемерно храни себя от всякого греха. Паче же всего бегай гордости и осуждения, кои бывают причиною неизбежных падений, так как благодать Божия тут же оставляет человека по содеянии этих грехов.

82. Злато и серебро без огня не очищаются; равно и душа, не будучи ввержена в горнило скорбей и страданий, не может очиститься от скверн греховных и быть достойною чертогов небесных.

83. Как узник темничный ни в чем не рассуждает, а желает и ищет только одного – избавления из темницы, так и ты, узник греха, одного желай, одного ищи – избавления от области греховной, а потому выну (всегда) взывай ко Господу с Царепророком: изведи из темницы душу мою (Пс. 141:8)!

84. Как несвойственно нищему гордиться, так или еще более непристойно грешнику гордиться.

85. ...При сбережении здоровья своего телесного, береги и свое здоровье душевное. Кая польза нам будет, ежели мы будем по телу здоровыми, но по душе больными? Яд, отравляющий наше здоровье душевное, есть грех. Посему всяким хранением сохраняй себя от сего яда смертоносного.

86. Отражай, немедленно отражай оружием молитвы всякий помысл злой, который, вторгшись в душу, может охладить ее до того, что молитва в тебе сделается слабою, а со слабою молитвою как можно будет бороться с злобным и лукавым духом.

87. Если увидишь кого согрешающих, отнюдь не горячись, а паче – воздохни, помолись о нем и потом скажи ему что-либо с кротостию, так, чтобы слово не было отвержено.

88. ...Старайся, по возможности, заниматься чтением Нового Завета... Тогда девственная душа твоя не будет знать ни скуки, ни уныния, но станет всегда радоваться и веселиться, ибо Дух Святый будет наполнять ее, так что отбежит от нее всякая скорбь и печаль житейская.

89. Бегай, яко яда змеина, всего того, что может раздражать в тебе страсти.

90. Увы! Одно невнимание, одно нерадение наше лишает нас того блаженства, каким наслаждаются внимающие себе и ищущие Господа, Который недалече есть от каждого из нас.

91. Будь непрестанно препоясан истиною, облечен в броню правды и обувен во уготование благовествования мира.

92. Унынию не давай места в своем сердце, но не печали, яже по Бозе, которая постоянно, как жало, должна быть вонзена в тебе. А иначе и радоваться не можешь о Господе, если печалиться не будешь по Бозе. Печаль по Бозе есть источник радости.

93. Память смертная, и суда Божия, и муки вечной сильны будут содержать тебя в непрестанном страхе Божием, так что, подобно мудрым девам, ты всегда будешь иметь готовым светильник свой к сретению Небесного Жениха.

94. Память смертную столь же необходимую считайте в деле спасения своего, сколько и воздух и пищу – для того чтоб дышать и жить, так как ничто столько не может погасить в нас пламень страстей наших и охладить наше сердце ко всему земному и временному, как мысль о смерти и о том, что одна минута всю судьбу нашу решает на целую вечность.

95. Стяжи сердце сокрушенное и смиренное, для которого всякое чтение и пение, как бы оно ни было недостаточно и нестройно, будет поучительным и усладительным, ибо сердце сокрушенное не внемлет тому, как читают и поют, но поражается тем, что читается и поется.

96. Когда найдет на тебя уныние, скука – скорее берись за гусли Давидовы, играние на коих не только страсти, но и самих демонов прогоняет.

Борьба со страстями

97. Берегись паче всего при делах своих и обращении с людьми многоглаголания и празднословия, что незаметно может охладить в душе твоей огонек благодатный.

98. Удали от себя то, что производит в тебе тоску, и тоска тебя оставит. Не можешь удалить? Призывай на помощь всемогущую благодать Божию, в немощи человеческой совершающуюся, и Пречистую Матерь Божию, Заступницу всех боримых...

99. Да, люто пьянство! А сребролюбие еще лютее. Апостол святой называет сребролюбие корнем всякого зла. Итак, радость моя, бегай, всемерно бегай этого лютого зверя!

100. Во храме Божием во время богослужения по сторонам смотреть и назирать, кто как одет, крайне грешно. Каждый раз ты на осуждение бываешь в храме Божием. Впредь отнюдь не позволяй себе глазеть по сторонам, а себе внимай, и чтению, и пению церковному.

101. Узда плоти – это пост, бдение и молитва, ибо, по слову Спасителя, сей род демонов и страстей не исходит, точию молитвою и постом. А чтобы эта узда для твоего коня была тверда, неразрушима, присоедини к сему смиренномудрие – даже вступи с ним в брачный союз.

102. А что бдительность над собою, над чувствами своими, всегда и везде необходима – это такая истина, которую каждому нужно бы вырезать на сердце, потому что без трезвения и бодрствования человек во тьме ходит и не ведает, что делает.

103. Будь во всем благоразумна! Повелевается умерщвлять только страсти во плоти, а не самую плоть, которая есть соработница духу.

104. А как вера есть дар Божий, то умоляйте со смирением и со слезами милосердного Господа, дабы приложил вам веру. Без веры же невозможно угодити Богу, а следовательно, без веры не можете и одержать победы над страстями.

105. Не мыслите, не говорите и не творите ничего, прежде нежели представите себе, что ваши мысль, слово и дело согласны будут со словом Божиим.

106. ...Не в табаке [грех], толико многими любимом и употребляемом табачке, а грех в том, что человек употребляет эту травку, это лекарство с пристрастием, то есть не по назначению доктора или по состоянию болезни, а по требованию прихоти, привычки, как бы и когда бы ни попало.

107. Весь секрет спасения душевного состоит в том, кто как употребляет все сотворенное от Бога. Не есть и пить грех, а объедаться и опиваться и сластолюбствовать. Не смотреть и

говорить грех, а смотреть с похотью и говорить с осуждением и тщеславием греховно.

108. Каждый раз, когда случится тебе раздражиться на кого-либо за что-нибудь, укоряй себя и чем бы то ни было, а наказывай, и без наказания не оставайся, ибо ненаказанность поведет к большей раздражительности.

109. ...Лучше более творить, а меньше говорить; а в нас бывает наоборот: мы больше говорим, чем творим.

Добродетели

110. Молчание же ради Бога есть потребность души, подобная алканию и жажде...

111. Паче же и прежде всего потщитесь стяжать совесть благую, без нее же благоугодити Богу невозможно, так же как и излиятися дождю без облака; а также имейте и рассуждение

во всем, которое святые отцы называют царицею добродетелей и уподобляют солнцу.

112. Истинная добродетель на огне не горит и в воде не тонет – кольми паче на земле не пропадает.

113. Без соли всякая пища неприятна; и без рассуждения никакая добродетель стоять не может.

114. Будешь послушна и смиренна, будешь и терпелива; ибо без терпения как сии добродетели, так и другие стяжать невозможно. Как известка связывает песок и соединяет один кирпич с другим, так и терпение в созидании нашего дома душевного сопрягает одну добродетель с другою.

Скорби

115. Скорбь о грехах должна быть умеренная, а иначе враг может до того усилить ее, что обратит в отчаяние.

116. Болезнь же свою, которая, как ты и сама сознаешься, послана тебе за непослушание, прими для себя уроком – впредь отнюдь не отрекаться от послушаний, возлагаемых от начальницы, коя, как и все начальники и начальницы, суть наместники Божии...

117. Если сретают тебя часто скорби, то радуйся и благодари от сердца за эти скорби, кои, как горнило, предочищают душу твою землеретную (привязанную к земле), дабы быть ей достойной внити туда, идеже ничтоже земное и скверное обретается. А также и возмущения душевные на пути очищения неизбежны. Ежели Сам Святейший и Чистейший во днях плоти Своея возмущался духом Своим, то возможно ли же нам, работающим плоти и миру, наслаждаться тем миром и покоем, который предоставлен только праведным, да и то там, где обитает правда.

118. Скорбеть же нам и оскорблять себя добровольно не хочется, так по любви Своей неизреченной Господь посылает на нас скорби.

119. Ни о чем не скорби в жизни своей, разве только скорбию спасительною, которая состоит в непрестанном сокрушении духа нашего и во умилении сердца.

Искушения

120. Как же ты думаешь очиститься и усовершиться на пути жизни духовной без огня искушений, без чего ни один праведник не взошел в рай? Тесто сырое из печи не вынимают, и кушанье недоваренное не употребляют.

121. Главный враг и первый нам – это мы сами, наша грехолюбивая воля, как Священное Писание говорит, где сказано: кийждо искушается от своея похоти (ср.: Иак. 1:14).

122. ...Каждый раз, когда душа соизволит на грех, бывает рабынею греха и пленницею диавола, и от того времени не озаряет ее более луч света благодатного и радости сердечной, но томит непрестанно уныние и тоска адская. Паки и паки прошу тебя и молю самою бесценною Кровию Предражайшего Искупителя: не соглашайся, никак не соглашайся с помыслом, борющим тебя!

123. Для сего и огонь искушений посылается от Бога такой, чтобы мы могли чрез этот огонь очиститься и совершиться и таким образом соделаться сосудами, способными для употребления в дому Божием, в жилище святых.

124. Чем же побеждаются искушения? Без сомнения, терпением, и терпением до конца, ибо Господь, сказав: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19), тут же присовокупил: претерпевый точию до конца, сей спасется (ср.: Мф. 10:22).

125. Да, во искушениях и искушениям надобно радоваться, как видно из слов святого апостола Иакова, где он говорит: радуйтеся, егда впадаете во искушения многоразлична (ср.: Иак. 1:2). А почему повелевает радоваться? Потому, продолжает он, что скорбь терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование, а упование не посрамит (см.: Иак. 1:2 – 3).

126. Быть может, и в Земле святой ты встретишь что-нибудь несвятое. Не соблазняйся сим, потому что и в богонасажденном раю и то очутился обольститель. Что же удивительного, если и в жребии Богоматери тот же змий в разных испещренных образах является на прельщение рабов Божиих...

127. Каждому помыслу, приходящему к тебе, говори: отойди от меня – я занята бесценным Гостем, мне не до тебя, иди туда, где тебе рады будут. И так помысл оставит тебя.

128. Врага не слушай. Доброе дело сотворила, что его лазейку в сердце свое затворила. А если не знаешь, куда тебе от его нападения бежать, то прибегни к пяти язвам Господним. Здесь в них и укройся!

129. Что бояться искушений, когда они всякому человеку неизбежны, а потому и полезны? ...А почему искушения нам полезны? Потому что душа, будучи утесняема искушениями, притекает к Богу, а находясь в пространстве, т.е. в свободе от искушений, предается парению и возношению.

130. ...Не бойся искушений, отвне бываемых, ибо любовь мира сего ничем так изгоняться из нашего нечистого сердца не может, как искушениями и скорбями. А притом Бог попускает нам быть искушаемыми для того, чтобы мы познали свою немощь и смирились. Страшись токмо тех искушений, которые в тебе рождает и может породить собственное твое нечистое сердце... Сего всезлейшего домашнего врага твоего – похоти плоти, похоти ветхого твоего человека, бойся и страшись!

Исповедь. Духовник

131. Что тот за врач, который лечит только сладкими и приятными лекарствами? Какой я буду тебе отец и наставник, если не покажу тебе, что при руководстве моем тебя по пути духовному мне потребна не одна палица, но и жезл?

132. Ты приходишь исповедоваться Богу – а духовник только свидетель исповеди твоей. Что тебе до того, если он что и говорил и будет говорить про тебя. Это все – его, а не твое. Ты старайся на все и на всех смотреть глазами евангельскими – глазами чистоты и любви.

133. ...Духом моим я всегда с вами. Значит, я с вами и молюсь, с вами и против врагов борюсь, конечно, не своею слабою силою, но силою благодати священнической, которая дарована мне, недостойному; с вами и скорблю, с вами и радуюсь, с вами и во всех обстоятельствах и путях вашей многострадальной жизни даже до гроба моего пребыть желаю.

Отношения с ближними

(Похвала. Строгость. Любовь ко всем)

134. Пристрастие к близким – грех величайший. Нимало не медля, исправься. А иначе ты будешь как идолопоклонница. Разве ты не помнишь, как Господь учит в божественном Евангелии? Он там говорит: аще око твое соблазняет, или рука, или нога, то отвергни их, отсеки, отними (см.: Мф. 5:29). Под этим членами тела надобно разуметь людей близких и нужных нам.

135. Строгостью же старшей не скучайте! Строгость как огонь. Где чего сами или не можете, или не догадаетесь с собою сделать, то строгость вам напомнит.

136. ...Бойся Бога, почитай начальницу и старших, люби всех, моляся непрестанно на всяком месте духом своим – и недалече будешь от Царствия Небесного...

137. Всех люби о Господе, всем угождай, но все это делай так, чтобы душа твоя была свободна от всего земного, временного и видимого.

138. ...Друг бранит от любви и по любви; а враг хвалит по лести. Люби же, люби неизменно старого друга твоего, хотя бы он и нередко стал наносить раны самолюбию твоему, которое, пользуясь приятною обстановкою твоею, может свить неразоримое гнездышко в сердце твоем.

139. Любящий любимого везде найдет, потому что любовь не ограничивается ни местом, ни расстоянием. Хотя бы ты, любимый мой, переселился на край света, но любовь моя и там бы нашла тебя.

140. Зло надобно преследовать и прекращать, а не скрывать и давать ему простор для усиления. Здесь бойся только одного, чтоб сердце твое движимо было любовью к ближнему, а не злостью и мщением.

141. Наше дело – всех любить, всем желать добра и за всех молиться – и за все это кто чем хочет, тем тот и платит нам. Кто нам здесь не заплатит или не доплатит – тем лучше, ибо в таком случае мзда наша многа на небесех (ср.: Мф. 5:12).

142. Полюби всех без разбору, и добрых и злых, решительно всякого человека, и тогда, как водворится в тебе любовь сия, вселится в тебя с нею и Сам Господь...

143. Блюди впредь себя всяко, да ничем же подашь преткновение совести брата твоего! Лучше от всех и всякое поношение потерпеть, нежели коим словом преогорчишь кого-либо и обезмиришь.

144. По моему мнению, лучше не за водить дружбы, чем после изменять.

Труд

145. Не робей, а будь только внимательна и при помощи Божией станешь понимать предлагаемое тебе учение... В начале учения всегда бывает и у всех непонятие, а потом, чем далее, при внимании и старании открывается и понятие.

146. Но внешнего дела не оставляй при молитвах своих, а меняй их, то дея молитву, то совершая дело какое-либо келейное. Кто был Саровский великий подвижник, отец Серафим? Но и он не оставлял делания обыкновенного, занимаясь то рублением дров, то копанием гряд и проч.

147. ...Только никак не малодушествуй, а трудись, с помощью Божией, столько, сколько и как можешь – и веру ими́, что труд твой не явится тощ пред Богом...

148. Радость, по моему мнению, дается от Господа за труд и подвиги, и в той мере, кто сколько подвизается ради Господа.

Козни дьявола

149. ...Как только будут приражаться к тебе помыслы нечистые, злые, то тут произноси с верою преславное имя Господа нашего Иисуса Христа, и дотоле произноси, пока эти помыслы, яко воск, от лица огня растают и исчезнут.

150. А бояться диавола и тем более не должно, потому что он только устрашать может, и то слабо, верных и малодушных, но никак не уязвлять, так как ныне, со времени искупления рода человеческого страданиями и смертию Сына Божия, жало у диавола притуплено.

151. Противу искушений и козней вражиих есть средство. А какое? Бдение, или бодрствование духовное, и молитва.

152. Бойся и прелести – этой златовидной у́ды диавольской, на которую попадали многие из великих подвижников! Проверяй себя – свои помыслы, свои желания, свои чувствования

– Священным Писанием и учением святых отец, где обнажена вся прелесть вражия.

Милостыня

153. ...Дорога милостыня во время скудости!.. Творите добро, пока средства к тому имеете.

154. Что за беда, если ваша милостыня и на чай будет употреблена? Чай в настоящий век весьма для многих, а для живущих в обителях – едва ли не для всех, составляет такой необходимейший элемент, без которого, равно как без хлеба, и жить не могут; а для скорбящих и болящих эта травка служит единственным утешением и лекарством.

Пост

155. При перемене пищи нам измениться надобно изменением божественным. Пусть постится у тебя ныне не одно чрево от брашен, особенно услаждающих гортань, но да постятся и очи, еже не видети суеты, пусть постятся и уши, еже не слышати словес, отвлекающих ум наш от созерцания Божия, и язык, еже не глаголати отнюдь ни одного слова праздного, кольми паче обидного для ближнего; словом сказать, пусть постится весь твой внешний человек. Не говорю о внутреннем человеке твоем, твоей душе, которая в нынешние дни святые решительно пусть вся обольется слезами умиления и орошает ими внутренно, таинственно, пречистые нозе Спасителя грешных.

156. Нерадив тот земледелец, который, пробыв целый день на поле, на ниве, ничего не сделал. Слаб тот воин и неискусен, который не знает, как взяться за ружье. Достоин посмеяния тот купец, который, приехав на ярмарку, и не думает о своем деле или слабо и невнимательно занимается им. Какого осуждения будем достойны мы с тобою, чадо мое, если наступающий святой пост, это благоприятнейшее время, эту куплю духовную, это время делания, препроведем в обычном нашем невнимании и нерадении?

157. Не унывай, не малодушествуй, если не сильна ты поститься и подвизаться, якоже подобает. Восполняй сей недостаток смирением, которое и мытарей оправдывает, и блудников спасает, ибо сила Божия в немощех человеческих совершается (ср.: 2 Кор. 12:9).

158. Царствие Небесное сто́ит того, чтоб, ради получения его, потомить себя и помучить. Не можете поститься? Молитесь больше! Утомляетесь молитвою? Читайте книгу! Леность

нападает, не захотите и читать? Предайтесь богомыслию, начните размышлять о страданиях Господних и о муках вечных!

159. Как себе внимаешь? Все ли чувства твои постятся? А в особенности, сердце твое чем занято в нынешние дни святые? Смотри, золотое время не употреби на делание глиняных сосудов!

Монашество

160. Даю тебе заповедь так отвечать помыслу, влекущему тебя из святой обители: «Лучше я вся сгнию и червями изъедена буду, а из обители святой не выйду». Видя такую твою решимость, враг не будет более стужать – отступит от тебя!

161. Что тебе до того, что враг на тебя лает, ближние твои тебе не благожелательствуют. Ты, как уже инокиня, будь ко всему мертва! Знай только одно, что ты – земля и пепел, червь, а не человек, а потому и достойна от всех лишь одного презрения и попрания.

162. Ничего так часто не поминай и не воображай, [как то,] что ты – монах и иерей, а потому и делай, и говори, и думай, и чувствуй, что точию относится до этих великих и святых званий твоих. Не составляй для себя новой системы, якобы монах имеет обязанность пещись и о внешних... Что бы сказали и подумали о воине, если бы он, вместо оружия воинского, взял бы в руки рало, или серп, или млат, или что другое и с этими знамениями явился б на поле брани? Тогда бы, без сомнения, сочли бы сего воина безумным и из воинства, яко неспособного, исключили.

163. .... Необходимо сокращать переписку, ибо она, как бы ни казалась полезною для души твоей, но полезнее безмолвия для монаха нет ничего на свете.

164. Келлия – это гроб, в котором не должно и не может жить уже ничто, до плотоугодия и миролюбия относящееся. Люди века сего, кои живут по плоти и плотская мудрствуют, – это мертвецы: в них нет Духа Божия.

165. Конечно, и ты, хотя и монах, но обязан споспешествовать спасению других. Но споспешествуй по званию своему и месту, кои обязывают тебя одними молитвами.

166. Монах должен писать и редко, и кратко, да и то больше о покаянии и о плаче, а не восторгах каких-либо, кои далеко, далеко заводят его и отводят от внимания, кое для монаха столь же необходимо, как глаза для тела.

167. Буди яко пчела! Не мимоиди разумом своим ни единого места святого, никакого обстоятельства поучительного, кольми же паче коего-либо подвижника мудрого, дабы взять тебе для души своей и для жизни иноческой чего-либо поучительного.

168. ...Пострижений два: одно рукотворное, действуемое рукою постригателя, другое же нерукотворенное, совершаемое невидимо Святым Духом. Как не все христиане спасутся, а

только те, кои дела христианские сотворят, так и не все постриженники и постриженницы Царствие Небесное наследуют, а только те, кои достойно будут жить и ходить святого звания своего иноческого. Постриженные же нерукотворенным пострижением от Духа Святаго все спасутся.

169. Отрекшийся от всего житейского, как-то: от жены, имения и прочего, сделал монахом внешнего человека, но еще не внутреннего. Тот истинный монах, кто отрекся от страстных помыслов сего внутреннего человека, то есть ума. Слышишь ли, любезный мой, в чем состоит истинное монашество, тоже и схима!

170. Иноческая жизнь, по мнению одного подвижника, – второе рождение, а потому будь младенец не умом, а беззлобием и кротостию. Младенец мыслит умом своих родителей, водится их волею, а подвижник Христов – весь во Христе. Ум, чувства, правила – все Христово. Безмолвие – его услаждение. Молитва – духовное созерцание. Слово Божие – пища души его. Сладчайшая беседа – с Богом. Храм – единственное прибежище. Ограда обители – предел, далее которого для крестоносца более ничего не существует. Его мир – вечность. Там его сокровище, там его и сердце. С живущими на земле единственная связь – теплая о них молитва.

171. У инока все должно быть иное: и отец иной, и мать иная, и братья иные, и сестры иные, и сродники иные, и друзья иные. Ежели хощеши быти истинным иноком, то, с помощию Божиею, потщися всемерно переиначивать себя по всему.

172. Помни, зачем ты пришел в святую обитель – не нежиться и покоиться, а трудиться. Имей всех как ангелов или праведников, а себя почитай всех последним и худшим. Людей по Боге всех люби, а бесов бей нещадно именем Иисусовым – вот и будешь добрый воин Христов!

173. Воин того только и гляди, что пуля в лоб; так и монах, да и всякий христианин, того только и смотри, что какая-нибудь буря восстанет, ибо, по слову праведного Иова, вся жизнь человеку не искушение ли на земле?

174. Желаю, чтобы вы навыкли еще непрестанно молиться и истинно смиряться, так как без молитвы никакой дар не стяжевается, а без смирения – хоть беги из монастыря.

175. Тебе случалось многократно видеть, как невеста рядится под венец, к бракосочетанию. Так поступай и ты, невеста Христова! Рядись как можно лучше, рядись, ибо тебе надобно будет входить в чертог небесный. Не озирайся семо и овамо, не теряй времени, а рядись, непрестанно рядись, ибо тебе предназначено бракосочетание вечное со Христом в Боге.

176. Любопытство для монаха вредно. Не желай знать о новостях политических. Об одном тщись и молись – да сердце чисто созиждет в тебе Господь Бог и дух прав обновит в утробе твоей (ср.: Пс. 50:12).

177. В святой обители должен жить, действовать и царствовать один внутренний, духовный человек. Потому-то монашествующие и носят имя людей духовных, что они живут и жить должны по духу, а не по плоти.

178. Да, любезнейшая моя, иноческая жизнь есть жизнь мученическая. Впрочем, отнюдь и ни в каком случае не малодушествуй, хотя б тебе тысячекратно в один час случилось получать язвы и раны. Не лучше ль нам умереть в подвиге и на кресте, который отверзает рай, чем жить в угождение плоти, которая ничтоже пользует? ...Будь благодарна не за одно сладкое, но и за горькое, так как и чаша сладости, и чаша горести подаются нам от десницы Божией как врачевство духовное.

179. Что бы ты ни представил себе спасительного на предполагаемом и желанном пути твоем, то все это спасительное неспасительно будет для тебя, для монашества твоего, если

ты поступишь по желанию своему.

180. Ты по доброй воле вступил в монастырь, без принуждения; так помни, что ты уже не в мире, а в море духовном, идеже гады, имже несть числа (Пс. 103:25). Бди же и стреги опасно, да не како, якоже праотец Адам, подпадешь льстивому внушению адского змия; не смертию умреши. Не верь себе ни в чем, а последуй неуклонно Священному Писанию и примерам божественных отцев.

181. ...Не тот только святотатец, кто из храма Божия и из вещей, посвященных Богу, похищает, но и тот, кто время, определенное законом на служение Ему, себе усвояет, на свои дела употребляет.

182. А монастырь тебя от страстей не избавит; очищает же от всякого греха, по учению апостольскому, Кровь Сына Божия...

183. Наши старицы говорят и твердят, что для истинной жизни монастырской потребен не воз, а обоз терпения.

184. Истинно безмолвие дороже всего для инока.

185. Во обители святой нет ни одного послушания ничтожного, а все послушания и великие и святые, ибо они творятся во имя Того, Который Сам был послушлив даже до смерти. Быть пастухом, кажется, последнее дело. Но этим делом ни много ни мало занимался целое сорокалетие великий пророк Моисей.

186. Пчела едва ли летает погулять только, но каждый раз она что-нибудь приносит полезное в улей свой. Равно и иноку для чего пускаться в объяснения, кои решительно не пользуют нисколько для внимания? Напротив, и начинающееся внимание могут расстраивать.

187. Невесты Христовы! Часто ли вы смотритесь в зеркало свое внутреннее – свою совесть? Советую вам... творить это необходимое дело каждый день, отходя ко сну. В это время приводите себя на суд совести и испытывайте, как бы на самом Страшном суде Божием, как провели вы мимошедший день. В злом тут же кайтесь, а за благое со смиренномудрием благодарите Бога.

188. Разве для монаха должно быть самолюбие? Боже сохрани всякого инока от сей всезлейшей страсти, которая есть виновница всякого зла!

Семейная жизнь

189. ...Испытай себя хорошенько, можешь ли ты на всю жизнь оставаться безбрачным. А то, по совету и наставлению святого апостола, лучше женитися, нежели разжигатися (ср.: 1 Кор. 7:9). Брака бояться не следует, ибо, по Святому Писанию, брак есть честен и ложе нескверно (см.: Евр. 13:4).

190. У родителей своих, да и у всех старших, будь в послушании, поминая, что и Сам Сын Божий, будучи во плоти, повиновался родителям своим.

191. Супружество – это тяжкие оковы! И это мнение не мое, но преподобного отца Иоанна Лествичника, который супружество именно называет оковами. Конечно, не все могут вместить безбрачие, но имже дано есть (Мф. 19:11), по слову Спасителя; впрочем, Тот же Господь говорит, что невозможная от человек, от Бога же вся возможна (ср.: Лк. 18:27). Огонь по природе жжет, а вода орошает. Но идеже Бог хощет, там побеждается естества чин. По манию Божию, и огонь станет холодить, и вода попалять.

192. О, помните, любезные мои, молю вас Самим Господом, помните, что мы здесь гости! Наше житие, по апостолу, на небеси. Вы, мужие, любите своя жены, якоже своя телеса (Еф. 5:28), а вы, жены, повинуйтеся мужем своим, якоже Господу (Еф. 5:22); вы же, дети, будьте в послушании у своих родителей (см.: Еф. 6:1)! Все же, и мужие, и жены, и чада, бойтеся Бога и храните Его святой закон, каждый день и час готовясь к исходу своему в век будущий.

193. Не подражай тем родителям века сего, кои заботятся единственно о внешнем образовании детей своих и о доставлении им одного только временного благополучия. Ты же первее всего и более, с помощью Божиею, потщися всадить в юное его сердце страх Господень, который есть начало премудрости и основание счастья.

194. ...Твое главное правило повиноваться всегда и во всем мужу, как главе своей, якоже и святой апостол учит... когда потребует муж к своему служению, то оставь и самую молитву, да не раздражишь его продолжением, ибо святой апостол учит: жена не владеет своим телом, но муж.

195. ...Живи и все дела свои твори в безусловном повиновении родителям, молитва коих будет для тебя оградою от всех козней диавольских...

196. Жены чадородия ради спасутся (см.: 1 Тим. 2:15). А как и ты, благочестивая в женах, чад рождаешь, то и ты спасешься. Но только под чадородием разуметь надобно не одно простое рождение чад, но и воспитание их в духе христианского благочестия... Вот тебе спасение – рожденных в болезнях своих чад воспитывай в страхе Божием.

197. А о воспитании детей в страхе Божием имей всевозможное попечение, отнюдь не позволяй иметь им содружество с безнравственными товарищами, потому что Священное Писание говорит: беседы злы тлят обычаи благи (1 Кор. 15:33).

Земная жизнь

198. Как драгоценно на свете здравие! Никакие блага с этим даром сравниться не могут. И так мы нередко в жизни своей по безумию своему во зло употребляем этот предрагоценный дар Божий.

199. Бойся только всячески зла нравственного – греха, который собственно от нас происходит и который прогневляет Создателя и Благодетеля нашего, а зла физического, бед и скорбей не избежишь.

200. Без воды нечистоты не измываются, а также и скверны души твоея без воды горестей и скорбей очищены быть не могут.

201. Слабым ногам своим давай льготу, отдых без зазрения совести. Бог невозможного от человека не требует.

202. Живя посреди мира, в пучине соблазнов, старайся понемногу, при помощи Божией, отрешаться умом и сердцем от прелестей его.

203. Как устроено в видимой природе, что бывает четыре времени в году: лето, осень, зима, весна, так точно бывает и во внутренней природе человека: есть духовное лето, есть духовная осень, есть духовная зима и духовная весна.

204. При обращении с людьми, сохраняй меру в словах такую же, какую и при употреблении соли в яствах.

205. Не пригвождай сердца своего ни к чему земному, ибо земля – не наше жилище.

206. Не подпускай к себе никакую тварь, дабы она не помешала тебе любить Господа Бога всем сердцем твоим. Присно памятуй, что Бог есть Дух чистейший, а потому ничем тако не благоугождается, как чистотою духовною и телесною, паче же – сердечною.

207. ...Ничего бы я, окаянный, не желал в мире сем и в жизни моей, как обрести благодать пред Господом моим и Благопромыслителем, во еже любити Его всем сердцем моим.

208. Заботься об очищении ума и сердца, а не о путешествиях. Сие есть едино нам на потребу. Хоть взойди на Фавор или Елеон, но, без чистоты ума и сердца, и там мрак греховный обымет тебя и покроет душу твою.


Источник: Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 11-111-1152. С 20 Саровский цветник: наставления старцев Саровской пустыни / сост.: Н.Ю. Бутина, С.И. Горлевская, Л.П. Лебедева. — М .: Спасское братство; 2011. — 396 с.: 24 ил. ISBN 978-5-904074-25-8. УДК 26. ISBN 978-5-904074-23-8 ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle