Источник

Преподобный Назарий Саровский чудотворец (1735 – 23 февраля 1809)

Игумен Назарий (в миру Николай Кондратъев) родился в семье причетника в с. Аносове Тамбовской губернии. Возлюбив Бога, он оставил мир еще в самые юные годы. В Саровскую пустынь пришел он в 1752 г. и прожил там три года. Затем находился в астраханском Спасо-Преображенском монастыре под духовным руководством епископа Мефодия, кем и был пострижен в монашество 23 сентября 1760 г.; во иеродиакона посвящен 22 октября 1760 г. В 1765 г. опять возвратился в Саровскую пустынь. В иеромонаха посвящен епископом Владимирским Иеронимом 6 декабря 1776 г. В 1781 г. указом Святейшего Синода потребован в Санкт-Петербург, где в 1782 г. по убеждению митрополита Гавриила назначен строителем в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь для заведения в нем общежития и порядка по правилам и примеру обители Саровской. Его попечением Валаамская обитель была возрождена из запустения и преумножена братией. В мае 1785 г. удостоен сана игумена. В обители им введен строгий церковный служебный порядок и приобретены угодья на ее постоянное содержание.

Игуменом Назарием в Валаамском монастыре устроено было три рода жизни: общежительная, скитская и пустынная. Слава о монастыре при новом настоятеле перешагнула границы России: даже со святой Афонской горы приходили паломники на поклонение святыням обители, удивляясь ее устроению «по благообразию и чину».

Игумен Назарий имел особенный дар прозорливости и дальновидности, иногда узнавая без испытания человеческие мысли, характеры и склонности, и каждого приходящего побуждал к исправлению недостатков, какие прозорливо в нем замечал. От Бога старец Назарий был одарен обильным духовным рассуждением, поучая братию и всякого к нему приходившего с удивительным благоразумием. Был кроток, смирен, и сердце его пылало любовью к Богу, так что он ни в какое время не переставал творить молитву Иисусову, всегда с нею перебирая в руках четки. В монастыре о. Назарий имел отшельническую келью, в которую имел обыкновение удаляться для уединенной молитвы,

иногда на целые недели. В 1801 г. уволен на покой. Жил в пустыни неподалеку от монастыря, где единственным его занятием были молитва и рукоделие. В 1804 г. в марте месяце он переведен, по своему прошению, в Саровскую пустынь на всегдашнее пребывание с учеником своим иеромонахом Иларионом.

По прибытии в Саров он построил себе келью в лесу, на речке Саровке, и жил уединенно около пяти лет, беседуя с Богом и быв за смиренное свое сердце истинным светильником и духовным утешением для братии, получавшей от него духовное назидание. Исполненный маститых дней и совершенно истощенный в телесных своих силах, он преставился на вечный покой 23 февраля 1809 г., на 72-м году своей жизни. Над могилой его поставлен памятник со следующею надписью:

Назарий прахом здесь, душою в небесах:

И будет незабвен в чувствительных сердцах,

В которых он вместил священны те таланты,

Пред коими ничто мирские адаманты.

Покойся, отче, зде без скорби и рыданья,

Доколь наступит день комуждо воздаянья.

Указание пути ко спасению

1. Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубить душ человеческих, но на путь истинный наставить нас. Он образом жития Своего, а не словом только учил презирать мир. Господь, не имея покоя в мире, и последующим по Нему повелел бегать его. Прелестна бо и обманчива жизнь мира, бесплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна! И горе надеющимся на его мнимые блага! От сего многие без покаяния умирают, блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его.

2. Бога ради обучайтесь, старайтесь, пустынные горлинки! Пустыня что значит? Совесть незазорная; ум, очищенный молитвою; поста не теряй; а пост, с молитвою, труда не теряет. Блажен садяй сады в душе своей!

3. Ничтоже тако полезно, якоже самоукорение; от самоукорения – самопознание; от самопознания – кротость. Самоукорение: «Злодейка я, ленивая, тунеядица, грабительница: разграбляю сама у себя душевное спасение; смотри-ка, грешу и делом-то и словом и помышлением и всех оскорбляю». От сего укоренил родится самопознание. Ум и сердце собрать в едино, глаза закрыть, мысленные очи вознести ко Господу.

«О Сладчайший и Дражайший Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Я великая грешница; но и я-то незабвенна в Твоей милости; и на меня-то льется благодать Твоя и отеческое призрение! Достойна ли я помянута быть пред Тобою?» Отчего родится умиление и кротость.

4. От больного Господь требует только молитвы со смирением, с терпением, с благодарением. Как Сладчайший Спаситель ваш в горнем Иерусалиме, в немерцающем свете, поведет вас к Отцу Небесному и скажет: «Отче Небесный! Вот плоды моего страдания», там-то будет нам праздник! Какая нам честь будет – сказать невозможно. А вы все мои слова пишите на скрижалях сердца, в незабвенную память.

5. Если... от... стояния очень ослабевши или от случайной телесной болезни или старости изнеможеши, то сяди где ни есть в церкви, дабы не соблазнить брата своего.

6. Грешник, удержи себя от осуждения ближнего. Хотя ты и своима очима будешь видети согрешающего, старайся, как можно, не осудить его, ибо един есть Судия всех Сын Божий. Остави тяжесть ближнего Всемогущему, смотри, заботься об исправлении своих немощей, ибо за свои грехи, а не за чужие воздаси ответ. Не отвергай заповедей Божиих, которые для тебя даны, не осуди и не будеши осужден, оправдывай ближнего и не осуждай: да не будеши аки баня, которая всех нечистоту обличает и отъемлет, а сама всегда остается нечистоты полна; не радуйся падению ближнего; ибо бесы только и супостаты нашего спасения о сем радость имеют, для того что сами уже погибли и восстати не могут. Постарайся не осуждати, а молитися, плаката и рыдати о падающих, радоватися же о восстающем от падения и спасающемся, дабы и самому от праведного Судии страшным судом не осудитися.

7. Высших ищите, идеже есть Христос... горняя мудрствуйте, а не земная; делайте, дóндеже день есть, да тьма вас не постигнет. Боголюбивому человеку ничтоже потребно, кроме Бога: аще Бога приобрящет, довлеет ему. Один святой вечно плакал: «Покой ты мой, покой небесный! Где тебя найти?.. Только в кресте, да во Христе!»

8. 1) Святое послушание со отвержением своей воли проходить.

2) Чистую совесть и откровенную иметь.

3) Усердную молитву со смирением, с трезвением и с памятью смерти возносить.

4) Дело в руках, молитву в устах, очи в слезах, ум весь в богомыслии иметь.

5) Без благословения ниже́ у кого брать, или куда пойти, или какую добродетель начинать делать. Ежели благословение где будет, тамо благодать Божия, очищающая и укрепляющая и соединяющая с Самим Богом; а где благословения не будет, тамо гнев Божий, тамо помрачение, нестроение и отлучение от Бога.

6) Безмолвие душевное и телесное хранить.

7) О себе рассуждать, себя осуждать, т. е. свои дела, слова и помышления.

8) Нищету и нестяжание любить, яко многоценное сокровище.

9) Бесчестие за честь, хулу за хвалу, обиду за награждение, всякое искушение и злострадание за превосходнейшее воздаяние почитать. Творяй сия не подвижится во век.

9. Если можеши воздержатися так, чтобы в сутки один раз принять пищу, и то по захождении солнца, устрой сие для себя с советом и благословением старейшего и стяжавшего опытность и рассуждение.

10. Если же удостоят тебя сидети со всеми вместе на трапезе, то помышляй в себе: кто есмь аз недостойный, который вшед сюда, и како со святыми отцы хощу имети участие в трапезе? Тако в себе помышляя, представляй себя грешнейшим всех, странником, пришельцем и нищим. И сидя со братиею за трапезою, имей страх и стыдение пред ними, аки бы ты пред царьми и князи сидел. Сотвори себя не дерзновенна даже ни на что и ни пред кем. Избирай всегда себе низшее и, если можно, последнее место. Отнюдь не озирайся никуда и не любопытствуй. Не смотри, как кто сидит, или яст, или пиет.

11. Берегись, как можно, испытывать брашно – вкусно ли, или нет, или что такое, или много ли чего кому предложено, или мало, но старайся имети чистый ум.

12. Восстали, падший, отверзи очи свои душевные, насыщайся хлеба, иже есть слово Божие и пий вино от чаши Премудрости Божией. Если тебе случится печаль, то разбирай охотно и с любовью сие Писание и веруй, что с помощью благодати Божией утешишься. Утверди себя в сей истине, что всякое Божественное Писание согласно к шествию спасительному наставляет, учит, наказует и подкрепляет, дабы шествие наше всегда было по Бозе.

13. Берегися крепко, да не прикоснется твоему уму какое роптание или зависть, чтоб больше вкусить какой лучшей пищи. Аще же случится тебе во уме твоем почувствовати таковое помышление, то лиши себя совсем лучшей пищи или вовсе в той день не дай себе ясти, дабы впредь ум твой не дерзал принять оное сластолюбивое пожелание.

14. Если приидет брат или кто-либо из странных посетити тебя любви ради Божия или по какому делу пред Литургией, то не дерзай разрешите с ним что-либо ясти или пити. Тако же твори, если и после обеда кто приидет; насыщай тело брашнами, а душу питай молитвою и рассуждениями или чтением от жития святых отец. Также непрестанно укоряй себя и недостойна оных служб или сидения с братнею представляй.

15. По трапезе иди с молчанием в свою келлию, затвори дверь, и аще сможеши, то с молитвою и благодарением положи несколько поклонов, по сем возьми книгу, почитай мало и размышляй о прочитанном.

16. Если дни летние и по трапезе имеешь нужду в отдохновении от предшествовавшего труда, то на уготованное возляги место и поспи немного, только старайся, как можно, удалить от себя многий сон. Примечай, что если ты на трапезе по вышеписанному все сотворил, ел и пил с молитвою, вкушал умеренно и без пресыщения восстал, то сладко во здравие поспиши и скоро восстанеши, ибо ангел приставник твой возбудит тебя скоро.

Бог все творит для нашего спасения

17. Он претерпел жестокие мучения, дабы чрез то загладить наши преступления, Он принял поносную смерть, дабы чрез то даровать нам живот и спасение. Итак, когда Он не щадил Себя единственно для нас, то мы, христиане, не должны ли Его любить, не должны ли по стопам Его ходить? Итак, мы должны иметь к Нему любовь и послушание, каковых Он от нас требует; мы беспрестанно должны памятовать любовь Божию к нам, искать совершенной любви к Нему, она снискивается исполнением заповедей Божиих; надобно знать, что без добрых дел любви к Нему не окажешь. Итак, рассмотри, сколь благ Господь и милостив, Он дал христианам закон не для чего иного, как только на истребление нашей злобы, для очищения от грехов и на побеждение страстей, воюющих против закона Божия. Посему мы должны не только сохранят заповеди Божии, но и дары по заповедям приносит, якоже и отцы святые принесоша каждый по силе своей: иной пять талант, иной десять, иной тридесять; подобно и мы должны преуспевать в делании добра и в любви Господа нашего Иисуса Христа. Святой апостол Павел клятвою устрашает того, аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. 16:22).

18. О Боже, Спасителю наш, воспали любовь в нас, да возлюбим Тебя, якоже Тебе угодно. Достойны ли мы любви Его, будучи прах и пепел, однако Он возлюбил нас. Сколько мы чувствуем неудовольствий, не имея любви к Нему; сколько без нее обуреваемся волнами бедствий и страждем; но хотя иногда мы Его отвергаем, Он не отвергается от нас; мы бегаем Его, но Он нас ищет и призывает к Себе: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11:28).

Благодать Божия

19. Аще кто укорит всячески, сотвори пред ним поклон до земли. «Да, подлинно я такая – согрешила, виновата, обезумела, прощения прошу». Аще придут тебе слезы, умиление, радость душевная или от человеков любовь, то пади пред Богом и молись: «О Сладчайший, Дражайший Иисусе! Сто́ю ли я, что мне послал радость и слезы? Пред Тобой недостойна я такого умиления; не заслужила Тебе ничем. Может ли такая Твоя благодать в таком скверном сосуде поместиться? Не умею сего сохранить, растеряю; пошли тому, кто Тебе заслужил; а я стою скорбей и скуки, чтобы все меня не любили, а мне даруй всех любить; скорби и напасти с терпением нести». И Бог за такое смирение более пошлет.

Святое Причащение

20. Достигши времени Божественной литургии, поспешай, как можно, к началу ее и вниди в церковь с восхищением и с горячею любовью, стой со страхом и трепетом, воображай в уме и в душе и в сердце Сына Божия, за беззакония твои закалаема и жрема, во спасение всех верующих в Него.

21. Аще было намерение и захощеши причаститися Божественных Таин и если духовник удостаивает тебя оного причащения, то сохрани всю тую неделю в сухоядении, пребудь в посте истинном, в воздержании от обильной и услаждающей пищи и пития, старайся пребыть во бдении, в любви к Богу и в прилежных молитвах, в сокрушении сердца, в стенаниях, в сетовании и воздыханиях сердечных и в слезах. Знай же, что ничем так скверны души и тела не очищаются, как слезами, сокрушением сердца, стенаниями и воздыханиями, сердечными и усерднейшими и теплейшими молитвами и прочими богоугодными делами, и истинным покаянием себя очисти.

22. Благодари за неизреченное милосердие Господа, что Он, страшный и непостижимый Бог, не гнушается нашею худостью, но соединяет Себя с нами, от любви неисчетныя к нам. Для чего и должен ты всеми силами Господа благодарить не словами только, но делом и помышлением. Старайся, как можно, сохранить себя от многоглаголания, имей упражнение чистое и святое, и не только пред причащением во благоговении пребудь, но и по принятии оной святыни блюдися от всего противного. Старайся иметь всегда пребывание со Христом Царем и Богом и не удаляй Его от себя. И так, по отпетии Божественной литургии, вниди в келлию с безмолвием языка, ума и всех чувств, пребывай в молитве и благодарении.

23. Вникни в самого себя, в душу, сердце и помышления твои: не увидиши ли в себе бездну страстей и грехов, хулы, татьбы, объядения, сластолюбия, пьянства, зависти, лукавства, лести, братоненавидения, злопамятования. злоречия, осуждения ближнего, оклеветания, нелюбления, немилосердия, гордости, ярости, гнева и веяния нечистоты?

Таковую гнусность в себе имея, не нерадиши ли о душе твоей? Постарайся, как можно, сердечным сокрушением, воздыханиями и частыми слезами скверну души и тела твоего омыть. Будь в опасении, да не в суд себе приемлеши с неочищенною твоею душою святых Святейшего. Рассуждай, что ты причащаешися неизглаголанному таинству из таинств, сладости из всех сладостей и святости из всех святостей, от которого ты и сам делаешися святым.

24. Непостижимый Боже, кто изглаголет силы Твоя? Кто может восхваляти Тебя достойно? Кто может измерить милосердия Твоего пучину? Помышляй, брате, что сей таинственной пищи и пития, то есть Тела и Крови Христовой, алкали и жаждали от первосозданного Адама все наши праотцы и все пророки, но не получили; ты же, далеко от них отстоящий недостоинствами твоими, сей Божественной Трапезы причащаешися. Если бы кто помыслил в себе: я священник и потому достоин, то, напротив, с таковыми помыслами он был бы недостоин священнодействовати; ибо, как было во чреве Пресвятая Девы, так и зде на алтаре благоволением всемогущегоБога и Духа Святаго действом бывает Тело и Кровь Христова. Виждь, что сие бывает выше естества, смысла и разума человеческого; и потому никтоже может достойно причаститися, разве тот, кто в глубоком смирении верует и надежду крепкую имеет на Господа.

25. Посмотри, что Христос Спаситель глаголет Своими пречистыми устами: Сие есть Тело Мое, глаголет; не образ тела даю, но Тело Мое, под видом хлеба, вкусите и ядите во оставление грехов; сия есть Кровь Моя, не образ крови, но Кровь Мою, под видом вина, пийте во оставление грехов (Мф. 26:26–28).

26. Для чего и ты должен прилежно рассмотреть, с каким страхом, трепетом и истинным смирением, уничижением и сокрушением сердечным, воздыханиями и слезами, с любовью горячею, с несомненною верою и надеждою, с благоговением и радостию и благодарением величайшим от всея души и сердца приступати должен ты к сему Причащению Божественному.

Молитва

27. В келлии не упускай из мыслей твоих Иисусову молитву и старайся стяжати душевное умиление сердца в тишине и глубоком молчании ума твоего. Собери разум и все помышления твои; стань на молитву; впери к Богу твой ум и сердце: молись о пастырях духовных, о сродниках, о друзьях, о благодетелях, о Государе и о всем мире.

28. Помолимся духом, помолимся и умом. Взойдите-ка в слова апостола Павла: хощу рещи пять слов умом, нежели тысячу языком (ср.: 1 Кор. 14:19). Изобразить не могу, сколько мы счастливы, что сии пять слов удостоилися говорить. Что за радость!

29. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго». Вообразите-ка: Господи! Кого я называю? Создателя, Творца всего, Кого все силы трепещут; «Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты ради меня кровь Свою излиял, спас меня, сошел на землю, Христе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:8); помилуй и меня грешную, прости за Себя виновную во всем». Отражай всякие помыслы, ратующие на тебя – именем Иисуса.

30. Когда придет вам горячий дух молиться много, то немного молитесь и четки от себя положите; а когда леность, тогда-то подлинно до поту молиться полезно.

31. Вот я было, ехав к вам, совсем утонул; но став тонуть, ум, сердце собрал воедино: «О Сладчайший, о Дражайший, Прелюбезный Господи! Аще хочешь, спаси меня, а не хочешь

– ко дну пойду, а я с Тобою не разлучусь!» Потом было в пропасть упал, да, к счастью, как полетел, успел на лету сказать: «О Господи!..» Но как такое имя помянул, чему быть тут? Не как в пропасть, но как на мягкую постель попал...

32. Старайся, дабы отнюдь твои мысли не могли парить по сторонам и ничем из сего мира не занимались; в такой тишине и глубоком молчании ума твоего стань, потупи главу, руце приложи к персем, нозе соедини вместе, очи смежи, дабы ничего земного не мог видеть, и собрав ум и сердце воедино, зри Бога на престоле седяща и судяща, обстоима со страхом и трепетом архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными силами; помни ад и тартар, в который Он тебя осудить может; умом молись, сокруши сердце твое, плачь, стенай, воздыхай, осуждай себя, укоряй твою душу, что раздражил ты своего Создателя, Искупителя многими беззакониями; в сокрушении пребывая и каясь, проси милости от Создателя, дабы тебе простил грехи соделанные и избавил от вечной муки.

33. Смотри прилежно, дабы была теплая любовь и желание неленостное, чтобы от всей души и сердца без роптания происходило твое моление, устрой себе молитвы келейные после всякого церковного правила, поскольку можно; после вечернего знаменай место, где хощеши от трудов мало покоиться, и тако возляги, и пока сон прикоснется к тебе, не упускай из уст и ума и сердца твоего молитвы Иисусовой, при которой сон к тебе мирно придет, и сладостно тебя успокоит; приставник же твой ангел хранитель сохранит тебя от всех вражиих мечтаний. Если пробудишься ранее положенного часа, то, не обленясь, восстани и мало помолися Богу твоему и святому возбудившему тя хранителю; веруй же точно, что хранитель твой возбуждает тебя на сие, почему ты не должен лениться; помолися, дабы ты не отогнал его от себя, а помолясь, паки возля́ги, твори молитву до прикосновения сна.

34. Внимай чтению и пению церковному, старайся, как можно, не допущать разднословит уму своему. Если не можеши понимати, слушая пение и чтение церковное, то с благоговением тайно твори Иисусову молитву следующим образом: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, старайся углубить сию молитву в душу и сердце твое. Твори оную умом и мыслью, не попускай оной ни [на] малое время удалиться из уст твоих; соединяй оную, как можно, с дыханием твоим, и сколько сил твоих есть, старайся при сем нудить себя к сокрушению сердечному, да не без слез каешися о гресех твоих. Если же нет слез, то должны быть, по крайней мере, сокрушение и стенание сердечные, наблюдай, дабы церковная служба не проходила без сего.

35. Предстоя в храме Божием, воображай, что ты в самом небеси с вышними силами пред Богом предстоишь и творишь с ними все то, что они творят. Воображая сие, положи себе таков закон, чтоб отнюдь не исходит от собрания братий твоих из церкви до окончания службы. По окончании же утреннего славословия, исходя в келлию свою из церкви, берегись, как можно, дабы отнюдь ни с кем не стати, и ничего не глаголати, паче же всего хранися вредного празднословия и смеха; но гряди спешно в келлию свою, не испущая из уст и ума твоего Иисусовой молитвы.

36. Аще, на молитве стоя, совершенно не можеши перенести естественной нужды какой или в тебе случившейся великой болезни, также себя по вышеписанному укоряй, или если

по врученному тебе послушанию выйдешь из церкви, то и тогда с самоуничижением помышляй в себе, что лишился сопребывания и наслаждения небесных сожителей.

37. Не выпускай из мысли твоей молитвы Господу Иисусу и смешивай ее языком с пищею, то есть имей пищу во устах молитвою растворенную. От такого растворения не будешь чувствовать в пище никакого неприятного вкуса и не позавидиши никому ни в чем, много ли, мало ли чего кому предложено. Веруй крепко сему, что Иисус усладит предложенную пищу в гортани твоей и все приятно тебе будет.

Покаяние

38. Кайся, проси милости от Создателя своего, дабы Он тебе простил грехи, тобою соделанные, и присоединил тебя к кающимся, и избавил бы от вечной муки. Помышляй и сие беспрестанно, что никто не может от дел оправдаться пред Господом и никто не может быть чист пред Создателем своим: все грешны и немощны; все требуем помощи и милости Божией.

Как избавиться от грехов

39. А во грехах не унывати; грешники, пока не призвали Сладчайшего Иисуса, пребывают грешниками, а как призвали – уже не грешники. Как дитя запятнается – плачет, мать побьет и после поцелует, белую рубашку наденет; так и мы – возопием к Нему: «Осквернились мы, обмой нас; Ты, Спаситель, очисти; исповем на мя беззаконие мое, и Ты оставил еси нечестие сердца моего». Ни о чем же тако [не] радуется Господь, яко о покаянии грешника.

40. Прилог, сочетание, сложение, пленение. Сперва придет прилог – малый помысл, яко младенец: он только тебя беспокоит, а повредить не может. Как станешь с ним разглагольствовать – сие сочетание уже юноша, может тебя ударить; а как согласился с ним – сие сложение уже муж – может тебя убить и до смерти; а там пленение – страсть.

41. Как кастрюлька-то кипит на огне, никакое насекомое не может в горячую попасть; а как остынет – и мухи, и всякая гадина повалится; так и наше сердце, аще горит к Богу, чисто от страсти и помыслов.

42. Ежели о грехах плачем – яко рабы; а ежели от благодарности – яко сыны.

43. Совлецыся своея воли, яко срамныя одежды; смирение – ограждение, терпение – подтверждение, любовь – покров; а где любовь, тамо Бог; а где Бог, тамо и вся благая по писанному: любящему Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28). Пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4:16). Любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4:8).

Борьба со страстями

44. Случается, что даже вовсе неведомыми помышлениями вселяются и укореняются страсти в самую глубину сердца. Дабы избегнуть ближних презрения и осуждения, также тщеславия, кичения и гордости и прочих сему подобных, чтобы крепко заградить им вход в душу твою, для сего должен от всего сердца и от всея души представить себя совершенно странника, глупа, неразумна, ничего не смысляща и ничего не умеюща. Такое рассуждение о странничестве приими себе, дабы ты мог удалить себя от человеческих разглагольствий, суетных бесед, и ты непременно сбережешь себя от смеха, осуждения, кощунства и вредного празднословия, душепагубного тщеславия и высокомерия. Смиряй себя от всего сердца, души и помышления; любит бо Сладчайший Иисус со смиренною мудростью спасающихся и желающих с сердечною и горячею любовью совершенного исправления и хощет всем нам в разум истины приити.

Добродетели

45. Велия высота – смирение! Знатное достоинство и честь – смиренномудрие! Нет смиренного выше, и худшего у Христа – славнее по свидетельству истины. Не сущу свету, вся темна; не сущу смирению, вся тщетна и неполезна и ко Христу не дерзновенна.

46. Если что доброе носиши с собою, то не хвалися сам, но паче преуспевай в делании добра и, по мере богоугодных дел, являй себя новым, правым, измененным во всем на лучшее. Буди истинный христианин, который дает обеты Богу, сооружая в сердце своем жилище добродетелей, и исполняет оные без закоснения. Пре́лестна в мире жизнь, бесплоден труд, честь непостоянна и ничтожна. Горе надеющимся на нее. От сего многие

без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его.

47. Аще тоска приидет, якобы Бог оставил, – читайте сей псалом: живый в помощи Вышняго... дойдете до сего слова: с ним есмь в скорби, изму его (Пс. 90:1, 15) – веруйте, что Господь не оставит!

48. Я три года не знал скорби и столь навык посту, неизглаголанному удручению плоти, что думал – в том вся добродетель. Как пришли ко мне три сестрицы: уныние, скука, печаль, тут-то познал и не знал, как угостить их. Стал, изнемог – потом научился, говоря: гости мои дорогие! Милости прошу, пожалуйте, я вас угощу; вот зажгу свечку, помолимся – поплачем, попоем – и завопию: «Боже, милостив буди мне грешному! Создавый мя Господи, помилуй; без числа согреших, Господи, прости мя! Како воззрю к Твоей благости? Кое начало положу исповедания? Владычица Богородица! Помяни раба Твоего!» Гостьи мои бегом, а я говорю: матушки, погостите! Нет, уже не догонишь!

Отношения с ближними

49. Сколь добро и сколь красно, еже жити братии вкупе! (Пс. 132:1). Я не знаю, как вы, а я себя так чувствую, что пред всеми я должен и всем я виноват: можно ли после сего на кого оскорбиться?

50. Лучше всех на свете любить; у меня любезная простота, всем отверсты сердечные врата; а хотя кто мне и не рад, да я ему рад.

51. А как к матери нужно будет идти – помолитесь: Господи, благослови меня идти к матушке, научи меня, чтоб она у меня грешной выслушала, и скажи: «Матушка, вот я чего желаю, но не делай по воле моей, а по воле своей». А ежели с сестрой надобно говорить – возведи ум свой к Господу: благослови меня, мой Спаситель, с сестрой поговорить и научи меня и чтоб она приняла слова от меня грешной. А то вы все своей силой делаете.

Труд

52. Если имеешь тебе врученное какое дело или общее послушание для телесных трудов, то принимайся за оное, размышляя в себе так, как бы от Самого Христа оное дело тебе определено, а не так, как от человека.

53. С любовью пребывай в служении без роптания, трудися, измождай свою плоть. Если же нет общего служения или порученного тебе дела, то делай свое, какое умеешь, рукоделие или чтением книжным насыщай душу твою или иным чем, не препятствующим нашему спасению.

Монашество

54. Монах значит уединен; инок – иное одеяние, и нрав, и обычай, и иное житие. Чернец – черное платье, траур по душе, день и ночь должно плакать.

55. Нам же, инокам, как не принять душеспасительных советов, как не тронуться столь благими наставлениями? Христос Спаситель, пророки, апостолы и вси святии с великим сожалением и с любовью нас призывают и увещавают, чтобы мы как можно огребались и удалялись от прелестей мира. Христос Марию похваляет, глаголя: Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея (Лк. 10:42). Тако нам должно благо избирати и блюстися от мира, ибо он во зле лежит (1 Ин. 5:19).

56. Иноку должно совершенно удалиться от мира. Аще кто хощет по Мне идти, Спаситель заповедует, тот непременно должен отвергнуться себя, и взять крест свой, и по Мне идти (см.: Мф. 16:24). Сие шествие должно быть не иное какое, как то, чтоб совершенно удалиться от мира. И Давид вопиет: се удалихся бегая, и водворихся в пустыни...яко видех беззаконие и пререкание во граде день и нощь (Пс. 54:8, 10).

57. Богоносные и богодухновенные отцы помощью благодати Божией искусством в оном жительстве успели и советуют нам, как должны и мы в оном подвизатися. И познай, что монашеское житие основано на Божественной заповеди, еще прежде Моисеева закона подвижническая жизнь просияла в Енохе и Мелхиседеке, под законом в Илие, Иоанне Крестителе и во времена благодати в целых соборах и полках монашествующих. Не блуждая, не дремля, но бдя прилежно, должен ты непременно стяжать добродетели, и так ищи их день и нощь, а познав их, поучайся и подвизайся в них, будь истинный христианин, который, дав обеты Богу и сооружая в сердце своем жилище добродетели, исполняет оные без закоснения.

58. Принеси Богу в дар и жертву всесожжения не бессловесных животных, но достойнейшее приношение – пожри самого себя на всякий день, якоже и святии вси ради Христа умерщвляли себя; ты хощешь быть иноком – сие значит: ветхое оставить и соделать себя новым, вчера ты был по образу мира, а ныне во иное облекся; итак, иное думай, иное говори, инако смотри, инако ходи, иначе делай.

59. Инок непременно должен быть делатель всех заповедей Господних, подражатель чину и устроению бестелесных, познаватель Бога и всей любви к Нему и ближнему.

60. Инок должен везде во всем держаться Божиих словес, а гласу чувств или страстей нимало не внимать.

61. Инок должен иметь ум свыше просвещен, тело неоскверненно, уста молчаливые, язык чист; инок должен иметь душою и сердцем скорбь непрестанную о грехах своих, частые

слезы и воздыхание и беспрестанное памятование о смерти и Страшном суде, отвержение себя, во всем удаление от мира, презрение всего приятного чувственности, т. е. взять самовольную на себя, яко ветхого человека, ненависть, подвергнуть себя жестокому, тесному, трудному, скорбному подвигу и с тем вместе иметь безропотное терпение и любовь с благодарением.

62. Инок должен быть безгневен, не лукав, не горд, во всем нищ, не стяжателен, не самолюбив, должен иметь кротость молчаливую, глубокое смирение, повиновение и послушание ко всем благочестно живущим. В теле своем должен быть аки чужд и, так сказать, мертв, дух свой уготовлять Духу Святому в жилище, язык во всем благодарен. Подобает ему, беспрестанно радуяся и поя, в молитве и в чтении божественных книг пребывать. Таков инок быть должен и так неизменно исполнять обеты свои, чтоб не только видимые подвиги, но сердечные и духовные жертвы приносить.

63. Если выйдеши из келлии твоей по благословной причине, то идучи старайся, как можно, не глядеть никуда по сторонам, не любопытствуй очами ни на что, а когда на пути нечаянно встретится кто с тобою, или увидишь вредное что, или каких усмотришь между собою безвременно беседующих, не останавливайся, но с молчанием поклонися им и гряди мимо их за своим делом в путь свой, скорее в келлию свою возвращайся с спокойным духом, и аще будут они к тебе что говорити или тебя останавливати, то ты паки поклонись им, говоря: простите, иду за делом, имею нужду поспешить исполнением послушания, и отбегай скорее на свое дело.

64. Если же дни зимние и сон не нужен, то по малом молении и чтении, как сказано, примися за рукоделие и старайся руками делать, во устех же и во уме молитву неотлучно имети. Блюдися, чтоб не допустить отнюдь празднословите своему уму и тако провождай время. Приспевшу же вечернему пению, поспешай к началу, как о сем выше объяснено; вшед в собор, стани со страхом, внимай себе, и исповедуйся пред Богом усердно, и по всему делай так, как выше указано в церкви стояти.


Источник: Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 11-111-1152. С 20 Саровский цветник: наставления старцев Саровской пустыни / сост.: Н.Ю. Бутина, С.И. Горлевская, Л.П. Лебедева. — М .: Спасское братство; 2011. — 396 с.: 24 ил. ISBN 978-5-904074-25-8. УДК 26. ISBN 978-5-904074-23-8 ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle