Источник

Седмица 18-я по Пятидесятнице

ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. Ю. (3,19–22) О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Отец и Сын и Святой Дух – несотворенное Естество, владычественное Достоинство, естественная Благость. Отец – Начало всего, Причина бытия сущего, Корень живущих, отсюда произошел Источник Жизни, Мудрость, Сила, Образ невидимого Бога, – от Отца рожденный Сын, живое Слово, Сущий Бог и сущий у Бога: сущий, а не привзошедший; существующий прежде веков, а не в последствии стяжанный; Сын, а не стяжание; Производитель, а не произведение; Творец, а не тварь; сущий всем тем, чем есть; Отец (4,223).

Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Троих, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю Его целым; Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокуплю в умосозерцании Трех, вижу Единое светило, не умея разделить или измерить соединенного света (10,316).

Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно Единоначальная, Естество неизменяемое, безначальное; Естество неизглаголанной сущности. Ум, непостижимый в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, беспредельная; Сияние неуд обозримое, но все обозревающее от земли и до бездны, ни в чем не знающее для Себя глубины (12,2).

Для меня и для всякого верующего остается верным тот догмат благочестия, что, где представляется говорящим Один Отец, там разумеется вместе и Сын и Дух Святой, там действует и Отец, не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение истины (37,725).

Никто не разделяет Отца и Сына и Святого Духа, – никакое время, ни протяжение времени. Прежде веков Отец, прежде веков Сын, так как Он сотворил века, прежде веков Дух Святой. Никогда не разделяется природа, никогда не разделяется сила, внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святой (37,831).

ВТОРНИК. Лк. Зач. 11. (3,23–4,1) О БОГОВОПЛОЩЕНИИ

Воплощение Господне – это корень и источник бесчисленных для нас благ (39,198).

Что такое Пришествие Христово? Это избавление от рабства, освобождение от прежней нужды, честь усыновления, источник отпущения грехов, поистине бессмертная жизнь (39,951).

Для того Он пришел на землю, не покинув Неба, и Человеком сделался, не перестав быть Богом, чтобы, и по морю плывя, извлекать из глубины греха обуреваемых в житейском море, и, обходя селения, города, теснины, стези и ристалища, блуждающих на распутьях, как овец без пастырей, собрать ко Своему стаду (41,904).

Господь никогда не оставлял престола, хотя тайно от Херувимов снизшел ради человечества, чтобы, сделавшись наравне со мною Участником моего, удобно даровать природе моей то, что выше природы (42,923).

Из девственной земли (Господь) создал первозданного человека, но диавол, захватив его, как враг, ограбил и повредил, надругавшись над образом Божиим. И вот теперь Господь хочет из девственной земли (Пречистой Девы) Сам явиться Новым Адамом, чтобы природа человеческая благовидно ратовала сама за себя и по праву могла торжествовать над своим насильником… (42,975).

(Господь) обитал в человеке, не прияв только образа его, но Он претерпел зачатие и… пребывание во чреве, рождение, пелены и питание раннего возраста, чтобы всем этим заградить уста тех, кто замышляет отрицать Домостроительство (43,797).

Сущий воистину Богом сделался воистину человеком из двух естеств: единый Божий Сын, не изменивший того, чем был, когда стал тем, что мы (47,176).

Пришествие Сына Божия во плоти, соделавшееся целебным для грехов человеческих, устрашило всех: и людей, и демонов – одних, уверив в пощаде их естества, как вступившего в единение с Богом, а других, понудив отказаться от злоумышления против сего естества как от соделавшегося, наконец, безгрешным (47,244).

Когда Солнце Правды к облагодетельствованию людей явилось здесь с неба, тогда именно, как бы в приливе каком, преобразилось все в святость. Что лишено было торжественного благолепия и, оскорбляемое, было зрелищами порока, то превратилось в Божественное и премирное торжество; и люди научились истинным празднеством признавать благочестие, когда наипаче совершается служение добродетелью, как благоговейною священнотаинницею (48,305).

Бог, соделавшись ради нас человеком, освободил человека от мучительства вражия. Ибо Бог низложил всю силу врага, сокрушил самую крепость его и избавил нас от повиновения и рабства ему, если только мы сами не захотим согрешать произвольно (55,22).

Бог, пришедши в мир и соделавшись человеком, принес людям следующие два великих блага: соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек соделался богом, и в этого человека, соделавшегося богом, по благодати, таинственно вселилась Пресвятая Троица. Тот же, кто сподобился столь великих даров, как может после всего грешить? (57,88).

Так совершился новозаветный союз Бога с человеком. Он принял плоть и даровал Божество. Сам Пресущественный Бог неслиянно соединился с тленным и бедным естеством человеческим. Зачала Дева и предивно родила о двух естествах – Божество и человека, единого Сына, совершенного Человека и Господа нашего Иисуса Христа, Который ни девства Матери не нарушил, ни от недр Отца Своего не отлучился (57,394).

Для того Господь наш снизшел с небес, воплотился и сделался человеком, подобным нам во всем, кроме греха, чтоб уничтожить грех; зачат был и родился, чтоб освятить зачатие и рождение людей; воспитываем был и возрастал мало-помалу, чтобы благословить всякий возраст; начал проповедовать, соделавшись уже совершенным мужем, чтобы научить нас не забегать вперед и не упреждать ни в чем тех, кои больше нас по уму и добродетели… сохранил все заповеди Бога и Отца Своего, чтоб… нас, преступников, освободить от осуждения; соделался рабом, прияв зрак раба, чтобы нас, рабов диавола, возвести в господское достоинство и сделать господами и властителями самого диавола, – прежнего тирана нашего, что подтверждают святые, изгоняющие диавола как слабого и немощного, и слуг его не только в жизни, но и по смерти. Господь повешен был на кресте и делается клятвою, чтоб разрешить клятву Адамову; умер, чтобы умертвить смерть; и воскрес, чтобы уничтожить силу и действо диавола, имевшего власть над нами посредством смерти и греха (58,152).

СРЕДА Ак. Зач. 12. (4,1–15) ОБ ИСКУШЕНИИ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ И ИСКУШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Кого трепещет всякая тварь небесных, земных и преисподних, содержимых под властью диавола, Кто дал нам власть попирать диавола, Тот благоволил сорок дней и сорок ночей продолжать пост и потом быть искушенным от диавола. Имел ли в посте нужду Бесстрастный? Упокоению всех труждающихся должно ли было утруждаться? Для чего жаждал многообильный Источник, претворивший воду в вино, источающий реки живых вод из чрева верующих в Него? Конечно, Он хочет Сам показать нам пример и образец жития, чтобы, в том же упражняясь, избавились мы от злокозненности диавола и достигли вечного Царства Христова (24,278).

Если после крещения приразится к тебе враг света и искуситель (а он приразится, ибо приражался к Слову и Богу моему, обманувшись внешним покровом, – приражался к сокрытому Свету, обманувшись видимостью), то имеешь, чем победить его. Не страшись подвига, противопоставь (святую) воду, противопоставь Духа; сим угасятся все стрелы лукавого разжженные (Еф. 6,16). Ибо здесь Дух… разоряяй горы (3Цар. 19, 11); здесь вода, угашающая огонь. Если искуситель представит тебе нужду (как дерзнул и Христу) и потребует, да камение сие хлебы будут (Мф. 4,3), возбуждая тем голод, окажись не незнающим его намерений, научи его тому, чему он еще не доучился: противоположи ему слово живота, которое есть Хлеб с Неба и дарующий жизнь миру. Если искушает тебя тщеславием (как и Христа, возведя на крыло церковное и сказав: верзися низу в доказательство Божества), не низлагай себя превозношением: если сие приобретет, не остановится на том, он ненасытен, на все простирается, обольщает добрым и оканчивает лукавством, – такой способ его брани. Даже в Писании сведущ сей душегубец: из одного места скажет, – писано есть о хлебе; из другого – писано об Ангелах… О, хитромудренный на зло, для чего не договорил и последующего (я твердо помню сие, хотя и умолчишь ты), что, ограждаемый Троицею, наступлю на тебя, аспида и василиска (Пс. 90, 13), и буду наступати на змию и на скорпию? (Лк. 10,19). Если же станет преодолевать тебя ненасытимостью, в одно мгновение времени и зрения показывая все царства, как ему принадлежащие, и требуя поклонения – презри его как нищего и с надеждою на печать (Крещения и Миропомазания) скажи: «Я сам – образ Божий, не погубил еще небесной славы, как ты, чрез превозношение; я во Христа облекся, во Христа преобразился Крещением, – ты поклонись мне!» И враг, как твердо знаю, побежденный и посрамленный сими словами, как отступил от Христа – первого Света, так отступит и от просвещенных Им (10,279).

Если Христос Бог, ради нас вочеловечившийся возведен быст в пустыню искуситися, то чему же дивишься, что… борешься с искушениями? Посему имей в мыслях единственную победу Христову, одержанную законно, потому что тщеславие преодолено, гордыня подавлена, сребролюбие истреблено, и противник, не возмогши уязвить своими стрелами, посрамлен. По праву мужайся и, приобретая бесстрастие, преодолевай твердость язвящих душу мечей. И тебе после этой победы будут служить Ангелы, не рабские оказывая услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг (47,54)

Не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия попущения, а напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение (3,371).

Два рода искушений: или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту; или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания (4,76).

При всяком приражении искушения имеем у себя одну только защиту – покаяние. И воспользовавшийся им с преуспеянием во всякое время бывает победителем всегда нападающего (15,140).

Предается человек врагам и искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в искусе: потому что злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму (30,354).

Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергает искушению… (30,386).

Души… неискушенные и неиспытанные различными скорбями. остаются пока в младенчестве… и не благопотребны еще для Царства Небесного (30,451).

Всегда ожидай каких-либо великих и страшных искушений, скорбей, бедствий и смерти, чтобы они не постигли тебя не готовым (31,185).

Во время искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать должно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах (22,580).

Хочешь ли, чтобы не преодолело тебя искушение? – Отсеки всякую свою волю (23,128).

Во время искушений употребляй краткую и усиленную молитву (44,191).

Что пища для здорового тела, то искушения для мужественной души (44,215).

Когда истинно возлюбишь небесные блага… тогда именно увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани (46,302).

Много пользы от искушений, и никто из тех, о ком много печется Бог, не бывает без печали… (32,183).

Великость искушений может облегчить бремя грехов… (34,45)…

От искушения происходит спасение, и опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью (34,303).

Душа, огорчаемая искушениями, освобождается от страстей и других болезней; тогда-то она особенно наслаждается спокойствием (36,15)…

Возможность переносить (искушения) зависит от помощи Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением (41,235).

Не вызывайся на искушения, когда дела благочестия идут по твоему желанию, – зачем навлекать на себя излишние опасности, не приносящие никакой пользы (43,57).

Проводить жизнь среди искушений есть удел особенно доблестных людей: Бог всегда так поступал с мужами дивными и великими (43,99).

Мы бываем искушаемы для обучения в вере для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться (55,208)…

Вследствие искушений (святые) приобретают мудрость (52,162).

Не входя в искушения, никто не приобретает духовной мудрости (52,295).

Искушения попускает Бог всегда любящим Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей (52,296)…

Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя (50,243).

Без попущения искушений невозможно познать нам истины (53,10).

Кто бежит от искушений, тот бежит от добродетели (53,36).

Вне искушений невозможно приблизиться к Богу, потому что среди них уготован Божественный покой (53,36).

Вне искушений невозможно приобрести дерзновения пред Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей (53,37).

Никто не может переносить искушений, кроме уверившегося, что за скорби можно приять нечто превосходящее телесный покой (52,379).

Хотя искушение кажется нескончаемым, надобно полагать ему конец мудростью и добродетелью, а не отчаянием:… прекращает его человек… когда привыкает мужественно переносить встретившееся. Ибо если дело сие и тяжело, то добродетельный облегчает тяжесть благоразумием, умея равнодушно переносить скорби (49,339).

Сострадательностью и кротостью… старайся облегчать бедствия впадших в искушения, кротким словом усиленно приводя их в благодушие и исторгая корень уныния. Ибо если узнают от тебя, что искушения, хотя и насланы были на них справедливо, но соделают облегчение падений и хотя попущены на не сделавших ничего худого, но доставят им венцы, – не только не дадут в себе место унынию, но еще исполнятся радости (48,331).

Стой непоколебимо, и постигшие тебя искушения останутся бездейственными, а замышляющие исчезнут прежде, нежели испытаешь их, потому что непреклонность духа соделает ухищрения неисполненными (47,214).

Если дух наш настроен хорошо, то хотя бы отовсюду поднимались бесчисленные бури, мы всегда будем пребывать в тихой пристани (43,619).

Мирно и спокойно протекала жизнь старца Наума на острове. Но вскоре постигло его искушение. При новом настоятеле установили, что Наум проживает в монастыре без увольнительного свидетельства от своего сельского общества. Решено было выслать его на место жительства. Без малейшего прекословия подчинился старец повелению. Посадили Наума в баркас и отправили с попутчиками поморцами. Противный ветер принудил плавателей остановиться у Заяцкого острова. Проходит день, другой, неделя, – ветер не меняется; еще неделя – ветер тот же. Смущенные корабельщики признали причину неблагополучия: присутствие с ними старца Наума. Они отвезли обратно Наума на Соловецкий остров, а сами с переменившимся ветром отправились домой (82,157).

ЧЕТВЕРГ. Лк. Зач. 13. (4,16–22) О ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ СПАСЕНИЯ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ

Сила же и лепота Сына Божия – Отец. Сей-то Сын расслабленное грехом естество человеческое снова соделал твердым, чтобы оно не уклонялось более в порок и не допускало до себя греховной бури (15,98).

Воспринявший все наше, чтобы дать нам взамен Свое, восприял болезни и смерть… не для того, чтобы Самому иметь, что принял, но чтобы очистить от сего естество человека, уничтожив в Божестве непорочном подобные качества, принадлежащие нам (19,196).

Добрый Пастырь (Христос) служит всем и злаком для питания, и водою упоения, и пищею, и кущею, и стезею, и водительством, распределяя Свою благодать соответственно каждой нужде (21,93).

Для того было и Пришествие Господа, чтобы изгнать диавола и возвратить Себе собственный Свой дом и храм – человека (30,8).

Христос один совершил великое и спасительное Искупление и уврачевание души (30,172).

Христос пришел и взял грех мира, то есть иссушил нечистый источник душевных помышлений (30,172).

Христос освободил душу от рабства и извел ее из тьмы, прославив ее собственным светом Своим (30,172).

Для того и Пришествие и Промышление Господне, чтобы нас, порабощенных, повинных и подчинившихся пороку, освободить и соделать победителями смерти и греха (30,204).

Творец, сжалившись над нашим родом, послал нам Врача душ и телес, воздвигнув от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба (Флп. 2,7) и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпеть все наши нужды, дабы нашу природу, лежащую долу от множества грехов, возвести от земли на Небо (Ин. 3,13) (35,269).

Бог Слово… облекся плотию, чтобы явившись людям в Своем Божестве без покрова, не погубить всех их (39,52).

Христос есть самый Источник, самый Корень всех благ; самосущая Жизнь, самобытный Свет; самосовершенная Истина; Он не удерживает обилия благ в Себе Самом, но изливает их на всех… (39,90).

Во Христе мы были освобождены от наказания, совлекшись всякого зла; были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека; были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним; вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с головою… Мы получили не только врачевство, соответствующее нашей язве, но и здоровье, красоту, честь и славу, и такие достоинства, которые гораздо выше нашей природы. Каждый из этих даров мог бы сам по себе истребить смерть. А когда они все открыто стекаются вместе, тогда смерть истребляется с корнем и не может уже появиться ни следа ее, ни тени… Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, как скоро излито на нее целое море благодатных даров (40,596).

Дверь Божия отверста еще, и если кто ударяет в нее с сокрушением, то готовы для него щедроты: избавится от мучения и не осужден будет в тот день, в который всякий приимет мзду свою (25,274).

Восстань, душа, состарившаяся в грехах, и обновись покаянием, из сокрушения и слез раствори себе врачевство и врачуй язвы падшего в себе образа (25,323)…

. Жертва, Богу приятная, есть только дух сокрушен и только за такую жертву подается отпущение грехов, как для такой жертвы бывают и посты, и молитва, и милостыня. Вот таинство христианской жизни, и вот как должно поступать каждому христианину (57,161).

Если придем в сокрушение, то с помощью благодати Божией легко избавимся от всякого мятежа страстей и от бури вражеских искушений и достигнем пристани бесстрастия. Это, братия мои, не достигается в один день или в одну неделю, но исправляется с помощью благодати Божией в более или менее продолжительное время трудом и потом, смотря по ревности и усердию каждого; также смотря по мере его отрешения от всего видимого и мысленного, и еще смотря по горячности его покаяния и непрестанного умного делания, то есть умной молитвы, непрестанно движущейся во глубине сердца его. Вот как исправляется это, – у одного скорее, у другого медленнее (58,281).

ПЯТНИЦА. Лк. Зач. 14. (4,22–30) О ВЕРЕ И ДЕЙСТВИИ БЛАГОДАТИ

Неверие не допускает и отгоняет Божественного Духа (56,149).

По мере веры и благодать обитает в душе (22,193).

Когда благодать встречает в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас… (22,316).

Многие наименовались сынами благодати по вере, но наследниками ее делаются немногие по причине своего нерадения… Многие желают стать сынами благодати, но надобно не желать только, а готовиться (23,638).

Благодать не много имеет таких наследников, с которыми может вместе радоваться; если живут беспорядочно, – она терпит; если не чувствуют – отвращается, впрочем, не заключает своего недра, чтобы мы не умерли… Если с оскорбителями она милостива, то почему не возьмем себе в мысль, что на любящих ее изливается она вся? (23,639).

Благодать Божия готова, ищет кто бы принял ее с усердием (35,67).

Благодать Божия сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали (35,23).

Благодать Духа ниспосылается в обилии тем, где соединяются целомудрие, честность и другие добродетели (35,499).

Божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения (36,792).

Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что он имеет, и Бог не сообщает ему даров Своих… Это не значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его даров Своих (38,476).

Благодать Духа не может излиться на неблагодарного и находящегося во вражде (41,780).

Как же можно привлечь к себе благодать? – Делая угодное Богу, во всем повинуясь Ему (42,833).

Когда благодать бывает с нами? – Когда мы не оскорбляем этого благодеяния, когда не пренебрегаем этим даром… Кто же, оскорбляя благодать, может сохранить ее и не лишиться ее? Бог даровал тебе отпущение грехов, как же пребудет с тобою благонастроение или действие Духа, если ты не будешь удерживать его добрыми делами? В этом причина всех благ, чтобы всегда пребывала с нами благодать Духа: она руководит нас ко всему доброму, а когда она отлетает от нас, то мы остаемся покинутыми и погибаем. Не будем удалять ее, а от нас зависит, чтобы она оставалась при нас или удалилась. Первое бывает тогда, когда мы заботимся о небесном, а второе тогда, когда – о житейском (43,279).

Как человек, души не имеющий, мертв в порядке мира сего, так и тот, кто не имеет благодати Святого Духа, – мертв в порядке Божием; и никак невозможно, чтобы он имел жительство на небесах (57,46).

Благодать Божия удаляется от христианина не по причине только греха, но и по причине непризнания ее, когда не признает кто, что от нее имеет все, что ни имел бы (57,201).

Благодать Святого Духа обыкновенно не остается в нас без исполнения заповедей. Дух Святой пребывает во всех, но собственную силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроенного состояния. Ибо чист не тот, кто ровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил духу. Как изображение лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах, так и действия Духа отражаются не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного, ничего развращенного. Снег блестит, но не показывает в себе отражения тех, которые в него смотрятся, потому что шероховат и составлен из смерзшейся пены. Молоко бело, но не принимает в себя образов… А в воде, по причине ее гладости, виден даже черный образ. Так точно и неровность жизни не способна к принятию в себя Божия действия. Посему когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильною любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став Богодухновенною, соделывается она достойною пророческого ряда, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие сообщить Ему угодно (2,8).

В четырех милях от города Этов стоял столпник Симеон. Пораженный молнией, он скончался. Тогда авва Илиан столпник, стоявший в двадцати четырех милях от него, сказал ученикам: «Положите фимиам в кадило!» «Какая нужда в этом, отче?» – спросили ученики. – «Брат Симеон скончался, пораженный молнией, и вот, душа его отходит с радостью» (70,74).

СУББОТА. Лк. Зач. 15. (4,31–36) О СТРАСТЯХ

Нисходящая благодать, через (очищение) внутреннего человека и ума, совершенно отъемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отрывает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с той целью, чтобы душа соделалась чистою и, прияв собственное естество, ясными очами и невозбранно взирала на славу истинного Света (30,412).

Господь именуется Врачом, потому что подает врачевство небесное и Божественное и исцеляет душевные страсти, в некоторой мере господствующие над человеком (30,204).

Страсти суть язвы души, отлучающие оную от Бога (35,110).

Ужасен и весьма худ страстный навык. Он как бы неразрешимыми узами связывает мысль, и узы эти всегда кажутся вожделенными (22,286).

Нечистые страсти, об освобождении от которых должно молиться, суть души демонов (45,341).

Остерегайся и малых страстей душевных, чтобы… не быть вовлечену в самую бездну глубокого повреждения (46,355).

Как телесные раны, быв растравляемы, делаются неудобоисцелимыми, так и страсти душевные, быв возбуждаемы и раздражаемы, более ожесточаются и принуждают преданных им: человека невнимательного к себе склоняют к славолюбию, надменности, корыстолюбию, вовлекая в роскошь, расслабление и беспечность и мало-помалу в дальнейшие рождающиеся от них пороки (32,475).

Все другие бедствия действуют отвне, а страсти рождаются внутри: отсюда и происходит особенно великое мучение (36,16).

Когда в тебе зародится малая страсть, не смотри на то, что она мала, но представь, что она, будучи питаема, производит величайшие бедствия (36,59).

Быть рабом чрева, быть одержиму страстью к богатству, гневаться, терзать, попирать ногами других свойственно не людям, а зверям. Впрочем, каждый зверь имеет, так сказать, свою собственную страсть, и притом по природе; а человек, свергший с себя власть разума, отторгшийся от жизни в Боге, предает себя страстям и делается уже не зверем только, но каким-то чудовищем, разновидным и разнохарактерным, и в самой природе своей уже не находит для себя извинения (39,21).

Похоти плотской, – брачного или безбрачного смешения, сластей, гортанобесия, чревоугодия, многоспания, леностного бездействия, щегольства и многого другого подобного не тело ищет, как думают многие ненаказанные, как не ищет оно этого, когда бывает мертво; но ищет этого душа посредством тела, приятным по себе находя, и услаждается тем, так как тесно соединена с этой перстью, то есть телом. Любит валяться в чувственных скверностях, как свинья в нечистотах, и жаждет сластей плотских, по причине соединения с перстью (57,351).

Всякая страсть и всякий грех оскверняет одежду души нашей и изгоняет нас из Царства Небесного (57,402).

Кто верует во Христа и, однако ж, еще обладает страстями греховными, тот пусть поспешит одуматься и, всякою возревновав ревностью, освободиться от тиранства сих страстей, чтобы потом начать приносить плоды добродетелей (57,423).

Всякая душа, носящая в себе греховную проказу страстей, если не приступит к истинному Архиерею и еще ныне не будет уврачевана, то не войдет в стан святых… (30,284).

Когда долго призываешь и умоляешь человеколюбивого Господа, тогда, если снизойдет на тебя благодать Божия и Божия сила, преобладающие ныне тобою страсти исчезнут (46,357).

Без благодати Святого Духа невозможно ни освободиться от страстей и бессловесных похотей, ни соделаться сыном Божиим, ни освятиться… (58,457).

Кто желает отсечь страсти, тот только плачем и слезами может отсечь их… (58,270).

Страсти искореняются и обращаются в бегство непрестанным погружением мысли в Боге (52,45).

Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу (55,214).

НЕДЕЛЯ 18-я ПО ПЯТИДЕСЯТИЦЕ. Лк. Зач. 17. (5,1-П) О ПАСТЫРСКИХ ОБЯЗАННОСТЯХ

И рече к Симону Иисус: не бойся, отселе будеши человека ловя (Лк. 5,10). Учащий должен предположить себе целью возвести пасомых в меру возраста полноты Христовой и притом каждого в собственном его чине (3,399).

Враждебно расположенных должно вразумлять с незлобием и кротостью, ожидая их покаяния, пока не исполнится мера попечения о них (3,399).

Доброму пастырю не свойственно останавливаться на отдых, когда вверенное ему стадо рассыпано. Тех, которые более немощны в вере, должно щадить и тщательно возводить их к совершенству; впрочем, щадить без нарушения заповеди Божией (3,347).

Должно быть уступчивым, а не упорно нападать на тех, которые по страху и богобоязненности отказываются принять к себе проповедующего слово (3,400).

Предстоятель слова должен делать и говорить с осмотрительностью и по многим испытаниям с целью угодить Богу (3,401).

Кому поручено заботиться о всех, будучи обязан дать отчет за каждого, так и должен располагать себя, зная, что если один из братии впадет в грех, потому что он ему не сказал предварительно оправданий Божиих, или впадши в грех, пребывает в нем, не наученный как исправиться, то кровь брата от его рук взыщется… (5,130).

Пастырь должен быть мягкосерд, великодушно переносить, если кто по неопытности не выполнит какой-либо своей обязанности; не потакать грехам, но с кротостью терпеть непослушных и со всем мягкосердием и с умеренностью давать им врачевства; быть способным изобрести способ врачевания собственной немощи; не с высокомерием делать выговор, но с кротостью увещевая и наказывая, по написанному (2Тим. 2,25); быть рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в рассуждении будущего; иметь силу подвизаться вместе с крепкими; носить немощи бессильных; быть в состоянии все делать и говорить к усовершению живущих с ним (5,159).

Искренно и истинно работающим для Господа надобно о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви так многочастно между собою разделенных (6,218).

Хороший пастырь врачует покрытую струнами овцу: овца овцы врачевать не может (30,284).

Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтобы враг не подмешал, как плевелы, чего-либо своего, потому что у него в обычае и посредством добра делать зло (22,130).

Благоразумный служитель не будет нерадив к делу своему и боящийся Господа не соблазнит братии своих (22,180).

Удаляй от овец всякую вредную вещь и не будешь назван лукавым делателем (22,190).

Настоятели должны иметь в виду силы каждого из подчиненных, помня Господа, Который говорит: «Иже плод убо приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять"(Мф. 13,23), чтобы каждый в своем чине благоугождал Господу (22,561).

Если соблюдаешь любовь, благоуспеешь во всех делах своих, вселится в тебя благодать Божия, и благодать как источник будет источать врачевание людям и благоухание ее возвеселит сердце твое (22,594).

Немалая предстоит опасность приставленному иметь попечение о стаде, если, против воли Пастыреначальника, будет во зло употреблять паствою (23,241).

Привлекающий людей к любомудрию, убедит ли он или не убедит, – получит награду полную (ибо он исполнил свое дело)… (32,124)…

Исправлять грешника должно не насилием, а убеждением… так как Бог награждает тех, которые воздерживаются от пороков по доброй воле, а не по принуждению (22,416).

Если без пощады произведешь надлежащее рассечение, то больной иногда может не вытерпеть мучения, вдруг отвергнет все: и лекарство, и перевязку, и устремится в пропасть, сбросив иго и разорвав узы (32,416).

Пекущийся о душах должен быть столько великодушным, чтобы не только не увеличить их уныния укоризнами, но, по возможности, облегчить их состояние утешением (32,441).

Если намеревающийся побеждать не будет сведущ во всех частях этого искусства, то диавол и через одну какую-нибудь часть, если она останется в небрежении, сумеет провести своих грабителей и расхитить овец; но он не будет так смел, когда увидит пастыря, выступающего с полным знанием и хорошо сведущего во всех его кознях (32,454).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Выписки из творений святых отцов, располож. в соответствии с годовым кругом еванг. чтений / [Сост. протоиерей М. Нейгум]. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 2001. - 696 с.

Комментарии для сайта Cackle