Писания Святых Отцев
...Бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое; и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять: один говорит одно, а другой о том же самом изречении Божественного Писания – другое, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать сообразно с временем и состоянием людей (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 107).
* * *
...Святые, если говорят о естественной вещи, то – по рассмотрению, т. е. по ведению естественному, от видения существующего, т. е. творений, происходящего, вследствие чистоты ума, говорят, с полнейшей точностью о намерении Божием и испытывают Писания (см.: Ин. 5, 39) <...>
Когда же превыше естества представляется чувственная или умственная вещь или написанное изречение, то святые познают его по прозрению, или по откровению, если дается им ведение о сем от Святаго Духа. Если же и не дается, но для пользы остается им это неоткрытым, то они не стыдятся сказать истину и сознаться в человеческой немощи, говоря: не знаю; Бог ведает; по слову Апостола (ср.: 2Кор. 12, 3) (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 108–109).
* * *
<Одни> отцы... с намерением писали просто, <а другие писали высоко>, соображаясь со временем и с людьми, к которым писали <...> Ибо ежели бы все писали просто, то никто из высоких (ученых) не получал бы пользы, и считал бы написанное за ничто по простоте слова; но так же и из простых никто не получил бы пользы, если бы все писали высоко, потому что не понимал бы силы сказанного (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 109, 111).
* * *
...Как пчелы приготовляют свои соты из многих и различных веществ, но придают им один вкус, так и мы... будем пользоваться и медом отцев, собранным в различное время, но содержащим одну и ту же благодать и одно духовное учение (свт. Иоанн Златоуст, 49, 844).
* * *
...Господь наш в священных книгах раскрыл жизни их <святых>, чтобы не только, слушая о них, мы похваляли, но чтобы и поревновали подражать их жизни (сит Иоанн Златоуст, 49, 948).
* * *
...Если мы действительно хотим самым делом достигнуть истинного совершенства добродетелей, то должны ввериться тем учителям и руководителям, которые не суесловным рассуждением бредят о нем, но делом и опытом понимая, могут и нас научить, направить к нему и верно указать и путь к достижению его, и которые свидетельствовали, что они достигли его больше верою, нежели заслугами трудов. Приобретенная ими чистота сердца доставляла им ту особенно пользу, что сознавали, что они более и более удручаются грехами. Потому сокрушение о грехах столько каждый день умножалось в них, сколько чистота сердца усовершалась; и они непрестанно от искреннего сердца воздыхали, потому что сознавали, что они никак не могут избежать нечистоты и срама грехов, которые запятнали их чрез многоразличные помыслы. И потому объявляли, что они надеются получить награды в будущей жизни не по заслугам трудов, а по милосердию Господа, не присвоил себе никакого преимущества по сравнению с другими из-за такой осмотрительности сердца; потому что эту самую (осмотрительность) они приписывали не своей тщательности, а благодати Божией; не обольщают себя высоким мнением о себе при виде нерадения низших и холодных (людей), а больше рассматривают тех, о которых знали, что они действительно не имели греха, и в Царстве Небесном уже наслаждаются вечным блаженством, – приобретали постоянное смирение; и таким образом этим рассматриванием вместе избегали падения от возношения, и всегда находили то, к чему стремились, или о чем сетовали, понимали, что при препятствии от тяжести плоти они сами собою не могут достигнуть желаемой чистоты сердца (прп. Иоанн Кассиан, 56, 151).
* * *
...Мы хотим предостеречь читателя как этих собеседований, так и прежних писаний, чтобы, если по качеству своего состояния и намерения или по общему житию, может быть, что-нибудь в них почтет невозможным и суровым, судил бы о них не по мерке своей способности, а по достоинству и совершенству говорящих, прежде понял их ревность и намерение, по которому они, истинно умерши для этой мирской жизни, не связывались никаким пристрастием к плотским родителям, никакими узами мирских дел. Потом должны обратить внимание и на качество тех мест, в которых они пребывали, потому что, находясь в обширнейшей пустыне, отделившись от сообщения со всеми смертными и чрез это получив просвещение чувств, они созерцают и высказывают то, что неопытным и неученым покажется, может быть, невозможным. Впрочем, если кто захочет произнести истинное мнение об этом, может ли быть исполнено, пусть пожелает испытать на деле, поспешит прежде предпринять их намерение с подобным усердием и образом жизни и тогда наконец поймет, что то, что казалось выше способности человека, не только возможно, но и весьма приятно (прп. Иоанн Кассиан, 56, 166–167). Источник.
* * *
...Какую силу имеют слова святых! И поистине, что ни говорили они, говорили от опыта и истины... От того слова и сильны, что изречены деятелями, как и всем делать заповедует некто из мудрых: слова твои да подтверждает жизнь твоя (прп. Зосима, 91, 126–127). Источник.
* * *
Внимай же всякий чтению, потому что словеса святых суть словеса Божии, а не человеческие; влагай их в сердце и блюди добре, потому что словеса Божии суть словеса жизни, и тот, кто имеет их в себе и хранит, имеет Живот Вечный (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 283).
* * *
Невозможно кому-либо самому научиться художеству добродетелей, хотя некоторые пользовались своим опытом, как учителем. Ибо самому по себе, а не по совету преуспевших действовать – самомнение наводит, или лучше, порождает. Если Сын ничего от Себя не творит, но как научил Его Отец, тако творит (ср.: Ин. 5, 19, 20), и Дух глаголати имать не от Себя (ср.: Ин. 16, 13): то кто помыслить может, что достиг такой высоты добродетели, на коей не имеет нужды в чьем-либо тайноводстве? Безумие паче нежели добродетель имеющим кажется таковый в самопрельщении. Почему слушаться надлежит тех, кои опытно изведали болезни и труды деятельной добродетели, и под их руководством проходить ее... (прп. Григорий Синаит, 93, 236–237).
* * *
Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без верного проводника; если в море никто не пустится без искусного кормчего; если за какую-либо науку или искусство никто не возьмется без знающего дела учителя, – то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в беспредельное мысленное море, т. е. в иноческую жизнь, подобную жизни ангелов, с самоуверенностию достигнуть конца, без руководителя, без кормчего и учителя, опытного и истинного? По истине таковый, кто бы это ни был, прельщает себя и, прежде вступления на путь, уже заблудился, как незаконно подвизающийся: как напротив, и шага не сделав, достиг конца тот, кто подчиняет себя отеческим уставам. Ибо откуда иначе имеем мы узнать, как ополчиться против плоти, или как вооружиться против страсти и бесов? Как без них <отцев> научимся отличать доброе от недоброго, когда к добродетелям прицепляются худые страсти и всегда стоят некако при дверях их? Как без них умудримся обуздывать чувства телесные, и, как струны на гуслях, согласно настраивать силы душевные? Особенно же как без них можно будет нам различать гласы, откровения, внушения, видения божественные, и козни, прелести и призраки бесовские? Одним словом, как сподобимся достигнуть в единение с Богом, и научиться Богодейственным священнодействиям и таинствам, без посвящения в них тайноводителем истинным и просвещенным? (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 322).
* * *
Усвой себе мысли и дух святых отцев чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения... Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 112). Источник.
* * *
...Беседа и знакомство со святыми сообщают святость (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 112).
* * *
Писания святых отцев все составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа... Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святаго Духа (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 112–113).
* * *
Писания отцев соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – Святое Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).
* * *
...Сначала более занимайся чтением святых отцев. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113). Источник.
* * *
Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).
* * *
Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113). Источник.
* * *
...Книги <святых отцев> подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).
* * *
Книги святых отцев... подобны зеркалу: смотрясь и них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 113).
* * *
Каждый избери себе чтение отцев, соответствующее своему образу жизни... Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцев (свт.Игнатий Брянчанинов, 38, 114). Источник.
* * *
...Руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскудении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями, или учением лжеучителей, того должно признать погибшим (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 512). Источник.
* * *
В чтении отеческих писаний нужно наблюсти постепенность и никак не читать их поспешно (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 51). Источник.