Самооправдание
Не оправдывай себя паче другого, чтобы, оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию (свт. Василий Великий, 8, 271). Источник.
* * *
...Никто да не дерзнет сказать: «Я не согрешил». Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сам себя обманывает и не знает, как окрадывает его сатана и в словах, и в делах, то через слух, то через глаза, то через осязание, то через помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и все чувства чисты? Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того единого, Кто нас ради обнищал богат сый (ср.: 2Кор. 8, 9). Безгрешен Он один – вземлющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников... (прп. Ефрем Сирин, 31, 346–347). Источник.
* * *
...Подлинно когда оправдание соединится с волею, то это есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх; тогда окончательно падает несчастный. Ибо кто заставит такого верить, что другой человек более его знает, что ему полезно? Тогда он совершенно предается своей воле, своему помыслу, а, наконец, враг, как хочет, устраивает его падение. Поэтому сказано: лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным, ненавидит же гласа утверждения (Притч. 11, 15). Ибо не только самое наставление ненавидит лукавый, но даже и самого голоса, произносящего оное, не может слышать, даже ненавидит и самый голос наставления, т. е. то самое, когда говорят что-либо, служащее к наставлению (прп. авва Дорофей, 29, 72). Источник.
* * *
Пока не состоится решение над подсудимым, ему дается слово самооправдания – говорить судье о том, что наделал; по раскрытии же дел его и произнесения над ним решения судии, он уже ни мало, ни много не противоречит тем, кои наказывают его (во исполнении приговора) (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 15–16).