Бедствия

Пребудьте в терпении и не давайте расслабляться сердцам своим во время бедствий ваших, но воздавайте за них благодарения, чтобы получить воздаяние от Господа (прп. Антоний Великий, 85, 53).

* * *

Из случающихся же с нами бедствий иные постигают в наказание за грехи, другие для исправления нравственности в искушаемых, а иные для истребления безнадежных, как было с фараоном (свт. Василий Великий, 6, 24).

* * *

Никто не трудись над разысканием причин явлений горестных: для чего засухи, для чего дожди, для чего удары грома, для чего град? Это для нас, имеющих нераскаянное сердце, и не прежде обращающихся, разве когда бываем <поражаемы> (свт. Василий Великий, 6, 272).

* * *

Голод, засухи, дожди – суть общие какие-то язвы для целых городов и народов, которыми наказывается зло, преступившее меру (свт. Василий Великий, 8, 126). Источник.

* * *

Каждое бедствие мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей же пользе (свт. Василий Великий, 8, 126). Источник.

* * *

Богатство отнимает <Бог> у тех, которые употребляют его худо <если они не безнадежны для спасения>, и тем сокрушает орудие их неправды (свт. Василий Великий, 8, 126).

* * *

Как огонь в плавильне испытывает золото и серебро, так в напастях изведываются души смертных, имея помощником Господа (прп. Ефрем Сирин, 30, 517).

* * *

Великое благодарение трудам на суше, опасностям на море и тем страхам, которыми я спасен! Они, поставив меня выше всего коловратного, явным образом обратили к Горнему (свт. Григорий Богослов, 17, 38). Источник.

* * *

Особенно же не будет для нас трудно с терпением переносить бедствия и стать выше многих во время скорби, если размыслим, что обещали мы Богу и чего надеялись, когда вступали в любомудренную жизнь. Богатства ли? Веселостей ли? Благоденствия ли в сей жизни? Или противного сему: скорбей, злостраданий, тесноты, того, чтобы все переносить, все терпеть в уповании будущих благ? Знаю, что сего, а не первого ожидали мы. Поэтому боюсь, не нарушаем ли заветов своих с Богом, когда одно иметь домогаемся, а другого надеемся. Не будем же отказываться от своей купли, понесем одно, чтобы сподобиться другого. Нам причинили скорбь ненавистники? А мы соблюдем душу от раболепства страстям. Через сие одержим верх над оскорбившим (свт. Григорий Богослов, 17, 314). Источник.

* * *

...Землетрясение, как глашатай, предвозвещающий всем гнев Божий, предварительно произошло, чтобы мы, от страха сделавшись лучшими, отклонили от себя наказание на деле (свт. Иоанн Златоуст, 45, 849). Источник.

* * *

...Наказание от Бога есть то же, что и лекарство от врача, отсечение и прижигание. Как огонь чрез многократное прикосновение прижигает рану и останавливает ее развитие и как железо отсекает гнилость, причиняя боль, но доставляя пользу, так и голод, и моровые язвы, и все кажущиеся бедствия насылаются на душу вместо железа и огня, чтобы остановить, как это бывает с телами, развитие ее болезней и сделать ее лучшею (свт. Иоанн Златоуст, 45, 852). Источник.

* * *

Устрашил тебя человек? Прибегни к Вышнему Владыке – и не потерпишь никакого зла. Так избавлялись от бедствий древние, не только мужчины, но и женщины (свт. Иоанн Златоуст, 46, 46). Источник.

* * *

<Богу> предоставим время прекращения бедствий, а сами будем только молиться, сами будем жить благочестиво, потому что наше дело – обратиться к добродетели, а прекратить бедствия – дело Божие (свт. Иоанн Златоуст, 46, 62).

* * *

...Владыка всех, держа в руке Своей вселенную, потрясает землю <землетрясениями> не для того, чтобы ниспровергнуть ее, но чтобы обратить ко спасению живущих беспорядочно (свт. Иоанн Златоуст, 46, 769).

* * *

<Господь>, как Премудрый и Провидящий, не в начале и при первом случае избавляет от бедствий, но когда усилятся все меры врагов и когда делами доказано будет терпение подвижников Его... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 160).

* * *

Если будем в состоянии с благодарностью переносить приключающиеся бедствия, то изгладим немалую часть грехов наших (свт. Иоанн Златоуст, 47, 164).

* * *

...Бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям (свт. Иоанн Златоуст, 49, 278).

* * *

Когда ты подвергнешься какому-нибудь неожиданному бедствию, не падай духом, но тотчас восстань и прибегни к безмятежной пристани, несокрушимой защите, к помощи Божией (свт. Иоанн Златоуст, 49, 339–340). Источник.

* * *

Он <Бог> для того попустил тебе подвергнуться бедствию, чтобы ты призвал Его. Но многие тогда особенно и падают и теряют бывшее у них благочестие, между тем как следовало бы поступать напротив (свт. Иоанн Златоуст, 49, 340).

* * *

Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий – смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа; равно как и от самой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла (свт. Иоанн Златоуст, 49, 340).

* * *

Бог попускает умножаться бедствиям не для того, чтобы потопить нас, но чтобы сделать нас более опытными и яснее показать Свою силу (свт. Иоанн Златоуст, 49, 384).

* * *

Праведных бедствия постигают для их исправления и возбуждения их любомудрия, а грешных, как неисцелимо больных, для наказаний и мучения (свт. Иоанн Златоуст, 49, 493).

* * *

Бедствия, когда окружают нас со всех сторон, заставляют быть бдительными; и если мы внимательны, то не терпим от них никакого вреда (свт. Иоанн Златоуст, 49, 496).

* * *

...Возлюбленный, когда видишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна (свт. Иоанн Златоуст, 49, 496). Источник.

* * *

Хотя бы иной и освободился от всех бедствий и притеснений, тем не менее если он находится вдали от помощи Божией, то это хуже всяких бедствий (свт. Иоанн Златоуст, 50, 253).

* * *

Хотя бы мы были окружены, как бы мраком, бедствиями и искушениями и прочим подобным, однако добродетель милостыни в состоянии разогнать весь этот мрак... (свт. Иоанн Златоуст, 50, 356).

* * *

...Когда Бог налагает на человека бедствия, то или за грехи, или для упражнения его добродетели в божественных подвигах (свт. Иоанн Златоуст, 50, 924). Источник.

* * *

Все величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, произошли от гордости (свт. Иоанн Златоуст, 51, 150). Источник.

* * *

Если будешь великодушно переносить постигшее тебя бедствие – от всего избавишься (свт. Иоанн Златоуст, 54, 230).

* * *

Мы должны не только не роптать в настоящих бедствиях, но и воздавать Богу величайшую благодарность за них ради благ будущих (свт. Иоанн Златоуст, 56, 267).

* * *

Человек духовный, хотя бы нападали на него бесчисленные бедствия, не колеблется и не уловляется ни одним из них... Пусть нападают на него бедность, болезнь, обиды, злословия, клеветы, раны, всякого рода наказания, всякого рода насмешки, поношения и оскорбления; но так как он живет вне мира и свободен от телесных страстей, то он над всем <этим> будет смеяться (свт. Иоанн Златоуст, 56, 281).

* * *

Трезвая и бодрствующая душа показывает свое благородство не только тогда, когда дела идут успешно, но и в случае злоключений воздает одинаковую благодарность Богу, нисколько не ослабевая вследствие перемены обстоятельств (свт. Иоанн Златоуст, 56, 511). Источник.

* * *

Бог силен прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает скорбей (свт. Иоанн Златоуст, 56, 620).

* * *

Когда ты увидишь, что какой-нибудь праведный муж отличается великими добродетелями и терпит бесчисленные бедствия, не удивляйся, наоборот, нужно было бы удивляться, если бы диавол, получая множество ударов, стал молчать и спокойно переносить раны (свт. Иоанн Златоуст, 56, 640). Источник.

* * *

Когда случится с тобою какое-нибудь горе, подай скорее милостыню, возблагодари за то, что оно случилось, и ты увидишь, какая найдет на тебя радость (свт. Иоанн Златоуст, 56, 665). Источник.

* * *

Постигающие нас бедствия мы видим, а тех оскорблений, которые мы ежедневно наносим Господу, не видим, почему и приходим в смущение; между тем если бы мы точно сосчитали наши грехи в течение хотя бы одного дня, то хорошо узнали бы, каких зол достойны мы (свт. Иоанн Златоуст, 56, 681).

* * *

Для того диавол и наводит бесчисленные беды, чтобы ввергнуть тебя в бездну <хулы>; и если видит, что ты хулишь Бога, легко умножает и делает более тяжкой твою скорбь, чтобы ты от огорчения потерял терпение; а если видит, что ты переносишь мужественно, и чем более усиливается страдание, тем более благодаришь Бога, то тотчас же отстает, чувствуя, что уже напрасно и бесцельно строит козни (свт. Иоанн Златоуст, 56, 730).

* * *

Претерпевая бедствия, будем радоваться, потому что это отплата за грехи (свт. Иоанн Златоуст, 56, 846).

* * *

Праведники подвергаются бедствиям для доказательства добродетели и совершенного очищения (свт. Иоанн Златоуст, 56, 1121). Источник.

* * *

Мы не можем признать бедствия существенным злом: ибо многим они споспешествуют ко благу и служат источником вечных радостей. Таким образом... все, что ни делают к озлоблению нашему враги наши, или кто бы то ни был другой, не должно быть почитаемо злом; ибо эти озлобления не тем бывают, чем считает их причиняющий оные в раздражении сердца, но чем признает их чувство переносящего. Следовательно, если нанесена будет и смерть святому мужу, не должно думать, чтобы этим нанесено было ему действительное зло, а только нечто среднее, что для грешника хотя и составляет зло, но для праведника покой и избавление от зол. Смерть бо мужу праведному покой, егоже путь сокровен есть (Иов. 3, 23). Муж праведный чрез смерть ничего не теряет и ничего особенного не терпит, но что должно было приключиться ему по требованию природы, тому он подвергается по злобе врага не без награды в вечной жизни; и тот долг, который по непременному закону каждый должен отдать смерти, он отдает, приобретая притом обильнейший плод за свое страдание и мзду великого воздаяния (авва Феодор, 57, 266). Источник.

* * *

Никто из бедствующих да не падает духом, но да привьет к себе семя добротолюбия, и непременно прославится, или здесь, или там (прп. Исидор Пелусиот, 61, 314). Источник.

* * *

Благоискусному надлежит быть выше бедствий. А сие последует, если рассудок сделается наибольшим над страстями, и ему предоставлено будет, как кормчему, взять в руки кормило и править. Если же кормчий потонет, то постигнет самое страшное крушение, так как страсти возьмут верх и рассудок погрузится на самое дно моря (прп. Исидор Пелусиот, 63, 194). Источник.

* * *

...Душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается (прп. Иоанн Лествичник, 58, 212). Источник.

* * *

Благоразумный, помышляя о врачебности судеб Божиих, с благодарением сносит приключающиеся ему но ним бедствия, никого другого не почитая виновным в них, кроме грехов своих, а неразумный, когда грешит и наказываем за то бывает, виновниками зол своих почитает или Бога, или людей, не разумевая премудрого о сем Божия промышления (прп. Максим Исповедник, 87, 186).

* * *

...Сами бедствия приносят пользу с верою стойко переносящим их: для погашения грехов, для упражнения, для испытания, для реального постижения бедственности этой жизни, для пламенного побуждения духовной жажды и постоянного искания оного, во веки пребывающего, усыновления и Искупления и воистину новой жизни и блаженства (свт. Григорий Палама, 26, 170). Источник.

* * *

Во время напастей не ищи помощи человеческой, не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по Его мановению, в свое время, придут люди и помогут тебе (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 548). Источник.

* * *

Когда посылаются бедствия – это милость Божия: ибо чрез них дается возможность избавиться от вечного наказания (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 108).

* * *

Некогда за грехи восхотел Бог истребить город Устюг. Блаженному Прокопию было об этом открыто, и он, придя в храм, поведал об этом причту и народу: «Покайтесь, братия, в своих грехах, чтобы получить от Бога милость. Если вы не покаетесь, все погибнете от огня и града!» Люди не поверили блаженному и рассуждали так: «Человек этот юрод и разумно никогда не говорил. Зачем слушать его?» Святой же не переставал увещать их. На третий день он уже ходил по всему городу и со слезами убеждал всех позаботиться об отвращении гнева Божия. Жители и тут не послушали Прокопия. Тогда он пришел на паперть храма Пресвятой Богородицы и со многими слезами молил Бога о помиловании. Через неделю, в полдень, вдруг внезапно нашло на город необыкновенное облако, и днем сделалось темно, как ночью. Видя это страшное явление, люди, недоумевая, восклицали: «Что же это такое?» И вот беспрестанно стали бороздить небо молнии, раздавались ужасные раскаты грома, колебалась земля, воздух сделался удушлив. Тут только народ вспомнил слова блаженного Прокопия о грозящей городу гибели. Тотчас же все бросились в соборный храм Пресвятой Богородицы и со слезами стали просить Господа о помиловании, вместе с народом молился и блаженный. Молитва была услышана: тучи отошли, во время всеобщей молитвы от иконы Владычицы истекло миро, воздух очистился. Тучи же собрались над лесом, и выпал град подобно камню, который сокрушил деревья, а молния попалила их. Из людей же никто не пострадал, сохранился и домашний скот (103, 811–812).


Комментарии для сайта Cackle