Святоотеческая хрестоматия
Содержание
Предисловие к настоящему изданию
Первый отдел первого периода: мужи апостольские (70 –140 г.) Святой апостол Варнава Творения апостола Варнавы Извлечения из Послания апостола Варнавы О вере и доброй жизни, (с упоминанием о Таинстве Евхаристии) О Божестве Христа Спасителя и искупительной силе крестной смерти Его Об обрезании О плодах возрождения или Таинстве Крещения О надежде О субботе О Таинстве Покаяния Святой Климент Римский Творения святого Климента Римского Первое Послание Климента Римского О Богочеловеке – Искупителе людей О церковной иерархии и Таинствах О Покаянии О Евхаристии О воскресении мертвых Святой Ерм Книга его – «Пастырь» Символическое учение о Церкви и Таинствах ее О Крещении Об Ангелах-мироправителях О Покаянии Из второй части: Заповедь шестая – о двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них Об Ангелах-хранителях отдельных лиц Из третьей части: Подобие девятое о строении Церкви Божией – воинствующей и торжествующей О лице Господа Иисуса Христа Продолжение учения о Церкви и Таинствах Еще раз о лице Господа Иисуса Христа О Крещении О Покаянии Святой Игнатий Богоносец Послания святого Игнатия Богоносца Извлечения из Посланий святого Игнатия Богоносца О лице Искупителя – Богочеловека: О трех Лицах Божества О цели Воплощения Сына Божия О Церкви и церковной иерархии О Таинстве Евхаристии О Таинстве Покаяния О Таинстве Брака Святитель Поликарп Смирнский Послание святителя Поликарпа Извлечения из Послания святителя Поликарпа О Божестве и человечестве Христа Спасителя (против гностиков) О значении искупительной или примирительной смерти Его О воскресении мертвых, будущем суде и воздаянии праведным и грешным О почитании святых и самих мощей их Общее значение свидетельств мужей апостольских для канона Священного Писания Второй отдел первого периода: апологеты христианства и, непосредственно следующие за ними, отцы (140–313 г.) Об Оригене О Тертуллиане Святой Иустин философ Творения святого Иустина философа Первая Апология Вторая Апология «Разговор с Трифоном» Извлечения из первой Апологии и, частично, из других творений Об Ангелах добрых и злых О Пресвятой Троице О Сыне Божием О Воплощении Его Еще о Пресвятой Троице О крестной смерти Христа Спасителя и плодах ее для нас О последней судьбе мира и человека О воскресении мертвых, вечном блаженстве праведных и мучении нечестивых Опять о Лице Господа Иисуса Христа О Таинствах Церкви О Крещении О Евхаристии О Покаянии и Браке Святой Ириней Лионский Творения святого Иринея Из «Пяти книг против ересей» Об источниках христианской веры – Священном Писании и Священном Предании Об иерархии церковной (в связи с Таинством Священства) О Пресвятой Троице О сотворении Ангелов О Пресвятой Троице (продолжение) О сотворении мира вещественного и человека О природе человека и его нравственной свободе О происхождении душ человеческих Еще о природе человека О Лице Спасителя и цели Воплощения – искуплении людей и воссоединении их с Богом О благодатных средствах освящения человека – Таинствах О Крещении и Миропомазании О покаянии О Евхаристии О Браке и Елеосвящении О нравственном законе О последней судьбе мира и человека О явлении антихриста Святитель Ипполит, папа Римский Творения святого Ипполита Римского Экзегетические (толковательные) творения Догматико-полемические творения Общий взгляд отцов и учителей Церкви на лицо антихриста Гомилетические творения Историко-хронологические творения Извлечения из творений святителя Ипполита О Лицах Пресвятой Троицы О том же у святителя Григория Чудотворца О соединении двух естеств в Лице Искупителя Символическое изображение Церкви Святитель Киприан Карфагенский Творения святого Киприана Карфагенского Сочинения с более частным содержанием Труды более общего (нравственно-догматического) содержания Извлечения из творений святого Киприана Карфагенского О единстве Церкви Христовой с более частными смежными вопросами: о церковной иерархии, о призывании святых, о молитвах за умерших О благодати О единстве Церкви и условиях этого единства О том же у Иоанна Златоуста О церковных Таинствах Таинство Крещения Таинство Миропомазания Таинство Покаяния Таинство Евхаристии Таинство Священства Святитель Дионисий Великий Александрийский Творения святителя Дионисия Великого Книги догматического содержания Книги нравственного содержания Послания Извлечения из творений святителя Дионисия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, и Святой Троице Святитель Мефодий Патарский О творениях святителя Мефодия Апологетические сочинения Догматико-полемические творения Нравственные творения Творения святителя Мефодия О Пресвятой Троице и, в особенности, о Сыне Божием О причине и цели Воплощения Об Ангелах-мироправителях и хранителях отдельных лиц О воскресении тела человеческого и обновлении всего мира Свидетельства отцов Церкви о каноничности книг Священного Писания Нового Завета Первый отдел второго периода: IV и V века О христианских школах О противостоянии ересям О ереси Ария О ересях, произошедших из арианства О пелагианстве О блаженном Августине О ереси Нестория О монофизитах О состоянии общества рассматриваемого периода в связи с характером творений учителей Церкви О «руководительном начале» Священного Предания Святитель Афанасий Великий Творения святителя Афанасия Великого Апологетические творения Догматические творения Нравственные творения Истолковательные творения Исторические творения Извлечения из творений святителя Афанасия Великого О едином истинном Боге О едином истинном Боге, исповедуемом в Святой Троице Об истинном Божестве Христа Спасителя Общее суждение отцов и учителей Церкви о Воплощении Сына Божия, как средстве для нашего искупления Об истинном человечестве Христа Спасителя Об упоминаемом в тексте поклонении Богу и слова святителя О том же – из творений святителя Василия Великого О человеке – в особенности, о его душе, разумно-свободной и бессмертной О том же – рассуждение святителя Василия Великого и мнения других отцов Святитель Василий Великий Творения святителя Василия Великого Догматические творения Экзегетические творения Толковательные творения Нравственные творения Беседы и Слова Письма Другие творения Извлечения из творений святителя Василия Великого Из «Беседы к юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» Из «Беседы на первую часть 1-го псалма»: о преимущественной важности Книги псалмов О том же у Григория Нисского и у Афанасия Великого Из «Бесед на Шестоднев» 1-й и 2-й дни: О сотворении неба и земли 3-й: О тверди О том же у Григория Нисского 5-й. О прозябениях земли 6-й: О сотворении небесных светил 7-й: О пресмыкающихся: О том же у Иоанна Златоуста: 8-й: О птицах: 9-й: О животных земных: Рассуждения святителя Григория Нисского в его сочинении «Об устроении человека» О важности Священного Предания О святителе Амвросии Медиоланском О святителе Кирилле Иерусалимском Святитель Григорий Богослов Творения святителя Григория Догматические творения Апологетические творения Толковательные творения Нравственные творения Письма Стихотворения Извлечения из творений святителя Григория Богослова О триедином Боге Самом в Себе О мире невещественном, Ангельском О том же у Василия Великого О священных изображениях, или иконах О мире вещественном и о человеке О происхождении душ человеческих О том же у Григория Нисского О Промысле Божием Об Ангелах-мироправителях О том же у Афанасия Великого, Василия Великого и Оригена Об Ангелах-хранителях отдельных лиц О происхождении зла – падении Ангелов О том же других святителей О грехопадении человека О следствиях греха прародительского Общий взгляд отцов и учителей Церкви, в том числе и Григория Богослова, на зло – нравственное, и физическое О восстановлении человека Восстановление человека через Воплощение Сына Божия О Таинствах Церкви как средствах восстановления человека О Крещении О том же у Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоуста Нужно ли крестить младенцев? О Таинстве Миропомазания О браке О том же у Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоуста О Крещении О Миропомазании О Евхаристии (в связи с Литургией, вообще) О взаимном отношении веры и добрых дел О том же у святителя Иоанна Златоуста О взаимном отношении благодати Божией и свободы человеческой О девстве и супружестве О призывании святых и почитании их мощей Святой отец о почитании святых мучеников и их мощей О поминовении усопших О том же у святителей Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоуста О посмертном состоянии души и будущем воскресении тела О вечном блаженстве праведников и мучениях грешников О том же у святителей Григория Нисского и Иоанна Златоуста О качествах и обязанностях священства Преподобный Ефрем Сирин Творения Ефрема Сирина Толковательные творения Духовно-нравственные творения Полемико-догматические творения Молитвы Преподобный Макарий Египетский Беседы преподобного Макария О благодати Божией О существе благодати О необходимости благодати О том же у преподобного Дорофея Палестинского О том же у других отцов Церкви Об условиях получения благодати Об отношении благодати к свободе человека О том же у Иоанна Златоуста О действиях благодати Святитель Иоанн Златоуст Творения святителя Иоанна Златоуста Истолковательные творения Нравственные творения Догматико-полемические творения Другие творения О необходимости и пользе чтения Священного Писания Рассуждения святителя Иоанна Златоуста О воспитании из его сочинений О премудрости и благости Божией в устроении мира и, особенно, человека Беседа о священстве О том же у святителя Кирилла Александрийского Продолжение Беседы о священстве Беседа о милостыне О посте и милостыне О милостыне за умерших Беседа против зрелищ (язычески бесчинных и развращавших как самих деятелей, так и зрителей сцены) Еще о зрелищах (из Беседы на Матф. 6) Святитель Кирилл Александрийский Творения святителя Кирилла Александрийского Истолковательные творения Полемико-догматические творения Нравоучительные творения Апологетические сочинения О посмертном состоянии душ праведников и грешников О том же. Извлечение из Слова «Об исходе душ праведников и грешников» преподобного Макария Александрийского О поминовении усопших в установленные определенные дни Святитель Лев Великий, папа Римский Творения святителя Льва, папы Римского Слова Послания Извлечения из творений святителя Кирилла Александрийского и святителя Льва, папы Римского Об ипостасном, единоличном соединении в Иисусе Христе двух полных и совершенных естеств – Божеского и человеческого, с примыкающими вопросами об участии в деле нашего искупления всех трех Лиц Божества, об усвоении Пресвятой Деве Марии наименования Богородицы и пр. Второй отдел второго периода: VI век – первая половина IX века Святитель Григорий Великий Двоеслов Творения святителя Григория Великого Истолковательные творения Нравоучительные творения Богослужебные творения Извлечение из «Пастырского правила» Святой Иоанн Дамаскин Творения святого Иоанна Дамаскина Систематические труды Полемико-догматические труды Слова Песнопения Извлечения из сочинений святого Иоанна Дамаскина О триедином Боге Самом в Себе О свойствах Божиих О едином Боге – Отце, Сыне и Святом Духе Об Ипостасях Божиих О том же у святого Максима Исповедника О мире невещественном, Ангельском Об Ангелах-мироправителях и помощниках людей О падении Ангелов О мире вещественном О человеке, как существе духовно-чувственном О нравственной свободе человека О грехопадении человека О Промысле Божием О том же у святого Максима Исповедника и у святителя Иоанна Златоуста О предведении и предопределении О Воплощении Сына Божия для искупления человека О соединении в одном Лице Иисуса Христа двух полных и совершенных естеств – Божеского и человеческого, с сохранением их естественных свойств и действий О том же у святого Максима Исповедника Об усвоении Святой Деве Марии наименования Богородицы О двух волях и двояком действовании в Иисусе Христе О Таинствах Церкви О Крещении О Евхаристии О почитании Креста Христова О почитании святых и их мощей О почитании честных икон О почитании святых икон (Из Деяний Вселенских Соборов) О пришествии антихриста О будущем воскресении и соответственном воздаянии праведным и грешным
Предисловие к настоящему изданию
Издаваемая «Святоотеческая хрестоматия» была составлена ректором Московской Духовной семинарии протоиереем Николаем Васильевичем Благоразумовым в конце XIX века и рецензирована в Московской Духовной Академии. Собранные в хрестоматии жизнеописания и сведения о главных трудах святых отцов и учителей Церкви с изложением важнейших положений этих трудов дают возможность читателю приобрести цельное знание о жизни Церкви и развитии богословских представлений, начиная с апостольских времен и заканчивая временем окончательного установления догматов православной веры.
Потребность в, такого рода, знаниях (очевидно, существовавшая и ранее) сегодня вполне осознана православным обществом. Современные реалии предъявляют людям, принадлежащим к Церкви, настоятельные требования укорененности в православной традиции и осознанного исповедания догматов Православия. С целью предоставить современному читателю возможность обозреть в сжатом виде труд Святых учителей Церкви, отстоявших от потока лжеучений и ересей каноническое православное вероучение, община Храма Христа Спасителя и предприняла это издание.
У Церкви никогда не было «легких времен», и всегда истинным ее пастырям, чтобы «хранить не нововводно все, писанием или без писания, установленные для нас церковные предания», приходилось и приходится стоять несокрушимой твердыней на пути множества «обновителей». Выразим надежду, что ознакомление, пусть в малой мере, с бесценными сокровищами святоотеческих первоисточников, позволит читателям самим убедиться, что (повторим слова составителя хрестоматии) «именно, от невнимания к живому Преданию Церкви и историческому ходу раскрытия христианства произошли и происходят различные заблуждения, ереси и расколы».
Предисловие
По учению Православной Церкви, Священное Предание имеет одинаковую важность и значение для христианского веро- и нравоучения со Священным Писанием, и потому, первое должно быть изучаемо всеми нами с не меньшим вниманием, чем последнее (не только пастырями, но и пасомыми, хотя бы в различной мере полноты и обстоятельности). Свидетелями же и хранителями Священного Предания, как богопросвещенными истолкователями и самого Писания, являются святые отцы и учители Церкви в своих творениях – догматических, нравственных и проч. Между тем, в результате исключения из семинарского курса Патрологии в качестве самостоятельной науки, воспитанники духовных семинарий очень и очень мало знакомятся ныне (особенно практически – через чтение в классе и дома) с писаниями отцов и учителей Церкви. Таким образом, издаваемая нами святоотеческая хрестоматия, прежде всего, и главным образом, должна составлять пособие именно для воспитанников духовных семинарий к столь необходимому им в богословском образовании изучению святоотеческой литературы. Далее, к удовлетворению той же самой цели наша хрестоматия может более или менее служить воспитанникам старших классов гимназий и других светских заведений, т. е. к восполнению их церковно-исторических и, собственно, богословских познаний. Наконец, она может быть вполне пригодною (исключая, разве, некоторые, местами более научные рассуждения или более специальные извлечения, например, «о священстве») и для общего религиозно-нравственного чтения, тогда как церковно-приходские библиотеки, по недостатку своих средств, приобретать творения святых отцов в полном виде часто затрудняются.
Введение
Следует сказать несколько слов о тематическом плане издаваемой хрестоматии.
Святые Вселенские Соборы, благодаря усилиям святых отцов, представляют нам достаточнейшее раскрытие, как со стороны содержания, так и со стороны изложения, или языка богословского, двух важнейших, основных, догматов христианства: о Пресвятой Троице и Лице Христа Спасителя, с соприкосновенными им более частными догматическими, нравственными и даже церковно-обрядовыми учениями.
Именно на первом и втором Соборах было утверждено единосущие и равночестность Сына Божия и Духа Святого с Богом Отцом, на четырех последующих – определено взаимное отношение двух естеств в Иисусе Христе – Божеского и человеческого, а на последнем – уяснен истинный дух христианского иконопочитания, защищена чистота древних богослужебных чинов и обычаев и, вообще, подтверждены «все, писанием или без писания, установленные для нас церковные предания», так что пастырям Церкви дальнейших веков оставалось «хранить не нововводно» учение и правила своих святых предшественников и проводить их в сознание и жизнь верующих. Поэтому и пределы данной хрестоматии ограничены первыми девятью веками христианства (тогда же началось и отпадение западной половины Церкви от восточной).
Весь материал хрестоматии разделен на два больших периода, каждый из которых разделен на два отдела. Первый период простирается с 70 г. по 313 г. В его первом отделе (до 140 г.) представлены ближайшие преемники апостольского Предания, которые именуются мужами апостольскими; во втором (140 – 313 г.) – отцы Церкви, именующиеся апологами христианства, и, непосредственно, следующие за ними учители. Второй период, подразделяясь также на два отдела, охватывает время от начала IV и до половины IX веков. Именно в его первом отделе представлены великие отцы IV и V веков – явившиеся столь блестящими деятелями всего христианского просвещения. Второй отдел второго периода обозревает уже остальных отцов и учителей Церкви с VI по IX век.
Распределение святоотеческих творений по означенным отрезкам времени предваряют общие очерки, где обсуждаются особенности данной эпохи, которыми определялась и побуждалась деятельность святых отцов, как христианских мыслителей и писателей. Изложению важнейших положений из трудов каждого отца Церкви предшествует его жизнеописание, а также библиографические сведения, в которых указываются отличительные черты его Писаний, а иногда защищается и самая их подлинность.
За чрезвычайным обилием материала, обзор святоотеческих трудов ограничен святыми отцами, лишь важнейшими и замечательнейшими по своим писаниям и пастырской деятельности, или, как назвал их святитель Филарет Московский, «руководительными». Упоминаются в хрестоматии и менее известные и влиятельные духовные писатели, особенно в связи с изложением трудов ближайших к ним по времени и духу важнейших учителей.
Во избежание повторения некоторых положений, касающихся предметов веры, нравственности или церковной практики, при изложении учения того или иного отца, его свидетельства, по возможности, пополнены и подтверждены параллельными местами из творений других учителей.
Перед читателем хрестоматии поочередно, в хронологической последовательности выступают целые сонмы провозвестников и истолкователей «истинного апостольского предания» (бл. Августин De baptism, lib. V с. 24), и «вселенское единомыслие в православной истине представителей всех частных Церквей» (Ириней Contr. haer. I. III c. 1–4) открывается в большей полноте и целостности, с большей силой и ясностью. Таким образом, хрестоматия представляет читателю, как бы, историю апостольского древнекафолического (вселенского) Предания, подтверждающею (с отрицательной стороны) ту истину, что именно от невнимания к живому Преданию Церкви и историческому ходу раскрытия христианства произошли и происходят различные заблуждения, ереси и расколы.