Глава 12. В жизни не без происшествий
Опыт показывает, что каждое поколение или два нуждаются в переосмыслении истины. Это не значит, что истина меняется, но наше восприятие меняется, если наш разум активен и развивается. Историки знают об этом. Политики понимают это. Экономисты исходят из того же предположения. И многие здравомыслящие люди понимают это.
Только администраторам в теологических системах трудно принять этот принцип. Чем консервативнее религиозная организация и люди, исповедующие её вероучение, тем сложнее им совершить необходимую ментальную перестройку. В крайнем случае, если теологические администраторы и их последователи пребывают в заблуждении, что истина, их Бог, их пророк или их святой равны или являются одним и тем же, то практически невозможно добиться каких-либо изменений в направлении просвещения.
И снова, четыре техники, необходимые для безупречной работы в сфере продаж, – это: (а) обыгрывать все необычное или таинственное в том, кого следует почитать, чтобы он или она воспринимались как сверхъестественные; (б) превозносить поступки и высказывания до уровня добродетельных и сверхъестественной связи; (в) лишить доступа к информации и записям о событиях и фактах прошлого; и (г) выиграть время, чтобы как можно дальше отойти от точки живого знания истоков легенды.
Все четыре этих метода использовались церковью адвентистов седьмого дня и продолжают использоваться в отношении Эллен Уайт и того, что было опубликовано под её именем.
Во-первых. Каким бы невероятным это ни казалось беспристрастному наблюдателю, White Estate хочет, чтобы мы поверили, что всё, что Эллен писала кому бы то ни было, о чём бы то ни было, всё, что она редактировала у кого бы то ни было, о чём бы то ни было, всё, что она копировала у кого бы то ни было, о чём бы то ни было, всё, что предлагалось на продажу под её именем, – даже мысли, слова или склонности, предложенные (или написанные) её последователями, – должно нести на себе и несёт на себе печать божественного одобрения. Ни один писатель священной древности не претендовал на большее, и ни одному каноническому писателю не приходилось оправдывать такие ожидания.
Во-вторых. Нам рассказывают, что дикие лошади остановились по ее команде. Как она долго держала тяжёлую раскрытую Библию на вытянутой руке. Как по её слову в колодцы, которые в противном случае оставались бы сухими, поступала вода. Как в её видениях появлялись здания, которых никогда не было и не будет. Как письма приходили как раз к какому-нибудь важному или решающему событию, несмотря на известные проблемы почтовой системы. Как люди, за которых она молилась, часто поднимались с больничных коек, хотя сама она так и не поправилась и до глубокой старости жаловалась на болезни и обмороки. Ещё, хотя и нечасто, но упоминают о смерти двух её детей в юном возрасте. Несмотря на молитвы и заботу, её муж дожил только до шестидесяти с небольшим. Тем не менее, действия и высказывания Эллен Уайт произвели на студентов адвентистской образовательной системы неизгладимое впечатление, поскольку они были на голову выше чьих-либо ещё – даже несмотря на то, что она свободно копировала у этих «чьих-либо ещё».
В-третьих. Немногие из тех, кто имел дело с White Estate – официальным хранителем всего, что принадлежало Эллен или было связано с ней, – когда-либо соглашался поклясться, что им был разрешён доступ ко всем материалам в любое время без указаний и/или надзора и принесения клятвы. Разумеется, управляемые новости – часть всех церковных институтов. Адвентисты – эксперты в том, чтобы предоставлять церковной и светской общественности только те материалы, которые выгодно их представляют. Как выразился один редактор в Los Angeles Times, «адвентисты лучше бы себя чувствовали в стране, где нет свободы прессы»352. Даже те, кому удаётся получить ограниченный доступ к материалам, должны подписать обязательство – в обмен на привилегию видеть то, что недоступно другим, – что они не будут копировать «конфиденциальные» материалы или передавать их другим.
Пожалуй, всё это понятно. White Estate не может опубликовать все материалы, касающиеся жизни и трудов Эллен Уайт, и при этом продолжать лгать. Факты никак не согласуются с мифами. Если бы, – как было сказано на собрании в Глендейле в январе 1980 года, – каждый абзац в «Великой борьбе» сопровождался сноской с указанием источника, то сноску пришлось бы указывать к каждому абзацу. Что, в таком случае, стало бы с легендой об Эллен и с членами церкви, которые верили в эту легенду все эти годы?
Что, если бы каждая из остальных четырёх книг – «Патриархи и пророки», «Пророки и цари», «Деяния апостолов» и «Желание веков» (из «большой пятёрки») – также была включена в обвинительное заключение? Совершенно очевидно, что ни одно непредвзятое, подробное, всестороннее исследование этих книг не может быть одобрено White Estate, независимо от того, кем и когда оно будет проведено. О чём бы ни сообщил независимый исследователь, позиция White Estate, по-видимому, останется прежней: (а) они знали об этом с самого начала и (б) это не имеет значения, потому что Бог всё равно приложил к этому руку и потому что Эллен была вдохновлена на всё, что она делала, по его прямому указанию.
В-четвёртых. Выигрыш времени, пожалуй, один из самых удачных помощников белой лжи. Если только рядовые адвентисты проявят немного терпения и дадут суперпродавцам возможность выиграть время, то со временем белая ложь может стать реальностью, что не редко это уже происходит. В конце концов, мифы и легенды не создаются мгновенно. Время просто скрывает факты. Поскольку факты об Эллен и её трудах никогда не были точно представлены церкви и миру, время помогло скрыть этот обман. Те, кто в разные периоды пытался помочь своей церкви примириться с истиной, были изгнаны из «Клана» или отряхивая прах с ног уходили. Таким образом, белая ложь разрасталась, пока не стала вопросом веры; факты давно были забыты. Очень кстати совет одного наблюдателя:
«Пусть всё остаётся как есть. ... Не подавайте апелляцию на своё увольнение с поста пастора церкви адвентистов седьмого дня... Обязательно продолжайте свои исследования, но делайте это в академических кругах. Не используйте в качестве орудия разрушения церковь, на которую большинство прихожан полагаются в сохранении своей веры.
Словарь определяет веру как «убеждённость без доказательств», и большинство прихожан готовы принять это. Как жаль, что большинство религиозных институтов не могут принять это определение и считают, что их догмы истинны и основаны на реальных доказательствах!
Способность разделять веру и истинное знание, чтобы они не мешали друг другу, – это навык, который есть у одних людей и которого нет у других.
Это мало связано с интеллектом, и мы видим, что люди с низким IQ – атеисты, а некоторые из наших лучших умов – набожные католики... Религиозная вера, как правило, безвредна для общества в целом, если она остаётся в рамках религии, и может быть полезна многим на личном уровне. Но способность разделять разум на категории всегда представляет опасность, и это касается не только религии».353
Те, кто должен верить в невероятное, кто должен утверждать, что видит невидимое, и кто должен проводить свою жизнь, цепляясь за недостижимое, всегда будут пытаться передать свое «видение» нереального другим, применяя власть и силу. Один из богословов хорошо выразил это:
Те, кто должен верить в невероятное, кто должен утверждать, что видит невидимое, и кто должен всю жизнь цепляться за недостижимое, всегда будут пытаться навязывать другим своё «видение» нереального, применяя власть и силу. Один из богословов хорошо об этом выразился:
«В последнее время до меня, как и до ваших собратьев-старейшин, доходило много слухов... Если мне не изменяет память, вы не посещали ни одной из моих одиннадцатичасовых служб с сентября, когда я обращался ко всем спорным вопросам, которые, похоже, всплывают в нашей конфессии... Самый опасный результат, который я вижу в многочисленных разногласиях, возникающих сегодня в церкви, связан с тем, что я называю «дешёвым Евангелием». Мы должны верить в завершённую работу Христа, но не менее важно, чтобы мы с помощью Христа были готовы повиноваться. Это означает, что мы должны быть готовы отказаться от себя и подчиниться авторитету тела Христова – Церкви. Я знаю, что это трудно сделать, когда у вас всё хорошо с практикой и финансовыми вложениями.»354
Очевидно, что эта суперпродавец системы хотел бы разделить успех члена [АСД] и его финансовые вложения, и при этом ограничить очевидную духовную свободу этого члена – короче говоря, контролировать его.
Такое отношение характерно не только для тех, кто верит в систему спасения посредством дел. Продуктом такой системы являются религиозные суперпродавцы, которые считают, что их совесть должна быть ориентиром для прихожан, и они стремятся к этому безбожному контролю во имя Бога. Когда становится ясно, что эти суперпродавцы на самом деле продают свою собственную систему ценностей или своё собственное видение того, что другие должны или не должны делать, тогда и только тогда им будет сложнее продавать «белую ложь».
Тем временем, пока суперпродавцы не разоблачены, пожалуй, лучший совет о том, как с ними и их «правдой» поступать, дал Роберт Дж. Рингер:
«Игнорируйте все невротические замечания и действия нормальных людей, а также все замечания и действия невротиков. В тех случаях, когда невротик упорствует, несмотря на недостаток вашего внимания, примите быстрые и позитивные меры, чтобы полностью исключить его из своей жизни.
Вы не обязаны иметь дело с иррациональными людьми....
Разговоры, споры и/или попрошайничество не работают с иррациональными людьми. Попытки убедить их с помощью логических аргументов только измотают вас. Общение с иррациональным человеком – это безвыходная ситуация. Если он мастерски играет в психологические игры, вы часто будете оказываться в положении «будь проклят, если сделаешь, и будь проклят, если не сделаешь». Всегда старайтесь избегать безвыходных ситуаций. Если кто-то окружает вас со всех сторон иррациональными доводами, не поддавайтесь. При необходимости уходите через верх, но уходите. Когда всё, к чему вы обращаетесь, приводит к неприятностям, вы оказываетесь в безвыходной ситуации.»355
Что касается способности Эллен Уайт быть суперпродавцом, – как в отношении церкви, так и в отношении общественности, – становится очевидным, что она тоже хотела побуждать, если не требовать, чтобы другие принимали её систему ценностей и образ жизни. Чтобы достичь этой цели, она стала верить и учить других, что то, что она говорила и писала, необходимо делать, потому что так хочет Бог. Другие люди, окружавшие её и разделявшие эти взгляды, – и даже передававшие ей некоторые из них, – были готовы позволить верующим считать, что то, что она говорила и писала, было идеями и способами, напрямую данными ей Богом. Такая позиция придавала каждому её высказыванию авторитет, необходимый для того, чтобы в него поверили, – несмотря на растущее количество доказательств и свидетельств некоторых других людей, обратного. Те, кто жил верой и доказательствами, подтверждающими эту веру, начали понимать, что «белая ложь» не согласуется с доказательствами. И когда таковые сообщили об этом открытии, то за свои честные труды они были изгнаны и дискредитированы очернением репутации.
Для тех, у кого хватит смелости сопоставить доказательства и веру и посмотреть, согласуются ли они друг с другом, следующие материалы могут послужить поводом для вдумчивого изучения некоторых белых пятен, которые использовались для поддержания легенды о том, что Эллен и её писания в основном были даны Богом, направлялись Богом и вдохновлялись Богом.
а. Светские СМИ, сообщая об ответе адвентистов на критику, цитируют информацию о том, что 3,5 миллиона членов церкви приняли 25 миллионов слов, написанных Эллен Уайт, как вдохновенные.356 Многие служители не поклялись бы, что их список членов церкви является абсолютно точным. К тому же, утверждение, что Эллен Уайт написала 25 миллионов слов, так же не точно. Как были получены эти цифры? Может, они плод чьего-то воображения? Включают ли они на самом деле весь скопированный материал, – а не её личные слова, – и все абзацы и неоцифрованные страницы, идентично продублированные в нескольких тематических сборниках?
б. Каждый адвентист читал или слышал, что Эллен плохо читала, отчасти потому, что она окончила только три класса школы. Это сделало возможным утверждение о божественном руководстве человека, не имеющего образования в области литературы.357 Позже эти ограничения были использованы для создания неправды. Для того чтобы быть творческими и образованными, людям не обязательно получать формальное (государственное) образование.
в. Позже, под давлением, выяснилось, что Эллен умеет читать, но читает очень мало, причём меньше всего её чтение посвящено теологии.358 Этот же аргумент использовался для доказательства того, что она не находилась под влиянием других, когда жила и писала.359
г. Развитие этой темы заключалось в том, что Эллен умела читать, но не читала о теологии – до тех пор, пока не выяснилось, что она это делала.360 Теперь читатели «Спектрума» знают, что она постоянно много читала и использовала опубликованные работы других религиозных авторов и тех, кто писал на другие темы.361
д. Хотя когда-то утверждалось, что Бог помог Эллен усовершенствовать её навыки, – и её прекрасный язык был результатом этой божественной помощи, – новые свидетельства указывают на то, что улучшение было результатом более качественной помощи со стороны хорошо информированных работников и коллег, а также более тщательного отбора авторов.362
е. Теперь, когда есть доказательства того, что Эллен действительно читала, хорошо читала и много читала, и что во время написания текстов перед ней были некоторые из этих книг, можно утверждать, что у неё была фотографическая память.363 «Мы не отрицаем свидетельств пастора Ри», – сказал Роберт Олсон, секретарь White Estate в Вашингтоне, округ Колумбия. “Я уверен, что во время написания текстов перед ней были некоторые книги. Однако, – добавил Олсон, – церковь считает, что у Э. Уайт была фотографическая память и она неосознанно использовала слова других писателей”.364 Олсон не уточняет, какая именно «церковь» может верить в то, во что верит он сам.
ж. Мысль о том, что Эллен не понимала, что делает, когда не указывала авторов, которых цитировала, но прекратила так делать, когда ей указали на это, рассматривалась в предыдущих главах. Беглое изучение авторов, которых она цитировала, показало бы, что они указывали авторство, но она никогда не указывала авторство, даже когда перефразировала то, что они часто цитировали.
з. Пожалуй, одно из самых сложных утверждений, которое нужно опровергнуть, заключается в том, что Эллен писала то, что сначала видела в видениях, и что она использовала слова, мысли и структуру других людей только потому, что они говорили то, что она хотела сказать, но не имела возможности высказать. Этот аргумент, хотя и признаёт факт копирования ею, когда и где ей было нужно, в соответствии со её желаниями, на самом деле противоречит большинству аргументов, которые приводились ранее. Однако он сталкивается с трудностями, когда речь заходит о книге «Жизненные происшествия».
Одна из незаписанных повестей в истории адвентистов – это влияние, которое Джеймс Уайт оказал на формирование идей и предложений, вышедших из-под пера Эллен Уайт. Хотя Джеймс не был известен как писатель или теолог, он написал четыре опубликованные книги. Две из них – «Жизненные происшествия, связанные с Великим движением пришествия, проиллюстрированные тремя ангелами из Откровения XIV», опубликованные в 1868 году, и «Очерки христианской жизни и общественных трудов Уильяма Миллера, собранные из его мемуаров покойным Сильвестром Блиссом и из других источников», опубликованные в 1875 году. Обе книги были почти полностью скопированы из других источников. Книга об Уильяме Миллере была взята у Сильвестра Блисса, который в 1853 году написал «Мемуары Уильяма Миллера». Теология «Жизненных происшествий» была в значительной степени скопирована с работ Урии Смита и Дж. Н. Эндрюса.365 Насколько известно, ни одна из этих книг больше не издавалась под именем Джеймса Уайта.
Но через несколько лет после его смерти в 1881 году они всё же были переизданы. Хотя уже под другим именем, именем Эллен Г. Уайт, его жены, его жены. И название было изменено на «Великую борьбу» (1884 г.). И эта работа была продана верующим и всему миру как труд Эллен и ангелов. Хотя поданный труд был привычным образом подделан и дополнен другим материалом, очевидно, что это был материал, который был опубликован ранее под именем Джеймса. Чего людям не сказали, так это того, что суть этого нового откровения была напечатана шестнадцать лет назад, и что тема и тезис были буквально и щедро перенесены в новую «Великую борьбу» Эллен.
В изданиях «Великого спора» 1888 и 1911 годов Джеймс Уайт вернулся к своему сборнику доктрин и событий и дополнил его своими открытиями и идеями. Но ни разу не было высказано предположение, что суть адвентистской доктрины – например, послание трёх ангелов всему миру, которое церковь применяла исключительно к адвентистам, закрытая дверь, из-за которой все остальные остались на холоде, 2300 дней, 70 недель, доктрина святилища, Соединённые Штаты в пророчествах, «печать зверя», образ этого зверя – всё это было изложено ранее в «Жизненных событиях» Джеймса Уайта.
Теперь ясна одна из причин, по которой большая часть информации в издании «Великой борьбы» 1884 года не могла быть включена в более ранние работы Эллен на ту же тему («Духовные дары», опубликованные в 1858–1864 годах). Джеймс ещё не успел скопировать её у Дж. Н. Эндрюса, поэтому в то время она была недоступна Эллен. Издания «Великой борьбы» 1888 и 1911 годов были основаны на сборнике доктрин и событий Джеймса Уайта и вобрали в себя ещё больше его открытий и идей. Но ни разу не было высказано предположение, что суть адвентистской доктрины – например, всемирная трёхангельская весть, которую адвентисты применяли исключительно к адвентистам, закрытая дверь, из-за которой все прочие остались стоять вне на морозе, 2300 дней, семьдесят седмин, доктрина святилища, Соединенные Штаты в пророчестве, «начертание зверя», образ этого зверя – всё это появилось ранее в «Жизненных происшествиях» Джеймса Уайта.
Настолько поразительным было копирование, сделанное под именем Эллен, и настолько деликатной была информация о том, что суть адвентистского богословия и эсхатологии вышла не из видений или откровений Эллен, а из-под пера Джеймса за шестнадцать лет до того, как Эллен их написала, что следовало бы потратить время на изучение доказательств в «Жизненных происшествиях».
Здесь следует напомнить, что четыре небольших тома «Духовных даров» Эллен (1858–1864) были расширены до четырёх томов «Духа пророчества» Эллен (1870–1884), а затем дополнены «Великой борьбой» Эллен (изд. 1888 г.) из пятитомной серии «Конфликт веков». Поскольку первые восемь томов теперь снова доступны в факсимильных изданиях, каждый может изучить все книги и проследить, как они менялись с годами. Тем временем в те же годы легенда росла и разрасталась, была «продана» и «куплена», и люди поверили, что Бог дал Эллен исключительные и непосредственные знания о Своих планах на будущее церкви и мира.
Сравнение показывает, что слова, предложения, цитаты, мысли, идеи, структуры, абзацы и даже целые страницы были взяты из книги Джеймса Уайта в книгу Эллен под новым названием – без всякого стыда, без упоминания её мужа, без благодарности Урии Смиту и Дж. Н. Эндрюсу за усердную работу и богословские идеи.
К несчастью для Джеймса, у него не было личного преимущества в виде ангелов, приходивших по расписанию сообщавших ему информацию из первых рук, как о том утверждала Эллен. Ему приходилось получать материалы из человеческих источников без посредников. Но он справился с этой задачей. Большая часть материала для «Жизненных происшествий» была взята в основном из книги Дж. Н. Эндрюса, которая, как ни странно, была опубликована в 1860 году под названием «Три послания из Откровения XIV, 6–12», и в частности «Послание третьего ангела» и «Двурогий зверь». Джеймс, в отличие от своей жены Эллен, даже не потрудился перефразировать – он просто целиком взял материал от Эндрюса в свою работу.
Из White Estate ничего не сообщалось о том, как Эндрюс или Урия Смит отнеслись к такому «захвату» во имя Бога. Возможно, тот факт, что они были зятьями, оба помогали в редакционной работе «Ревью», оба были личными друзьями семьи Уайт – и, таким образом, могли сидеть за одним столом и обсуждать свои взгляды, – мог смягчить боль от работы Эллен по копированию. Можно было бы предположить, что Эллен задала тон, а Джеймс, возможно, не задумывался о том, чтобы сделать то же самое. Конечно, на самом деле не было никаких оснований не задуматься об этом – особенно в свете заявления, опубликованного в 1864 году в «Ревью» озаглавленном «Плагиат»:
«Это слово используется для обозначения «литературного воровства», то есть присвоения произведений других авторов и выдачи их за свои собственные...
Мы совершенно не возражаем против публикации отрывков из «Ревью» или любой из наших книг в любом объёме, и всё, о чём мы просим, – это чтобы проявили к нам обычную справедливость и воздали должное.»366
Исследование показывает, что книга Дж. Н. Эндрюса 1860 года была точной копией его собственных статей 1851–1855 годов, опубликованных в «Ревью». Таким образом, после 1855 года Джеймс и Эллен могли читать и использовать содержание и форму работ Эндрюса для включения в свои собственные работы: «Духовные дары» (1858–1864), «Жизненные происшествия» (1868), «Дух пророчества» (1870–1884), «Очерки ... Уильяма Миллера» (1875); «Великая борьба» (1888).
Эта информация может волновать или не волновать тех, кто сейчас говорит, что группа пионеров адвентизма сидела за столом и вместе с Эллен разрабатывала свои идеи и теологию. Но она действительно волнует тех, кого учили, что такие идеи и теология возникли благодаря большему авторитету и таинственности, чем те, что присущи обычным человеческим начинаниям.
* * *
Примечания
John Dart, taped conversation with Irene Cole. Dart, who is religious editor of the Los Angeles Times, wrote the article “Plagiarism Found in Prophet Books,” 23 October 1980, p. 1.
Richard P. Hines, “Knowledge and Faith Can’t Be Mixed,” letters to the editor (Long Beach, C A: Press-Telegram), 11 November 1980.
SDA [Florida] minister to John LeBaron, December 1980.
Robert J. Ringer, Looking Out for #1 (New York: Fawcett Crest Book Co., 1977), pp. 111–12
Hines, in Long Вeach Press-Telegram, 25 November 1980. Dart, in Los Angeles Times, 23 October 1980.
Ellen G. White, Life Sketches (Mountain View: PPPA, 1915), pp. 18–19.
Arthur L. White, in Supplement to facsimile reprint of The Spirit of Prophecy, vol. 4, pp. 535–36.
Фонд Эллен Г. Уайт (White Estate) не признаёт, что на Эллен Уайт повлияло то, что она читала, или то, что её окружало.
[Healdsburg] Pastor’s Union, “Is Mrs. E. G. White a Plagiarist?” [Healdsburg, C A] Enterprise, 20 March 1889.
Donald R. McAdams and Douglas Hackleman in their articles in Spec trum 10, no. 4, pp. 27–41 and 9–15.
См. Приложение, сравнительные материалы для глав 5–9.
Chicago Tribune, 23 November 1980
Там же.
James White, Life Incidents in Connection with the Great Advent Movement (Battle Creek: Steam Press of the SDA Publishing Association, 1868). See early Reviews from 1851–1856 for Articles by J. N. Andrews and Uriah Smith.
[Uriah Smith, ed.], “Plagiarism,” Review 24 (6 September 1864).
