Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Беседы с глаголемыми старообрядцами священника о. Рябухина

Беседы с глаголемыми старообрядцами священника о. Рябухина

Источник

Священник Христо-Рождественской церкви г. Новозыбкова, в докладе своем на имя Его Преосвященства, следующим образом описывает свои беседы с глаголемыми старообрядцами в посадах Воронке и Лужках, Стародубского уезда.

«Беседы в посаде Воронке происходили 21 и 26 октября в новоустроенном единоверческом храме. На беседе 21 октября рассматривался вопрос о признаках истинной Христовой церкви, и доказывалось, что старообрядцы, по отделении своем от греко-российской церкви, не имели существенных признаков церкви Божией, как то: полноты седьми церковных таинств и Богоучрежденной иерархии; вследствие чего не могли и не могут составлять истинную св. соборную и апостольскую церковь. По вопросу o церкви старообрядцы отказались возражать, сознаваясь при этом откровенно, что они беседовать о церкви не в силах; были же возражатели о поклонах, о крестном знамении и поливательном крещении. Беседа продолжалась не менее 4-х часов. Слушателей было до 500 человек. В ведении сей беседы принимали участие: иеромонах миссионер о. Пимен, местный священник о. Юдин и послушник Покровского единоверческого монастыря (бывший секретарь раскольнического лже-епископа Аркадия) Василий Иванов.

На беседе 26 октября рассматривалось о том: имели ли право беглые попы священнодействовать без воли своих епископов? Объяснив, что в истинной Христовой церкви управители верующих и строители церковных таинств суть епископы, священники же точию по образу рук, ими же епископ содевает правление свое, я кратко раскрыл историю о беглых попах и вычитал те правила апостольские и соборные, которые строго осуждают иереев, священнодействующих без воли епископа. На приглашение старообрядцев вступить в собеседование по поставленному предмету, последние, не будучи в состоянии оправдать действия беглых попов, решили просить для защиты старообрядчества главного Воронковского начетчика (окружников) Е. Бушева и прямо с беседы снарядили двух старообрядцев за Бушевым, но Бушев отказался явиться на беседу. Просил также один старообрядец своего неокружнического батюшку, чтобы последний явился на беседу и вступил бы со мною в собеседование, но и лжепоп Михаил отказался от беседы. Отказ от собеседования начетчика Бушева и лжепопа Михаила слушатели старообрядцы приняли за сознание их бессилия оправдать действие беглых попов и доказать, составляют ли старообрядцы св. Христову церковь, что и высказывалось ими во всеуслышание на беседе. После чего в качестве возражателей выступили: старообрядческий молельный уставщик Махоткин, иконописец Гераст, начетчик Гордий Корабейников и другие, которые в собеседованиях отказались оправдывать беглых попов и пробовали говорить о мнимых погрешностях церкви греко-российской. Уставщик Махоткин обвинял церковь за небрежное выполнение некоторыми священнослужителями церковного устава при богослужениях и за допущение поливательного крещения. Гордей Корабейников осуждал священнослужителей за небрежное изображение на себе крестного знамения. Возражения эти были мною рассмотрены и доказано, что Вселенская церковь за погрешности частных лиц не теряет чистоты и святости своей и не перестает быть истинною Христовою церковию. Далее г. Корабейников и иконописец Гераст заговорили о клятвах собора 1667 года. Вопрос, на кого положены соборные клятвы и за что, рассматривался более часу. Старообрядцы остались довольны беседами и просили не оставлять и на будущее время. Слушателей на этой беседе, как и на первой, было очень много. После беседы мною розданы были слушателям полемические брошюры, врученные мне для сей цели, иеромонахом о. Пименом.

В посаде Лужках производилась мною беседа 28 октября, в помещении мещанского правления. Слушателей старообрядцев собралось до 300 человек. Возражатели были разных толков старообрядцы: окружники, беглопоповцы и беспоповцы числом до 10 человек. Беседа назначена была мною о вечности Христовой церкви. После вступительной речи, в которой я коснулся о печальном явлении в Русской церкви старообрядческого раскола и о цели наших бесед, и до пропетии «Царю Небесный», мною раскрыто было понятие о церкви и доказано, что Христовою церковию может именоваться только то общество людей верующих, которое верует всему Евангелию и учению Апостол, соблюдает постановления 7 вселенских и 9 поместных соборов и имеет непрерывную от Апостол священную иерархию и полноту церковных таинств. Затем, я просил старообрядцев ответить: совершалось ли у старообрядцев таинство хиротонии и были ли у них строители сего таинства – епископы? Отвечать стали беглопоповцы: «за неимением епископов у нас таинство хиротонии хотя и не совершалось, но недостаток этот пополнялся у нас приходящими от ереси иереями, которых мы принимали согласно 8 пр. 1 вселенского собора и 15 пр. Второ-первого собора». Мною приведены были свидетельства старопечатных книг о вечности Христовой церкви с седьмию церковными таинствами и иерархиею, а также рассмотрены ссылки старообрядцев на соборные правила и доказано, что Христова церковь никогда не лишится существенных свойств своих – таинств и священноначалия, и что св. отцы, установляя правила для принятия еретиков, не имели никакой нужды в еретиках, а напротив, еретики нуждались в общении с св. церковию и для их спасения церковь установила разные способы примирения,– старообрядцы же, не составляя собою церкви Христовой, не вправе руководствоваться соборными правилами. Беглопоповцы более не оправдывали своего положения. Выступили возражать окружники. Они хвалились, что у них имеется полная трехчинная иерархия и укоряли беглопоповцев за неимение епископов. Беглопоповцы в свою очередь заявили окружникам, что у них, хотя и имеются епископы, но не Христом установленные, а выдумкой Павла и Алимпия и утверждением католического правительства. Между окружниками и беглопоповцами поднялся сильный спор. Они всячески укоряли друг друга и обличали одни других в безблагодатности. В прение к поповцам ввязался беспоповский начетчик И.И. Потемкин, который, возражая поповцам, говорил, что теперь якобы самое последнее время наступило, в κοτοροе будто бы, по пророчеству Даниила, стала на месте святе мерзость запустения и прекратилось повсюду истинное священство, и что у поповцев священство – не что иное, как выдумка последнего духовного антихриста. Окружники и беглопоповцы бросили между собою спор и стали обличать беспоповца в его лжемудровании о повсеместном прекращении истинного Христо-преданного священства, в подтверждение чего поповцы приводили те свидетельства старопечатных книг, которые обыкновенно приводятся миссионерами в подтверждение вечного существования в Христовой церкви непрерывной Апостольской иерархии. Беспоповец на доказательства поповцев говорил так: «все прочитанное вами свидетельствует не о вашем священстве, а о непрерывно идущем от св. Апостол, которое если и существует теперь, то не иначе, как только в Великороссийской церкви, а если уже время уничтожило его и в господствующей церкви, то больше искать священства негде. Высказавши это, беспоповец пустился в рассуждение о последнем антихристе, толкуя пришествие и царствование его в духовном смысле. Поповцы опровергали мнение его о духовном антихристе. Прение между поповцами и беспоповцем продолжалось не менее двух часов. Вся же беседа продолжалась более пяти часов сряду. Беседа была очень интересная. Происходившие между старообрядцами споры и обличения одними других в незаконности, заметным образом, приводили слушателей к сомнению в правоте старообрядчества. После беседы один влиятельный старообрядец, обращаясь к своим собратам, говорил: «трудно в старообрядчестве отыскать истинную церковь и узнать, законно ли предки наши отделились от нее»; Другой старообрядец сообщил, что он хотел, было, перейти к беспоповцам, а теперь намерен повременить и порассмотреть – где истина. Старообрядцы, дружелюбно прощаясь со мною, просили меня еще устроить у них беседу. Я обещался».


Источник: Беседы с глаголемыми старообрядцами священника о. Рябухина // Прибавление к Черниговским епархиальным известиям. 1891. № 3. С. 117-122.

Комментарии для сайта Cackle