А.Ю. Григоренко

Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность

Источник

Содержание

К читателю! (Вместо предисловия)

Глава 1. Историография адвентизма §1. Официальное и православно-миссионерское направление §2. Либерально-демократическое направление §3. Марксистское направление Глава II. Социокультурные и историко-религиозные предпосылки новейшего адвентизма §1. Эсхатология, милленаризм и адвентизм: проблема дефиниций и классификаций §2. Иудео-христианская традиция милленаризма §3. Учение о втором пришествии во II – III веках нашей эры §4. Эсхатология в эпоху Средневековья §5. Реформация, анабаптизм и хилиазм §6. Пиетизм и эсхатология §7. Хилиазм на британских островах §8. Хилиазм в Северной Америке Глава 3. Возникновение и дальнейшее распространение современного адвентизма (ХIХ – ХХ вв.) §1. Миллер и миллериты (1830 – 1845) §2. У истоков Церкви АСД. Трудный путь становления (1846 – 1870) §3. «Похищение Европы» §4. Трудности роста (1870 – 1900) §5. В новый век с новым лидером (1900 – 1920) §6. Испытания на прочность (1930 – 1990) §7. Вероучение и организация адвентистов седьмого дня Глава IV. История российского адвентизма §1. Религиозно-культурные предпосылки возникновения российского адвентизма §2. Первые шаги российского адвентизма (60–80-е годы XIX века) §3. Адвентизм в России на рубеже веков (XIX – XX) §4. Адвентисты в годы советской власти Десять лет тому назад. Октябрьская революция и отделение церкви от государства Через десять лет. Российские адвентисты на рубеже тысячелетий (Вместо заключения)  

 
К читателю! (Вместо предисловия)

Предисловия, с точки зрения автора, пишутся в первую очередь для ленивых читателей, не желающих самостоятельно разбираться в содержании толстых монографий – студентов, аспирантов и т.д. Вот почему автор, предполагая в своем читателе не праздного любопытствующего, вместо краткого пересказа основного содержания книги собирается рассказать прежде всего о том, как шла над ней работа, как постепенно по мере углубления в историю адвентизма менялся первоначальный план.

Вначале автор предполагал написать традиционную религиоведческую работу по адвентизму, включающую такие разделы как «возникновение адвентизма», «специфика адвентистского вероучения и культа» и т.д. Но по мере накопления материала автору пришлось убедиться в том, что специфику вероучения адвентизма не раскрыть адекватно без обращения к истории христианской церкви, без анализа книг Ветхого и Нового завета, без произведений раннехристианских авторов и «отцов» Реформации, без исследования той социально-культурной обстановки, в которой зарождался в середине XIX в. адвентизм седьмого дня. Такое обращение было обусловлено необходимостью выявления историко-культурных и историко-религиозных элементов, которые в процессе исторического развития в результате сложных метаморфоз образовали сущность и форму того религиозного течения, которое в конце XIX в. получило название «адвентизм». Естественно, что эти «первокирпичики», из которых в итоге сложился современный адвентизм, не вошли в его состав и структуру в готовом, неизменном виде, а подверглись сложной, весьма ощутимой и заметной перековке в горниле духовной истории человечества. Одни из этих «первокирпичиков», достигнув зрелости, вышли на первый план в новом религиозном движении, другие, утратив свою актуальность, ушли на задние ряды, третьи же и вовсе отмерли в ходе эволюции человеческого духа. В итоге же, как результат этих исторических метаморфоз, родился современный адвентизм. Вот почему в настоящей работе уделено столь большое внимание истории христианской эсхатологии, хилиазма, мессианизма и т.д.

Касаясь истории российского адвентизма, причин его появления на территории царской империи в конце XIX в., факторов, способствовавших успешной адаптации западного пришельца к новым социально-культурным условиям, автор предварительно высказывает несколько соображений, которые и обусловили дальнейший ход исследования. Во-первых, несмотря на то, что именно православие было «демиургом» отечественной культуры и государственности, в России испокон веков существовала достаточно устойчивая антиклерикальная, антицерковная традиция, в лоне которой возникли сперва ереси XIV-XV вв., затем старообрядчество, сектантство вроде молоканства и духоборства. Именно в этом русле и развивался западный по своему происхождению продукт религиозной эволюции – адвентизм, видоизменяясь под влиянием новых социокультурных условий. Росту популярности адвентистского вероучения и у российских молокан, духоборов, баптистов, лютеран, православных, переходивших в новую веру, способствовали эсхатолого-хилиастические и мессианские настроения, чаяния и надежды многих поколений русских людей. Понимание этого факта во многом облегчило изучение дальнейшей истории адвентизма в России в конце XIX – XX вв.

Все вышесказанное побудило автора не только изменить план книги и расширить ее содержание, увеличить ее объем, но и переработать даже ее название. Если ранее планировалось традиционное для такого рода работ по истории религии название «Адвентизм: история и современность», то в конечном итоге оно как-то незаметно для самого автора предстало совсем в ином виде: «Эсхатология, милленаризм и адвентизм». Удалось ли автору реализовать свой замысел, – об этом уже судить читателю.


Источник: А.Ю. Григоренко / Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки (научное издание). – СПб.: Европейский Дом, 2004. – 392 с. ISBN 5-8015-0174-6

Комментарии для сайта Cackle