Жизнь мормонов в Ута или таинства и преступления мормонизма
Содержание
Глава I Глава II. С начала основания Нову до 1843 года Глава III. Затруднения мормонов и смерть пророка Глава IV. Два года распри. – Выселение из Иллинойса Глава V. От выселения из Нову до мормонской войны в Ута Глава VI. Кровавый период Глава VII. Язычники в Ута Глава VIII. Первые взгляды на Ута Глава IX. Две недели в городе Соленого Озера Глава X. Поездка в медвежьей реке и возвращение Глава XI. Конференция и ее последствия Глава XII. Анализ общества мормонов Глава XIII. Анализ мормонского Богословия Глава XIV. Теоретическое многоженство. История его Глава XV. Практическое многоженство Глава XVI. Феократия мормонов Первый президент Первое президентство Собор апостолов Президент Семидесяти Патриарх Епископы Верховный Совет Участковые учители Пастырство Евангелисты Глава XVII. Секты, отступившие от мормонов Глава XVIII. Географический очерк Глава XIX. Производительные силы Ута Глава XX. Мормонские мистерии. Происхождение их Глава XXI. Настоящее положение и виды в будущем Глава XXII. Миссионерская деятельность христиан в Ута
Предисловие
Америка – рай раскола. Там беспрепятственно процветают всякого рода дикие, странные и даже гнусные религии, и вообще, без всяких столкновений. Дикие фантазии пламенного воображения жителей востока; неопределенные призраки готического мистицизма; грубый материализм безверия французов и идеальные грезы греков и азиатов; все заблуждения и устарелые теории старого света, расколов первоначальной церкви, периода монашества и рационализма, – находят здесь полную свободу, плодородную почву, более сродственный климат и как бы вторую родину, в которой из старых и полупогибших остатков мнимого богословия быстро произрастают новые и более плодовитые верования.
Но изобретательный дух американцев не довольствуется одними старыми заблуждениями, и янки прежде всего практичен; отсюда мы видим, что из всякого нового или чисто-американского фаза религиозного заблуждения всегда вытекает нечто вроде политической теории, коммунизма собственности, социальной свободы или нравственной испорченности, общего восстания против принятых теорий в законе, медицине, браке, правлении или социальных отношениях. В какую бы сторону не шла крайность – она все равно крайность; будь это противобрачные шэкеры, безбрачные гармонисты, имеющие общих жен онейды или многобрачные мормоны. Все это, может быть, только необходимое зло или неизбежная принадлежность большого блага. Человеческая совесть, заручившись полной свободой,– будь развращена она или болезненна – настолько же обладает волею, как чистая и здоровая, и там, где каждый человек волен выбирать по своему усмотрению, скорее всего, можно предполагать, что многие будут выбирать плохо. Подобно всем хорошим принципам, эта свобода совести, странным образом, подвержена злоупотреблению, но тщательное исследование, я думаю, покажет, что настоящее положение, со всем произрастающим из него злом, гораздо лучше нежели какая бы то ни было попытка стеснения. Предположим, что одна из более выдающихся сект становится господствующею церковью – если только может быть речь об установлении господствующей церкви в Америке, – секта методистов, например; тогда эта церковь сразу потеряет многих из своих последователей: большая часть народа стала бы избегать ее в такой мере, какая допускается законом, не из какой-нибудь особенный вражды к этой одной церкви, но просто от того, что она установлена.
В самом деле, мы можем поздравить себя, что при такой полной свободе выбора, только немногие приняли верования, опасные для государства и общества; так как только эти последние составляют единственные вопросы, которые мы вправе задавать. Но известные формы веры не ограничиваются спекулятивными заблуждениями; развращенность нравственных и эстетических принципов слишком радикальна для того, чтобы удовольствоваться сердцем, и отвратительная нравственная гангрена, исходящая из души, проникает во внешнюю жизнь в виде всякого рода испорченности и беспорядочности. Когда вера совершенно усвоена, она должна выказываться в поступках, и ими-то государство имеет право управлять. Полнейшая свобода должна быть предоставлена всем верованиям, и только те грубые формы заблуждений заслуживают внимания, которые, в ущерб благу государства, стараются сделать какое-нибудь особенное нравственное условие общим законом для целого народа, еще же более те, которые имеют целью совершенно развратить идею христиан о браке. Опыт всех цивилизованных наций и суждения лучших законоведов, основанные на этом опыте в продолжение трех тысяч лет, доказали, что брачными отношениями должен строго распоряжаться закон, что государство имеет абсолютное право предписывать сопровождающие их гражданские условия и вытекающие из них гражданские права; и что человеческие страсти, возбуждаемые или простым желанием, или религиозным фанатизмом, должны быть безусловно контролируемы законом. Нужды нет, если какой-нибудь индивидуум считает своим естественным правом действовать противно установленному закону, или, если многие индивидуумы, в общности, считают это религиозным правом: они одинаково подчинены этому закону и подвергаются надлежащим последствиям ослушания. Поэтому весьма приятен факт, что только немного людей приняли веру, которая стремится к развращению брачных отношений. Из сорока миллионов жителей Америки менее чем полмиллиона находятся в числе таких сект. В этой легкой свободе совести в Америке всегда полнейший успех.
Громадное большинство нашего народа основало свое религиозное исповедание на теориях, не враждебных общественному благу; и различные секты, которые увеличиваются с каждым годом, обыкновенно, оказываются эфемерными и метеороподобными, и впадают, подобно улетучивающимся испарениям, в тину и ил неведения, из которого произошли. Но случается, что мы видим одно из этих паразитных прозябаний на почве религиозной свободы, которое по особенным и специальным причинам существует только потому, что представляется на наш взгляд естественным, и немногие переселенцы из Европы, где уже давно погибло первоначальное учреждение, влачат хилую жизнь в двух или трех поколениях в Америке. К этим принадлежат шэкеры из Англии и гармонисты из Германии. Но при столкновении с жизненным Христианством они должны рано или поздно уступить; их дикий энтузиазм достаточен для того, чтобы создавать и производить, но не имеет той действительной силы, которая направляет и сохраняет. На таких, сравнительно невинных и безвредных, публика обращает мало внимания. Но есть и такие немногие, которые стараются сохранить некоторую замкнутость даже в среде других сект, или, в крайних случаях, идти особо и отдельно, и долгое время сохраняют независимое существование. Из числа таких сект, ни одна не отличилась так, как секта, называемая мормонами. Имея проницательных и, в то же время, бессовестных руководителей, они долго старались избегать всякого прикосновения, которое могло бы повредить их организации. Мы видели, как они, с начала своего происхождения, мало-помалу приобрели влияние, достаточное для того, чтобы вызвать местное восстание в Миссури; когда они переселились в Иллинойс, притязания их приняли еще большие размеры; когда они переселились опять, они на короткое время быстро процветали и, хотя теперь, по-видимому, пришло время их упадка, они все-таки настолько сильны, чтобы создать трудную и тонкую политическую загадку, и подобно ядовитому упасу осенить целую территорию своим пагубным влиянием. Рассеянный между нацией мормонизм был бы слабейшей из всех сект; скученный в одной территории и господствуя там с почти абсолютною властью, он представляет чрезвычайно интересную загадку. Сравнительно, число их незначительно; по местности же они очень важны. Для разъяснения выраженных здесь принципов, и с полной верой в их точность, составлено предлагаемое здесь сочинение, которое имеет целью доставить американской публике некоторые, более определенные сведения об этом вопросе, и, если возможно, точнее объяснить обязанность правительства и народа, выставить более выдающиеся пункты в прогрессе религиозного обмана и обратить внимание на территорию, богатую естественной производительностью.
Книга содержит большую часть материальных фактов, интересных в отношении Ута и мормонов; описание климата и произведений почвы первого, и историю, богословие и особенный социальный круг занятий последних. История этой секты взята из многих источников: из их собственных сочинений, из личных рассказов многих лиц, проведших несколько лет между ними, из отчета, напечатанного штатом Миссури, из официальных документов штатов или главного правительства, из предварительных компиляций и других достоверных источников.
Что касается до обвинений против мормонов, не вполне доказанных, то свидетельства за и против них также здесь представлены. Те же правила, которые применялись в судах, были соблюдаемы и при составлении их истории. Случаи личного наблюдения автора будут видны из дальнейшего хода рассказа. Автору хорошо известны многие недостатки сочинения, но он не старается обезоружить критику защитительным словом в виде предисловия; сочинение его представляет компиляцию источников, над которым читатель имеет то же самое право произнести приговор, как делал сам автор со всеми предшествовавшими этому сочинениями. Но какое бы ни последовало суждение о том, как представлены здесь факты, я надеюсь, что многие из них будут найдены занимательными, и, если сочинение возбудит живой интерес между американским народом, тогда будет исполнено самое горячее желание автора.
Дж. Г. Б.
Коринн, территория Ута, 5 апреля, 1870 г.