Д.Г. Бидль

Источник

Глава XIX. Производительные силы Ута

Пространство пахотной земли. – Его свойство и местоположение. – Усиленное выпадение дождя. – Причины. – Вероятное увеличение. – Способ орошения. – Водяной социализм. – Нет более совместничества. – Алкали. – Некоторые преимущества. – Доставление различных жатв. – „Свекловичный сахар. – Сироп сахарного сорго. – Мормонские улучшения (?). – Значительно преувеличено. – Действительное богатство Ута. – Руды и паствы. – Тростник. – Горные паствы. – Овцы и козлы. – Пушные, плавающие и толстокожие. – Сбор и охота. – Плотоядные, жвачку отрыгающие животные. – Буйволы не водятся в бассейне. – Предание шошонов. – Дичь, живность. – Гады. – „Песочные жабы“. – Змеи. – Рыбы. – Устрицы в Соленом Озере. – Насекомые. – „Мормонские клопы“. – Выгоды от сухого воздуха. – Насекомоядные. – Сверчки. – Кузнечики или стрекозы? – Индейцы Ута. – Быстрое вымирание – „Копальщики“· – Шошоны. – Их происхождение. Теория мормонов. – Научная теория. – Китайские летописи. – Татары в Америке. – Мормонские поселенцы. – Двадцать три года „накопления“. – Много дела, мало успеха. – Безусловная слабость системы. – Большое вероотступничество. – Настоящее число их. – Увеличение. – Вычисление поселений и народонаселения. – Национальность – Общая военная сила. – Будущность территории.

Из всей поверхности Большого Бассейна, вероятно, одна половина образует совершенную пустыню; одна треть годна для паствы, остальная же шестая часть только для земледелия.

Большая часть совершенной пустыни находится в Неваде и, по меньшей мере, три четверти плодородной земли в Ута. Во всем Бассейне насчитывают около тридцати пяти обширных долин, с значительным, или, по меньшей мере, средним плодородием, из которых лучшие суть долины Иордана, или Соленого Озера, Медвежьей Реки, Севиер, Кэч, Товелль, Рюби, Малад Кэрсон и Гумбольдат. Из этих долин все, находящиеся в Ута, вполне заселены мормонами, исключая долину Медвежьей Реки, в которой они имеют немногие поселения, и долин, простирающихся вдоль гор к востоку. Весь бассейн, таким образом, содержит столько же удобной земли, сколько и Штат Индиана, и втрое или вчетверо более земли, с незначительным плодородием или лишенной его вполне.

Даже самые плодородные долины содержат отчасти пустынные полосы земли, обыкновенно небольшого объема, подобные полосы меньше встречаются в долинах Медвежьей Реки и Кэч. Но замечательны черты долины Севиер: плодородные полосы ее очевидно богаче, нежели в более северных долинах, но пустыни гораздо более бесплодны и грустны; таким образом, путешественник, местами проходя бесплодное пространство в пять или десять миль в ширину, причем серый, сухой песок не сменяется даже белым шалфеем, при внезапном повороте в горный свод или в низменную местность находит тысячи акров земли невообразимой красоты и плодородия.

В верхнем конце долина эта представляет редкую картину романтической красоты. Лес и вода находятся в изобилии, дичь в излишке и почва очень богата вдоль подножия гор. Земледельческая система Ута представляет много новых черт восточному земледельцу и трудности с первого взгляда кажутся ему непреодолимыми.

Замечательнейшая черта этих внутренних равнин состоит в недостатке леса; так как за исключением немногих скудных ив вдоль двух или трех рек, вся долина Соленого Озера кажется такою пустынною, как будто деревья были вырваны с корнем сильным вулканическим извержением.

Ближайший лес, годный для топлива, находится на расстоянии пятнадцати миль от города Соленого Озера и вверх по ущелью городской бухты, которая принадлежит Брайаму Юнгу, в силу акта территориальной законодательной власти, и он требует, чтобы каждый третий воз доставлялся в его амбары. Таким образом, большая часть дров, употребляемых в городе, привозится с ущелий, находящихся на расстоянии двадцати или двадцати пяти миль, и иногда доходит от двенадцати до тринадцати долларов за сажень.

Зло это увеличивалось тем, что с каждым годом высоты эти делались все больше бесплодными, и многие предполагают, что это не допускает прежнего сильного накопления снега, который, в свою очередь, более вдувается в долину каждую зиму; это со временем может уменьшить источники рек, которые, главным образом, снабжаются водой посредством таяния снега на горах.

Рассадка дерев, за исключением плодовых садов или бульваров, осталась в полном пренебрежении. Хотя земледельцы Иовы и Небраска намеревались вырастить свой собственный лес, я нигде во всей долине, насколько помню, не видал ни одной искусственной рощи.

Правда, деревья потребовали бы иногда и орошения, но при облегчении, доставляемом многочисленными небольшими ручьями, перекрещивающими «скамью», один человек легко мог бы смотреть за многими тысячами акров, и, хотя результаты его трудов были бы сначала умеренны, они со временем могут сделаться обширными. Такой проект со временем может оказаться удобоисполнимым.

Вторым неудобством представляется недостаток воды или, скорее, дождя.

Во время первого поселения в Ута случались периоды, когда дождь не выпадал в продолжение пяти или шести месяцев, но в последние годы в этом отношении произошла большая перемена, и в прошлом году дожди были так часты вдоль рек, что многие полосы земли не требовали более другого орошения. Это, вероятно, выходит из той же причины, как и всякое подобное явление в других местах; но перемена, вероятно, была более, чем простое орошение, так как при распространении воды по поверхности земли, в канавы и по полям, представлялось большое пространство для солнечных испарений правой руки «тучегонителя Зевса».

Это послужило причиной более сильного и частого выпадения дождя, что, в свою очередь, должно увеличить производительную силу природы, пока, наконец, орошение сделается ненужным для небольших зерен и хлебных растений.

При настоящей системе каждое поселение, в отношении водоснабжения, кажется чем-то вроде «социальной общины». Достаточное число семейств должны поселиться вместе в какой-либо удобной долине, построить плотину вверх по ущелью, из резервуара которого главный канал протекает по поселению, боковые же каналы и рвы разносят воду между фермами и оттуда на поля, или крошечными ручейками между рядами обработанной земли.

Различные жатвы, в продолжение сухого времени года, должны быть снабжаемы водой от одного до трех раз в неделю, смотря по свойству почвы. Величайший труд состоит в учреждении поселения и открытии этих источников для общественного снабжения, но после того все поселение является каждую весну по призыву заведующего орошениями чиновника, и через несколько дней все приведено в порядок.

Отсюда поселение должно двинуться как единица в этом случае, и каждый требует снабжения водой, смотря по числу денег или труду, потраченному на первое сооружение.

Несколько лет тому назад вышеупомянутый чиновник определил для снабжения водою различные округа и разные часы, и владельцы в каждом округе далее разделяли между собою время, когда каждый мог брать воду; в продолжение сухого времени года на это дело были посвящены и день, и ночь. В некоторых поселениях и в городе налагался штраф в шестьдесят долларов за «кражу воды», т. е. за присвоение ее себе на полях не в назначенное время.

Но с увеличением дождя и сильной росы, которые орошают ныне «Сад Бога и новейший Сион», подобная водяная скупость сделалась более ненужной, и редко найдется теперь местность, где нельзя бы было «брать воду» в какое угодно время.

Алкали – другой враг земледельца Ута. В умеренном количестве он приносит даже некоторую пользу, но в некоторых местах земля изобилует им до того, что кажется покрытой толстым слоем снега; в таком случае он пагубен для большей части жатв, и многие утверждают, что он не поддается даже самому продолжительному обрабатыванию. Некоторые жатвы процветают, где он находится в изобилии, другие же погибают при малейшем его количестве. Обыкновенные злаки совершенно теряют свою кислоту, и камыш сорга вполне «покрыт алкали».

Но принцип вознаграждения природы применяется даже тут, и земледелец Ута имеет некоторые замечательные преимущества. Тут не существует ни засухи, ни наводнения – обе значительные статьи для земледельца Иллинойса; последнее неизвестно, первое не важно при употреблении системы орошения. В лето 1866 года в окрестности местопребывания автора в Штатах произошел такой неистовый ураган в сопровождении дождя, что хлеба, пшеницы и плодов погибло на сумму пятидесяти тысяч долларов в одном городском округе. Этой суммы достаточно было бы для орошения полосы земли в Ута такой же величины, как этот городской округ, в продолжении нескольких лет.

Пшеница в продолжении многих лет требовала орошения всего один или два раза, а в 1867 году она доставила, согласно мормонским статистическим сведениям, по семнадцати четвериков с акра. Мука продавалась по восемнадцати долларов за бочку и в прошлом году цены иногда повышались, таким образом, орошение оплачивалось хорошо.

Ячмень и картофель произрастали очень трудно и потому продавались по баснословным ценам. Но в прошлом году произошло сильное понижение цен. Почва производит все мелкие зерна, в особенности пшеницу, овес и ячмень в большем изобилии; пробовали сеять рис и маис, но климат оказался неблагоприятным; почти все плоды и растения умеренных поясов, свекла и морковь – по выражению язычников «Мормонская слава» – производятся в изобилии и достигают громадной величины. Персики превосходного вкуса и в большом количестве произрастают чуть ли не в каждой долине. Долина Соленого Озера и другие смежные низменные полосы оказываются наиболее благоприятными. Но я не вполне ценю яблоки Соленого Озера; они кажутся безвкусными, в некоторых местах рост их остановлен, в других переспели и решительно «солоны». Более низменная часть долины Медвежьей Реки и покатости, ведущие от нее, обладают всеми естественными признаками одной из прекраснейших плодовых стран в мире, причем легкие изменения зимы и весны оказываются особенно благоприятными.

Свекла и лук достигают необыкновенной величины, что и внушило в 1853 году мысль производить свекловичный сахар. «Воодушевленное духовенство», под руководством «брата Брайама», ревностно принялось за это дело; сто тысяч долларов было потрачено на постройки и устройство, но Бог вероятно «говорил пророку ненадежным тоном», так как опыт вполне не удался, по причине алкали, утверждают мормоны, вследствие недостатка хорошего руководства, возражают злые язычники, прибавлявшие иногда, что святые произвели из свеклы огненный материал виски «Долины Тан» из этого бесполезного материала. Но почва изобилует другими сахаристыми растениями; тут приносит громадную выгоду сорго и один земледелец близ города Кэя объявил, что в прошлом году он произвел из одной трети акра сто пять галлонов и двести галлонов с акра со всего своего поля. При низкой цене одного доллара за галлон, вполне оплатится орошение. Но возделыватели тростника должны избегать местностей алкали. Об улучшениях ферм немного остается сказать. Везде господствует мнение, что мормоны замечательно трудолюбивы. Я беспристрастно старался найти доказательства этого, но, при всем уважении ко взгляду других, я все-таки должен сознаться, что не успел убедиться в справедливости. Они построили дома, риги и заборы, но такие только, которые требовались для того, чтобы в них можно было жить. Я не помню, существует ли между городом Соленого Озера и Медвежьей Рекой хоть одна ферма, которая предъявляла бы хоть малейшие черты какой-либо возвышенной идеи архитектуры.

В продолжении моего путешествия я никогда не замечал особенного развития вкуса, в некоторых городах никакое украшение не показывало стремления к высокому и прекрасному, никакое улучшение не указывало на расширяющуюся власть и энергию мысли. Мормонские новообращенные исходили из наиболее трудолюбивых поколений Европы; даже мормонизм не был в состоянии испортить их, и они поступали так, как, может быть, поступил бы всякий народ при подобных обстоятельствах.

В сравнении с теми же поколениями в более западных Штатах, шведы, норвежцы, датчане и англичане в Иове или Миннесоте, в продолжение пятилетнего поселения своего, имели столько же успеха, как мормоны в продолжении десяти или двадцати лет. Но в пользу последних мы должны изложить факт, что они были далеки от цивилизации, что большая часть их земли лишена и следа плодородия, что им приходится бороться с саранчой, сверчками, дикими зверями и индейцами; следует затем прибавить духовный деспотизм, под которым они работали, их бедность и полнейшее неведение подобного рода земледелия; но не следует оставить без внимания и выгоды, доставляемые им путешествием сухим путем и соседством рудокопных областей, что давало им возможность брать баснословные цены за их хлеб, общие выгоды от новой страны, изобиловавшей всякими зверями, редкая благорастворенность их климата, безграничный ряд запаса и пользы от единства в составе их работ.

Но удивительно то, что они вообще поселились тут; со времени поселения они в деле улучшения произвели менее, нежели их земляки в других частях произвели в половину этого времени.

Действительное благосостояние территории состоит в пастбищах и рудах. Пространство практически неопределенно и горная пучковая трава считается наилучшей в мире для скота. Этот драгоценный и, скорее, неправильный продукт природы кажется природным внутренним равнинам Скалистых Гор. Сначала ее нашли, я думаю, на западных покатостях Черных Холмов; оттуда она распространяется на восточную покатость Сьерры Невады. На западе этой границы она заменяется другими сеянными травами покатости Тихого Океана и «диким овсом» Калифорнии, который, по некоторым предположениям, был привезен сюда испанцами. Миллионы акров сделались драгоценными, благодаря присутствию на них пучковой травы, без нее же местность эта не могла бы питать скота. Как говорит само название, она растет группами, и глазу восточного жителя покажется, как будто она выбирает самые бесплодные местности и цветет даже на покатостях песчаных и каменистых холмов. Подобно зимнему пшену, она остается зеленой и сочной под снегом; она обыкновенно начинает расти в феврале или марте и продолжает до мая или июня, когда она начинает засыхать и очевидно клонится к погибели, но в образе легкой соломинки, она все еще содержит изобильное питание. Местами, в продолжение осени и после испускания корня, она пускает зеленые почки, очевидно со старого увядшего стебля, с наступлением лета лучшая трава находится в возвышенных гористых местностях, и таким образом она доставляет пищу круглый год.

Она доставляет небольшие конические корни, которые жадно съедаются скотом, и обладают замечательными жирными свойствами, дающими превосходный вкус мясу рогатого скота. Часто было предметом замечания, как мало пищи было потребно для откармливания скота на лугах и внутренних возвышенностях запада; но замечательная чистота, сухость и редкость воздуха, способствовавшие к пищеварению, без сомнения тому причиной.

То же самое замечалось и на возвышенных местностях Центральной Азии. По этим же причинам скот выдерживает большую степень холода без прикрытия, и равнины в состоянии производить достаточную пищу для зимы. Лучшие, сочнейшие и нежнейшие ломтики туземной растительности появляются каждый день на столах трактирщиков Ута, и едва ли иссякнет источник. При большем усовершенствовании, и с увеличением дождя, Ута со временем приобретет громадные земледельческие богатства, и растительное царство будет наибольшей выгодой страны.

Легкость паств практически неограничена, долины доставляют изобильные пастбища зимой, и с наступлением весны, когда снеговые линии выступают на вершины холмов, скот находит свежий корм.

В долинах рек Зеленой, Большой и Колорадо простираются многие тысячи квадратных миль земли, наилучшей в мире для добывания шерсти; все горные покатости на западе от Медвежьей Реки производят в изобилии роскошную траву, и высшие части долины Севиер содержат миллионы акров земли, годной для паствы и служащей естественной родиной мериносской овцы и кашмирского козла; климат и возвышенность местности в совершенстве приноровлены к добыванию наилучших сортов шерсти; легкость производства ее также значительно облегчается вдоль низшего течения горных потоков, и настанет то время, когда Ута будет производить наилучшие шали и другие изделия, которые могут соперничать с превосходными производствами возвышенностей Персии и Индостана.

С экономической точки зрения, в Большом Бассейне скорее ощущается недостаток в фауне. Тут встречаются американские куницы, горностаи, американские барсуки, волченята, выхухоли, бобры и выдры; последние две породы редки в некоторых частях, но все-таки находятся еще в таком изобилии близ верхней части Медвежьей Реки, что доставляют весьма значительный сбор. Главные плотоядные их: кугуар, тигровая кошка, большой и малый волки и множество видоизменений лисиц. Остатками мы находим дикую козу, оленя, лося и овцу Скалистой Горы. Буйвол редко находится на западе от равнин Ларами, совсем его нет в Большом Бассейне, хотя индейцы уверяют, по своему преданию, что эта порода зверей была когда-то очень многочисленна в Сьерре-Неваде, и старые охотники, и путешественники говорят, что находили следы, указывавшие на существование в этих местностях этой породы животных. Шошоны приводят следующие слова, касающиеся удаления этой породы: когда буйволы в большом количестве паслись в этих долинах, число сверчков не было так велико, как теперь, и будучи слабейшими из животных, они разжалобили Великого Духа. Буйволы, толпясь к рекам пить, жестоко наступали на сверчков, не внимая их крикам, после чего последние были принуждены пожаловаться Великому духу, который мгновенным решением обратил буйволов в маленьких сверчков, не оставив в них ничего, кроме селезенки буйволов. Действительно, странно, что все сверчки этого бассейна содержат селезенку, совершенно подобную той, которая встречается в этой породе быков?

Дичи тут встречается громадное количество во многих видах: перепела или куропатки, два вида тетеревов, наиболее известный называется дикой курицей, утка находится в большом изобилии на низменной части Медвежьей Реки и Иордана, но в особенности водится в громадном количестве на реке Севиер; между тем, как каравайка, ржанки и дикие гуси водятся в гораздо большем числе, нежели то указывает вид страны. Бесполезные животные и гады тут водятся так же в громадном количестве. То чисто западно-американское явление, наполовину жаба, наполовину ящерица, обыкновенно называемая «рогатой жабой», или песочной жабой, в науке известная под названием Рhrynosoma, находится на всех высоких, сухих равнинах. Благодаря его чешуйчатому туловищу и неспособности прыгать, его не прямо относят к «лягушкообразным гадам». Оно находится на высочайших и наиболее сухих возвышенностях, живот его затверделый, спина густо усеяна роговыми точками в четверть дюйма в длину, ноги его такие же, как и у жабы, но бегает так же быстро, как и ящерица.

Из змей тут водятся гремучие змеи, водяные змеи, болотистые ужи и некоторые другие виды, но, впрочем, чрезвычайно редко. Рыбы суть: окуни, щуки, миноги, головли, горные форели и некоторые роды лососей, экземпляры которых иногда доходили до тридцати фунтов. Моллюсков, приморских башенок или улиток вообще мало. Много велось переговоров на счет проекта развести устриц в различных устьях рек Соленого Озера, но план этот, кажется, оставили в стороне. Он вероятно и не имел бы успеха, вследствие чрезвычайной плотности озерной воды, которая часто при сильных ветрах уносится вверх по рекам на некоторое расстояние.

Ввиду желания сделать эту страну удобным местожительством, энтомология играет немаловажную роль. Что касается до жизни насекомых, Ута подвержен величайшим крайностям. При вступлении в территорию с востока, зрителю по первому впечатлению покажется, что животные и насекомые тут чрезвычайно редки. По дороге от Медвежьей Реки до города Соленого Озера, в особенности в начале времени года, тут встречается немного мух, метельщиков и немного больших птиц; докучливые насекомые редки, даже в долинах, и совершенно неизвестны в возвышенных пустынях; но в других местностях в этих животных встречается излишек и после долгого пребывания непременно ощутится их докучливость.

В городе Соленого Озера мухи превосходят и числом, и свойствами мух в каком-либо другом городе Америки, но, к счастью, жизнь их очень коротка. В продолжение весны и начала лета они встречаются очень редко; в августе они начинают умножаться, «прибывая с эмиграцией», согласно местному выражению, под которой подразумевались мормонские эмигранты, которые прежде в последней половине июля довершали путешествие через равнины.

С половины августа до холодного времени мухи ужасны и, наверное, гораздо хуже, чем где бы то ни было; эти большие, плоскоголовые, легкокрылые и неуклюжие насекомые падают на человека и ползают по нему самым докучливым образом, не уступают, подобно «языческим мухам», легкому взмаху хлыста, но требуют буквально удара, для того, чтобы избавиться от них. Но хуже всех частей территории, которые я посещал, город Соленого Озера, а горные долины, кажется, совершенно освобождены от этой язвы.

Блохи, по западному выражению, еще «кое как сносны», но клопы положительно несносны; как числом, так и жадностью, клопы Ута превосходят своих родичей во всем мире; в особенности их много в окрестных городах и между беднейшими классами чужеземных мормонов. В некоторых поселениях опустошение, производимое ими, почти невероятно, и мормонские клопы, кажется, чуть ли не хуже еще их товарищей – людей. Как и последние, они считают язычника весьма справедливой добычей. Не раз автор удалялся отдохнуть (умышленно) в одной из скрытых долин, и с твердым решением выдержать эго кровопускание, но не выдерживал этой пытки и часу.

Но я представил дела в наихудшем свете их; в других же отношениях житель, скорее, свободен от всяких беспокойств. Комары водятся только в очень немногих местах, так как три четверти страны, по причине недостаточной сырости, совершенно избавлены от них. То же самое можно сказать и об осах; в некоторых местах вдоль Медвежьей Реки и других рек, где течение медленно, они докучливы, хотя, впрочем, такие места довольно редки. В окрестностях озера комары докучливы, и капитан Стэнсбюри, встретив на западном берегу густые рои маленьких черных мух, выразился о них следующим образом:

«Невероятно большое число совершенно закрыло белый песок близ берега, совершенно изменив его цвет – что оказалось тогда, когда, вспугнутый нашими шагами рой поднялся. Они, кажется, тоже унеслись по случаю ветра; как я убедился впоследствии, они были также многочисленны на воде, как и на земле, и двигались на ней с удивительной легкостью и быстротой. В мелких местах, оставленных удалившимися водами, я заметил также большое число муравьев (первых, которых я увидал тут), потопленных, очевидно, при наводнении. Оба эти вида насекомых служат пищей для чаек и барашков, почти единственных животных, находимых вдоль этого берега. Поперек небольшой бухты протекает небольшая полоса вечно пенящейся воды, образуемая встречей поперечных стремлений, погоняемых ветром. Подойдя ближе к этому месту, я увидел, что вода наполнена бесчисленным множеством маленьких черных мух, посреди которых плыли целые стаи чаек и, подобно цыплятам, клюющим зерна, клевали этих небольших насекомых с тою же быстротою в движениях».

Кроме вышеупомянутых исключений, весь Ута замечательно свободен от всевозможных насекомых; тут водится мало из тысячи видов древесных сверлильщиков, aphides, terebrae, curculio, долгоносиков, пшеничных мух, и бесчисленного множества насекомых, опустошающих траву и кору деревьев, в более низменных местах; они или совсем не встречаются, или, если встречаются, то так редко, что положительно безвредны. Вследствие этого тут водится мало насекомоядных птиц и мало особенно опасных гадов. Из насекомых, вредящих растительности, только сверчок был когда-то очень докучлив, но по меньшей мере уже десять лет как не показывается более, и только кузнечик иногда случайно навещает эту страну, как и все территории. Несколько раз в Ута поднимался вопрос, не есть ли это насекомое, известное под именем кузнечика, то же самое, что и саранча – может быть, та акрида, о которой упоминается в Священном Писании. Но по исследовании оказалось, что оно однородно с насекомым, известным в науке под именем Oedepoda Migrataria, которое, вероятно, принадлежит к роду кузнечиков, хотя известно на востоке более под именем «перелетной стрекозы».

Кузнечик Ута не так длинен и тонок, не так легок, как кузнечик Небраски или Канзаса, но так же вреден в отношении растительности; хотя в последние годы опустошения его ограничивались известными небольшими местностями. Хотя в прошедшем году число их в городе Соленого Озера было достаточно, они нанесли очень мало повреждений, «отравив только кожу яблок», и то в незначительном объеме.

Переход с кузнечиков на индейцев покажется восточным людям, может быть, слишком внезапным; но первобытные жители Ута заслуживают некоторого внимания. Все старые повествования представляют индейцев Большого Бассейна как нижайшее и лишенное достоинства племя рода человеческого, и действительно удивительно, что в хрониках, написанных около тридцати лет тому назад, мы читаем о племенах, или, скорее, о шайках, или частях племен, ныне совершенно угасших.

«Club-men», племя диких и страшных людоедов, когда-то столь многочисленное во всех центральных и западных долинах, ныне совершенно угасло; и бесчисленное множество племен, упомянутых Μ. Виолетом, живших тридцать пять лет тому назад между шошонами, более нигде не встречаются.

Судя по этим и другим фактам, оказывается весьма вероятным, что все индейцы, известные под именем «копальщиков», были просто изгнанниками из других племен, или остатки более благородных поколений, завоеванных на войне и помещенных в Бассейн, как в место убежища.

Вследствие того, что организация их племени была разбита, что прежние занятия их были им запрещены, и они были принуждены поддерживать свое существование скудной пищей, они быстро переродились как нравственно, так и физически, и, в то же время, значительно уменьшилось их число.

Они питались главным образом корнями dug прямо из почвы, корнями различных туземных растений, которые превращали в род муки между двух плоских камней; ящерицами, сверчками, а в некоторые времена года и рыбой. Таким образом, будучи лишены пищи, которая служит возбудительным средством к развитию мозга и мускулов, каждое последующее поколение падало все ниже на ступени развития человечества; производительные силы угасали при такой бедности и скудной пище; рождалось немного детей, но еще меньшее число достигало возмужалости, и закон природы запрещал возрастание рода человеческого там, где жизнь не обещала ничего, кроме нищеты и бедствия. Численное уменьшение подобных поколений было постоянно и быстро, и число их поддерживалось только последовательными наплывами с высших поколений севера и востока. Немного выше их на ступени развития человечества находятся уте, или уты, населяющие почти всю южную часть Большого Бассейна и распространяющиеся до Колорадо, границы поселения арапагосов, с которыми они находятся в постоянной вражде Слово уте, или ута, означает в их языке «человек», «житель», или «поселенец», и при присоединении к ним трех слогов, мы получим три большие подразделения этого племени: Пи-Уты, Гоша-Уты и Па-Уты, которые в вольном переводе означают «горные жители», «люди долин», и «водяные жители», так как первые слоги, собственно, значат «гора», «долина» и «вода». Из всех этих племен храбрее суть горные уты, между которыми мы можем включить и уинтов; но индейцы низменных местностей скорее трусливы и только опасны воровством и предательством. Но далеко превосходят все остальные поколения шошоны, имеющие поселения вдоль всей северной границы Ута, распространяющиеся оттуда к Баннакам по направлению к северо-западу, и в Идаго, и Неваду по направлению к западу.

Они имеют полнейшую организацию, что-то вроде правления и совет, имеют собственных лошадей и скот, и выказывают некоторое дарование при постройке жилищ и в разведении ивовых кустов. В них развито также чувство гордости, и назвать шошона «копальщиком», будет для него большим оскорблением, нежели оклеймить светлого мулата названием «негра».

Происхождение индейцев часто подвергалось исследованию американских антиквариев. Около сорока лет тому назад была разглашена идея, господствовавшая некоторое время в весьма значительном объеме, будто они были потомками «потерянных поколений» древних израильтян, и что правдивая летопись «Библии мормона», произвела происхождение их от одного еврейского семейства, оставившего Иерусалим за шестьсот лет до Р. X. Но, если мы станем основывать наши аргументы на каком-либо признанном человеческом источнике, на языке, чертах, нравах, обычаях или преданиях, не найдется на земле и двух поколений, происхождение которых имело бы так мало доказательств.

Черты могут значительно изменяться вследствие климата, обычая и нравы слагаются, смотря по обстоятельствам, а двух тысяч лет совершенно достаточно для того, чтобы испортить коренные принципы религии народа; но язык, не в отношении отдельных слов, но в отношении грамматического порядка слов и словопроизведения, всегда считался вернейшим признаком этнологического сродства; каждый факт в языке евреев и различных индейских поколений ниспровергает теорию общего происхождения. Мы приводим только то: языки разделяются на первообразные, производные или составленные; последние, при соединении их, показывают произведение из старых языков и первый сохраняет только их простое составление, состоящее из известного числа коренных слогов.

Первообразный язык никогда не производится с составленного, последний же производится с первого.

Индейские языки все первообразные, не показывают произведения из какого-либо другого старейшего языка; если же встречаются слова, сходные со словами других языков, то это только случайно и встречается далеко не в таком числе, как в греческом языке и языке людоедов Южного моря. Еврейский язык, напротив, производный, отрасль старейших семитических наречий, и по отделанному, сложному расположению языка псалмов видно, что потребно было по меньшей мере две тысячи лет для подобного успеха и полной обработки языка. Такой язык может быть испорчен невежественным народом, но не в состоянии воротиться к своему первообразу; пройдя тысячу изменений и подвергаясь в продолжении столетий испорченности и чужеземной смеси, хотя постоянно унижается, язык сделается более сложным и удалится от своего коренного образования. Во всех других ветвях вопроса между евреями и индейцами найдено уподобление не более как в двух или трех точках их религии, обе стороны веруют в одного Бога, одного благодатного Духа и в жертвоприношения; последнее верование они разделяют почти со всеми племенами рода человеческого, а первое со многими из них. Μ. Виолет, француз, приехавший в Калифорнию сорок лет тому назад и проведший несколько лет между шошонами, исследовал усердно их язык и предания, после чего пришел к тому убеждению, что они были потомками маптчеусских татар. Его рассуждения весьма хороши, и последовательные открытия утверждают вероятную истину его теории. Впоследствии открытые китайские летописи, дающие отчет об экспедициях, предпринятых татарином Кублай-Ханом в 1280 году, посетившем Калифорнию, Мексику, Центральную Америку и Перу, показывают, что уже тогда признавался вполне справедливым факт, что страна первоначально была населена людьми, происходившими от другой ветви их племени.

Но необходимо ли предполагать, что все индейцы происходят от одной ветви с татарами. Так как проход Северного Тихого Океана был известен всем, то, без сомнения, наш западный берег потерпел бесчисленное множество различных вторжений, начиная, может быть, чуть ли не с четвертого поколения после Ноя, которое, как известно, населяло Китай и которому, по некоторым предположениям, известно было хорошо судоходство.

Не тут, собственно, место рассуждать о первом открытии и исследовании Большого Бассейна; но после индейцев со временем явились мормоны. Это были первые белые жители и их история составляет историю области. С 24 июля 1847 года это было их местом сборища, областью «Бога и брата Брайама», освященная страна соли, алкали и религиозного наложничества, страна, в которой их нравы должны были исцелиться и духовные интересы сохраниться.

Если мы примем во внимание, сколько миллионов людей найдется в мире, естественную религию которых составляет мормонизм; как занято новейшее общество учениями удобной церкви, обещающей человеку само небо и требующей меньших жертв человеческой гордости и страсти; если мы прибавим к тому еще их громадную и обширную миссионерскую систему, усердные путешествия их по морям и различным странам для обращения новых людей в свою веру, наконец, если прибавить еще тот могущественный факт, что мормонизм обращается к бедным старого света не только со всей притягательной силой новой религии, но и предлагает им помощь при переселении в Америку, страну, изобилующую, как описывается им, млеком и медом, то мы весьма естественно можем ожидать, что подкрепления их возрастают десятками тысяч ежегодно!

Что Ута не переполнялся и не наводнялся несколько раз пеной Европы, можно отнести, собственно, к условной слабости самой их системы.

Слабость ее выказывается в двух родах: в неспособности упрочить за собой класс, который бы мог присоединить действительное достоинство и силу к новому общественному благосостоянию, и постоянные потери, вследствие не прерывавшегося возрастания вероотступничества. Американское предприятие поселило в Иове в продолжение десяти лет полмиллиона жителей; обширность мормонской системы эмиграции, возбуждение религиозного фанатизма, величайшее усердие тысячи миссионеров, проповедовавших временное благоденствие и вечное блаженство невежественному народу, подкрепляя слова свои уверениями в быстром переходе в другую страну, имевшую то преимущество перед другими, что имеет организацию и духовную, и мирскую, способствовали тому, что им удалось в продолжение двадцати трех лет собрать в Ута население, состоявшее из ста тысяч человек. Мормонская система в увеличении их числа хорошо известна. После смерти Иосифа Смита они насчитывали по всему свету 200,000 приверженцев; собственные статистические сведения их показывали полмиллиона (Времена и времена года, Millenial Star и пр.). По теперешним статистическим сведениям, оказывается, что у них нет и половины вышеприведенного числа.

Их миссионеры в восточных Штатах насчитывают свою силу в Ута круглым числом в 200,000 человек. Брайам Юнг, на вопрос известного политика в прошлом году, объявил, что их всего 120,000 человек.

Судья суда Соединенных Штатов, путешествовавший по территории, насчитывает все население Ута в 85,000 человек, но вероятно, сумма эта слишком низка. Туристы, обыкновенно, говорят, что население города Соленого Озера круглым числом состоит из 25,000 человек. В городе этом находится не менее 1,800 домов всевозможных величин; считая на каждое жилище по десяти человек, мы получим 18,000 человек, весьма полную оценку. Языческие общества считают по пяти человек в каждом жилище, но мы должны удвоить то число в Ута для детей и лишнего числа жен. Население территории может быть оценено почти с уверенностью по переписи прошлых лет и хорошо известным фактам. По переписи Соединенных Штатов, произведенной в 1860 году, оказывается, что тогда в Ута было 20,255 мужчин и 20,018 женщин; всего 40,273 человека.

Население возрастало в продолжении десяти лет по всем Соединенным Штатам менее, чем на 10 процентов, если мы допустим чрезмерную пропорцию в 150 процентов в Ута, то в этом году население состояло бы из 100,000 человек. Как всякий заметил, мужчины незначительно превосходят числом женщин, и это противоречит, несколько, многоженству, как не естественному закону. По последним известиям, полученным нами от мистера Кампбелля, мормонского суперинтендента общественных школ за 1863 год, оказывается следующее:

Число мальчиков от пяти до восемнадцати лет: 3,950. Число девочек от четырех до шестнадцати лет: 3662. Всего 7612. Судя по какому-либо известному закону народонаселения, мы не можем предполагать, что дети от четырех до восемнадцати лет составляли менее, чем одну шестую всего населения. Это дало бы нам, приблизительно, 46,000 человек за 1863 год, – весьма умеренное возрастание после 1860 года. Едва ли разумно предположить, что мормоны увеличивались более, чем на 100 процентов в продолжении семи лет. И тут мы видим, что мальчики незначительно превосходят числом девочек; это обстоятельство сделает для них женитьбу невозможной, если многоженство продолжится и до этого поколения. По личному наблюдению, и по лучшим и достовернейшим источникам, я перечислю население мормонов в Ута, начиная с севера, следующим порядком:

В долинах Кэч и Медвежьего Озера ................. 13,000

Оттуда до города Брйама....................................... 2,000

В городе Брайама …. 2,000

TOC \o «1–5» \h \z На западе от Медвежьей реки.............................. 1,000

Оттуда до Огдена.................................................... 1,000

В Огдене и окрестностях........................................ 4,000

В Кэсвилле и окрестностях.................................... 1,500

В Фармингтоне и окрестностях............................. 2,500

В Центрвилле.......................................................... 1,500

В Боунтифуле (поселение заседаний)................... 2,000

В долине «Ткачей» до Эхо..................................... 2,500

В Коловилле, Уоншиппе и верхней долине

Ткачей. ……………………………………………. 4,000

Всего на севере от города Соленого Озера………737,000

В городе Соленого Озера и ближайших

окрестностях ……………………………………… 20,000

Оттуда до озера Ута ............................................... 7,000

В Прово.................................................................... 4,000

Остаток округа озера Ута....................................... 8,000

В долинах Севиер и Сан-Пете............................... 3,000

В Прово до Джорджа ............................................. 6,000

В Джордже и окрестностях.................................... 3,000

В южных поселениях…………………………...... 7,000

В долинах Туилль и Рюби ………………………. 4,000

На западе от последнего (?)................................... 1,000

Всего……………………………………………… 100,000

Это население распространяется вдоль неправильной линии или, скорее, дуги, простирающейся на пятьсот миль от севера к югу; хорда в пятьдесят миль в ширину включила бы все эти поселения, исключая немногих на западе, востоке и северо-востоке от города Соленого Озера, я не делал выводов касательно южных поселений, которые, как известно, находятся ныне в Неваде и Аризоне, или немногих, находящихся в южном крае Идаго.

Что касается взрослого населения, то его можно подразделить следующим образом: из Великобритании – одна половина; из Швеции, Норвегии и Дании – одна треть; по двенадцати или двадцати из Ирландии, Италии, Франции и Пруссии; немного азиатов, пять евреев, десятка два или три канакасов, остальная же седьмая, или восьмая часть, американцы. Дети, разумеется, почти все тамошние уроженцы. Между тем, как чужеземцы составляют семь или восемь против одного в собрании церкви, американцы составляют около шести против одного в президентствах, надлежащем числе апостолов, руководствующих епископов и старшин, тем показывая свое господствующее племя. Мы принуждены тут заметить, что нашим землякам приходится плохо, если они плохи сами.

Весь мормонский народ, вероятно, заключает в себе около десяти тысяч человек, способных носить оружие, а только жители северных поселений, вообще, американцы, имеют некоторое понятие об употреблении огнестрельного оружия; об искусстве в этом деле скандинавов можно судить по тому факту, что тысяча их, или более, были изгнаны из долины Севиер тремястами горных ут, причем в борьбе двадцать два человека разбили полтораста человек милиции. Но англичане и американцы – святые на севере, выказали замечательную храбрость под предводительством Лота Смита и других предводителей в 1857 году, когда Буханан сокрушил мормонов.

Неизвестно, все ли они еще так уверены в своей способности «побить Соединенные Штаты». После тщательного обозрения средств страны, лейтенант Дж. У. Гуннисон, помощник капитана Стэнсбюри, приводит, что вся территория способна поддержать население в миллион человек, только благодаря своим паствам и земледелию.

Тогда удобная земля была в половину меньше, чем в настоящее время, и я уверен в том, что плодородная земля, еще не занятая до сих пор, непременно употребится соразмерно теперешнему требованию. Таким образом, в настоящих пределах Ута может быть развит Штат с населением в полмиллиона жителей, которые занимались бы земледелием, паствами и туземными производствами, четверть же миллиона – рудами. Но задолго до того времени, когда это случится, территория должна претерпеть политическую и социальную перемену, и мормонизм должен уступить место христианству, прогрессу и предприимчивости.


Источник: Жизнь мормонов в Ута, или Таинства и преступления мормонизма: Излож. тайн. обрядов и церемоний святых послед. дней: С подроб. и достовер. описанием многоженства и секты мормонов, с начала их происхождения до настоящего времени / Соч. Дж. Г. Бидля. - Санкт-Петербург: тип. М. Хана, 1872. - 416 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle