Албания

Материал из Азбука паломники
Перейти к: навигация, поиск
Арденицкий монастырь в Албании

Алба́ния (алб. Shqipëria), полная официальная форма — Респу́блика Алба́ния (алб. Republika e Shqipërisë [ɾɛpuˈblika ɛ ʃcipəˈɾiːs]) — государство в юго-восточной европе, западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей.

Крупнейшие города  

  • Тирана
  • Шкодер
  • Влёра
  • Дуррес
  • Эльбасан

Православие в Албании 

Православие в Албании — одна из трёх крупнейших конфессий современной республики Албания. Православие исповедует более 20 % населения Албании. Раннее христианство пришло на территорию современной Албании в римскую эпоху. Византийский обряд в целом был первой и преобладающей формой христианства среди албанских племён в V-ХV веках, когда они испытали на себе как сильное влияние Византийской империи, так и соседних славянских племён, расселившихся на её территории и усвоивших православие. После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов крестоносцев, Албанское побережье попадает в зону влияния католической Венеции. С православием начинает конкурировать и католичество, особенно в северных и прибрежных регионах страны, ориентированных на торговлю с Италией и Далмацией ещё с античных времён.

История

Христианство появилось в этих краях еще в апостольские времена. Территория современной Албании разделялась тогда на две римские провинции: Иллирик и Македонию. Апостол Павел в 55-57 годах писал: "Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика" (Рим. 15, 19). Древнее предание считает апостолом этого региона святого Кесаря (одного из 70 апостолов), который был первым епископом Диррахия (ныне г. Дуррес). Многие из первохристиан этой земли приняли мученическую смерть ради Христа. В 98 году стал мучеником Диррахийский епископ Астий. Во II веке пострадали епископ Елевферий Иллирийский и его мать Анфия, в III веке - мученики Донат, Ферин, Данакс и др. Христианские захоронения за стенами Бутрота датируются II веком, сохранились храмы-базилики V-VI веков.

Албанские епископы участвовали в III, IV, V и VII Вселенских соборах.

В начале XI века недалеко от современного Эльбасана подвизался и пострадал святой князь Иоанн-Владимир (22 мая 1015 г.), мощи которого сохранились в одноименном монастыре. Родом из Диррахия был византийский композитор святой Иоанн Кукузель (XIII в.), а в XIV веке на Афоне просияли подвигами святые Нифонт из Люковы и Нил Эрихиот.

В XI веке большая часть епархий современной Албании переподчиняется Охридской архиепископии, остальные остаются в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

После захвата Константинополя латинянами в 1204 году в северных районах Албании усиливается католическое влияние. В 1273 году вместо погибшего православного митрополита на Диррахийскую кафедру был поставлен католический епископ. В 1392 году князья из рода Топия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 года.

После завоевания остальной части Албании турками в 1479 году начался период османского владычества, ознаменовавшийся массовым отпадением албанцев в ислам. Исламизации населения способствовало и отсутствие христианской литературы на родном языке. С другой стороны, в приморских областях активно действовали римо-католические миссии. Для укрепления Православия во многих районах с XVII века возводились новые монастыри, которые становились центрами противостояния иноверию, писались вероучительные сочинения, строились храмы: например, Дриинупольскому епископу Досифею (1760-1799) в эпоху "туркократии" удалось воздвигнуть около 70 храмов.

Во многих местах Албании после возникновения храмов и школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был горный город Мосхополь, жители которого сохраняли верность Православию. Здесь действовала знаменитая "Новая академия", при которой были библиотека и типография. В других районах, например, в Тоскидоне, некоторые православные предпочитали становиться "тайными христианами". Здесь были и новомученики: преподобный Никодим (1722) и Христос Садовник (1748).

Знаменитый миссионер и просветитель святой Косма Этолийский с 1775 года трудился в Албании, где и принял мученическую смерть в 1779 году в Берате. Чуть позже другой святой - Никита Албанский проповедовал Христа и пострадал в 1809 году.

После создания в 1912 году независимого албанского государства в церковной жизни страны большую роль сыграли представители диаспоры Америки и Европы. Епископ Дурреса Фан (Феофан) Ноли, который прежде был клириком Северно-Американской епархии Русской Православной Церкви, перевел многие церковные тексты на албанский язык, выступил за автокефалию Албанской Церкви, возглавил антифеодальную революцию в июне 1924 года, свергнув Ахмета Зогу, и стал премьер-министром демократического правительства.

Провозглашение автономии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10-12 сентября 1922 года. Первого предстоятеля Церкви архиепископа Виссариона рукоположили два русских архиерея, проживавших после эмиграции в Сербии. В 1929 году Синод провозгласил автокефалию. В 1937 году автокефалия Албанской Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом.

В декабре 1924 года правительство епископа Фана Ноли было свергнуто, и в стране снова установился диктаторский режим полковника Ахмета Зогу. Печальный факт: православный епископ был свергнут при военной поддержке русских белогвардейцев, откликнувшихся на призыв мусульманина Зогу и поверивших его клевете на владыку Феофана (что будто бы он был коммунистом). А финансировали переворот из Рима.

При итальянской оккупации Албании в 1939 году католические миссионеры пытались навязать православным унию и подчинить их папе Римскому.

С установлением же коммунистического режима начались репрессии против верующих. 4 апреля 1967 года было запрещено любое отправление культа, а Албания объявлена атеистическим государством. Были разрушены сотни храмов и монастырей, клириков сажали в тюрьму или отправляли в ссылку, многие приняли мученическую смерть, в том числе архиепископ Виссарион и викарный епископ Аполлонийский Ириней.

По закону за совершение литургии священника расстреливали. Мирян сажали в тюрьмы за то, что те осмеливались крестить детей. Люди подвергались репрессиям даже за хранение дома икон. Из-за десятилетий жестокого истребления Православная Церковь в Албании была совершенно опустошена.

Современное состояние

В 1992 году в стране были провозглашены свобода и демократия. В 1997 году прошло короткое народное восстание, которое привело к смене лидера страны.

В 1991 года Константинопольский патриарх назначил митрополита Анастасия (Янулатоса) Патриаршим экзархом в Албании. 24 июня 1992 года Священным Синодом Албанской Православной Церкви он был избран архиепископом Тираны и всей Албании.

За 15 лет владыке Анастасию, хотя и с большим трудом и опасностью, удалось возродить Албанскую Церковь и вернуть многих албанцев к Православию.

Богослужение в Албании сейчас совершается на албанском, греческом и румынском (влахском) языках.

Святые Албании

  • ап. Кесарь, первый епископ Диррахия
  • свмч. Астий, епископ Диррахия (II в.)
  • мчч. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман (II в.)
  • свмч. Елевферий Иллирийский и его мать, мц. Анфия (II в.)
  • мч. Данакт Иллирийский (II в.)
  • мч. Ферин (III в.)
  • свт. Донат Еврийский (IV в.)
  • мч. Иоанн-Владимир (XI в.)
  • прп. Иоанн Кукузель (XIII в.)
  • прп. Нифонт (XIV в.)
  • прп. Нил Эрихиот (XIV в.)
  • свмч. Никодим (XVIII в.)
  • мч. Христос Садовник (XVIII в.)
  • свмч. Косьма Этолийский (XVIII в.)
  • свмч. Никита Албанский (XIX в.)
  • мч. Иоанн Албанский (XIX в.)

Святыни Албании

  • Частица мощей св. блгв. Иоанна-Владимира Сербского (Х в.) (Тирана, Собор Благовещения)

Храмы

Видео

Ссылки

Подкатегории

В этой категории отображается 3 подкатегории из имеющихся 3.