Грузия

Материал из Азбука паломники
Перейти к: навигация, поиск
Собор Святой Троицы в Тбилиси

Гру́зия (груз. საქართველო [sɑkʰɑrtʰvɛlɔ], Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере.

Крупнейшие города

  • Тбилиси
  • Кутаиси
  • Батуми
  • Рустави
  • Зугдиди
  • Гори
  • Поти
  • Сухуми
  • Цхинвали

Грузинская православная церковь

Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь, груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

История

Ранний период

Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол.

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли.

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании.

Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.

Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817;

К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.

После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

Восстановление автокефалии. Новейший период

12 марта (25 марта) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.

В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.

Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Предстоятель с 23 декабря 1977 года — Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.

Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».

Отношения с Московским Патриархатом

Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами».

9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от греческих старостильников. [— Это тоже непризнанная иерархия] Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода. Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».

12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай», позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Грузии находятся в храмах и монастырях Грузинской Православной Церкви.

ТБИЛИСИ: Сионский кафедральный собор. Мощи:

  • свт. Иоанн Манглисский (XVIII в.),
  • свт. мч. католикос Кирион III (ХХ в.),
  • св. исп. католикос Амвросий Хелая (ХХ в.),
  • ап. Фома (глава),
  • крест св. Нины.

Кафедральный собор Святой Троицы:

  • Камень Благодати (в алтаре).

Метехская Успенская церковь. Мощи:

  • мц. Шушаника (V в.).

Церковь Анчисхати. Мощи:

  • свт. мч. Евдемон (XVII в.).

Храм Св. Нины:

  • свт. исп. Стефан Бодбийский (ХХ в.) (могила около храма).

Церковь Александра Невского. Мощи и икона:

  • свт. Зиновий Тетри-Цкаройский (ХХ в.),
  • «Смоленская» икона Божией Матери,
  • схиархим. Виталий (Сидоренко) (чтимая могила около храма).

Пантеон на горе Мтацминда. Мощи:

  • могила прав. Илии Чавчавадзе,
  • могила мч. Димитрия Кипиани (XIX в.),
  • прав. Евфимия Такаишвили (ХХ в.).

Государственный музей искусства Грузии:

  • оригинал «Хахульской» иконы Божией Матери,
  • икона «Анчийский Спас»,
  • «Кацхская» икона Спасителя.

МЦХЕТА: Кафедральный собор 12-и апостолов. Мощи и другие святыни:

  • Благодатный Столп («Свети Цховели») – ствол кедра, под которым сокрыты Хитон Господень (?) и милоть Пророка Илии;
  • мч. Евстафий Мцхетский (VI в.),
  • царь Димитрий Самопожертвователь (XIII в.) (мощи под алтарем),
  • свт. католикос Антоний II Багратиони (ХVIII в.),
  • «Цилканская» икона Божией Матери.

Самтаврский монастырь. Мощи:

  • свт. мч. Авив Некресский (VI в.) (мощи под алтарем),
  • свв. царь Мириан и царица Нана (IV в.).

Шио-Мгвимский монастырь (9 км. к западу от Мцхеты). Мощи:

  • прп. Шио Мгвимский (VI в.),
  • свт. мч. Неофит Урбнисский (VI в.) (мощи под алтарем),
  • свт. Александр Окропиридзе (XIX в.).

Марткопский монастырь (5 км. от Марткопи, Мцхетский район). Мощи:

  • прп. Антоний Марткопский (VI в.).

Монастырь Зедазени (8 км. от Мцхеты). Мощи:

  • прп. Иоанн Зедазнийский (VI в.),
  • прп. Евфимий Кереселидзе (ХХ в.).

С. ЗЕМО-НИКОЗИ, Горийского района. Кафедральный Вознесенский собор. Мощи:

  • мч. Ражден (V в.).

Мужской монастырь Бетания (17 км. к западу от Тбилиси). Мощи и икона:

  • прп. Иоанн Маисурадзе (ХХ в.),
  • прп. Георгий Мхеидзе (ХХ в.),
  • оригинал «Бетанской» иконы Божией Матери.

Бодбийский женский монастырь (2 км. от Сигнахи). Мощи и икона:

  • равноап. Нина, «просветительница Грузии»,
  • «Иверская» икона Божией Матери.

С. ТИБИАНИ, Сигнахского района. Мужской монастырь Хирса. Мощи:

  • прп. Стефан Хирский (VI в.).

ГУРДЖААНИ. Храм Архангелов:

  • свщисп. Полиевкт Карбелашвили (ХХ в.) (могила около храма).

С. АЛАВЕРДИ, Ахметского района. Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца в монастыре Алаверди. Мощи:

  • прп. Иосиф Алавердский (VI в.),
  • св. царицы мцц. Кетеваны (XVII в.) (глава) и Макрина.

СТЕФАНЦМИНДА. Мощи:

  • прпмч. Иосиф Мохеве (XVIII в.).

С. ГЕРГЕТИ, близ Стефанцминды. Троицкий храм:

  • оригинал «Гергетской» иконы Божией Матери.

Давидо-Гареджийский мужской монастырь (Сагареджойский район). Мощи:

  • прпп. Давид, Лукиан и Додо Гареджийские (VI в.).

АХАЛЦИХЕ. Мужской монастырь Сапара. Мощи:

  • мчч. Гареджийские (XVII в.).

С. АЦКУРИ, Ахалцихского района. Кафедральный собор. Мощи:

  • свт. Ефрем Великий (IX в.).

БАТУМИ. Гонийская крепость:

  • могила ап. Матфия (?).

ОЗУРГЕТИ. Кладбище:

  • могила прав. Филимона Певца (XIX в.).

Гелатский монастырь (11 км. от Кутаиси). Мощи и икона:

  • св. цари Давид Строитель и Дамиан,
  • свт. Евфимий Гелатский,
  • свт. Гавриил Кикодзе,
  • прп. Иоанн Шавтели,
  • оригинал «Ацкурской» иконы Божией Матери.

С. МОЦАМЕТА (6 км. от Кутаиси). Монастырь святых Давида и Константина. Мощи:

  • мчч. Давид и Константин Аргветские (VIII в.).

ЦАГЕРИ. Монастырь Св. Максима Исповедника. Мощи:

  • прп. Максим Исповедник (VII в.) (глава).

СЕНАКИ. Монастырь Менджи. Мощи:

  • прп. Алексий (Шушаний) (XIX в.).

ЗУГДИДИ. Музей во дворце Дадиани:

  • Хитон Божией Матери.

Храмы

Монастыри

Видео

ПРАВОСЛАВИЕ В ГРУЗИИ. Фильм митрополита Илариона (Алфеева) HD
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ПРАВОСЛАВНАЯ ГРУЗИЯ
Планета Православия фильм (Сирия, Ливан, Грузия)
Кутаиси (Храм Баграта, Монастырь Моцамета , Гелатский монастырь) HD

Святые ГПЦ

А

  • Або Тбилисский
  • Алексий (Шушания)
  • Амвросий (Католикос-Патриарх всея Грузии)
  • Анфим Иверский
  • Ашот I Куропалат

В

  • Вахтанг I Горгасали

Г

  • Гавриил (Ургебадзе)
  • Георгий Афонский

Д

  • Давид IV Строитель

Е

  • Евфимий Афонский

И

  • Иларион Грузинский
  • Иоанн Иверский

К

  • Кетеван Мученица
  • Кирион II
  • Константин Грузинский
  • Коридзе, Филимон Исаевич

Л

  • Луарсаб I
  • Луарсаб II

М

  • Мириан III

Н

  • Святая Нина

П

  • Пётр Ивер

Т

  • Такаишвили, Эквтиме Семёнович
  • Тамара (царица)

Ч

  • Чавчавадзе, Илья Григорьевич

Ш

  • Святая Шушаник

Ссылки

Подкатегории

В этой категории отображается 5 подкатегорий из имеющихся 5.