Румыния

Материал из Азбука паломники
Перейти к: навигация, поиск

Румы́ния (рум. România) — государство в Юго-Восточной Европе. Население, по итогам переписи 2011 года, составляет более 19 миллионов человек, территория — 238 391 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает пятьдесят девятое место в мире по численности населения и семьдесят восьмое по территории. Столица — Бухарест. Государственный язык — румынский.

Крупнейшие города

  • Бухарест
  • Яссы
  • Тимишоара
  • Констанца
  • Галац
  • Клуж-Напока

Православие в Румынии

Румы́нская правосла́вная це́рковь (рум. Biserica Ortodoxă Română) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 7-е место (или 8-е по версии Московского Патриахата) в диптихе автокефальных поместных Церквей. Имеет юрисдикцию преимущественно на территории Румынии и Молдавии.

Как и прочие официально зарегистрированные религиозные организации в Румынии, имеет де-факто государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

История

Церковная организация на территории Румынии известна с IV века. Существовавшая здесь римская провинция Дакия входила в область Иллирика, почему и дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Римского епископа. После разрушения Сирмии гуннами (V век) церковная область Дакии перешла в юрисдикцию архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. По учреждении в VI веке императором Юстинианом I в родном своем городе — первой Юстиниане (Justiniana prima) — центра церковной администрации Дакия была подчинена последнему.

Митрополия Валахии входила в состав Охридской архиепископии, а затем Тырновского Патриархата (1234—1393), вследствие чего восприняла кириллический алфавит и церковнославянский в качестве литургического языка. Около 1324 года Валахия стала самостоятельным государством; в 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского Патриарха возведения церковной организации в Валахии в достоинство митрополии. Митрополия находилась в канонической зависимости от Константинопольского Патриархата, которая до начала XVIII века носила в основном формальный характер.

В отличие от других земель, подвластных Османской империи, в Валахии и Молдове при покровительстве местных господарей сохранялась полная свобода богослужения, разрешалось строить новые храмы и основывать монастыри, созывать церковные Соборы. Церковная собственность оставалась неприкосновенной, благодаря чему Восточные Патриархаты, а также Афонские монастыри приобретали здесь имения и открывали подворья, служившие важным источников их дохода.

В 1711 году Молдавия, а в 1716 году Валахия перешли под управление князей, назначаемых султаном из нескольких семей греков-фанариотов. Церковная жизнь подверглась значительной эллинизации: церковнославянский язык был заменен в городах на греческий, а в деревнях его вытеснил румынский язык. В 1776 году Валашскому митрополиту был пожалован титул «Наместника Кесарии Каппадокийской» — самой старшей по чести кафедры Константинопольского патриархата, которую в IV веке возглавлял святитель Василий Великий.

По итогам русско-турецких войн в половине XVIII века Россия получила право покровительства православным на данных территориях. В 1789 году, во время русско-турецкой войны 1787—1792, российским Святейшим Синодом была учреждена «Молдо-Влахийская экзархия», местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Амвросий (Серебреников) († 13 октября 1792 г.). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Бэнулеску-Бодони); но в 1793 году, после заточения в Константинополе и осуждения со стороны Синода Константинопольской Церкви, он был назначен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула «экзарха».

Известным деятелем начала XIX века был митрополит Молдавский (1803 — 1842 годы с перерывами) Вениамин (Костаки), выступавший против власти фанариотов и приветствовавший переход Молдавии под власть России.

В период оккупации русскими войсками (1808—1812) Молдавии и Валахии была осуществлена церковная аннексия территории княжеств: в марте 1808 года российским Святейшим Синодом было определено находившемуся на покое бывшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «именоваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». По заключении Бухарестского мирного договора Бессарабия отошла России, где в 1813 году была учреждена Кишинёвская и Хотинская епархия, которую возглавил митрополит Гавриил.

После Морейского восстания греков (1821) султан в 1822 году удовлетворил просьбу молдавских и валашских бояр о восстановлении права избрания румынских господарей. С того момента политическая зависимость Румынии от Оттоманской империи стала стремительно ослабевать; всё большее значение приобретало культурное и политическое влияние Франции и Австрии (Трансильвании). Наряду с антигреческими настроениями, в тот период имело распространение враждебное отношение национальной элиты к империалистической политике России: когда в 1853 году русские войска перешли Прут и приблизились к Дунаю, румынские княжества просили султана занять их территорию и сформировать ополчение для противодействия России.

В 1859 году произошло объединение княжеств Валахии и Молдовы (историческая область в составе Молдавского княжества) в единое княжество. Избранный под влиянием Франции князем Александр Куза осуществил реформы, которые многими церковными историками оцениваются как направленные против Православной Церкви. Был создан новый орган церковного управления — «Генеральный Национальный Синод», включавший всех румынских епископов и по три депутата от духовенства и мирян каждой епархии. Синод имел право собираться лишь однажды в два года и находился под полным контролем светской власти. Архиерейские назначения осуществлялись по указанию князя. Законом 1863 года была осуществлена полная конфискация (секуляризация) всего церковного и монастырского имущества. Активное противодействие антиклерикальной политике правительства оказывали братья Скрибаны: епископ Филарет († 1873; постриженник Киево-Печерской Лавры) и епископ Неофит († 1884).

В 1865 году местная Церковь провозгласила себя автокефальной, но Константинопольский Патриархат признал это только в 1885 году.

В 1918 году Румыния аннексировала Бессарабию. В 1919 году состоялся Собор, объединивший епархии Румынии, Трансильвании и Буковины. 1 февраля 1919 года в Румынии был принят григорианский календарь.

Конституция Румынии 1923 года признавала Румынскую православную церковь национальной церковью страны.

1/14 октября 1924 года Румынская православная церковь официально перешла на новоюлианский календарь.

Решением Священного Синода от 4 февраля 1925 года Румынская Церковь была провозглашена Патриархатом, каковое определение было признано каноническим (томос Константинопольского Патриарха от 30 июля 1925 года). 1 ноября 1925 года состоялось торжественное возведение Митрополита-Примаса Мирона Кристя в сан Блаженнейшего Патриарха всей Румынии, Наместника Кесарии Каппадокийской, Митрополита Унгро-Влахийского, Архиепископа Бухарестского. С 1 февраля 1938 года до 6 марта 1939 года Патриарх Мирон был также премьер-министром Румынии, будучи назначен королём Румынии Каролем II.

В июне 1940 года Бессарабия была аннексирована Союзом ССР; церковные структуры были переподчинены Московскому Патриархату. На Кишинёвскую епархию был направлен епископ Алексий (Сергеев) с возведением в сан архиепископа.

22 июня 1941 года Королевство Румыния вместе с Германией выступило против СССР. Согласно заключённому в Бендерах 30 августа 1941 года двустроннему соглашению, область между реками Днестром и Южным Бугом передавалась Румынии под наименованием Транснистрия; в неё вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на Транснистрию свою юрисдикцию; в сентябре 1941 года в Транснистрии была открыта православная миссия во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). Открывались храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советском господстве. Особое внимание уделялось восстановлению церковной жизни на территории Молдовы. В Транснистрии была запрещена деятельность иных православных организаций, включая Украинскую Автокефальную Церковь, которые свободно существовали в Рейхскомиссариате Украина. 30 ноября 1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1 марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов. С января 1943 года в Одессе действовала православная Духовная семинария. Внедрялись в богослужение румынский язык, румынские литургические традиции, григорианский календарь.

После восстановления советского контроля над Транснистрией в августе 1944 года территория перешла под юрисдикцию Московского Патриархата.

В 1948 году в Румынии установился коммунистический режим. В отличие от большинства других коммунистических государств, в Румынии Православная Церковь не подверглась серьёзным гонениям или притеснениям, хотя вся церковная жизнь жёстко контролировалась государством. Юридически Румынская Православная Церковь не была отделена от государства. Румынская Конституция 1965 года провозглашала лишь отделение школы от Церкви (статья 30). В соответствие с декретом «Об общем устройстве религиозных исповеданий» Церковь имела право создавать благотворительные организации, религиозные общества, вести издательскую деятельность, владеть движимым и недвижимым имуществом, пользоваться государственными субсидиями и дотациями для духовенства и преподавателей религии.

С 1948 года по 1977 Церковь возглавлял Патриарх Юстиниан.

Предстоятель Церкви с 1986 года Патриарх Феоктист, после падения коммунистического режима, в январе 1990 года, ушёл в отставку, но был восстановлен Синодом в апреле того же года. В 1990 году была восстановлена запрещённая до того Грекокатолическая церковь Румынии, которая с тех пор стремится возвратить утраченную собственность.

В 1992 году бывший епископ Московского Патриархата Петр (Пэдурару) возглавил восстановленную Бессарабскую митрополию в качестве местоблюстителя; в 1995 был возведён в сан митрополита.

30 июля 2002 года правительство Владимира Воронина предоставило Бессарабской митрополии официальный статус, были зарегистрированы её герб и устав; митрополия в составе Румынского Патриархата была признана правопреемницей Бессарабской митрополии, существовавшей в Бессарабии со времени её аннексии Румынией в 1918 году до советской оккупации в 1940 году.

9 мая 2011 года Священный Синод Иерусалимского Патриархата на своём заседании единогласно решил прервать евхаристическое общение с Румынской православной церковью, по причине строительства храма, принадлежащего Румынскому Патриархату, на канонической территории Иерусалимской церкви, без одобрения на то последней.

25 февраля 2013 года Румынская и Иерусалимская православные церкви восстановили евхаристическое общение друг с другом, а спорное подворье Румынского Патриархата в Иерихоне было признано «домом» для румынских паломников.

Современное состояние Церкви

Состоит из 5 митрополий (митрополичьих округов), каждая из которых включает несколько архиепископий и епископий; есть епархии за границей.

296 монастырей, 97 скитов. Насчитывает около 20 млн приверженцев.

Высший орган власти — Священный Синод, состоящий из Предстоятеля (Патриарха) и всех архиереев Церкви.

Святые

  • АГН, мч. Готский
  • АНТИМ ИВИРЯНУ, сщмч.
  • АНТОНИЙ, прп.
  • БРЫНКОВЯНУ КОНСТАНТИН, св.
  • ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ, прп.
  • ВИССАРИОН САРАЙ, мч.
  • ГЕЛАСИЙ РЫМЕЦКИЙ, св.
  • ГРИГОРИЙ IV, свт.
  • ДАНИИЛ ПУСТЫННИК, прп.
  • ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ, прп.
  • ИАКИНФ, свт.
  • ИОАНН (Новый Нямецкий), прп.
  • ИОАНН ИЗ ГАЛЕША, сщмч.
  • ИОАНН ИЗ ПРИСЛОПА, прп.
  • ИОАНН ИЗ РЫШКИ И СЕКУ, прп.
  • СТЕФАН, блгв. кн.

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Румынии находятся в храмах и монастырях Румынской Православной Церкви.

БУХАРЕСТ.

Кафедральный собор Св. Димитрия:

  • прп. Димитрий Басарбовский (XVII в.).

Храм Св. Георгия Победоносца:

  • мч. Константин Брынковяну (XVII в.).

С. ЧЕРНИКА (15 км. от Бухареста). Монастырь Черника:

  • свт. Каллиник Рымникский (Черникский) (XIX в.),
  • чтимая могила архим. Илариона (Аргату) (ХХ в.).

МОНАСТЫРЬ КЭЛДЭРУШАНИ (близ Бухареста):

  • свт. Григорий IV Унгро-Влахийский (XIX в.).

КОНСТАНЦА. Кафедральный собор Св. Петра и Павла:

  • мч. Епиктет и Астион (IV в.).

МОНАСТЫРЬ ДЕРВЕНТ (жудец Констанца, близ с. Галица):

  • чудотворный крест,
  • икона Божией Матери «Милостивая».

КУРТЯ-ДЕ-АРДЖЕШ. Монастырь Св. Николая: прп. Филофея Тырновская (XI в.),

  • свт. Нифонт II Константинопольский (XV в.) (глава и десница).

МОНАСТЫРЬ ЧЕТЭЦУЯ-НЕГРУ-ВОДЭ (ок. 30 км. к северо-востоку от Куртя-де-Арджеша, близ с. Кымпулунг):

  • прп. Иоанникий Новый, Мусчельский (XVII в.).

СКИТ ЕЗЕР (жудец Вылча, близ Бэиле-Олэнешти):

  • прп. Антоний Езерский (XVII в.).

МОНАСТЫРЬ БИСТРИЦА (жудец Вылча, близ Костешти):

  • прп. Григорий Декаполит (IX в.).

МОНАСТЫРЬ ЛАЙНИЧИ (близ Тыргу-Жиу):

  • прп. Иродион Лайничский (XIX в.).

ТИСМАНА (25 км. к западу от Тыргу-Жиу). Тисманский монастырь:

  • прп. Никодим Тисманский (XIV в.) (часть мощей).

ТИМИШОАРА. Кафедральный собор Трех Святителей:

  • свт. Иосиф Новый (XVII в.).

МОНАСТЫРЬ РЫМЕЦ (жудец Алба):

  • свт. Геласий Рымецкий (XIV в.) (глава).

С. НИКУЛА (жудец Клуж, близ Герлы). Монастырь Никула:

  • икона Божией Матери «Одигитрия».

МОНАСТЫРЬ НЯМЦ (РУМЫНСКАЯ ЛАВРА) (к северо-западу от Тыргу-Нямца):

  • прп. Паисий (Величковский) (XVIII в.) (часть мощей),
  • прп. Симеон Дивногорец (VI в.) (глава),
  • «Нямецкая» икона Божией Матери,
  • «Румынская» икона Спасителя,
  • икона мч. Георгия Победоносца.

МОНАСТЫРЬ СЕКУ (ок. 20 км. к северо-западу от Тыргу-Нямца):

  • свт. Варлаам Молдавский (XVII в.),
  • чтимая могила архим. Викентий (Мэлэу) (ХХ в.),
  • чтимая могила архим. Анфим (Гэинэ) (ХХ в.),
  • «Кипрская» икона Божией Матери.

МОНАСТЫРЬ СИХАСТРИЯ (к северо-западу от Тыргу-Нямца):

  • икона Божией Матери «Скорбящая-Румынская»,
  • чтимая могила протосингела (игум.) Иоанникия (Мороя) (ХХ в.),
  • чтимая могила иером. Паисия (Олару) (ХХ в.).

МОНАСТЫРЬ ДУРЭУ (65 км. к юго-западу от Тыргу-Нямца):

  • чтимая могила архим. Клеопа (Илие) (ХХ в.).

СУЧАВА.

Монастырь Св. Иоанна Нового:

  • мч. Иоанн Новый, Сочавский (XIV в.).
  • Старообрядческий Сучавский монастырь:
  • «Сучавская» («Процветшая») икона Божией Матери.

МОНАСТЫРЬ ПУТНА (62 км. к северо-западу от Сучавы):

  • чтимая могила св. господаря Стефана III Великого (XV в.),
  • свт. исп. Илия Трансильванский (XVII в.).

МОНАСТЫРЬ ВОРОНЕЦ (26 км. к юго-западу от Сучавы, близ Гура-Хуморулуй):

  • прп. Даниил Пустынник (XV в.).

ЯССЫ. Кафедральный собор Богоявления:

  • прп. Параскева-Петка Сербская (Болгарская) (XI в.).

Храмы

  • Успенский собор (Куртя-де-Арджеш)
  • Церковь Святого Николая (Брашов)

Монастыри

Видео

Подкатегории

В этой категории отображается 3 подкатегории из имеющихся 3.