Козельск

Материал из Азбука паломники
(перенаправлено с «Паломничество в Козельск»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Общее описание[править]

Козельск, Козельск
г. Козельск

Объективно

Районный центр Калужской области, в 75 км от Калуги, 280 км от Москвы. На р. Жиздре. Население около 20 тыс. человек.

Субъективно

Местная поговорка: «Мал Козельск городок, да старше Москвы на годок». Сейчас Козельск – такой маленький и одноэтажный, что и на город не похож. Значит, после Батыя он уже не поднялся? Нет, как зерно, которое если не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесет стократный плод, Козельск всей России принёс стократный плод духовного просвещения.

Оптина пустынь требует не менее суток, Козельск и Шамордино – по нескольку часов.

История города[править]

Впервые Козельск упоминается в 1146 г., в Новгородской летописи. А прославился он в 1238 г.

Возвращаясь из Новгородской земли, Батый подступил к Козельску. Прежний владелец Козельска, князь Мстислав Святославович пал в битве с монголами на Калке. Новый князь Василий был дитя, и княжеская дружина советовалась с народом, что ответить Батыю. Решили стоять насмерть: «Хотя князь наш и молод, но положим живот свой за него; и здесь славу, и там небесные венцы от Христа Бога получим». И стояли. Только через 7 недель монголы смогли пробить стены; козельчане в едином порыве бросились на врага, изрубили многие стенобитные орудия и 4 тыс. монголов и полегли сами. Хан велел умертвить всех оставшихся – женщин и детей. Князь Василий, говорят, утонул в крови, «понеже убо млад бяше». По словам летописца, монголы не смели произносить имя Козельска, а называли его «злым городом».

От города ничего не осталось. Мы даже не знаем точно, где именно находился тот Козельск: раскопки на месте нынешнего города не обнаружили столь древних слоёв.

Новая деревянная крепость была возведена в XV-XVI вв. для защиты от ордынцев, литовцев и крымских татар. Но ни крепость, ни построенные Грозным засеки не спасали пограничный город. За свою историю Козельск был разрушен не менее пяти раз.

В начале XVI в. это был большой город, с 15 тыс. жителей и 40 церквями. После разорений Смутного времени, к 1708 г., в нём осталось меньше 1 тыс. человек и только 7 церквей.

С 1776 г. Козельск – уездный город. Был утверждён герб, напоминающий о его великом подвиге: на красном поле, означающем кровопролитие, 5 серебряных щитов с чёрными крестами, показывающими храбрость защитников города и их несчастную земную участь, и 4 золотых креста, говорящих об их верности.

В XIX в. город славился парусными фабриками, от которых теперь не сохранилось и следа. Из старинных построек Козельска до наших дней дошли лишь несколько храмов не старше XVIII в.

Святые[править]

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841)

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860)

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862)

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865)

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873)

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891)

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894)

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894)

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911)

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913)

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922)

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853-1928)

Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931)

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865-1938)

Монастыри[править]

Свято-Введенская Оптина пустынь[править]

Монастырь находится на высоком берегу р. Жиздры в 2 км от Козельска. По преданию, он был основан атаманом разбойников Оптой, принявшим монашеский постриг с именем Макария. Произошло это то ли в XII, то ли в XIV в.

В конце XVIII в. братии в монастыре было 6 человек. Каменное строительство началось только в 1796 г., благодаря усилиям нового настоятеля Авраамия и поддержке митрополита Платона.

В 1821 г. по замыслу епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) в 360 м от обители был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда пригласили монахов, подвизавшихся в рославльских лесах. В их числе были братья Моисей и Антоний Путиловы, последователи старца Паисия Величковского. Вскоре Антоний был назначен начальником скита, а Моисей – настоятелем монастыря. В 1829 г. в Оптину поступил старец Леонид (в схиме – Лев), также бывший учеником ученика Паисия Величковского. Таким образом, Промысел Божий в одно время в одном монастыре собрал сразу нескольких наследников традиции ближневосточного старчества.

Множество монашествующих и мирян со всей России стекалось в монастырь, чтобы получить от прозорливого старца Льва наставление, исцеление душевных недугов.

Первые старцы сумели воспитать среди братьев достойных преемников себе, и менее чем за один век обитель явила миру череду дивных подвижников и чудотворцев, от примера и поучений которых православный мир будет питаться вечно.

Дар старчества обычно проявлялся в священномонахе при исполнении им обязанностей духовника, а в Предтечевском скиту духовником братии часто был скитоначальник. После прп. Льва начальником скита был Макарий. Макария превзошёл его ученик Амвросий. Лишь недавно он был весёлым, жизнерадостным семинаристом. Тяжёлой болезнью Бог привёл его к монашеству и этой болезнью исцелил тысячи людей.

После Макария начальником скита был старец Иларион (Потапов), бывший келейником старца Макария. За ним – Анатолий (Зерцалов), потом – Иосиф (Литовкин), потом – Варсонофий. Старец Анатолий младший (Потапов) был духовником Шамординской женской обители. Исаакий (Антимонов) с 1860 г. до своей смерти (†1894) был настоятелем монастыря.

Благодаря старцам, монастырь не только возрос духовно, но и был полностью обеспечен материально, т. к. множество сильных мира сего жертвовали на обитель.

Сюда приезжали со своими вопросами писатели Н. В. Гоголь, братья Аксаковы, М. П. Погодин, А. К. Толстой, философы Вл. Соловьёв и К. Н. Леонтьев. Последний перед смертью постригся здесь в монахи. Ф. М. Достоевский приехал сюда в 1877 г. сразу после смерти сына. Л. Н. Толстой был здесь три раза. В последний раз он был здесь, сбежав из дома. Постоял перед воротами обители, внутрь не вошёл и через несколько дней умер без покаяния, так и не обретя покоя.

Последние старцы Оптиной – Анатолий (Потапов), Нектарий и Никон – дожили до страшного времени. В 1918 г. новая власть упразднила монастырь и около 60 монахов мобилизовала на военную службу; оставшиеся создали в 1919 сельскохозяйственную артель. В 1922 г. чекисты собирались арестовать старца Анатолия, но не успели. Арестовали старца Нектария, которому Анатолий завещал своих духовных детей. Вскоре отпустили, но запретили принимать посетителей. Нектарий поселился сначала в Козельске, потом в д. Холмищи, где до конца (†1928) продолжал принимать людей и нести своё служение.

В 1923 г. власть закрыла и монашескую артель. Более 200 человек, многие из которых прожили в монастыре по 20-40 лет, вдруг стали бездомными. Старец Никон переселился в Козельск. Отец Никон был духовником шамординских монахинь, устроил на квартиры и опекал девятерых престарелых схимников. Почти все эти монахи и монахини к 1929 г. были арестованы. Сам Никон был арестован в 1927 г. и скончался в ссылке в Архангельской области в 1931 г.

(Мы не рассказываем о жизнях оптинских старцев подробнее, так как вы едва ли откажете себе в той радости и пользе, которую получите от чтения житий и поучений преподобных, издаваемых Оптиной пустынью.)

Возрождение

Старец Анатолий младший сказал в 1917 г.: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит», но потом «явлено будет великое чудо Божие… все щепки и обломки волею Божией и силой Его соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдёт своим путём, Богом предначертанным». Разорённую Оптину вернули Церкви одной из первых – в 1987 г. В ней уже более ста монахов и новые старцы.

В 1988 г. был канонизирован старец Амвросий, а на Архиерейском соборе 2000 г. – старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний (Путилов), Иларион (Пономарёв), Анатолий (Зерцалов), Исаакий (Антимонов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий, Никон, Исаакий (Бобриков). Празднование св. Амвросия Оптинского – 10 (23) октября. Празднование Собора Преподобных Оптинских старцев – 11 (24) октября.

Гоголь писал: «За несколько вёрст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание: всё становится приветливее, поклоны – ниже и участие к человеку больше». Примерно такое же впечатление остаётся и у сегодняшних паломников.

Предтеченский скит

Многие ощутили, что вход в ворота скита – как переход в иной мир. В скиту живёт лишь около десяти монашествующих. Потому что устав скита – строгий, как при святых старцах, не каждому по силам. Каждую ночь – полунощница с 2.00 до 5.00. Подъём в 8.00. Службы проходят в первом, деревянном храме в честь Собора Иоанна Предтечи (1822), и никто, кроме братии, входить в этот храм не может. В будущем планируется вообще закрыть скит для паломников, как было до 1917 г. Но пока внутри ограды, в церкви Льва Катанского (1902), находится гостиница для паломников, гости могут насладиться пребыванием в месте, где от каждой травинки веет памятью о святых.

Старцы говорили, что скит похож на рай; их кельи были окружены цветами, в вырытом монахами пруду отражался Предтеченский храм; в кронах яблонь и вишен и в глухом лесу, тесно окружившем ограду скита, пели птицы: покой, благодать и благодарность Богу. Удивительно, но почти всё это мы видим и сейчас.

Вот возле пруда большой дом, где жил прп. Нектарий. Он когда-то раскладывал в своём шкафчике камешки, стёклышки и объяснял: «Это мой музей». С известных пор это действительно музей; но музей не святых, а Литературный – музей грешных писателей, которые приезжали к святым за спасением.

Слева от входа дом, в котором жил прп. Макарий. Справа – дом св. Амвросия. Их дома были соединены со специальными помещениями в ограде скита, где они принимали мирских. В этих домах по-прежнему живут монахи, но келья прп. Амвросия – святыня, в которой братья собрали, что могли от тех времён: портреты святого, иконы, мебель. Стоит скромная кровать; будто та самая, на которой принимал ослабевший телом подвижник, и будто вчера он встал с неё. Это не музей, любопытствующие сюда не попадают.

Возле тропинки, ведущей от монастыря к скиту, находится колодец свт. Амвросия Медиоланского, вода которого считается целебной.

Тел.: (48442) 2-24-32

Адрес: Калужская обл., г. Козельск

Сайт: optina.ru

Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в Шамордине[править]

Монастырь Казанская Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордине находится в 15 км от Козельска по дороге на Калугу. Он стоит на высоком берегу над полями и холмами, среди которых вьётся р. Серена.

По благословению Амвросия Оптинского было основано не менее пяти женских монастырей. Шамординской пустыни он уделил особенно много внимания. На этом месте находилось имение бедного помещика, которое в 1871 г. по просьбе старца Амвросия купила монахиня Амвросия Ключарёва, бывшая помещица. После смерти наследниц Амвросии Ключарёвой, её внучек Веры и Любы, по завещанию Амвросии, здесь должна была возникнуть обитель.

Старец Амвросий предсказал смерть девочек, своих воспитанниц, ещё за семь лет до этого события, поэтому, когда это случилось в 1883 г., в новой обители сразу закипела работа. Жилые корпуса строились один за другим. Первыми монахинями стали бывшие крепостные Ключарёвой. В 1884 г. был освящён первый – домовый – храм.

Едва успевали построить очередной корпус, как уже вдвое больше желающих ждали поселения. Потому что старец принимал в обитель тех, кого не брали в другие монастыри из-за бедности и слабости – вдов, сирот, инвалидов и больных. При этом он скрывал сострадание за шутками: «Ну, этот хлам-то у нас сойдёт». (А в Козельске прп. Амвросий содержал на пожертвования приют для душевнобольных женщин.)

Раз в год старец Амвросий летом ездил на 2-3 дня в Шамординский монастырь. Монахини любили своего благодетеля больше, чем дети любят родителей.

Когда старец скончался здесь 10 октября 1891 г., раздирающие душу крики шамординских насельниц «слились в один общий ужасающий стон беспомощности и безнадежия». В последний раз отец Амвросий прожил в Шамордино больше года, приехав сюда летом 1890 для распоряжения строительством нового храма – кирпичного собора в честь Казанской иконы Божией Матери.

Прп. Амвросий предсказывал, что здесь всё будет больше, чем в Оптиной. В начале XX в. Шамордино стало крупнейшим женским монастырём Европы с более чем 700 насельницами. В обители действовали приют, богадельня, больница, типография, кирпичный завод. 15-главый Казанский собор, достроенный усилиями благотворителя обители купца С. В. Перлова, и сейчас потрясает кирпичным узором.

В 1912 г. умерла инокиня Мария – родная сестра Л. Н. Толстого. Писатель приезжал к ней 29 октября 1910 г., во время последнего побега своей жизни, здесь он плакал, изливая душу. Дорожка, ведущая из монастыря Оптиной пустыни к Серене, проходит рядом с её могилой.

В 1917 г. шамординские монахини организовали на своих землях совхоз, но в 1923 г. и совхоз закрыли: часть монахинь была расстреляна, остальные сосланы. Долгое время в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум, в алтаре Казанского собора работал двигатель, который частично разрушил фундамент.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор – главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. 27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни.

В обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского.

Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни: http://shamordino-m.ru/

Храмы[править]

Храмы Оптиной пустыни

Монастырь благоустроен, полуразрушенных строений не осталось. В нём 5 действующих храмов (считая Предтеченскую церковь в скиту и храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» на подсобке).

В Введенском соборе (1759) находятся мощи святых Амвросия, Нектария, Моисея, Антония (Путилова) и Исаакия (Антимонова). В этом же храме хранятся вещи Амвросия Оптинского: трость, скуфья, крест и чашечка.

В церкви Владимирской иконы Божией Матери (1811) находятся мощи преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Анатолия (Потапова) и Варсонофия.

Казанская церковь построена в 1811 г., церковь Марии Египетской переделана в 1858 г. из бывшей трапезной.

Богослужения. Пн.-Сб. – братский молебен, полунощница, часы, литургия – в 7.00. В Вс. и праздники ранняя литургия – в 5.00. Поздняя литургия ежедневно – в 9.30. Вечернее богослужение – в 17.00. Молебен прп. Амвросию у его раки – в 10.00.

Проезд из Москвы / Калуги[править]

Проезд из Москвы

На автобусе от метро «Юго-Западная» до станции Козельск 3 рейса в день. Время в пути – 5 ч.

Проезд из Калуги

С автовокзала Калуги рейсы каждый час.

Прочая информация[править]

Куда дальше из Козельска[править]

Калуга

Автобусные рейсы из Козельска в Калугу курсируют каждый час.

Тула

На утреннем поезде Минск – Челябинск, который ходит 2 раза в неделю, ехать 4 ч.

Карта Козельска[править]


Обсудить эту статью на форуме