Свято-Успенский храм (Коптевка)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Каменный Свято-Успенский храм был возведен в 1867 году на месте, где находился деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Перед строительством каменного храма деревянную церковь разобрали. Святыня храма - Красностокская икона Божией Матери.

История[править | править код]

До 1865 года в центре Коптёвки на месте, где сейчас располагается каменная, стаяла деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Перед строительством каменного храма деревянную церковь разобрали. А из его остатков не прогнившего материала на кладбище на время стройки была сооружена часовня во имя великомученика Георгия Победоносца (Ведомость о Церкви св. Успения Божия Матери состоящей гродненского уезда, Гродненской епархии, в с.Коптевке, Гродненского благочиния за 1943 г. – из архива прихода). Туда снесли всю утварь и иконы. И пока поднимались стены нового храма, в этой маленькой часовне возносилась молитва прихожан и батюшки Дмитрия.

После того как каменный храм был освящён, и в его стенах зазвучала молитва Церкви, часовню оставили для совершения треб при кладбище. Она просуществовала до середины XX века.

Сам Успенский храм построили в 1867 г. Церковь строилась по типовому проекту, созданному архитекторами при графе Муравьеве. Вместительность здания рассчитывалась на 300 человек. Официальному появлению Коптевской муравьевки предшествовали 28 месяцев и два дня кропотливых и непростых строительных работ.

Летом 1864 г., еще до начала стройки, велась неизбежная подготовительная волокита. Наблюдателем за стройкой был назначен архитектор статский советник Осип Михаэлис. 22 июля он составил акт осмотра старой деревянной церкви Успения в Коптевке. Суть акта была одна – все плохо. Пол, крыша, стены, утварь и внутреннее убранство – все говорило о том, что пережил и увидел храм. Далее была составлена смета на ремонт церкви общей стоимостью в 1675 рублей серебром. Но по распоряжению «Главного Начальника здешнего края» было решено строить новый каменный храм.

22 декабря 1864 г. священник Дмитрий Ястребов подает рапорт благочинному с просьбой помочь решить вопрос с поставкой стройматериалов. В свою очередь 24 декабря благочинный, настоятель Свято-Софийского собора г.Гродно протоиерей Антоний Шеметилло ходатайствует о том же перед Гродненским уездным Временным Комитетом по устройству православных церквей и помещений для сельских причтов. 30 числа Комитет разрешает брать бесплатно из местных дач Кохановской или Дубницкой лес для стройки причтовых помещений и за определенную сумму для стройки храма.

30 января Комитет предложил строить новый храм на месте старого. 9 марта 1865 г. был заключен контракт по постройке храма с мастером каменных и плотничьих дел Андреем Латышом из Голынки. Он обязался согласно пятому пункту договора начать работы 15 мая 1865 г. и закончить к 15 августа 1866 г.

План и фасад каменного храма

24 апреля 1865 г. священник Дмитрий Ястребов ходатайствует о выделении первой тысячи рублей на заготовку леса, кирпича и наем каменщиков. На что получает положительный ответ. Начинается процесс сбора материала. Но уже на первом этапе отец Дмитрий столкнулся с трудностью. Жители прихода предмещане г.Гродно из деревень Малой и Великой Ольшанки и Малахович неохотно помогали с подвозом нужного стройматериала. Часто опаздывали на работу и ругались бранью.

Была и другая проблема. 15 мая 1865 г. Гродненским губернатором генерал-майором Скворцовым было принято решение о строительстве новой церкви на месте старой, которую предписывалось снести. Но где совершать службы? Отец Дмитрий предложил из хорошего материала старой церкви построить часовню на кладбище. Эта инициатива была поддержана. На ее возведение было выделено 250 рублей. Таким образом, с 15 мая 1865 г. в Коптевке начались сразу две стройки – храма и часовни вмч. Георгия Победоносца.

2 июня 1865 г. прибыли последние подводы с известью. Непосредственные строительные работы стартовали 8 июня 1865 г. Уже к 23 июля архитектор Михаэлис отрапортовал, что фундамент и цоколь возведены, стены выложены на высоту 4,5 аршин (3,2 м). К 31 августа – уже на 6,5 аршин. В записи же от 25 сентября стены выведены до карниза в алтарной и притворной частях, стены средней части и колокольни выложены на 9 аршин, стропильная система закреплена над алтарем и притвором, покрывается гонтом, а на среднюю – готовится на земле. Но уже к 16 сентября было принято решение и составлена смета на покрытие крыши не гонтом, а железом на 584 рубля 52 копейки серебром.

К 23 января 1866 г. покрыли листовым железом крышу на всем храме (кроме колокольни и без центрального купола). 23 мая из донесения настоятеля храма видно, что ремонт остановился. Мастер Андрей Латыш не только не начал работу, но и не приготовил материал. К тому моменту на его совести была незавершенная колокольня, купол и часть стены. Пауза в работе длилась до июня 1866 г. 21 июня приступили к работе. На 31 июля были проведены следующие работы: с одной стороны церкви окончен карниз, достроена колокольня, и на ней поставлен шпиль со стропилами, устроен купол над алтарем, почти до самой колокольни отштукатурены снаружи стены, начали штукатурить внутри алтарь, заготовили доски для пола и потолка.

Освятили храм 10 сентября (по-нашему 28 августа) 1867 г. Богослужение в этот день возглавил преосвященнейший Игнатий, епископ Брестскиий. После службы владыка Игнатий особо поблагодарил за усердие и помощь в строительстве храма Викентия Якубецкого, Ивана Бовсюка и Андрея Булака. Таким образом в непростых условиях работы за 2 года и 4 месяца был выстроен и освящен храм.

В советское время храм не закрывался.

При протоиерее Николае Сапеге в 1946 г. 25 июня был составлен и подписан председателем сельсовета беспрецедентный по тем временам акт передачи приходу в постоянное пользование большой площади земли. При отце Николае в этом же 1946 г. 26 декабря была зарегистрирована церковная община прихода, а 5 июля 1948 г. – церковный совет.

Протоиерей Василий Красников, приняв приход 13 марта 1955 г., погрузился в проблемы, которые встали перед ним. На тот момент жить семье было негде. Дом священника, построенный в 1901 г., еще в 1953 г. был незаконно отобран, или как бы мы сказали в те времена, национализирован (дом и сегодня стоит на расстоянии чуть более 30 метров от ограды храма). Отец Василий жил некоторое время на съемном жилье в д.Сухмени. Да и храм нуждался в капитальном ремонте.

О том, каким достался отцу Василию приход в Коптевке и сколько сил он приложил, чтобы реанимировать общину, можем судить из доклада уполномоченного в 1957 года:

«Коптевская церковная община Гродненского района состоит из 2200 – 2500 верующих. До 1950 г. эта община постепенно распадалась, духовенство в ней менялось через каждые 2-3 г. Здание церкви было запущено, посещение ее верующими было незначительное, церковный совет и ревизионная комиссия не работали. Годовой доход церкви сократился до 5 тысяч рублей. В феврале 1955 г. прибыл из заключения и назначен в эту церковь священник Красников В.Н. Он заинтересовал церковников и активизировал общину. Вновь назначенный настоятель каждое воскресенье и праздники выступает с проповедью. Например, в прошлом году на «Успение Пресвятой Богородицы» 28 августа в своей проповеди священник Красников сказал: «Благополучие и процветание нашей церкви будет зависеть от вас, братья и сестры, нам будет стыдно и печально перед епархиальной комиссией, если до ее приезда к нам, наш храм останется в таком виде, как сейчас». 
Через некоторое время было собрано около 15 тысяч рублей и здание церкви отремонтировано и покрашено масляными красками.
В 1957 г. во время престольного праздника 28 августа на богослужении в Коптевской церкви присутствовало около 2-х тысяч человек верующих... Таким образом, если в 1954 г. церковный доход составлял около 5 тысяч рублей, то за 9 месяцев 1957 г. он достиг уже 17 тысяч рублей».

Святыни[править | править код]

Красностокская икона Божией Матери

В православном Успенском храме современного агрогородка Коптевка есть много предметов старины, которые могут «рассказать» нам о прошлом церкви.

Среди старинных святынь приход хранит удивительную Красностокскую икону Божией Матери. Этот образ располагается слева приблизительно в пяти метрах от входа. На кивоте, в который обрамлена икона Богородицы, прикреплена табличка. Она свидетельствует о том, что образ на холсте был пожертвован крестьянином деревни Сухмени Захаркевичем Герасимом Николаевичем в 1914 г.

Как оказалось, имея определенную историческую известность, Красностокская икона пребывает в некотором календарно-богослужебном забвении. Упоминание о ней содержит не каждый церковный календарь, а богослужение, посвященное ее явлению до сих пор даже в Красностокском монастыре (Польша) совершается по Общей Минеи.

Икона имеет богатую историю, которая творилась и на территории гродненской земли. Уже с этой точки зрения Красностокская икона как достояние белорусской культуры несправедливо забыта. Наша задача восстановить церковную память святыни. А начать нам поможет найденный прихожанами нашего храма скромный труд по истории иконы, написанный священником Николаем Семеняко в начале XX века.

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: 231710 Республика Беларусь, аг.Коптёвка, ул.Победы 46а

Телефон: +375 152 915 475

Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений:

СБ

17:00 (Всенощное бдение)

ВС

9:30 Божественная литургия,

17:00 - чтение Акафиста

Проводятся два собеседования перед Таинством Крещением по воскресеньям в 14:00 и по личной договоренности по телефону +375 29 5811767.

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы д.Коптевка

Священник Антоний Семилет издал книгу об истории коптевского прихода

Книга священника Антония Семилета "Коптевка православная"