Храм во имя святителя Иоанна Златоуста (Годеново)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску

Россия Ярославская область село Годеново

Идёт загрузка карты…
Храм Годеново1.jpg

В храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново находится Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России. Храм является подворьем Никольского монастыря, что в Переславле-Залесском, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Господня, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году.

История

Недалеко от города Петровска есть удивительное место - небольшое село Годеново. Здесь стоит храм Иоанна Златоуста - церковь, в которой уже без малого сто лет хранится великая святыня - небоявленный Животворящий Крест Господень.

Златоустовская церковь была построена в 1794 году, и с тех пор ни разу не закрывалась. Ни революция, ни войны словно не коснулись её. Все эти годы там бережно сохраняли старинные росписи начала ХIХ века и иконостас того же времени.

Левый придел церкви освящён в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. Там в несгораемом киоте выставлен на всеобщее обозрение Крест Животворящий. Чтобы поклониться ему, в Годеново всё время едут паломники, а в Свято-Никольском монастыре Переславля-Залесского тщательно фиксируют все чудеса, происходящие по молитве, обращённой к древнему Распятию. Этот крест был тайно, ночью перенесён в церковь Иоанна Златоуста в 1933 году из Крестовоздвиженской церкви Никольского Погоста, и с тех пор его стали называть Годеновским Крестом.

С тех пор о Кресте заботились, но для всеобщего поклонения он был, разумеется, закрыт - вплоть до 1997 года.

А уже в конце ХХ века этот храм стал подворьем Никольского монастыря, что в Переславле-Залесском.

Описание

С архитектурной точки зрения храм во имя свт. Иоанна Златоуста - широко распространённое архитектурное сооружение, считающееся "визитной карточкой" русского культового зодчества в ту эпоху, когда новомодные архитектурные тенденции, прижившиеся в больших городах, уверенно шагнули в провинцию, а провинция пока ещё столь же уверенно настаивала на сохранение традиционных архитектурных форм. Куб, четырёхскатная кровля, пятиглавие, шатровая колокольня - всё на первый взгляд как в допетровскую эпоху. Хотя опытному глазу, конечно, видно, что это - самый что ни на есть провинциальный ХVIII век. Пятиглавие нарочито измельчено относительно общего объёма четверика, да ещё визуально уменьшено узенькими барабанчиками и специфическими, в духе русского барокко, главками на "шейках". Это новая эстетика - эпоха могучих ярославских глав, на которых порой приходилось до половины высоты всего храма, уходила в прошлое... Да и шатёр колокольни уже не такой, как делали в ХVII веке. Одни отделённые прямым карнизом кокошники чего стоят - сравним с традиционным арочным завершением колокольного столпа, характерным для допетровского зодчества. Старые шатры являлись не только эстетическим, но и конструктивным, функциональным продолжением столпа. В ХVIII столетии у них уже скорее декоративная функция. Эта тенденция достигнет апогея ко второй половине ХIХ века - когда в эпоху расцвета "псевдорусского" стиля будет новый всплеск интереса к шатровым колокольням. Так-то оно так, да только при сравнении большинство "колоколен-ретроспекций" ХIХ века безусловно проиграет в изяществе "колокольням-оригиналам" века семнадцатого. Основание колокольни покоится на своде трапезной. Явление в русской архитектуре не очень частое, тем не менее практиковавшееся ростовскими зодчими ХVIII века. Всё, что выше сводов, в большей степени традиционно. Небольшой четверик основания переходит в восьмигранный столп.

Интересная деталь, не сразу бросающаяся в глаза, - арочные проёмы яруса звона не равны по ширине: те, что обращены строго по сторонам света, значительно шире. Алтарная часть храма представляет собой развитую полукруглую апсиду, украшенную декором, строго повторяющим убранство основного объёма, и перекрытую высокой, как бы "вздутой" конхой. Этот несколько гипертрофированный объём зримо перетягивает центр тяжести храма в сторону алтарной части - особенно это заметно со стороны северного фасада. Четверик храма - почти строго кубический объём, углы акцентированы декоративными лопатками. Перспективный портал, достаточно простые наличники и карниз "треугольниками" - узнаваемые элементы русского зодчества допетровской эпохи. Однако ни кокошников, ни тем более закомар уже нет - восемь в ряд перспективных полуциркульных ниш между двумя карнизами как бы намекает на пояс кокошников, но при ближайшем рассмотрении оказывается бутафорией. Ворота с оградой появились значительно позже самого храма, однако хорошо вписались в общий ансамбль. Их воздушное изящество стало хорошей архитектурной антитезой массивному Боголюбскому приделу, несколько "рапластавшему" храм по площади, "прижавшему" его к земле. Максимально приближенные к западному фасаду, воротца словно вписываются в него, активно вступая в общую игру архитектурных объёмов и вертикалей.

Интерьер Златоустовской церкви логично распадается на два самостоятельных объёма: собственно "главный храм" и придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Это само собой разумеется. Но есть и кое-что вне привычной логики: так уж сложилось, что "главный храм" в наши дни фактически является второстепенным объёмом, основное внимание акцентировано на приделе... Неудивительно - ведь именно в приделе находится главная Святыня - Животворящий Крест! С другой стороны, основной храм интересен своими фресками и иконами. Храм летний. Внутренний объём его двухсветный, стены выкрашены в умиротворяющий нежно-сиреневый цвет. Большую площадь занимают фрески, выполненные, однако же, не сплошной стенописью, а как бы в виде заключённых в рамы картин. Это - хорошо узнаваемая стилистика и техника ХIХ века: никогда не закрывавшемуся храму посчастливилось сохранить оригинальные росписи. Ими покрыты своды храма, в нишах окон - ростовые изображения святых. Очень хорош современный фрескам, золочёный резной четырёхъярусный иконостас, изготовленный с большим мастерством. Особенно эффектны детали растительного орнамента и искусно украшенные царские врата, по обе стороны которых - образа Спасителя и Божией Матери в драгоценных окладах. Иконостас увенчан распятием. В арочном переходе из трапезной в собственно храм, на стене справа, располагается храмовая икона Святителя Иоанна Златоуста.

Боголюбский придел, примыкающий к основному зданию с севера, оформлен более лаконично: в центре Животворящий Крест Господень, к-ый располагается справа от иконостаса. Алтарная преграда одноярусная. Фресок нет - стены покрыты побелкой. По стенам висят чтимые старинные иконы, среди них - Боголюбский образ Божией Матери, Иоанн Предтеча и Святой Георгий с житием и другие иконы.

Святыни

  • Животворящий Крест Господень
Животворящий Крест Господень (Годеново)
Годеновский Крест

Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России — нашел свою обитель в Храме во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново, неподалеку от города Переславль-Залесский. Храм входит в подворье Никольского монастыря, и сестры многие годы ведут историю Животворящего Креста Господня, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году.

Животворящий Крест Господень был чудесно явлен пастухам близлежащего села на болоте в 55 верстах от г. Ростова. Увидев над непроходимым болотом посреди неизреченного столпа света на воздухе Животворящий Крест Господень пастухи, по благословению епископа, начали строить на расстоянии версты от этого места церковь. Однако сделанное ими основание церкви Божиим произволением переместилось на место чудесного явления, над которым вновь воссиял Животворящий Крест. И услышали голос от него: “На сем месте поставите церковь Мою”. В ту же ночь после сильной бури часть болота обратилась в сухой холм, где и была выстроена церковь. Явленный образ распятия Христова после этого сделался всем видимым и доступным. Прошедшие века хранят историю множества чудес и благодатных исцелений от этих святынь.

  • Чудотворная икона святителя Николая

Престольные праздники

Иоанн Златоуст, святитель - 26 ноября

Икона Пресвятой Богородицы "Боголюбская" - 1 июля

Как добраться

Храм Годеново.gif

Адрес: Ярославская область, Ростовский район, село Годеново.

Проезд:

Расстояние от Москвы до Годеново: от Москвы до города Петровска 180 км, от Петровска до Годеново - 15 км, итого - 195 км.

Как проехать к храму Иоанна Златоуста в Годеново своим ходом: по ж/д или на автобусе до г.Петровска, далее местным автобусом на пос. Приозерный до с.Годеново. Время отправления автобуса 7.00, 11.40, 15.10 (информация на июль 2010 года).

Как проехать к храму Иоанна Златоуста в Годеново на машине: если ехать из Москвы, то в г. Петровске (находится между Переславлем-Залесским и Ростовом Великим) повернуть направо по указателю к Храму Иоанна Златоуста. Далее везде по указателям на Годеново к храму Иоанна Златоуста - заблудиться невозможно. В пос. Демьянское на Т-образном перекрестке повернуть налево на Приозерный. После поселка Приозерный повернуть налево на Годеново - тоже по указателю. Если же в этом месте проехать прямо, то дорога приведет в Антушково - сначала будет Захарово, а далее дорога (насыпная дамба) приведет прямо к монастырю Сошествия Креста на Никольском погосте. От Петровска до поворота на Годеново и до самого Годеново хорошая асфальтовая дорога, от поворота на Годеново до Захарово – тоже. От Захарово до Антушково – до места явления Креста и святого источника, где теперь Монастырь Сошествия Креста – грунтовка, и в плохую погоду проехать сложно.

Телефон: 8(962)206-82-15 (звонить с 11:00 до 15:00 ежедневно, кроме воскресенья).

Факс: 8(48535) 3-06-45

Электронная почта: eustolia@rambler.ru

Паломнику

Для посещения паломников храм открыт ежедневно с 7.30 до 20.00.

Богослужения совершаются ежедневно.

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.

Ежедневно можно приложиться к открытым стопам Животворящего Креста Господня.

Фото

Видео

Ссылки

Сайт храма святителя Иоанна Златоуста

Никольский Годеново

Годеново. Животворящий Крест Господень. Фотопаломничество

Чудотворный Животворящий Крест в Годеново – чудеса исцеления

Свято-Никольский женский монастырь (Переславль-Залесский)


Обсудить эту статью на форуме