|
|
Строка 34: |
Строка 34: |
| Как и большинство памятников этого периода, Венев монастырь является творением неизвестного архитектора, потрудившегося с весьма талантливым коллективом. Усилием многих был создан исключительно цельный архитектурный памятник, в котором удачно сочетались гармония, красота и простота. | | Как и большинство памятников этого периода, Венев монастырь является творением неизвестного архитектора, потрудившегося с весьма талантливым коллективом. Усилием многих был создан исключительно цельный архитектурный памятник, в котором удачно сочетались гармония, красота и простота. |
|
| |
|
| Хорошо сохранившаяся, избежавшая каких-либо существенных позднейших перестроек и наслоений, Николо-Успенская церковь Венева монастыря внесена в список архитектурных памятников государственного значения.
| | === Храмы === |
|
| |
|
| Из-за поворота дороги паломнику открывается белое здание церкви. Небольшой купол, завершающий приземистый восьмерик и такая же главка на невысокой колокольне, решетки окон в ажурных каменных наличниках – все это невольно приковывает взгляд. Ансамбль дополняют въездные ворота в церковную ограду – кирпичная кладка арочного построения с двумя входными проемами по сторонам. Лаконичность линий здания, простота архитектурных форм храма свидетельствуют о его седой старине. Наличники окон и пояса из кирпичей, положенных елкой или ребром, по своему характеру могли бы принадлежать и несколько более ранней эпохе, тогда как восьмигранный барабан главки весьма типичен для конца XVII века, эпохи Московского барокко. Таков же барабан и на восьмигранной главке колокольни, соединенной с храмом папертью.
| | * '''Храм в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.''' Каменный храм, построенный в конце XVII века вместо обветшавшей деревянной церкви, сохранился с внешней стороны почти нетронутым. Как свидетельствует издание «Приходы и церкви Тульской Епархии» 1895 года (с.672) нижний храм во имя свт. Николая был освящен в 1696, верхний Успенский — в 1701 году. С северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже которой располагалась настоятельская келья. Хорошо сохранившаяся, избежавшая каких-либо существенных позднейших перестроек и наслоений, Николо-Успенская церковь Венева монастыря внесена в список архитектурных памятников государственного значения. Благодаря наличию двух рядов окон и высоким сводам верхняя Успенская церковь наполнена воздухом и светом. Красивы двери храма, выходящие на паперти, они отделаны пилястрами с бусинами и завершаются кокошниками. Двери, как и оконные наличники, свидетельствуют о некоторой запоздалости архитектурных деталей Венева монастыря. |
| Уже издалека видна широкая полоса богатого, но по-детски простого кирпичного рисунка, как кружевная лента, опоясывающая верхнюю часть могучего четверика. Выше расположены килевидные полукружия кокошников, создающих единую целостную, ритмичную картину. Кокошники, по четыре с каждой стороны, подходят под четырехскатную кровлю и были раньше расписаны изображениями на библейские темы (в ХХ веке замазаны известью) с западной стороны едва просматриваются изображения Николая Чудотворца, Крещения Господня, Успения Божией Матери; какие-то изображения были на барабане купола.
| |
|
| |
|
| Стены храма обильно украшены каменными наличниками окон, расположенных в два ряда на различной высоте – они образуют новый, двойной ряд ажурного пояса, представленного крупным планом. Наличники окон составлены из полуколонок с перехватами, пилястр, завершаемых изящным треугольником.
| | === [https://monasterium.ru/monastyri/svjatiny/nekropol-nikolskogo-veneva-monastyrya/?from_monastery=11134 Некрополь Никольского Венева монастыря] === |
|
| |
|
| Красив верхний ряд окон с коваными решетками, придающий всему зданию ажурность. Каждая из наружных стен храма отличается от других – имеет «свое лицо». Так для северного фасада церкви характерны: неодинаковая высота смежных окон, ассиметричное размещение «ширинок» (квадратных углублений в стене). На восточной стороне храма из основного объема церкви выступают двумя ступенями апсиды верхней и нижней церкви, создавая впечатление ниспадающего каскада мощных архитектурных объемов.
| | За многие века существования Венева монастыря на его кладбище, которое располагается вокруг храма, нашли упокоение более 500 монахов. И в близкий к нашему времени период многие известные и высоко духовные люди завещали похоронить себя в некрополе Венева монастыря. К их священным могилкам не зарастает тропа паломников, жаждущих поклониться их праху, воззвать о помощи и исцелении. |
| | |
| Благодаря наличию двух рядов окон и высоким сводам верхняя Успенская церковь наполнена воздухом и светом. Красивы двери храма, выходящие на паперти, они отделаны пилястрами с бусинами и завершаются кокошниками. Двери, как и оконные наличники, свидетельствуют о некоторой запоздалости архитектурных деталей Венева монастыря.
| |
| | |
| Фотографии, сделанные на рубеже ХХ века, сохранили многие детали наружного вида и интерьера храма, которые позже были утрачены. Так большинство поверхности стен и потолка было расписано «травами» — растительным орнаментом. В 1956 – 57 гг. ХХ столетия большинство росписей были покрыты белой масляной краской и к настоящему времени остатки росписей сохранились только в ризнице и на стенах лестничного проема, ведущего к ней. Былая роспись стен и потолков Николо-Успенского храма Венева монастыря во многом напоминает фрески Покровского собора (храм Василия Блаженного) в Москве. Пятиярусный иконостас весьма типичен для конца XVII века. Особенно выразительны для эпохи Московского барокко царские врата.
| |
| | |
| Нижний Никольский храм, освященный в 1696 году, сохранил все характерные черты своего времени. Необычен сам вход в храм: входной портал расположен в глубине открытой арочной лоджии под юго-западной частью паперти. Красиво смотрится окно в обрамлении каменного наличника, расположенное в центре массивных проемов перед нижним храмом. Железные кованые, двухстворчатые двери XVII века подготавливают входящих в храм к встрече с далеким прошлым.
| |
| | |
| Явно контрастирует с этим элегантным архитектурным решением вход на второй этаж в Успенскую церковь. Эта дисгармония – результат более поздних перестроек. Двухскатная крыша и довольно плоский треугольный фронтон, опирающиеся на шесть массивных столбов, придают всей конструкции тяжеловесность и нарушают легкость и изящество всего храмового ансамбля. Однако даже эта инородная пристройка не разрушает замысел талантливого зодчего – показать в камне идею совершенствования человека, его устремленность к высшему.
| |
|
| |
|
| === Святые === | | === Святые === |