Церковь святителя Николая Чудотворца (Бари)

Идёт загрузка карты…

Церковь Николая Чудотворца основана в 1911 году, уникальный для Западной Европы памятник архитектуры, является ставропигиальным храмом. Другие названия: Русская церковь в Ба́ри, Церковь-подворье святителя Николая. Итальянское название — La Chiesa Russa di Bari.

Верхний храм, подворье Русской Православной Церкви, находится в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси, а нижний храм занимает Русская Православная Церковь Заграницей.

Не следует путать церковь-подворье свт. Николая с католической базиликой святого Николая (Basilica di San Nicola), где проводятся как католические, так и православные богослужения, и где покоятся мощи святого. Храмы находятся недалеко друг от друга.

История

12 мая (ст. ст.) 1911 года в рамках ИППО был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством св. императора Николая II, внесшего личных 10 тыс. рублей. Комитет, возглавляемый знатоком древнерусского искусства князем А.А. Ширинским-Шихматовым, разместился в Петербурге. Задачей комитета стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и церковью, достойно выражающей православное искусство.

Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов Николо-Александровского храма на Песках (решением Синода от 29 ноября 1911 года и ему было присвоено наименование «Барградский»), по высочайшему повелению дважды в год, на Николу вешнего и Николу зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде.

Комитет, наученный горьким опытом в Турции, в Италии вел себя осторожно: посланник ИППО, [https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/

протоиерей Иоанн Восторгов] (расстрелян в Москве в 1918 года; причислен Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников) приехал в Апулию в обстановке почти секретной — опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. 20 января 1911 года о. Иоанн послал в комитет телеграмму об успешной покупке земли. По возвращении в Россию он, отчитываясь в ИППО о своей поездке, закончил речь словами: «Да вознесется на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!»

Весной того же года в Бари прибыл деятельный член комитета князь Н.Д. Жевахов и видный архитектор В.А. Покровский, произведший экспертизу участка и одобривший место предполагаемого строительства (12 тыс. кв. м на виа Карбонара, совр. корсо Бенедетто Кроче, № 130).

Заказ на проект в итоге получил молодой тогда зодчий А.В. Щусев по протекции св. Елисаветы Феодоровны, для которой зодчий строил в 1908–1912 годах Марфо-Мариинскую обитель под Москвой. В личном архиве Щусева сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья, датированных 1912–1914 годами.

В тот же период комитет выделил 28 тыс. рублей на строительство новой «Барградской» церкви в Петербурге, задуманной в качестве российского центра барградского проекта. Храм был заложен 8 сентября 1913 года по чертежам С.С. Кричинского и освящен 15 декабря 1915 года (снесен в 1932 г.).

«Барградские» храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. «Идеологом» построек, предложившим «стиль» в духе псковско-новгородской архитектуры, был князь Ширинский-Шихматов; он же собрал древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Председатель комитета лелеял идею создания в Бари, в помещениях подворья, первого в истории зарубежного музея русской старины. Предполагалось экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К.С. Петрову-Водкину роспись интерьеров.

В октябре 1911 года ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено Королевским декретом от 4 января 1912 года. Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен лично св. царем Николаем II 30 мая 1912 года со сметой в 414 068 рублей. Помимо двухэтажного храма вместимостью 200 человек, в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью — второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней.

В марте 1913 года в Бари была командирована от ИППО наблюдательно-строительная комиссия, в которую вошли: настоятель будущей церкви о. Николай Федотов, производитель работ архитектор Вс.А. Субботин, псаломщик К.Н. Фаминский и смотритель работ И.Д. Никольский. Комиссию возглавил второй священник римской посольской церкви о. Христофор Флеров, постоянно живший в Италии. В начале 1913 года в соответствии с принятыми правилами св. Синод утвердил «штат церковнослужителей при состоящей в итальянском городе Бари русской церкви».

Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 года, когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи. Пришли телеграммы от царя («искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма»), от Елисаветы Феодоровны («соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников»), от Щусева («поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу»).

Земляные и каменные работы вел местный инженер Н. Рикко под надзором Субботина, плотницкие — Д. Камышев. На участке был быстро построен временный дом со звонницей и с верхним помещением для временной церкви, которую освятили уже 24 декабря 1913 года. На церемонии освящения о. Николай Федотов провозгласил начало возрождения православия в Апулии. К марту 1914 года подворье было подведено под крышу. Весной о. Николай был отозван в Россию, на его место прибыл о. Василий Кулаков.

В июне-июле 1914 года Бари посетил великий князь Олег Константинович (через год погиб на войне), который, вникнув в дело, предложил по возвращению в Россию Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утвержденный проект.

Летом 1914 года подворье открыло временный приют для паломников на 20–30 человек. Однако своему назначению оно служило считанные дни. В августе того же года странноприимница превратилась в беженский пункт: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путем через Германию и ждали отправки в Россию морем (скопилось около 200 человек).

Несмотря на войну, строительные работы успешно продолжались и к январю 1915 года были вчерне завершены. Барградский комитет в Петербурге собрал утварь и иконы, которые должны были быть доставлены туда по окончанию войны. Вскоре была освящена нижняя церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда 24 мая (сразу после Николы вешнего, что в России было воспринято провиденциально) Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов», Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту.

Председатель Комитета кн. А.А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смог выехать в Бари и художник К.С. Петров-Водкин, который должен был расписать новый храм.

Революция и Гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Закончился его «дореволюционный» период истории и начался эмигрантский. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета.

Однако в 2008 году православный мир облетела радостная весть: решением итальянского правительства храм и подворье вернули России.

В 2011 году подворье в Баграде наконец-то открыло свои двери для паломников – спустя почти век после своей постройки.

Архитектура и внутреннее убранство

Барградское русское подворье является уникальным для Западной Европы памятником. В XIX–XX веках за пределами России было создано немало произведений национального зодчества, однако подавляющее их большинство выдержано в московско-ярославском стиле, а не в редком псковско-новгородском, как в Бари, где, кроме непосредственно церковного здания, появился и колоссальный комплекс странноприимницы, напоминающий древнерусский терем.

Все архитектурные работы в Бари шли под авторским надзором А.В. Щусева, начавшего свою карьеру в области церковного строительства (по его же эскизам в Сан-Ремо был возведен еще один русский храм). Комитет поставил задачу создать большой комплекс «в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV века». Молодой зодчий с увлечением отдался делу и сделал массу чертежей и рисунков — не только для общей композиции ансамбля, но для малейших деталей интерьера. К сожалению, война и революция оборвали работы и памятник сейчас предстоит перед нами без задуманной богатой внутренней отделки.

Церковное здание было построено двухэтажным, с нижней обогреваемой? «зимней», церковью (изначально в этой крипте предполагалось устроить ризницу) и верхней «летней».

В нижнем храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, освященном в 1921 году, выделяется большой храмовый образ. Среди достопримечательностей крипты обращает на себя внимание большая модель подворья, дающая хорошее представление о грандиозности комплекса. К святыням относится чтимая икона святителя Николая с частицей его мощей.

Главный храм остался (за исключением апсиды) нерасписанным. Подготовке этого храма к освящению много сил отдал Д.С. Дерганин, бывший в 1950-х годах. старостой прихода.

Иконостас был водружен к освящению в 1955 году. Его иконы были безвозмездно созданы в 1950-х годах. парижскими художниками А.А. Бенуа и его женой М.А. Бенуа, урожденной Новинской. Композиция одноярусного иконостаса следует канонической схеме: в местном ряду, справа от Царских врат, водружен образ Спасителя, слева от него — храмовый образ свт. Николая, с подписью «Живые — мертвым, в столетний юбилей Тверского и Елизаветградского училищ, от офицеров 1-го Уланского Петербургского полка». Справа от Царских врат — икона Божией Матери с Младенцем. Над Царскими вратами, украшенными иконами Благовещения и четырех Евангелистов, — «Тайная Вечеря». На боковых вратах образа Архангелов — Михаила на правой и Гавриила. Кроме этих образов в иконостасе установлены следующие иконы (слева направо): «Свв. царица Александра и Пантелеимон», «Свв. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец», «Свв. Сергий Радонежский, Александр Невский и Серафим Саровский», «Св. Спиридон Тримифунтский», «Свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст», «Свв. апостолы Петр и Павел», «Свв. Владимир и Ольга». Над оконечностями иконостаса, на стене, водружены большие образы св. Серафима Саровского (справа) и св. Сергия Радонежского.

В высокой конхе апсиды теми же художниками Бенуа написан образ Знамения Божией Матери, ниже — Спас на Престоле.

Над северным входом в храм находится икона свв. бессребреников Космы и Дамиана, широко почитаемых в Апулии.

На фоне белого свода выделяется огромное паникадило, изготовленное в 1998 году в Сербии на средства паломников из России, собранные иеромонахом Исайей.

Подворье располагается на большом участке общей площадью 7200 кв. м, являющемся собственностью муниципалитета. С запада участок ограничен корсо Бенедетто Кроче, с севера — виа Де Руджеро, с востока — жилыми домами, с юга — городским сквером. В 1982 году вся эта зона вместе с постройками была поставлена на учет Комитета по охране памятников.

В 1937 году территория подворья была разделена высокой стеной на две неравные части: одна, площадью 2900 кв. м, была предоставлена в пользование православной общине; другая, с садом, площадью 4300 кв. м — городским учреждениям, занявшим странноприимницу.

В 1967 году на стене храма, обращенной к корсо Бенедетто Кроче, была выложена мозаичная икона свт. Николая в память местного художника Николо Колонна. Святитель на ней изображен держащим Евангелие, с надписью: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

В 1971 году в «церковной» части, в саду, была возведена и освящена маленькая Никольская часовня с небольшой маковичной главкой и «русским» крестом. Она посвящена памяти Николая II.

Несколько лет назад рядом с подворьем установлен памятник свт. Николаю, скульптор — В.М. Клыков.

Святые

Святыни

  • чтимый храмовый образ свт. Николая Чудотворца
  • ковчег с частицами мощей Киево-Печерских отцов
  • икона прп. Серафима Саровского с частицей его мощей
  • икона прав. Феодора Ушакова с частицей его мощей (дарение моряков Российского флота)

Видео

Как добраться

Проезд: Храм-подворье находится к районе Карра́сси (итал. Carrassi). Найти храм легко, он расположен совсем недалеко от базилики свт. Николая

Адрес: Corso Benedetto Croce, 130 • 70125 Bari, Italia

Тел.:

+39 (080) 55-749-33 (при наборе из России 8 гудок 10 39 80 55 749 33);

+39 (334) 745-12-76 (моб.) — (при наборе из России 8 гудок 10 39 334 745-12-76) секретариат;

+39 331 751 04 59 (при наборе из России 8 гудок 10 39 331 751 04 59) бронирование номеров, размещение в Доме паломника

E-mail:

podvorie@bargrad.com (Секретариат)

booking@bargrad.com (Дом паломника. Заказ комнат)

Официальный сайт

Часы работы подворья

С понедельника по пятницу — с 8:00 до 21:00 (по местному времени).

Выходные дни — с 10:00 до 20:00 (по местному времени).

Расписание богослужений

Обратите внимание! В понедельник, вторник, среду, пятницу и субботу молебен совершается в 10:30 в крипте базилики свт. Николая, не на подворье, по четвергам Литургия служится также в крипте.

Литургия на подворье служится в воскресенье в 10:00, всенощное бдение — в субботу и среду в 17:00.

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма-подворья.

Ссылки