Троицкий храм в Хорошеве (Москва)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску


Идёт загрузка карты…
Троицкий храм в Хорошеве (Москва)

Храм Тро́ицы Живонача́льной в Хорошёве в Москве — православный храм Московской епархии. Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём. Трапезная часть и колокольня — XIX века.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Первоначально местность за речкой Ходыней, по дороге из Москвы в Звенигород (Звенигородский тракт), именовалась "Ходынский луг", на рубеже XV-XVI веков новое название "Беседы" вытесняет прежнее из документов. Наконец, в 1572 году в документах впервые упоминается дворцовое село Хорошево. Предположительно в 1594 году царь Феодор Иоаннович подарил Хорошево своему шурину, Борису Годунову, и тот принялся за новое обустройство усадьбы.

Строительство храма неподалеку от царского путевого деревянного дворца предположительно началось между 1596 и 1597 годами.

В 1598 году храм был освящен во имя Живоначальной Троицы. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 – придел Феодора Стратилата.

В XVII веке храм получил большую известность; 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.

Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. В 1745 году была пристроена отдельно стоящая колокольня.

Во время Отечественной войны 1812 года оккупированное французами село вместе с храмом было разграблено. Впрочем, церковная жизнь в храме «пособием приходских людей и доброхотных дателей» возобновилась довольно скоро. 27 января 1813 года освятили восстановленный Никольский придел, а 7 июня того же года был освящен главный престол.

В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс.

До 1918 года храму принадлежало 2 десятины 575 квадратных сажен усадебной земли, на которой находились деревянные дома церковнослужителей и погост. В штате клира состояли священник, два псаломщика и просвирня.

В 1922 году из храмы были изъяты церковные ценности.

В 1925 году храм трижды обворовывали.

5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу.

В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса

В 1960 году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы. Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление №1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.

B 1963–1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить.

В 1967 году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.

В 1989 году был возвращен Церкви. На Пасху, 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался.

B 1993 году из храма были похищены собранные c большим трудом несколько десятков старых и новых икон.

С 1994 года клириками храма являлись сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в священном сане.

5 июля 1998 года храм был освящен патриархом Алексием II.

Летом 2002 года восстановлен уникальный декор - керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время храм благоустроен. Духовно-просветительская деятельность прихода объединяет людей вокруг веры и добрых дел. Катехизаторы помогают желающим лучше понять православные традиции и подготовиться к важным таинствам. Воскресная школа знакомит детей и взрослых с основами духовной жизни, историей Церкви и Священным Писанием.

Сестричество оказывает помощь нуждающимся, ухаживает за больными и организует благотворительные мероприятия. В кружке рукоделия прихожане создают вещи для храма и нуждающихся. Курсы церковно-славянского языка помогают глубже понимать богослужение и молитвы.

Группа раннего воспитания даёт детям первые знания о православной вере через игры и сказки. Молодёжный клуб «Синаксис» объединяет юношей и девушек, организуя встречи, паломничества и волонтёрские акции. Социальное служение поддерживает семьи, пожилых людей и страждущих.

Сестричество святого Пантелеимона заботится о больных, организует сбор помощи и оказывает духовную поддержку. Всё это создаёт атмосферу единства и укрепляет веру прихожан, побуждая их к духовному росту и благотворительности.

Храмы[править | править код]

  • Храм преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе (Москва). Небольшая одноглавая однопрестольная каменная церковь построена в 2010-2012 духе классицизма на средства ктитора И. Р. Ашурбейли. Представляет собой ротонду на четверике с двухъярусной колокольней на западном фасаде, трапезная расположена к югу от четверика. Храм имеет одноименный престол.

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Духовно-просветительская деятельность
  • Катехизаторская деятельность
  • Воскресная школа
  • Сестричество
  • Кружок рукоделия.
  • Курсы церковно-славянского языка.
  • Группа раннего православного воспитания (дети до 6 лет)
  • Молодёжный клуб «Синаксис»
  • Социальное служение
  • Сестричество в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона

Святыни[править | править код]

  • Храмовый образ Живоначальной Троицы, который восходит к «рублевской» иконографии.
Троицкий храм в Хорошеве (Москва)
Киот с частицей Мамврийского дуба с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора.
  • «Мамврийский дуб» предание связывает с вышеупомянутым библейским событием (дерево, заметное на каждой иконе Троицы). Его часть хранится в киоте вместе с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора. Они привезены со Святой Земли и помещены туда благочестивым паломником середины XIX века.
  • По левую сторону царских врат список с величайшей русской святыни –Владимирской иконы Богоматери. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов прославлены в лике святых на поместном соборе 1988 года.
  • Почитаемая круглая икона святителя Николая. Она написана в XIX веке на металле и находится в Никольском приделе.
  • Небольшая икона Святой Троицы у главного алтаря – произведение конца XVII века.
  • Феодоровская икона Божией Матери начала XIX века, в чеканной ризе. Перед этой иконой еженедельно совершается акафист и к ней с молитвой приходят будущие матери. Появившаяся в храме сравнительно недавно, она стала неотъемлемой частью убранства
  • Казанская икона Пресвятой Богородицы — дар Святейшего Патриарха Алексия II. Икона с дарственной надписью хранится в алтаре.
  • Следует отметить две большие иконы XIX века в массивных ризах — «Спас на Престоле» и «Богоматерь Казанская». Они были частью иконостасов неизвестных церквей.
  • Большую группу составляют старинные списки с прославленных чудотворных икон: «Богоматерь Тихвинская» XVIII века снабжена надписью: «Мерою и подобием против самого Ея чудотворного образа». Под изображением «Богоматери Толгской» XIX века золотом нанесен текст, повествующий о явлении чудотворной иконы. Она помещена в киот над левым клиросом.
  • Ростовая икона преподобного Сергия собирает вокруг себя учащих и учащихся. Образ, окованный чистым золотом и бывший некогда крышкой раки его святых мощей, хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Список с него был выполнен в XIX веке в лаврской иконописной мастерской, как и небольшая икона «Явление Богоматери Преподобному», лежащая рядом на аналое. Четыре чугунные ручки с тыльной стороны огромной доски говорят о том, что икона преподобного Сергия была выносной и участвовала в крестных ходах.
  • Небольшая икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе хранится в алтаре. Сам образ прославился в Киеве, но с ним связаны храм и чудотворный источник в соседнем селе Крылатском, находящемся на другом берегу реки Москвы.
Троицкий храм в Хорошеве (Москва)
Икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе (хранится в алтаре)
  • На стене в Никольском пределе находится список с чтимой иконы, именуемой «Курская Коренная». На ней Богоматерь окружена пророками со свитками богородичных пророчеств. После революции знаменитая икона попала за границу, где стала главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Список с нее из нашего храма — выдающееся по своим художественным качествам произведение уральских иконописцев XVIII века, как и две иконы на той же стене: «Спас Смоленский с предстоящими» и «Избранные святые».
  • В один киот помещены четыре иконы. Среди них довольно редкое изображение Семи отроков Эфесских, по Божию Промыслу проспавших сто лет. Как и поясная икона Николая Чудотворца в напольном киоте, они вышли из старообрядческих иконописных центров XIX века, верных иконописным традициям XVI века. К этой же группе стоит отнести и необыкновенно красивый образ cвятителя Стефана Пермского.
  • Две небольшие иконы, висящие рядом в Никольском пределе, объединяют покровителей православной семьи — мучеников Гурия, Самона и Авива и святых благоверных Петра и Февронию Муромских.
  • У иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона собираются для молитвы сестры милосердия, избравшие его своим покровителем. Этот образ, как и икона Богоматери «Достойно есть» из алтаря Ильинского придела, созданы на Святой горе Афон. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь имел весьма развитые иконописные мастерские и вплоть до революции поставлял в Россию работы своих мастеров. Такие иконы отличают стандартные доски, своеобразное письмо и всегда – «афонский сюжет».
  • Среди других чтимых икон Богоматери — «Грузинская», «Троеручица» из Ильинского алтаря и довольно редкая «Шуйская-Смоленская» (XIX век). Здесь чередуются иконы старые и новые, в окладах и без них, искусной работы и простого письма. В Хорошеве хорошо — уютный интерьер оставляет живое и вместе с тем цельное впечатление, в немалой степени этому способствуют росписи. Декор не перегружен элементами позднейших стилей, будь то барокко, классицизм или другие. Современными мастерами творчески осмыслена древнерусская традиция.

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: 123154, Россия, г. Москва, Карамышевская набережная, 15/1

Телефон: +7 (916) 158-40-62

Сайт: https://www.troitsa-horoshevo.ru/

Паломнику[править | править код]

Храм открыт с 7:30 до 20:00 часов. При храме находится Крестильня.

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме совершаются согласно расписанию.

Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма

Как добраться[править | править код]

Проезд:

  • Ст. метро «Полежаевская», «Народное ополчение», МЦК «Хорошево»: Авт. 21, 65, 86, 345, маршрутка 597 до остановки «Живописная ул.». Авт. 155 до остановки «Улица генерала Глаголева». Переход на противоположную сторону шоссе по подземному переходу.
  • Ст. Метро «Полежаевская», МЦК «Хорошево» — Авт. 48,
  • Ст. Метро «Сокол», «Октябрьское поле» — Автобус 291 до остановки «Карамышевский проезд»
  • Ст. Метро «Щукинская» — трамвай 28, 31 до конечной «Проспект маршала Жукова»
  • Схема московского метрополитена
  • График движения и маршруты автобусов Москвы

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]