Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Дни памяти

22 мая - Перенесение мощей

11 августа - Рождество

5 октября - Собор Тульских святых

19 декабря - Преставление

Житие

Развернуть

Богослужения

 Богослужение сегодня

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Развернуть
Развернуть
Развернуть

Иконография

В Византии иконография святителя Николая Чудотворца (ок. 270, Ликия — ок. 3451) складывалось в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.

На Русь почитание святителя произошло вскоре после её Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари (22 мая) был установлен у нас уже через десять лет после этого события, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом († ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое из известных нам изображение угодника Божьего Николая Чудотворца с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода её вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост представлены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные изображения Параскевы и Фотинии.

Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена всё того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., «Николы Липенского», содержит такое молитвенное обращение: «О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:» Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом.

Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси. К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в., Государственный Русский музей) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.

Житийные клейма можно объединить в три основные группы: детство Николы Чудотворца (рождение, обучение грамоте), посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское) и помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного; спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое). Количество житийных клейм в иконах Николая Чудотворца превышало 20.

Отдельно отметим, что Рождеству святителя Николая посвящались не только иконы, но и отдельный праздник. Этот праздник (совершается 11 августа по нов. ст.) – исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известен уже с XII–XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его празднования и в Русской Церкви в правление Екатерины II. В 2004 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил по желанию настоятелей храмов и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя.

Вернемся к упоминавшейся выше Липенской иконе Николая Чудотворца; после запустения Липенского монастыря она оказалась в Сковородовской обители, а сейчас хранится в Новгородском музее. Храм святителя Николая на Липне был построен в 1292 г., а до этого более полувека в Новгороде не было построено ни одного каменного храма: новгородцы то воевали, то выясняли отношения между собой. Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя (о ней – ниже), хранившаяся потом в Николо-Дворищенском соборе; по преданию, икона эта была списком с чудотворного образа святителя Николая, находящегося на хорах Софии Киевской; найденная на Липне икона исцелила новгородского князя Мстислава, поэтому в честь этого образа и чуда от него был воздвигнут тогда же Никольский собор на Дворище.

Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство. Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова. Липенская церковь, вероятно, служила ориентиром для проплывающих мимо кораблей, а перед иконой возносили молитвы, начиная путь из Новгорода или приближаясь к городу.

В XIII и в первой половине XIV вв. почитание святителя Николая усиливается во всём православном мире. В Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, на примере Липенской иконы можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями был эпохой особенно широкого художественного обмена между западным и православным миром. Искусство Новгорода выступает как одно из своеобразных явлений этого обмена.

Новгородские хроники донесли до нас «Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище».

«Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая» дошло до нас в рукописях XVII-XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещении Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть; он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призываше на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесении мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне («в ризах, яко же на иконе написан») и повелел послать в Киев, где «на полатех» (на хорах) есть икона св. Николая, «круглая доска», освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею «покропитися» для исцеления. При этом святой показал «меру» этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим «болярином дворецким». Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать её три дня и три ночи в некоем тихом месте: «от бури ветрены заехаша в некий остров, ожидаху времени, дондеже ветр утихнет». На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. «Болярин» же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: «Отпевша молебная честне, внесоша в ладию и возвратишася к Великому Новуграду с радостию великою». Через этот образ была явлена чудодейственная сила, и князь был исцелен. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею. В память о событии была построена церковь во имя св. Николая «на Ярославле дворе», расписана «стенными письмены», и там была помещена чудотворная икона: «за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша».

Икона круглой формы с поясным изображением святителя Николая Мирликийского, происходящая из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее), – один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма. В 1502 г. оригинал был взят в Москву, где впоследствии погиб в пожаре (Кремль горел в 1626 г.). Для Новгорода в XVI в. была сделана копия, которая и дошла до нашего времени.

В одном из списков новгородской Уваровской летописи читаем: «В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть». Круглая икона святителя Николая пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой.

Интересно, что существует греческое сказание о чудесном явлении мозаичной иконы святителя Николая в монастыре Ставроникита на Афоне. Оно гласит, что в 1540 г. икона попала в рыбацкие сети в море близ монастыря, была торжественно вынесена на берег и водружена в монастырском храме. В Ставрониките имеется и соответствующее изображение чуда – на темперной иконе конца XVI в.: святитель Николай с благословляющим жестом правой руки и с Евангелием на левой; по сторонам и сзади – монастырские постройки; внизу – морской залив, рыбаки (монахи и мирянин) в лодке; сама икона в небольшом масштабе изображена трижды: в рыбацкой сети, в руках одного из рыбаков и, наконец, на берегу.

Сведений об обретении иконы на Липне в древних новгородских летописях мало; под 1113 г. сообщается только о закладке князем Мстиславом Никольской церкви. В XVII в. появляется больше подробностей. В Уваровской летописи говорится: «Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новогород, доска круглая». Между тем в пространной редакции Новгородской III летописи, составленной в конце XVII в., дается больше подробностей: «Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая. Икону ту устроиша в том превеликом храме, на Ярославли дворищи, в церкве; а взяли на Липне, при архиепископе Иоанне».

Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее, круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, Ангелы, те или иные святые, т. е. те, кто участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской (ГИМ, Хлуд. 129 д) и из монастыря Пантократор (Афон, Пант. 61), где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей. В комниновское время, а именно во второй половине XI-XII вв., такие иконы появляются реже.

О том, как располагалась в Никольском храме древнейшая икона, сведений не сохранилось. Согласно документам XVIII-XIX вв., она находилась в особом киоте, тогда как в иконостасе, на почетном месте, рядом со Спасом на престоле, была помещена её копия.

Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона? Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, «на полатех» Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца. Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона «Никола в житии» из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., Государственная Третьяковская галерея).

В Константинополе существовала чтимая, богато украшенная икона святителя, которой с соблюдением специальных церемоний приходил поклоняться император. Архиепископ Антоний («Книга Паломник») пишет: «А вне Златых врат святый Никола пробилоб; и прокована вся икона сребром и позлачна. А когда царь придет, тогда открывают сребро, и целует царь во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывает сребром». Эта чудотворная икона, вероятно, исчезла в XIII в., как многие святыни Константинополя. В XI в. существовала своеобразная иконография святителя Николая, где в центре иконы находился сам святитель, а вокруг, на полях, – святые воины и великомученики-целители, покровители императора и его войска (темперная икона с поясным изображением святого в центре – монастырь святой Екатерины на Синае).

В почитании новгородского круглого образа святителя Николая Мирликийского просматривается особое отношение к нему, как к целителю, со стороны княжеского дома. Это уместно сравнить с рассказом о чудесном исцелении ослепленного в феодальных распрях сербского короля Стефана Дечанского, 1320-е гг. Трудно сомневаться, что такое почитание Святителя имело место и в Константинополе. Среди найденных там вотивных (обетных) икон X-XI в. из мрамора, металла, эмали расписной керамики, довольно крупных по размеру (диаметром 30-36 cм), встречаются изображения различных святых, в том числе целителей, которые могли находиться в храме, либо предназначались для домашней молитвы. Новгородский круглый образ, возможно, является копией какой-либо чудотворной константинопольской иконы. Неизвестно, что случилось с первой копией круглой иконы, которая была сделана в 1502 г. Причиной её исчезновения мог быть пожар (например, жесточайший пожар всей Торговой стороны в 1508 г.), либо другое бедствие. Существующая ныне икона, видимо, была написана при Новгородском архиепископе Макарии (на кафедре он был в 1526-1542 гг.), который, сам, будучи иконописцем и тонким знатоком иконографии, известен благоукрашением новгородских храмов, а также своим особо благоговейным почитанием святителя Николая Мирликийского.

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – «круглая доска» (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (Государственная Третьяковская галерея). Её происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (Государственный Русский музей). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. «из Диких полей», т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается её торжественным поновлением в 1556 г.

В заключение отметим, что в народной традиции в иконографии святителя иногда выделяют иконы Николы Зимнего и Николы Летнего (Вешнего), соответствующие дням почитания в году: соответственно, дню смерти святого (19 декабря) и дню прибытия его мощей в город Бари (22 мая). При этом «зимний» Никола, в народном представлении, изображается в епископской митре, а «летний» — с непокрытой головой.

Использованы материалы статей протоиерея Николая Погребняка, Романа Савчука, Елизаветы Иванчиной и открытых источников.


Примечание

1 Ср.: Год преставления святого отсутствует во всех греческих источниках. Но в самом древнем житийном памятнике о нем – «Деянии о стратилатах», в 3-й редакции (гл. 19), имеется важное указание: «…через год [после того, как император Константин отправил Непотиана, Урса и Герпилиона с дарами к святителю Николаю] стратилаты, прибыв по обычаю в Ликию, стали искать святого Божьего Николая. И. узнав, что он почил и пребывает с Господом, разыскали место, где лежало его честное тело». Это сообщение позволяет установить хронологическую границу кончины святого. Из него следует, что за год до смерти Николая император отправлял ему подарки. Константин умер в мае 337 г. Если даже предположить, что святитель и император умерли в один год, то можно получить крайнюю дату смерти святого Николая – 337 г.

Однако есть важное обстоятельство, которое указывает нам на более раннюю дату его преставления. В январе 336 г. Непотиан стал консулом, то есть получил самую почетную должность в Римской империи. Если бы Непотиан прибыл в Миры в 336 г. во время своего консульства или сразу после него, то визит столь высокого должностного лица, несомненно, должен был быть особо отмечен в «Деянии о стратилатах». Но и в последней, 19-й главе, как и во всём предыдущем тексте «Деяния», Непотиан представлен не консулом, а одним из полководцев. Следовательно, стратилаты приехали навестить святителя и узнали о его смерти еще до 336 г., когда Непотиан стал консулом.

Случайный тест