Голгофа и канун

Молитва возле Голгофы

На фотографии – молодой человек молится возле Голгофы. О поминании усопших подробно можно прочитать в нашей книге ЖИЗНЬ ЗА ПОРОГОМ СМЕРТИ, однако кое-что приведем и здесь.

Несколько слов скажем о установившемся сегодня обычае поминовения новопреставленных христиан в 3-й, 9-й и 40-й дни по смерти, а также в годовщину смерти.
В благочестивой литературе позднего времени можно встретиться с мнением, что до третьего дня душа обычно пребывает на земле. Она имеет возможность посещать близких и родственников. После третьего дня и до девятого душа в сопровождении Ангела посещает обители рая. С девятого по сороковой – душа находится в адских местах. И, наконец, на сороковой день Господь упокоевает душу в том состоянии (адском или райском), для которого она готова.

Но Древней Церкви такое изъяснение 3-го, 9-го и 40-го поминальных дней было неизвестно.

Памятник 4-го столетия – Апостольские постановления (кн. 8, гл. 42) – рекомендует совершать поминовения усопших «во псалмах, чтениях и молитвах» на третий день после смерти нашего ближнего – ради Господа Иисуса Христа, «воскресшего в третий день по Писанию». Этот же древнецерковный документ предписывает совершать поминовение усопших и на девятый, и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю», ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.
Творить поминовение усопших на третий день после смерти повелевает и св. Исидор Пелусиот (370-437 гг.): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба – и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших. В какой бы час дня кто ни умер, третьим днем считай тот, что наступает по прошествии дня следующего».

Св. Симеон Солунский (XIV в.) видит в третьем и девятом днях иную символику. «Третины совершаются для того, чтобы показать, что умерший получил бытие от Троицы».
Празднование третьего дня по смерти – празднование возвращения к Богу Троице, от которого мы получаем жизнь».
«Девятый день, – говорит святитель Симеон, – для того, чтобы невещественный дух его (почившего) был сопричтен со святыми духами – Ангелами, которым он подобен по природе и которые разделяются на девять чинов».
В сороковой день панихиды совершаются «ради Вознесения Спасителя» и как напоминание, что некогда по гласу Господа и наш почивший будет восхищен на облацех, предстанет Судии и войдет в радость вечной жизни.

И все же все эти свидетельства говорят лишь о символике 3-го, 9-го, 40-го дней, но не говорят о том, что эти дни значат для самой души. А сама душа, вероятно, действительно находится в эти дни в каком-то особом состоянии. Она еще не привыкла к внетелесной жизни, душа еще не до конца покинула земное. Интересно, что, по сообщению некоторых ученых, до сорокового дня в теле происходит еще обмен веществ, некоторые телесные функции не умерли. Тело угасает постепенно, и можно предположить, что душа действительно не может просто так, легко освободиться от тела, какие-то невидимые нити ее с покинутым телом связывают. Об этом же находим упоминание у великого подвижника 19-го столетия святителя Феофана Затворника. Одной вопрошающей его благочестивой женщине он писал: «Усопшие не вдруг свыкаются с новой жизнью. Даже и у Святых некое время держится земляность. Пока то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины, девятины и сорочины указывают на степени очищения от земляности. Есть догадка, что сии 3-9-40 – соответствуют каким-то поворотам в образовании младенцев в матерней утробе. Видения были... и они благонадежнее в определении, чем наши догадки. Догадки – шаткое дело. Я думаю, что видения только подтвердили, а дело уже было в ходу в Церкви Божией, – и было от Апостолов».

Опыт Церкви говорит нам вот о каких интересных подробностях жизни души после смерти. До третьего дня души усопших могут пребывать возле тела. Мы омываем тело, плачем по покойному, поминаем его, а душа почившего с нами, мы лишь ее не видим.
В этом отношении можно привести замечательный случай из жития преп. Макария Александрийского. Однажды преп. Макарий просил Ангела, сопровождавшего его подвиги в египетской пустыне, объяснить ему значение церковного поминания в третий день. Ангел отвечал: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, – получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».
Подобно этому рассказу, Ангел сообщил преп. Макарию, что до девятого дня Господь позволяет душе посетить обители рая. «Созерцая все это, – говорил Ангел, – душа изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: Увы мне! Сколько я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, чтобы и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!»
На девятый день душа возносится Ангелами к Богу и поклоняется своему Создателю. И затем, до сорокового дня, Ангелы показывают душе ад. И на сороковой день, как сообщил Ангел преподобному Макарию, «Судия Бог определяет приличное ей (душе) по делам место заключения».

Можно думать, что установившийся сегодня обычай поминовения новопреставленных христиан в 3-й, 9-й и 40-й дни по смерти основан на рассказе преп. Макария.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Все фотографии галереи