В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего мирянина, монаха и диакона. (Над умершим архиереем и священником читают не Псалтирь, а Евангелие). Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются на гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Чтение Псалтири совершается cразу же после совершения первой панихиды.
Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин. Чтение Псалтири, являясь молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу. Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием, вникая в читаемое.
В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и сороковой. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или сорок дней, включая день кончины.
В наших богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке чтения Псалтири по усопшим. Согласно старинной практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение с первой кафизмы.
В современной практике рекомендуют начинать чтение Псалтири по усопшим с предначинательных молитв и тропаря «Глубиною мудрости…». По окончании Псалтири читают Канон о усопшем. При этом каждая кафизма начинается молитвословием «Приидите, поклонимся..», а заканчивается тропарями покойными и молитвой, положенной после каждой кафизмы. На каждой Славе читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…».
***
В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую 17-ю кафизму (в нее входит только 118-й псалом). Ее называют поминальной. А в богослужебных книгах – «Непорочны», по слову, находящемуся в первом ее стихе: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим).
Согласно преданию, Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно этого: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26: 30). Стихом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, грядущий на страдание и смерть. Этот стих всегда поет Церковь при погребении умерших, а 17-ю кафизму читают в дни их особого поминовения (родительские субботы).
Комментировать