О чтении Псалтири по усопшим

В Пра­во­слав­ной Церк­ви издрев­ле суще­ству­ет бла­го­че­сти­вый обы­чай чте­ния Псал­ти­ри над телом умер­ше­го миря­ни­на, мона­ха и диа­ко­на. (Над умер­шим архи­ере­ем и свя­щен­ни­ком чита­ют не Псал­тирь, а Еван­ге­лие). Псал­мы чита­ют­ся непре­рыв­но (кро­ме вре­ме­ни, когда совер­ша­ют­ся на гро­бе пани­хи­ды или литии) до погре­бе­ния усоп­ше­го и в память его после погре­бе­ния. Чте­ние Псал­ти­ри совер­ша­ет­ся cра­зу же после совер­ше­ния пер­вой панихиды.

Совер­шать чте­ние Псал­ти­ри по усоп­шим может вся­кий бла­го­че­сти­вый миря­нин. Чте­ние Псал­ти­ри, явля­ясь молит­вою за усоп­ше­го, одно­вре­мен­но име­ет целью дать уте­ше­ние и нази­да­ние живым, уте­ша­ет скор­бя­щих о почив­шем и обра­ща­ет их молит­вы о нем к Богу. Чте­ние Псал­ти­ри долж­но совер­шать­ся бла­го­го­вей­но, неспеш­но, со уми­ле­ни­ем и сокру­ше­ни­ем сер­деч­ным, не торо­пясь, со вни­ма­ни­ем, вни­кая в читаемое.

В Апо­столь­ских поста­нов­ле­ни­ях запо­ве­да­но совер­шать псал­мо­пе­ния, чте­ния и молит­вы по усоп­шим в день тре­тий, девя­тый и соро­ко­вой. Но пре­иму­ще­ствен­но уста­но­ви­лось обык­но­ве­ние читать псал­мы по усоп­шим три дня или сорок дней, вклю­чая день кончины.

В наших бого­слу­жеб­ных кни­гах нет опре­де­лен­ных ука­за­ний о поряд­ке чте­ния Псал­ти­ри по усоп­шим. Соглас­но ста­рин­ной прак­ти­ке, чте­ние Псал­ти­ри за упо­кой пред­ва­ря­ет­ся чте­ни­ем кано­на за умер­ших мно­гих или за еди­но­умер­ше­го, после кото­ро­го начи­на­ет­ся чте­ние Псал­ти­ри. По про­чте­нии всех псал­мов опять про­чи­ты­ва­ет­ся заупо­кой­ный канон, после кото­ро­го сно­ва начи­на­ет­ся чте­ние с пер­вой кафизмы.

В совре­мен­ной прак­ти­ке реко­мен­ду­ют начи­нать чте­ние Псал­ти­ри по усоп­шим с пред­на­чи­на­тель­ных молитв и тро­па­ря “Глу­би­ною муд­ро­сти…”. По окон­ча­нии Псал­ти­ри чита­ют Канон о усоп­шем. При этом каж­дая кафиз­ма начи­на­ет­ся молит­во­сло­ви­ем “При­и­ди­те, покло­ним­ся..”, а закан­чи­ва­ет­ся тро­па­ря­ми покой­ны­ми и молит­вой, поло­жен­ной после каж­дой кафиз­мы. На каж­дой Сла­ве чита­ет­ся молит­ва “Помя­ни, Гос­по­ди Боже наш…”.

***

В тре­тий, девя­тый и соро­ко­вой дни сле­ду­ет читать по усоп­ше­му осо­бую 17‑ю кафиз­му (в нее вхо­дит толь­ко 118‑й пса­лом). Ее назы­ва­ют поми­наль­ной. А в бого­слу­жеб­ных кни­гах – «Непо­роч­ны», по сло­ву, нахо­дя­ще­му­ся в пер­вом ее сти­хе: «Бла­же­ни непо­роч­нии в путь, ходя­щии в законе Гос­под­ни». В этой кафиз­ме изоб­ра­жа­ет­ся бла­жен­ство ходив­ших в законе Гос­под­нем (то есть бла­жен­ство пра­вед­ных людей, ста­рав­ших­ся жить по запо­ве­дям Божиим).
Соглас­но пре­да­нию, Хри­стос с уче­ни­ка­ми вышел из дома, где совер­ша­лась Тай­ная Вече­ря, при пении псал­ма, по всей види­мо­сти, имен­но это­го: «И, вос­пев, пошли на гору Еле­он­скую» (Мф. 26: 30). Сти­хом «Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди, научи мя оправ­да­ни­ем Тво­им» отпе­вал Себя Гос­подь, гря­ду­щий на стра­да­ние и смерть. Этот стих все­гда поет Цер­ковь при погре­бе­нии умер­ших, а 17‑ю кафиз­му чита­ют в дни их осо­бо­го поми­но­ве­ния (роди­тель­ские субботы).

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки