Поминовение усопших

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

***

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир.7:39).
Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20:38).

Поминове́ние усо́пших — бого­угод­ное дей­ствие, хода­тай­ствен­ного харак­тера, направ­лен­ное на улуч­ше­ние участи усоп­ших.

Для хри­сти­а­нина смерти, как исчез­но­ве­ния, или пре­кра­ще­ния суще­ство­ва­ния, нет. Смерть – это завер­ше­ние зем­ного пути, пре­кра­ще­ние стра­да­ний, свое­об­раз­ный рубеж, за кото­рым насту­пает то, к чему он всю жизнь шел и стре­мился. Кто познал истину и умер в вере, тот побе­дил смерть, вместе с Вос­крес­шим Хри­стом. Цер­ковь не раз­де­ляет своих членов на живых и мерт­вых, у Христа все живы.

По учению Святой Пра­во­слав­ной Церкви все веру­ю­щие в Гос­пода Иисуса Христа не уми­рают, но живут вечно. «Всякий, живу­щий и веру­ю­щий в Меня, не умрет во век» (Ин.11:26). Поэтому уми­ра­ю­щие пра­во­слав­ные хри­сти­ане не пере­стают быть чле­нами Святой Церкви, сохра­няя молит­вен­ное обще­ние со всеми осталь­ными ее чадами.

В памят­ные для усоп­шего дни (кон­чины, именин, рож­де­ния) он име­ну­ется прис­но­по­ми­на­е­мым или прис­но­па­мят­ным.

***

Любовь не уми­рает

Плодом жизни любого чело­века явля­ется только одно – любовь, кото­рую он смог про­явить в своей жизни. После вре­мен­ного раз­лу­че­ния души и тела до Страш­ного Суда, усоп­ший уже не может тво­рить дела любви, но его любовь может умно­жаться через его близ­ких в его память.

Близ­кие могут духовно воз­рож­даться, желая помочь усоп­шему, поми­нать его на Литур­гии, молиться о нём, тво­рить дела мило­сер­дия в его память.

- Поми­но­ве­ние на Боже­ствен­ной литур­гии

«Всякий жела­ю­щий про­явить свою любовь к умер­шим и подать им реаль­ную помощь может наи­луч­шим обра­зом сде­лать это молит­вой о них и, в осо­бен­но­сти, пода­чей записки для поми­но­ве­ния на Боже­ствен­ной литур­гии. Ничего луч­шего и боль­шего сде­лать для них мы не можем. Это им всегда необ­хо­димо…» (архиеп. Иоанн (Мак­си­мо­вич)).

- Мило­стыня

Кроме молитвы за усоп­ших ещё одним дей­ствием поми­но­ве­ния их явля­ется мило­стыня. Под мило­сты­нею пони­ма­ется не только пода­я­ние нищим в память усоп­шего, но всякое бла­го­де­я­ние по отно­ше­нию к нуж­да­ю­щимся.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил: «Рос­кош­ное погре­бе­ние, не есть любовь к умер­шему, но тще­сла­вие. Если хочешь собо­лез­но­вать об умер­шем, покажу тебе иной способ погре­бе­ния и научу тебя пола­гать ризы, убран­ство, достой­ное его и его про­слав­ля­ю­щее: это мило­стыня».

- Молитва

Любовь к умер­шим род­ствен­ни­кам воз­ла­гает на нас, ныне здрав­ству­ю­щих, святую обя­зан­ность – молиться о спа­се­нии их душ. По словам свя­щен­ника Нико­лая Успен­ского, «…молясь об усоп­ших род­ствен­ни­ках, мы достав­ляем им един­ствен­ное благо, кото­рого жаждут их души, – поми­ло­ва­ние от Гос­пода».

Для молитв за умер­ших назна­чен и особый день в сед­мице – суб­бота, в кото­рую пола­га­ется заупо­кой­ная служба (кроме празд­ни­ков, если слу­чатся в этот день).

Помимо част­ных поми­но­ве­ний усоп­ших, Святая Цер­ковь уста­но­вила общие поми­но­ве­ния. Дни осо­бого общего поми­но­ве­ния усоп­ших назы­ва­ются роди­тель­скими суб­бо­тами. В эти дни поми­на­ются все от века умер­шие хри­сти­ане. Почему именно в суб­боты, а не в другие дни, пола­га­ется моле­ние об упо­ко­е­нии душ? Потому что день суб­боты, как день покоя, по своему зна­че­нию есть наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ный для моле­ния – упо­ко­ить умер­ших со свя­тыми. А роди­тель­скими они назы­ва­ются потому, что каждый чело­век поми­нает, прежде всего, самых близ­ких людей – своих роди­те­лей. Это:

  • Мясо­пуст­ная все­лен­ская роди­тель­ская суб­бота за неделю перед Вели­ким Постом;
  • Тро­иц­кая все­лен­ская роди­тель­ская суб­бота перед днем Святой Троицы;
  • Роди­тель­ские суб­боты 2‑й, 3‑й и 4‑й недели Вели­кого Поста;
  • Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бота (за неделю перед празд­ни­ком памяти вели­ко­му­че­ника Димит­рия Солун­ского – Небес­ного Покро­ви­теля бла­го­вер­ного вели­кого князя Дмит­рия Дон­ского); Радо­ница (во втор­ник второй недели после Пасхи),
  • 9 мая – день поми­но­ве­ния всех погиб­ших и тра­ги­че­ски умер­ших в период Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Нака­нуне роди­тель­ских дней вече­ром в храмах совер­ша­ются парас­тасы – заупо­кой­ные все­нощ­ные бдения, а после литур­гии бывают все­лен­ские пани­хиды.

Из глу­бо­кой древ­но­сти идет обычай совер­шать о каждом усоп­шем поми­но­ве­ние в третий, девя­тый и соро­ко­вой дни по его кон­чине, а также совер­шать соро­ко­усты. Соро­ко­уст – это непре­рыв­ное поми­но­ве­ние в тече­ние 40 дней по кон­чине.

Также поми­но­ве­нию усоп­шего посвя­ща­ется годо­вой день смерти, день рож­де­ния и именин в том смысле, что умер­ший жив и бес­смер­тен по духу и неко­гда совер­шенно обно­вится, когда Гос­подь воз­двиг­нет тело его.

Помимо уча­стия в заупо­кой­ных бого­слу­же­ниях, Святая Цер­ковь запо­ве­дует своим чадам поми­нать усоп­ших и на домаш­ней молитве. Здесь каж­дому моля­ще­муся предо­став­ля­ется неко­то­рая сво­бода для про­яв­ле­ния лич­ного усер­дия. В допол­не­ние к вечер­ним и утрен­ним молит­вам иноки и миряне про­чи­ты­вают помян­ник, совер­шая поимен­ное поми­но­ве­ние живых и мерт­вых. Кроме того, суще­ствует древ­ний обычай читать Псал­тирь по усоп­шим. На домаш­ней молитве по бла­го­сло­ве­нию духов­ника может быть совер­шено поми­но­ве­ние и тех, кого нельзя поми­нать на цер­ков­ном бого­слу­же­нии – своих родных и близ­ких, скон­чав­шихся вне ограды Пра­во­слав­ной Церкви – некре­ще­ных, ере­ти­ков и т.д. Оптин­ские старцы раз­ре­шали на домаш­ней молитве поми­нать даже само­убийц.

Слышат ли усоп­шие наши молитвы о них?

Обще­ние между земной и Небес­ной Цер­ко­вью несо­мненно суще­ствует. Оно осно­вано на хри­сти­ан­ской любви и выра­жа­ется в молит­вен­ной помощи друг другу. Спа­си­тель гово­рит: «Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38). Апо­стол Павел пишет: «Любовь нико­гда не пере­стаёт» (1Кор.13:8). 

Вопрос о том, как именно отра­жа­ются на усоп­ших молитвы за них со сто­роны членов земной Церкви, не имеет в Пра­во­слав­ном Дог­ма­ти­че­ском Бого­сло­вии деталь­ного, вплоть до подроб­но­стей, рас­кры­тия. О чём можно гово­рить с уве­рен­но­стью, бого­угод­ные молитвы за почив­ших ближ­них не оста­ются бес­плод­ными; бла­го­даря молит­вен­ному пови­но­ве­нию почив­шие могут полу­чать уте­ше­ние и отраду. Мы не можем точно ска­зать, что усоп­шие именно слышат наши молитвы, но можем утвер­ждать, что они чув­ствуют их.

О каких-то дета­лях из жизни усоп­ших и о том, как на них ска­зы­ва­ются обра­щен­ные к Богу молитвы, можно узнать из содер­жа­ния част­ных откро­ве­ний, пре­по­да­вав­шихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откро­ве­ния пре­по­доб­ному Гри­го­рию, уче­нику свя­того Васи­лия Нового, известно, что душа бла­жен­ной Фео­доры (после её физи­че­ской смерти), про­ходя через мытар­ства, ощу­щала на себе след­ствие молитв духов­ника, отца Васи­лия. При этом она пони­мала, кто за неё молится. Его молитвы спо­соб­ство­вали ей в про­хож­де­нии мытарств.

Довольно вни­ма­тельно к этому вопросу отно­сился свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов. В одном из наи­бо­лее извест­ных про­из­ве­де­ний этого автора, «Диа­логи…», пред­став­лена исто­рия о двух бла­го­че­сти­вых женах, кото­рые, к сожа­ле­нию, не могли обуз­дать свои языки. Они не сде­лали этого даже и после того, как были обли­чены и настав­лены «чело­ве­ком Божьим», пре­ду­пре­див­шем их, что если не испра­вятся, то он отлу­чит их от Церкви. Вскоре ост­ро­языч­ные жен­щины умерли и были погре­бены в пре­де­лах мест­ного храма. Когда в храме совер­ша­лась Евха­ри­стия, и диакон, в опре­де­лен­ное время, согласно тра­ди­ции, ука­зы­вал лишён­ным обще­ния поки­нуть собра­ние верных, бывшая кор­ми­лица умер­ших жен видела, как они, вдруг, под­ни­ма­лись из гробов и уда­ля­лись вон. Когда она сооб­щила об этих виде­ниях «чело­веку Божьему», тот вручил ей просфору и велел при­не­сти её Гос­поду. После того, как она выпол­нила рас­по­ря­же­ние свя­того, усоп­шие больше не «под­ни­ма­лись» из гробов и не уда­ля­лись из церкви. Из ска­зан­ного сле­дует, что каким-то таин­ствен­ным обра­зом душам женщин ста­но­ви­лось извест­ным воз­гла­ше­ние диа­кона, однако каким, свя­ти­тель Гри­го­рий не объ­яс­няет.

Сви­де­тельств подоб­ного рода известно немало, однако, сле­дует пом­нить, что не всё, о чём в них сооб­ща­ется, можно пони­мать бук­вально: в них много зага­доч­ного и сим­во­ли­че­ского.

Кроме того, дове­рять можно не всяким сви­де­тель­ствам. Напри­мер, далеко не всякое «явле­ние» «род­ствен­ника» во сне есть дей­стви­тель­ное явле­ние род­ствен­ника. Скажем, под видом род­ствен­ных душ спя­щему могут являться лука­вые духи. С другой сто­роны, «явле­ние почив­шего род­ствен­ника» может быть есте­ствен­ным резуль­та­том напря­жен­ных вос­по­ми­на­ний или пере­жи­ва­ний о нём. Пра­виль­ным дей­ствием в случае «явле­ния» усоп­шего ближ­него будет — уси­лить молитву как о себе, так и о ближ­нем, чей образ был явлен во сне.

Откуда пошел обычай поми­нать усоп­ших через опре­де­лен­ные пери­оды после смерти?

Мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков) пишет, что «объ­яс­не­ние этого обычая нахо­дим у немно­гих, хотя неоди­на­ко­вое, впро­чем, вообще соглас­ное с духом бла­го­че­стия. Так в книге Поста­нов­ле­ний апо­столь­ских читаем: “Третий день по кон­чине умер­ших должно про­во­дить в псал­мо­пе­ниях, чте­ниях и молит­вах ради Того, кто в третий день вос­крес из мерт­вых; девя­тый – в вос­по­ми­на­ние живых и умер­ших; соро­ко­вой – по древ­нему при­меру; ибо столько дней народ опла­ки­вал Моисея; нако­нец, день годич­ный – в память самого умер­шего”. У св. Мака­рия Алек­сан­дрий­ского гово­рится, что в про­дол­же­ние сорока дней душа умер­шего стран­ствует по мытар­ствам, и поми­но­ве­ние еe в третий, девя­тый и соро­ко­вой день соот­вет­ствует воз­но­ше­ниям ее анге­лами в эти именно дни на покло­не­ние небес­ному Судии, кото­рый, нако­нец, в соро­ко­вой день опре­де­ляет ей извест­ную участь до послед­него суда. Евстра­тий, кон­стан­ти­но­поль­ский пре­сви­тер и Филипп пустын­ник изла­гают сле­ду­ю­щее объ­яс­не­ние: в третий день тво­рится первое тор­же­ствен­ное поми­но­ве­ние усоп­шего в соот­вет­ствие тому, что в третий день вос­крес Хри­стос и в первый раз явился уче­ни­кам своим; в девя­тый день тво­рится такое же поми­но­ве­ние, – так как чрез восемь дней в девя­тый после вос­кре­се­ния Гос­подь вто­рично явился уче­ни­кам своим; нако­нец, в соро­ко­вой день совер­ша­ется послед­нее такое же поми­но­ве­ние потому, что в соро­ко­вой день Гос­подь в послед­ний раз явился Апо­сто­лам и воз­несся на небеса. Писа­тели после­ду­ю­щего вре­мени пред­ста­вили и другие бла­го­че­сти­вые объ­яс­не­ния этого древ­него обычая Церкви».

Чем можно уте­шиться скор­бя­щему по умер­шем срод­нике?

У прп. Паисия Свя­то­горца есть заме­ча­тель­ные слова: «Мы должны понять, что в дей­стви­тель­но­сти чело­век не уми­рает. Смерть – это просто пере­се­ле­ние из одной жизни в другую. Это раз­лука на недол­гое время. К при­меру, если чело­век уез­жает на год за гра­ницу, то его родные рас­стра­и­ва­ются, потому что они раз­лу­чатся на один год, или, если он уез­жает на десять лет, они рас­стра­и­ва­ются из-за этой деся­ти­лет­ней раз­луки. Подобно этому люди должны смот­реть и на ту раз­луку с люби­мыми людьми, кото­рую при­но­сит смерть. К при­меру, если у пожи­лых людей уми­рает близ­кий чело­век, то они должны ска­зать: “Лет через пят­на­дцать мы опять встре­тимся”. Если люди, у кото­рых умер близ­кий, ещё молоды, то пусть они скажут: “Мы снова встре­тимся лет через пять­де­сят”. Конечно, чело­век испы­ты­вает боль из-за смерти род­ного ему чело­века, однако к смерти надо отно­ситься духовно. Помните, что гово­рит апо­стол Павел? “Да не скор­бите́ я́коже и про́чие не иму́щие упова́ния” (Сол. 4:13). К при­меру, как часто я видел бы своего умер­шего род­ствен­ника, если бы он остался жив? Раз в месяц? Так надо поду­мать о том, что там, в жизни вечной, я буду видеть его посто­янно. Наша тре­вога оправ­дана только в том случае, если чело­век, кото­рый умер, жил плохо [ – не по-хри­сти­ан­ски]. К при­меру, если он был чело­ве­ком жесто­ким, то нам надо за него много молиться – если мы его дей­стви­тельно любим и хотим встре­титься с ним в жизни иной».

***

За умер­ших надо молиться. Для них цер­ков­ная молитва — это насто­я­щая пища, а не водка, нали­тая на клад­бище, никому не нужная, кроме бесов и алко­го­ли­ков.
уби­ен­ный свя­щен­ник Даниил Сысоев

***

Очень часто люди инте­ре­су­ются, как можно узнать о судьбе умер­шего близ­кого чело­века? В меди­цине есть такое поня­тие — гипер­диа­гноз. Когда я рабо­тал на Скорой помощи, то у нас было четкое пра­вило: если у чело­века сте­но­кар­дия, то тера­пия должна быть как при инфаркте мио­карда. Если у чело­века острый живот, то надо пред­по­ла­гать самое худшее — пери­то­нит или аппен­ди­цит, и не при­ме­нять ника­кие сред­ства, чтобы снять симп­то­ма­тику. Надо было всё время под­ра­зу­ме­вать худшее, чтобы к этому худ­шему быть гото­выми.
Так надо отно­ситься и к усоп­шим родным и близ­ким — как будто у них всё плохо и тре­бу­ется наша помощь, наша молитва, наше уча­стие в их жизни. А не само­успо­ко­е­ние: ну, навер­ное, у них всё хорошо, тогда я особо молиться не буду. Лучше пере­тру­диться в любви, лучше пере­дать, чем недо­дать.
Не надо из празд­ного любо­пыт­ства вопро­шать, как там мои усоп­шие род­ствен­ники? Всё мы узнаем только тогда, когда увидим своими гла­зами, то бишь, когда сами перей­дем в мир иной. Епи­скоп Игна­тий Брян­ча­ни­нов пре­ду­пре­ждает, что такого рода откро­ве­ния могут быть как с левой сто­роны, так и с правой сто­роны, как от анге­лов, так и от бесов. Поэтому не надо в поту­сто­рон­ний мир доб­ро­вольно зале­зать, не надо пред­вос­хи­щать откро­ве­ния о том мире, если это не про­ис­хо­дит вдруг каким-то чрез­вы­чай­ным обра­зом.
архи­манд­рит-Мел­хи­се­дек Артю­хин

***

См. также ОТПЕ­ВА­НИЕ, ПОМИНКИ, ПАНИ­ХИДА, СМЕРТЬ, ПОГРЕ­БЕ­НИЕ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки