Поминовение усопших

О необ­хо­ди­мо­сти поми­но­ве­ния усоп­ших

Прак­ти­че­ские советы

Молитвы за усоп­ших

Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы (Лк.20:38).

Поминове́ние усо́пших — бого­угод­ное дей­ствие хода­тай­ствен­ного харак­тера, направ­лен­ное на улуч­ше­ние участи усоп­ших.

pominovenie usopshih - Поминовение усопших

Смерти – как исчез­но­ве­ния, или пре­кра­ще­ния суще­ство­ва­ния – нет; физи­че­ская (телес­ная) смерть состоит в раз­лу­че­нии души и тела. Смерть чело­века – это завер­ше­ние зем­ного пути, свое­об­раз­ный рубеж: после него душа про­дол­жает суще­ство­вать в виде раз­во­пло­щен­ного духа. Если чело­век умер в вере, в пра­вед­но­сти, он, по бла­го­сти Божьей, ста­но­вится наслед­ни­ком вечной бла­жен­ной жизни. Как сказал Гос­подь Иисус Хри­стос, «Всякий, живу­щий и веру­ю­щий в Меня, не умрет во век» (Ин.11:26). Заме­тим, что уми­ра­ю­щие пра­во­слав­ные хри­сти­ане не пере­стают быть чле­нами Святой Церкви.

Учение Церкви о поми­но­ве­нии усоп­ших

Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит, что не все ее члены после телес­ной смерти нахо­дятся в состо­я­нии бла­жен­ства (Мф.7:21). На осно­ва­нии обе­ща­ния Гос­пода Иисуса Христа (Мф.21:22), древ­ней цер­ков­ной прак­тики, осно­ван­ной на Пре­да­нии святых апо­сто­лов, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, дви­жи­мые любо­вью, молятся о своих еди­но­вер­цах, и не только о них.

Воз­мож­ность уве­ро­вать и изме­нить свою жизнь сохра­ня­ется у каж­дого чело­века до его смерти. Душа усоп­шего, не достиг­шая Цар­ства Небес­ного и ока­зав­ша­яся в аду, не может само­сто­я­тельно осво­бо­диться от адовых уз. Однако её участь может быть изме­нена по молит­вам о ней со сто­роны членов Церкви: может полу­чать отраду, пре­бы­вая в аду, но может, в итоге, и обре­сти Цар­ство Божие, достичь состо­я­ния бла­жен­ства. Те, кто уми­рают, нахо­дясь в тесном бла­го­дат­ном един­стве с Богом и Его свя­тыми, пере­се­ля­ются после смерти в рай­ские оби­тели и могут хода­тай­ство­вать перед Богом за живых.

Любовь не уми­рает

Плодом жизни любого чело­века явля­ется только одно – любовь, кото­рую он смог про­явить в своей жизни. После вре­мен­ного раз­лу­че­ния души и тела до Страш­ного Суда, усоп­ший уже не может тво­рить дела любви, но его любовь может умно­жаться через его близ­ких.

Близ­кие могут духовно воз­рож­даться, желая помочь усоп­шему, поми­нать его на Литур­гии, молиться о нём, тво­рить дела мило­сер­дия в его память.

- Поми­но­ве­ние на Боже­ствен­ной литур­гии

«Всякий жела­ю­щий про­явить свою любовь к умер­шим и подать им реаль­ную помощь может наи­луч­шим обра­зом сде­лать это молит­вой о них и, в осо­бен­но­сти, пода­чей записки для поми­но­ве­ния на Боже­ствен­ной литур­гии. Ничего луч­шего и боль­шего сде­лать для них мы не можем. Это им всегда необ­хо­димо…» (архиеп. Иоанн (Мак­си­мо­вич)).

- Мило­стыня

Кроме молитвы за усоп­ших ещё одним дей­ствием поми­но­ве­ния их явля­ется мило­стыня. Под мило­сты­нею пони­ма­ется не только пода­я­ние нищим в память усоп­шего, но всякое бла­го­де­я­ние по отно­ше­нию к нуж­да­ю­щимся.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил: «Рос­кош­ное погре­бе­ние не есть любовь к умер­шему, но тще­сла­вие. Если хочешь собо­лез­но­вать об умер­шем, покажу тебе иной способ погре­бе­ния и научу тебя пола­гать ризы, убран­ство, достой­ное его и его про­слав­ля­ю­щее: это мило­стыня».

- Молитва

Любовь к умер­шим род­ствен­ни­кам воз­ла­гает на нас, ныне здрав­ству­ю­щих, святую обя­зан­ность – молиться о спа­се­нии их душ. По словам свя­щен­ника Нико­лая Успен­ского, «…молясь об усоп­ших род­ствен­ни­ках, мы достав­ляем им един­ствен­ное благо, кото­рого жаждут их души, – поми­ло­ва­ние от Гос­пода».

Усоп­шие регу­лярно поми­на­ются на Боже­ствен­ной литур­гии. Кроме того, для молитв за умер­ших назна­чен и особый день в сед­мице – суб­бота, в кото­рую пола­га­ется заупо­кой­ная служба (кроме празд­ни­ков, если слу­чатся в этот день).

Помимо част­ных поми­но­ве­ний усоп­ших, Святая Цер­ковь уста­но­вила общие дни их поми­но­ве­ния. Дни осо­бого общего поми­но­ве­ния усоп­ших назы­ва­ются роди­тель­скими суб­бо­тами. В эти дни поми­на­ются все от века умер­шие хри­сти­ане. Почему именно в суб­боты, а не в другие дни пола­га­ется моле­ние об упо­ко­е­нии душ? Потому что день суб­боты, как день покоя, по своему зна­че­нию есть наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ный для моле­ния – упо­ко­ить умер­ших со свя­тыми. А роди­тель­скими они назы­ва­ются потому, что каждый чело­век поми­нает, прежде всего, самых близ­ких людей – своих роди­те­лей. Это:

  • Мясо­пуст­ная все­лен­ская роди­тель­ская суб­бота за неделю перед Вели­ким Постом;
  • Тро­иц­кая все­лен­ская роди­тель­ская суб­бота перед днем Святой Троицы;
  • Роди­тель­ские суб­боты 2‑й, 3‑й и 4‑й недели Вели­кого Поста;
  • Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бота (за неделю перед празд­ни­ком памяти вели­ко­му­че­ника Димит­рия Солун­ского);
  • Радо­ница (во втор­ник второй недели после Пасхи),
  • 9 мая – день поми­но­ве­ния всех погиб­ших и тра­ги­че­ски умер­ших в период Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Нака­нуне роди­тель­ских дней вече­ром в храмах совер­ша­ются парас­тасы – заупо­кой­ные все­нощ­ные бдения, а после литур­гии бывают все­лен­ские пани­хиды.

Раз­но­вид­но­стью цер­ков­ного поми­но­ве­ния усоп­шего явля­ется чин хри­сти­ан­ского погре­бе­ния (отпе­ва­ние), совер­ша­е­мый над всяким верным.

Из глу­бо­кой древ­но­сти идет обычай совер­шать о каждом усоп­шем поми­но­ве­ние в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни по его кон­чине, а также совер­шать соро­ко­усты. Соро­ко­уст – это непре­рыв­ное поми­но­ве­ние в тече­ние 40 дней по кон­чине.

Также поми­но­ве­нию усоп­шего посвя­ща­ется годо­вой день смерти, день рож­де­ния и именин в том смысле, что умер­ший жив и бес­смер­тен по духу и совер­шенно обно­вится, когда Гос­подь воз­двиг­нет тело его. В памят­ные для усоп­шего дни (кон­чины, именин, рож­де­ния) он име­ну­ется прис­но­по­ми­на­е­мым или прис­но­па­мят­ным.

Помимо уча­стия в заупо­кой­ных бого­слу­же­ниях Святая Цер­ковь запо­ве­дует своим чадам поми­нать усоп­ших и на домаш­ней молитве. Здесь каж­дому моля­ще­муся предо­став­ля­ется неко­то­рая сво­бода для про­яв­ле­ния лич­ного усер­дия. В допол­не­ние к вечер­ним и утрен­ним молит­вам иноки и миряне про­чи­ты­вают помян­ник, совер­шая поимен­ное поми­но­ве­ние живых и мерт­вых. Кроме того, суще­ствует древ­ний обычай читать Псал­тирь по усоп­шим.

За кого молятся пра­во­слав­ные

Записки в храме нельзя пода­вать за тех, кто не явля­ется членом Пра­во­слав­ной Церкви: за некре­ще­ных, ино­слав­ных (като­ли­ков, про­те­стан­тов, армян), ино­вер­цев (мусуль­ман, иудеев, буд­ди­стов и пр.), а также за само­убийц (если нет архи­ерей­ского бла­го­сло­ве­ния на их отпе­ва­ние и цер­ков­ное поми­но­ве­ние), за убеж­ден­ных ате­и­стов и бого­бор­цев, даже если они были кре­щены. Те, кто не поми­на­ется Цер­ко­вью за бого­слу­же­нием, могут поми­наться нами в нашей келей­ной (домаш­ней) молитве.

Чем еще раз­ли­ча­ются цер­ков­ная и келей­ная молитва об усоп­ших

Данное деле­ние условно, поскольку «всякая молитва пра­во­слав­ных, пра­во­славно испо­ве­ду­ю­щих догмат искуп­ле­ния, где бы и при каких обсто­я­тель­ствах ни была она воз­но­сима, по суще­ству явля­ется непре­менно молит­вой цер­ков­ной, евха­ри­стий­ной. Поэтому, кого можно поми­нать на домаш­ней молитве, того можно поми­нать и в храме с неко­то­рыми только огра­ни­че­ни­ями» (свт. Фила­рет Мос­ков­ский). Однако в цер­ков­ном бого­слу­же­нии суще­ствует евха­ри­сти­че­ское поми­но­ве­ние усоп­ших, кото­рое не совер­ша­ется вне Боже­ствен­ной литур­гии.

Можно ли совер­шать про­ско­ми­дию, при­ни­мая записки и выни­мая частицу за тех, кто был крещен, но впо­след­ствии отпал от Церкви в ересь?

В книге «Скри­жаль», одоб­рен­ной Мос­ков­ским собо­ром 1656 г. и Боль­шим Мос­ков­ским собо­ром, о про­ско­ми­дий­ном поми­но­ве­нии при­во­дятся слова свт. Симеона Солун­ского: «…Не подо­бает нам при­но­сить частицы за ере­ти­ков или поми­нать их. Здесь нет места невер­ным и ере­ти­кам. “Что общего у света с тьмою?” Ска­зано, что “Ангелы возь­мут злых от среды пра­вед­ных”. Поэтому иерей вообще не должен при­но­сить просфору или частицу ни за ино­слав­ного, ни за тех, кто явно и нерас­ка­янно грешит. Потому что при­но­ше­ние служит им к осуж­де­нию, как [в осуж­де­ние служит] и при­ча­ще­ние тем, кото­рые без пока­я­ния при­ча­ща­ются страш­ных Таин, как сказал боже­ствен­ный Павел» (Скри­жаль. Акты собо­ров 1654, 1655, 1656 годов. СПб., 2013. С. 93).

Как можно «вымо­лить» душу из ада, если, как будто, оттуда нет дороги на небеса (Лк.16:26)?

Хотя сюжет притчи о бога­том и Лазаре может быть отне­сен ко вре­ме­нам Вет­хого Завета, когда чело­век еще не был искуп­лен, нередко лоно Авра­амово интер­пре­ти­ру­ется как Цар­ство Небес­ное, т.е. с акцен­том на ново­за­вет­ные вре­мена. И если под лоном Авра­амо­вым пони­мать Цар­ство Божие, открыв­ше­еся с При­ше­ствием Спа­си­теля и совер­ше­нием Искуп­ле­ния, то, конечно, «пере­ход» из ада в лоно Авра­амово воз­мо­жен – по молит­вам Церкви. И Сам Спа­си­тель сошел после смерти душой во ад, чтобы про­по­ве­до­вать там избав­ле­ние, и вывел оттуда всех вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков или всех уве­ро­вав­ших в Него (1Пет.3:19).

Для чего молиться за тех умер­ших, кто пока­ялся пред смер­тью и, сле­до­ва­тельно, полу­чил от Гос­пода про­ще­ние и раз­ре­ше­ние своих грехов?

Пока­я­ние уми­ра­ю­щих могло быть непол­ным, недо­ста­точно глу­бо­ким и искрен­ним. Также порой уми­ра­ю­щие не успе­вают завер­шить про­цесс пока­я­ния, при­не­се­нием его достой­ных плодов, что как бы «вос­пол­ня­ется» молит­вами и мило­сты­нями живых. Кроме того, чело­век, пока­яв­шись перед смер­тью, может успеть согре­шить до того, как умрет (напри­мер, в помыс­лах, жела­ниях), даже если смерть насту­пит вскоре после его пока­я­ния.

Полу­чают ли помощь те усоп­шие, за кото­рых некому помо­литься на земле?

В «Синак­саре в суб­боту мясо­пуст­ную» сооб­ща­ется, что обще­цер­ков­ное поми­но­ве­ние усоп­ших уста­нов­лено как раз в связи с тем, что не все умер­шие полу­чили «уста­нов­лен­ного поми­но­ве­ния». Также все обще­цер­ков­ные и част­ные поми­но­ве­ния «всех усоп­ших пра­во­слав­ных хри­стиан» под­ра­зу­ме­вают и тех усоп­ших пра­во­слав­ных, чьих имён мы не знаем.

Как согла­со­вать пред­ста­тель­ство Церкви и молитвы живых за умер­ших со сло­вами о том, что Хри­стос есть един­ствен­ный хода­тай Бога и чело­ве­ков (1Тим.2:5; Евр.9:15)?

Цер­ковь, как столп и утвер­жде­ние истины (1Тим.3:15), не оши­ба­ется, когда сви­де­тель­ствует о чем-либо, при­зы­вает к чему-либо, одоб­ряет что-либо от всей своей пол­ноты. И если она при­зы­вает верить и наде­яться на воз­мож­ность пере­се­ле­ния усоп­ших греш­ни­ков в оби­тели святых, то такая воз­мож­ность дей­стви­тельно суще­ствует.

Под­твер­жде­нием этому служит обще­цер­ков­ная прак­тика моле­ния за усоп­ших, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая соот­вет­ству­ю­щие этому учению про­ше­ния, напри­мер:

«Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная»;

«Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (и́мя), и сотвори́ ему́ ве́чную па́мять»;

«Упоко́й, Бо́же, раба́ Твоего́ (рабу́ Твою́, рабы́ Твоя́) и учини́ его́ (ю, я́) в раи́, иде́же ли́цы святы́х, Го́споди, и пра́ведницы сия́ют я́ко свети́ла; усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пшия́ рабы́ Твоя́) упоко́й, презира́я его́ (ея́, их) вся согреше́ния».

Как согла­со­вать учение о бла­го­твор­ном вли­я­нии молитв на умер­ших со сло­вами о том, что на Страш­ном суде Бог воз­даст каж­дому по делам его (Рим.2:6)?

Бес­ко­неч­ная бла­гость и мило­сер­дие Гос­пода к нам обна­ру­жи­ва­ются, помимо про­чего, и в том, что даже после смерти и част­ного суда, Он не окон­ча­тельно пре­дает всех греш­ни­ков нака­за­нию. То семя добра, кото­рое при­сут­ствует в греш­ни­ках, при содей­ствии бла­го­дати, по молит­вам Церкви, может раз­виться, и, таким обра­зом, их нрав­ствен­ное состо­я­ние изме­нится. В этом случае, по опре­де­ле­нию Страш­ного Суда, они могут быть избав­лены от пре­бы­ва­ния в аду.

Слышат ли усоп­шие наши молитвы о них?

Обще­ние между земной и Небес­ной Цер­ко­вью несо­мненно суще­ствует. Оно осно­вано на хри­сти­ан­ской любви и выра­жа­ется в молит­вен­ной помощи друг другу. Спа­си­тель гово­рит: «Бог же не есть Бог мерт­вых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38). Апо­стол Павел пишет: «Любовь нико­гда не пере­стаёт» (1Кор.13:8).

Вопрос о том, как именно отра­жа­ются на усоп­ших молитвы за них со сто­роны членов земной Церкви, не имеет в Пра­во­слав­ном Дог­ма­ти­че­ском Бого­сло­вии деталь­ного рас­кры­тия. О чём можно гово­рить с уве­рен­но­стью, бого­угод­ные молитвы за почив­ших ближ­них не оста­ются бес­плод­ными; бла­го­даря молит­вен­ному поми­но­ве­нию почив­шие могут полу­чать уте­ше­ние и отраду. Мы не можем точно ска­зать, что усоп­шие именно слышат наши молитвы, но можем утвер­ждать, что они чув­ствуют их.

О каких-то дета­лях из жизни усоп­ших и о том, как на них ска­зы­ва­ются обра­щен­ные к Богу молитвы, можно узнать из содер­жа­ния част­ных откро­ве­ний, пре­по­да­вав­шихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откро­ве­ния пре­по­доб­ному Гри­го­рию, уче­нику свя­того Васи­лия Нового, известно, что душа бла­жен­ной Фео­доры (после её физи­че­ской смерти), про­ходя через мытар­ства, ощу­щала на себе след­ствие молитв духов­ника, отца Васи­лия. При этом она пони­мала, кто за неё молится. Его молитвы спо­соб­ство­вали ей в про­хож­де­нии мытарств.

Довольно вни­ма­тельно к этому вопросу отно­сился свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов. В одном из наи­бо­лее извест­ных про­из­ве­де­ний этого автора, «Диа­логи…», пред­став­лена исто­рия о двух бла­го­че­сти­вых женах, кото­рые, к сожа­ле­нию, не могли обуз­дать свои языки. Они не сде­лали этого даже и после того, как были обли­чены и настав­лены «чело­ве­ком Божьим», пре­ду­пре­див­шем их, что если не испра­вятся, то он отлу­чит их от Церкви. Вскоре ост­ро­языч­ные жен­щины умерли и были погре­бены в пре­де­лах мест­ного храма. Когда в храме совер­ша­лась Евха­ри­стия, и диакон, в опре­де­лен­ное время, согласно тра­ди­ции, ука­зы­вал лишён­ным обще­ния поки­нуть собра­ние верных, бывшая кор­ми­лица умер­ших жен видела, как они, вдруг, под­ни­ма­лись из гробов и уда­ля­лись вон. Когда она сооб­щила об этих виде­ниях «чело­веку Божьему», тот вручил ей просфору и велел при­не­сти её Гос­поду. После того как она выпол­нила рас­по­ря­же­ние свя­того, усоп­шие больше не «под­ни­ма­лись» из гробов и не уда­ля­лись из церкви. Из ска­зан­ного сле­дует, что каким-то таин­ствен­ным обра­зом душам женщин ста­но­ви­лось извест­ным воз­гла­ше­ние диа­кона.

Сви­де­тельств подоб­ного рода известно немало, однако сле­дует пом­нить, что не всё, о чём в них сооб­ща­ется, можно пони­мать бук­вально: в них много зага­доч­ного и сим­во­ли­че­ского.

Кроме того, дове­рять можно не всяким сви­де­тель­ствам. Напри­мер, далеко не всякое «явле­ние» «род­ствен­ника» во сне есть дей­стви­тель­ное явле­ние род­ствен­ника. Под видом род­ствен­ных душ спя­щему могут являться лука­вые духи. С другой сто­роны, «явле­ние почив­шего род­ствен­ника» может быть есте­ствен­ным резуль­та­том напря­жен­ных вос­по­ми­на­ний или пере­жи­ва­ний о нём. Пра­виль­ным дей­ствием в случае «явле­ния» усоп­шего ближ­него будет уси­ле­ние молитвы как о себе, так и о ближ­нем, чей образ был явлен во сне.

Откуда пошел обычай поми­нать усоп­ших через опре­де­лен­ные пери­оды (3, 9, 40 дней) после смерти?

Мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков) пишет, что «объ­яс­не­ние этого обычая нахо­дим у немно­гих, хотя неоди­на­ко­вое, впро­чем, вообще соглас­ное с духом бла­го­че­стия. Так в книге Поста­нов­ле­ний апо­столь­ских читаем: “Третий день по кон­чине умер­ших должно про­во­дить в псал­мо­пе­ниях, чте­ниях и молит­вах ради Того, Кто в третий день вос­крес из мерт­вых; девя­тый – в вос­по­ми­на­ние живых и умер­ших; соро­ко­вой – по древ­нему при­меру; ибо столько дней народ опла­ки­вал Моисея; нако­нец, день годич­ный – в память самого умер­шего”.
У св. Мака­рия Алек­сан­дрий­ского гово­рится, что в про­дол­же­ние сорока дней душа умер­шего стран­ствует по мытар­ствам, и поми­но­ве­ние еe в третий, девя­тый и соро­ко­вой день соот­вет­ствует воз­но­ше­ниям ее анге­лами в эти именно дни на покло­не­ние небес­ному Судии, Кото­рый, нако­нец, в соро­ко­вой день опре­де­ляет ей извест­ную участь до послед­него суда.
Евстра­тий, кон­стан­ти­но­поль­ский пре­сви­тер, и Филипп пустын­ник изла­гают сле­ду­ю­щее объ­яс­не­ние:

  • в третий день тво­рится первое тор­же­ствен­ное поми­но­ве­ние усоп­шего в соот­вет­ствие тому, что в третий день вос­крес Хри­стос и в первый раз явился уче­ни­кам своим;
  • в девя­тый день тво­рится такое же поми­но­ве­ние, – так как чрез восемь дней в девя­тый после вос­кре­се­ния Гос­подь вто­рично явился уче­ни­кам своим; нако­нец,
  • в соро­ко­вой день совер­ша­ется послед­нее такое же поми­но­ве­ние потому, что в соро­ко­вой день Гос­подь в послед­ний раз явился Апо­сто­лам и воз­несся на небеса.
    Писа­тели после­ду­ю­щего вре­мени пред­ста­вили и другие бла­го­че­сти­вые объ­яс­не­ния этого древ­него обычая Церкви».

Явля­ется ли мнение о том, что душа после смерти 40 дней нахо­дится на земле, обос­но­ван­ным?

Мнение о соро­ко­днев­ном нахож­де­нии душ на земле явля­ется, по словам прп. Нико­дима Свя­то­горца, «пусто­сло­вием»: такие утвер­жде­ния «неве­ро­ятны, и никто не должен при­ни­мать их за истину».

Чем можно уте­шиться скор­бя­щему по умер­шем срод­нике?

У прп. Паисия Свя­то­горца есть заме­ча­тель­ные слова: «Мы должны понять, что в дей­стви­тель­но­сти чело­век не уми­рает. Смерть – это просто пере­се­ле­ние из одной жизни в другую. Это раз­лука на недол­гое время. К при­меру, если чело­век уез­жает на год за гра­ницу, то его родные рас­стра­и­ва­ются, потому что они раз­лу­чатся на один год, или, если он уез­жает на десять лет, они рас­стра­и­ва­ются из-за этой деся­ти­лет­ней раз­луки. Подобно этому люди должны смот­реть и на ту раз­луку с люби­мыми людьми, кото­рую при­но­сит смерть. К при­меру, если у пожи­лых людей уми­рает близ­кий чело­век, то они должны ска­зать: “Лет через пят­на­дцать мы опять встре­тимся”. Если люди, у кото­рых умер близ­кий, ещё молоды, то пусть они скажут: “Мы снова встре­тимся лет через пять­де­сят”. Конечно, чело­век испы­ты­вает боль из-за смерти род­ного ему чело­века, однако к смерти надо отно­ситься духовно. Помните, что гово­рит апо­стол Павел? “Да не скор­бите́ я́коже и про́чие не иму́щие упова́ния” (Сол.4:13). К при­меру, как часто я видел бы своего умер­шего род­ствен­ника, если бы он остался жив? Раз в месяц? Так надо поду­мать о том, что там, в жизни вечной, я буду видеть его посто­янно. Наша тре­вога оправ­дана только в том случае, если чело­век, кото­рый умер, жил плохо [ – не по-хри­сти­ан­ски]. К при­меру, если он был чело­ве­ком жесто­ким, то нам надо за него много молиться – если мы его дей­стви­тельно любим и хотим встре­титься с ним в жизни иной».

Можно ли узнать о посмерт­ной участи умер­шего?

Не стоит из празд­ного любо­пыт­ства вопро­шать, как там наши усоп­шие род­ствен­ники. Здесь, на Земле, к усоп­шим родным и близ­ким нужно отно­ситься исходя из пред­став­ле­ния, что мы можем и должны им помо­гать (если, конечно, речь не идёт о кано­ни­зи­ро­ван­ных Цер­ко­вью святых). Чрез­мер­ное само­успо­ко­е­ние может быть наве­яно бесами, кото­рые не желают никому спа­се­ния.

Помо­гает ли усоп­шим рюмка с водкой, остав­лен­ная на могиле?

За умер­ших надо молиться. Для них цер­ков­ная молитва — это насто­я­щая пища, а не водка, нали­тая на клад­бище, никому не нужная, кроме бесов и алко­го­ли­ков (уби­ен­ный свя­щен­ник Даниил Сысоев).

Как поми­нать умер­ших ате­и­стов?

На домаш­ней молитве по бла­го­сло­ве­нию духов­ника может быть совер­шено поми­но­ве­ние и тех, кого нельзя поми­нать на цер­ков­ном бого­слу­же­нии, – своих родных и близ­ких, скон­чав­шихся вне ограды Пра­во­слав­ной Церкви – некре­ще­ных, ере­ти­ков и т.д. Оптин­ские старцы раз­ре­шали на домаш­ней молитве поми­нать даже само­убийц.

Можно молиться о них своими сло­вами дома, ста­вить свечи там же, где свечи ста­вятся за людей кре­щё­ных. Можно исполь­зо­вать и молитву прп. Льва Оптин­ского.
Кроме того, есть еще древ­ний обычай, согласно кото­рому в память об умер­ших, вне зави­си­мо­сти от их веро­ис­по­ве­да­ния, творят мило­стыню в разных формах. Это тоже при­но­сит пользу их душам.

Цитаты о поми­но­ве­нии усоп­ших

«Очень часто люди инте­ре­су­ются, как можно узнать о судьбе умер­шего близ­кого чело­века? В меди­цине есть такое поня­тие — гипер­диа­гноз. Когда я рабо­тал на Скорой помощи, то у нас было четкое пра­вило: если у чело­века сте­но­кар­дия, то тера­пия должна быть как при инфаркте мио­карда. Если у чело­века острый живот, то надо пред­по­ла­гать самое худшее — пери­то­нит или аппен­ди­цит, и не при­ме­нять ника­кие сред­ства, чтобы снять симп­то­ма­тику. Надо было всё время под­ра­зу­ме­вать худшее, чтобы к этому худ­шему быть гото­выми.
Так надо отно­ситься и к усоп­шим родным и близ­ким — как будто у них всё плохо и тре­бу­ется наша помощь, наша молитва, наше уча­стие в их жизни. А не само­успо­ко­е­ние: ну, навер­ное, у них всё хорошо, тогда я особо молиться не буду. Лучше пере­тру­диться в любви, лучше пере­дать, чем недо­дать.
Не надо из празд­ного любо­пыт­ства вопро­шать, как там мои усоп­шие род­ствен­ники? Всё мы узнаем только тогда, когда увидим своими гла­зами, то бишь, когда сами перей­дем в мир иной. Епи­скоп Игна­тий Брян­ча­ни­нов пре­ду­пре­ждает, что такого рода откро­ве­ния могут быть как с левой сто­роны, так и с правой сто­роны, как от анге­лов, так и от бесов. Поэтому не надо в поту­сто­рон­ний мир доб­ро­вольно зале­зать, не надо пред­вос­хи­щать откро­ве­ния о том мире, если это не про­ис­хо­дит вдруг каким-то чрез­вы­чай­ным обра­зом».
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек Артю­хин

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Мария, 28.01.2023

    Спа­сибо боль­шое за статью. Всё очень понятно напи­сано. Нашла ответы на многие инте­ре­су­ю­щие меня вопросы. Дай Бог вам здо­ро­вья.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки