Библиотеке требуются волонтёры

Спасение

Аудио-версия статьи

См. раздел К ОДНОМУ ЛИ БОГУ ВЕДУТ РАЗ­ЛИЧ­НЫЕ РЕЛИ­ГИИ?

***

Спасе́ние (от греч. «σωτηρία» — избав­ле­ние, сохра­не­ние, целе­ние, спа­се­ние, благо, сча­стье) —

1) Про­мыс­ли­тель­ное дей­ствие Все­свя­той Троицы, направ­лен­ное на соеди­не­ние чело­века и Бога, избав­ле­ние его от власти диа­вола, греха, тлен­но­сти, смерт­но­сти, при­об­ще­ние к вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном (Пс.23:5);

2) дея­тель­ность Сына Божьего, вопло­тив­ше­гося ради вос­со­еди­не­ния чело­века и Бога, Искуп­ле­ния его от греха, осво­бож­де­ния от раб­ства диа­волу, тлен­но­сти, смерт­но­сти; создав­шего Цер­ковь, непре­станно забо­тя­ще­гося о ней как её неиз­мен­ный Глава (Лк.2:11);

3) дея­тель­ность чело­века, осу­ществ­ля­е­мая при содей­ствии Отца и Сына и Свя­того Духа, направ­лен­ная на упо­доб­ле­ние Богу и духов­ное еди­не­ние с Ним, при­об­ще­ние к вечной бла­жен­ной жизни (Тит.3:5-7);

4) дей­ствия святых, направ­лен­ные на ока­за­ние той или иной помощи греш­ни­кам.

Спа­се­ние есть исце­ле­ние от греха и его послед­ствий. Своими силами чело­век не мог изба­виться от греха, для спа­се­ния нужен был Новый Родо­на­чаль­ник чело­ве­че­ства, Кото­рый должен быть чело­ве­ком, но и совер­шенно без­греш­ным Суще­ством. А тако­вым Суще­ством явля­ется только Сам Бог. Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спа­се­ния людей. «Мы стали побуж­де­нием к Его вопло­ще­нию; для нашего спа­се­ния пока­зал Он столько чело­ве­ко­лю­бия, что принял чело­ве­че­ское тело и явился в нем» (св. Афа­на­сий Вели­кий).

Вопло­ще­ние Слова Божия – осно­ва­ние спа­се­ния чело­ве­че­ства. Через Вопло­ще­ние Бог воз­же­лал самого пав­шего пока­зать побе­ди­те­лем, ибо Он дела­ется чело­ве­ком, чтобы посред­ством подоб­ного вос­ста­но­вить подоб­ное (св. Иоанн Дамас­кин).

Иисус Хри­стос спа­сает чело­ве­че­ство Своим уче­нием, жизнью, смер­тью и Вос­кре­се­нием. В иску­пи­тель­ном подвиге все эти четыре этапа при­сут­ствуют в нераз­дель­ном един­стве.

Если Вопло­ще­ние Слова – осно­ва­ние спа­се­ния, то усло­вием спа­се­ния явля­ется уча­стие сво­бод­ной чело­ве­че­ской воли, ибо Бог не желает спа­сать людей насильно. Доб­ро­воль­ная вера и подвиж­ни­че­ская жизнь хри­сти­а­нина в непре­стан­ном сотруд­ни­че­стве с Богом поз­во­ляет ему стать при­част­ни­ком Боже­ствен­ной бла­го­дати, освя­тить свое есте­ство соеди­не­нием со Все­свя­тым Богом, побе­дить грех, обре­сти вечную жизнь в Боге.

***

Насколько кате­го­рично изло­жил Бог усло­вия спа­се­ния?

Доста­точно кате­го­рично:

  • Спа­се­ние под­ра­зу­ме­вает не веру вообще, а веру во Христа: «Веру­ю­щий в Него не судится, а неве­ру­ю­щий уже осуж­ден…» (Ин.3:18).
  • Вера под­ра­зу­ме­вает при­над­леж­ность к Единой Пра­во­слав­ной Церкви: «а если и Церкви не послу­шает, то да будет он тебе, как языч­ник и мытарь» (Мф.18:17). Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк.16:16).
  • Вера должна быть апо­столь­ской: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал бла­го­вест­во­вать вам не то, что́ мы бла­го­вест­во­вали вам, да будет ана­фема» (Гал.1:8-9).
  • Вера должна сопро­вож­даться соот­вет­ству­ю­щими делами: «вера без дел мертва» (Иак.2:20).

Воз­можны ли экс­тра­ор­ди­нар­ные случаи спа­се­ния отдель­ных людей?

Воз­можны и исклю­чи­тель­ные случаи, но все они, начи­ная со случая с Бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, являли веру Христу и пока­я­ние спа­са­е­мых.

Насколько люди вза­и­мо­свя­заны и сво­бодны в спа­се­нии?

Оче­видно, что ребё­нок, вос­пи­ты­ва­е­мый в небла­го­по­луч­ной семье, напри­мер, в семье нар­ко­ма­нов или просто без­бож­ни­ков, изна­чально имеет меньше воз­мож­но­стей познать Бога, чем ребё­нок из срав­ни­тельно бла­го­по­луч­ной хри­сти­ан­ской семьи. Люди влияют друг на друга, напри­мер, мы видим в окру­жа­ю­щем мире мно­го­чис­лен­ные при­меры, когда один чело­век уби­вает или кале­чит дру­гого. Тем не менее, спа­се­ния может достичь каждый, ведь Бог даро­вал каж­дому из нас внут­рен­ний ори­ен­тир — совесть — и при­зы­вает каж­дого чело­века в Свою Цер­ковь. «…И от вся­кого, кому дано много, много и потре­бу­ется; и кому много вве­рено, с того больше взыщут» (Лк.2:48).

Воз­можно ли, чтобы Бог Своей кате­го­рич­но­стью лишь под­тал­ки­вал людей к боль­шему усер­дию в деле спа­се­ния, исполь­зо­вал стро­гость лишь в каче­стве педа­го­ги­че­ского приёма, но в итоге спасёт всех и каж­дого?

Нет, спа­сутся не все. Более того, мы видим, что доста­точно часто Гос­подь при­зы­вает людей не в жест­кой, угро­жа­ю­щей форме, но в мягкой форме, но когда чело­век не слышит этого воз­вы­шен­ного при­зыва, то даёт ему пожи­нать плоды своего неве­рия через тяжё­лые испы­та­ния, тра­ги­че­ские обсто­я­тель­ства. Люди, не вра­зу­мив­ши­еся в тече­ние земной жизни, пожнут соот­вет­ству­ю­щие своей жизни плоды. Одним из след­ствий их попа­да­ния в ад будет их личная неспо­соб­ность жить по нормам Цар­ства Бога. 

Кто более кате­го­ри­чен в вопросе воз­мож­но­сти спа­се­ния всех людей: Апо­столы, святые отцы преж­них веков или совре­мен­ные бого­словы?

Апо­столы и святые отцы более кате­го­ричны. За редким исклю­че­нием, общий взгляд святых отцов Церкви сво­дился к бук­валь­ному пони­ма­нию Еван­гель­ского сви­де­тель­ства об отде­ле­нии греш­ни­ков от пра­вед­ни­ков на Страш­ном Суде и о веч­но­сти адовых мук.

Почему исклю­чают воз­мож­ность пока­я­ния на Страш­ном Суде ате­и­ста или зако­ре­не­лого греш­ника, уви­дев­шего Бога во славе? Неужели он мгно­венно не пред­по­чтёт насла­ждаться обще­нием с Богом, войти в Цар­ство Бога? Разве Бог ему не помо­жет?

Самый крат­кий ответ на этот вопрос прост: если у чело­века за чертой земной жизни пусть даже затеп­лится пока­я­ние, то Гос­подь ему помо­жет, неда­ром мы име­нуем Христа Спа­си­те­лем. Оста­ётся понять, насколько реально будет ате­и­сту по миро­воз­зре­нию или по жизни пока­яться и обра­титься к Богу после смерти.

Ведь ате­и­сты же не счи­тают себя греш­ни­ками, не желают и не имеют опыта пока­я­ния и бого­об­ще­ния. Во время земной жизни про­ис­хо­дит глу­бо­кое внут­рен­нее само­опре­де­ле­ние чело­века; без опыта пока­я­ния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться пла­вать, то какова веро­ят­ность, что он научится этому при кру­ше­нии лодки? Если чело­век скры­вался от солнца, то каково ему будет на сол­неч­ном пляже после полу­дня?

На Страш­ном Суде Бог явится в сиянии свя­то­сти и силе бла­го­дати, для хри­стиан она желанна и радостна — у них есть опыт бого­об­ще­ния и соеди­не­ния с Богом в Таин­ствах. Ате­и­сты же отчуж­дены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энер­гия мучи­тельна, ведь грех и свя­тость несо­еди­нимы. Если чело­век не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем счи­тать, что он сможет вме­стить Его бла­го­дать в веч­но­сти?

И увидят ли ате­и­сты Бога, как Того, кто жела­нен для них? Или для них Его явле­ние будет невы­но­симо, как невы­но­симо для лжеца услы­шать о себе правду?

При­над­ле­жа­щих к Церкви Хри­сто­вой в мире немного, неужели Цар­ство Небес­ное обре­тут так мало людей?

Хри­стос пре­ду­пре­ждал об этом: “Вхо­дите тес­ными вра­тами, потому что широки́ врата и про­стра­нен путь, веду­щие в поги­бель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, веду­щие в жизнь, и немно­гие нахо­дят их” (Мф.7:13-14).

Во-первых, не будем забы­вать, что в гре­хо­па­де­нии потен­ци­ально погибло всё чело­ве­че­ство.

Во-вторых, неко­то­рые будут спа­сены по молит­вам Церкви.

В‑третьих, спа­се­ние — дело доб­ро­воль­ное, невоз­можно заста­вить кого-то любить Бога и ближ­них, а ведь Цар­ство Небес­ное можно назвать Цар­ством Любви.

Вспом­ним данный нам Богом биб­лей­ский про­об­раз спа­се­ния – Ноев ковчег, в кото­ром поже­лали спа­стись лишь 8‑мь чело­век.

Мы не знаем и не должны решать за Бога, кого Он спасёт, а кого нет. Из этого можно сде­лать вывод, что могут спа­стись и не хри­сти­ане, и не пра­во­слав­ные. Почему же Святые отцы гово­рят о спа­се­нии только в лоне Церкви?

Созна­вая себя слу­жи­те­лями Бога, Святые отцы, конечно же, не стре­ми­лись давать настав­ле­ния, про­ти­во­ре­ча­щие Боже­ствен­ной воле. Ука­зы­вая на то, что спа­се­ние греш­ника дости­жимо через веру во Христа, при усло­вии при­об­ще­ния его к Церкви, они как раз и опи­ра­лись на Боже­ствен­ное Откро­ве­ние — на те истины, кото­рые были открыты Богом, в част­но­сти:

  • на слова апо­стола о Гос­поде Иисусе Христе: «Он есть камень, пре­не­бре­жен­ный вами зижду­щими, но сде­лав­шийся главою угла, и нет ни в ком ином спа­се­ния, ибо нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись» (Деян.4:11-12);
  • на слова Самого Иисуса Христа: «истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин.3:5); «Веру­ю­щий в Него не судится, а неве­ру­ю­щий уже осуж­ден, потому что не уве­ро­вал во имя Еди­но­род­ного Сына Божия» (Ин.3:18).

Заме­тим, что при­ве­ден­ные выше слова, а также иные биб­лей­ские сви­де­тель­ства, рас­по­ла­гают к убеж­де­нию, что спа­се­ние дости­жимо не через веру вообще, а именно через правую веру, через при­об­ще­ние к истин­ной Церкви. Такой верой явля­ется лишь Пра­во­слав­ная, а такой Цер­ко­вью — лишь Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

Что каса­ется отве­тов на част­ные вопросы о том, кто кон­кретно насле­дует Цар­ство Божье, а кто нет, это ведомо Богу (во мно­же­стве слу­чаев, но далеко не во всех, Все­лен­ской Церкви, в неко­то­рых слу­чаях ста­но­вится известно, кто именно удо­сто­ился Цар­ства Небес­ного).

Итак, Бог не дал нам права опре­де­лять загроб­ную участь людей, но дал глав­ные прин­ципы, по кото­рым она опре­де­ля­ется. Исходя из них у нас нет ни тео­ре­ти­че­ских, ни прак­ти­че­ских осно­ва­ний утвер­ждать о воз­мож­но­сти спа­се­ния непра­во­слав­ных хри­стиан.

Допу­стимо ли в в рамках бого­сло­вия упо­треб­лять слово «спа­се­ние» при­ме­ни­тельно к част­ным слу­чаям ока­за­ния помощи одними чле­нами Церкви другим?

В бого­сло­вии, как и в обыч­ном, народ­ном сло­во­упо­треб­ле­нии, термин «спа­се­ние» может нести раз­лич­ные смыс­ло­вые оттенки.

По боль­шей части в бого­слов­ской лите­ра­туре Спа­си­те­лем име­ну­ется Гос­подь Иисус Хри­стос, а спа­се­нием — дея­тель­ность Христа как Спа­си­теля.

В более рас­ши­рен­ном бого­слов­ском при­ме­не­нии Спа­си­те­лем име­ну­ется Бог вообще, то есть не только Сын, но Отец и Сын и Святой Дух.

Вместе с тем бого­слов­ская прак­тика допус­кает исполь­зо­ва­ние тер­мина «спа­се­ние» в более част­ном зву­ча­нии.

Так, в Книге Судей Изра­и­ле­вых спа­си­те­лем назван Гофо­ниил, изба­вив­ший (при содей­ствии Божьем) Изра­иль­тян от власти Хусар­са­фема (Суд.3:9).

Текст одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных молитв к Пре­свя­той Бого­ро­дице содер­жит обра­ще­ние к Ней, как к Вла­ды­чице, с прось­бой о спа­се­нии: Пре­свя­тая Бого­ро­дица, Спаси нас!

В этом случае под спа­се­нием может под­ра­зу­ме­ваться близ­кое к оби­ход­ному пони­ма­нию зна­че­ние: избав­ле­ние от опас­но­сти, бед­ствия, болезни, смерти и пр. С другой сто­роны, смысл, вкла­ды­ва­е­мый в просьбу о спа­се­нии, может быть и более глу­бо­ким.

Таким обра­зом, просьба спасти бывает уместна и в усло­виях обык­но­вен­ной житей­ской опас­но­сти, и в усло­виях угрозы, воз­ни­ка­ю­щей в рамках рели­ги­оз­ной жизни. Напри­мер, веру­ю­щий может про­сить Бого­ро­дицу (или других святых) о спа­се­нии от напа­док нечи­стых злых духов, избав­ле­нии от их лука­вых воз­дей­ствий.

В рамках регу­ляр­ных молитв к Божьей Матери про­ше­ние о спа­се­нии может упо­треб­ляться и отно­си­тельно избав­ле­ния от вечных адовых мук. Ведь Пре­свя­тая Дева имеет особое дерз­но­ве­ние к Богу, как Матерь Еди­но­род­ного Сына по чело­ве­че­скому есте­ству, как Пре­не­по­роч­ная, Пре­чи­стая, Пре­свя­тая Небес­ная Царица.

Разу­ме­ется, поня­тие «Спа­си­тель­ница» не при­ло­жимо к Ней в том же зна­че­нии, что и поня­тие «Спа­си­тель», исполь­зу­е­мое в отно­ше­нии Её Боже­ствен­ного Сына.

***

Два монаха бесе­до­вали о спа­се­нии. Один гово­рил: «Душа моя не может при­ми­риться с мыслью, что кто‑то погиб­нет на веки. Я думаю, что Гос­подь всех как‑нибудь спасет». Другой отве­тил: «Святые отцы гово­рят, что создать чело­века без содей­ствия чело­века Бог мог, но спасти чело­века без содей­ствия и согла­сия самого чело­века нельзя. Спа­се­ние и гибель — в сво­боде чело­века». Первый: «Думаю, что Бог мно­же­ством любви Своей пре­одо­леет сопро­тив­ле­ние твари, не нару­шая ее сво­боды». Второй: «Мне кажется, не должно забы­вать, что сво­бода чело­века настолько велика потен­ци­ально, что он и в плане веч­ного бытия может отри­ца­тельно опре­де­литься к Богу. Те, кто не знает этого или забы­вает об этом, пита­ются ори­ге­нов­ским моло­ком». Первый: «Но ведь это же безу­мие!» Второй: «Да, безу­мие». Первый: «Что же делать?» Второй: «Бог хочет всем спа­стись, и мы должны всем про­мыш­лять спа­се­ние и молиться за всех, но ни откро­ве­ние, ни опыт не дают осно­ва­ний пола­гать, что все спа­сутся. Сво­бода — вели­кий дар, но страш­ный».
архим. Софро­ний (Саха­ров)

На вопрос книж­ни­ков, когда откро­ется Цар­ство Божие, Хри­стос отве­тил, что оно «не придет при­мет­ным обра­зом, и не скажут: вот оно здесь, или вот оно там, ибо Цар­ство Божие внутри вас» (Лук.17:20). Этим Гос­подь указал, что спа­се­ние свя­зано самым тесным обра­зом с внут­рен­ним состо­я­нием чело­века. Оно – не просто «пере­се­ле­ние» из нынеш­них жиз­нен­ных усло­вий в другие, лучшие, но нечто более глу­бо­кое и заме­ча­тель­ное. «Если нече­сти­вый будет поми­ло­ван, – гово­рит Писа­ние, – то не научится он правде, – будет зло­дей­ство­вать в земле правых и не будет взи­рать на вели­чие Гос­пода» (Ис.26:10) – т.е. по-преж­нему он будет зави­до­вать, враж­до­вать, ссо­риться и томиться жаждой чув­ствен­ных удо­воль­ствий – т.е. будет носить в себе ад. Ведь истин­ная радость, мир и бла­жен­ство – это внут­рен­ние состо­я­ния, кото­рые при­хо­дят в резуль­тате обще­ния с Богом, кото­рого греш­ник не имеет. Пра­вед­ный же чело­век, где бы он ни нахо­дился, всюду будет насла­ждаться обще­нием с Богом и как бы носить в себе рай.
епи­скоп Алек­сандр Миле­ант

***

«Что такое спа­се­ние? Бого­по­зна­ние. На рели­ги­оз­ном языке это озна­чает не что иное, как еди­не­ние чело­века с Богом.

Цер­ковь настой­чиво утвер­ждает: чело­век, помни, не забудь, время идет, и ты идешь к послед­ней точке и никуда ты от этого не денешься, никуда. Ни слава, ни богат­ство, ни знание, ни сила — ничто тебя не спасет. Время идет только в одном направ­ле­нии, и коль скоро пред­на­зна­чен ты к вечной жизни, сле­до­ва­тельно, вся твоя дея­тель­ность, на какую бы сто­рону она ни рас­про­стра­ня­лась, должна вся про­хо­дить под знаком того, что по латыни хорошо звучит так – sub specia aeternitatis (с точки зрения веч­но­сти). Вот как пред­по­ла­гает Цер­ковь смот­реть на любую область чело­ве­че­ской жизни. Мы должны на все смот­реть с точки зрения под­го­товки к вечной жизни. Что это озна­чает? Это озна­чает пра­виль­ный взгляд на саму эту вечную жизнь, на то, что делает чело­века при­част­ни­ком этой вечной жизни. Что же его делает? Его делает при­об­ще­ние Тому, Кто есть Любовь.

Это сле­дует даже из самой эле­мен­тар­ной логики, из пони­ма­ния Бога. Если в Нем и все из Него и все Им, и раз само наше бытие обу­слов­лено бытием Божьим, то наше благо, конечно же, только тогда может иметь место, когда мы пре­бы­ваем в Боге, т.е. живем согласно Богу, т.е. явля­емся теми людьми, кото­рые осу­ществ­ляют нормы чело­ве­че­ской жизни, соот­вет­ству­ю­щие Боже­ствен­ным свой­ствам. «Будьте совер­шенны, как Отец ваш Небес­ный совер­шен есть».

Цель жизни чело­века, по учению Отцов Восточ­ной Церкви, есть «обожение» (theosis). Упо­доб­ле­ние Богу и обо­же­ние – это одно и то же: «Наше спа­се­ние воз­можно только через обо­же­ние. А обо­же­ние есть, насколько воз­можно, упо­доб­ле­ние Богу и соеди­не­ние с Ним» (Дио­ни­сий Аре­о­па­гит) Апо­стол Павел назы­вает это соеди­не­ние с Богом «усы­нов­ле­нием» Богу (Рим.8:15), апо­стол Петр – «при­ча­стием боже­ского есте­ства» (2Пет.1:4). Еди­не­ние с Богом, явля­ю­ще­еся конеч­ной целью суще­ство­ва­ния чело­века, не есть сли­я­ние с боже­ствен­ной сущ­но­стью и рас­тво­ре­ние в Боже­стве (как у нео­пла­то­ни­ков), не есть, тем более, погру­же­ние в небы­тие-нир­вану (как у буд­ди­стов), а есть жизнь с Богом и в Боге, при кото­рой лич­ность чело­века не исче­зает, но оста­ется самой собой, при­об­ща­ясь к пол­ноте Боже­ствен­ной любви».

проф. А.И. Осипов

***

Один святой отец гово­рит, что начало нашего спа­се­ния есть позна­ние самого себя. Но ведь позна­ние самого себя есть дело всей жизни, это и есть то, к чему чело­век стре­мился в тече­ние всего своего суще­ство­ва­ния. Святые отцы рас­кры­вают смысл этого изре­че­ния, говоря, что до тех пор пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граж­дан, не почув­ство­вал, что ты граж­да­нин неба, и пора­бо­тился «чуждым граж­да­нам», пока ты, живя среди грязи своей соб­ствен­ной души, не познал в себе образа Божия, – до тех пор ты не всту­пил на путь спа­се­ния, не начи­нал еще своего спа­се­ния. Оно начи­на­ется с того момента, когда я познал свою Боже­ствен­ную при­роду.

Так было и с блуд­ным сыном. Он в один момент почув­ство­вал, что есть иная жизнь в Отце и с Отцом, он почув­ство­вал, что живет пора­бо­щен­ный в стране чуждой и не имеет под­лин­ной, насто­я­щей жизни. Начав с позна­ния самого себя, чело­век, идя дальше по этому пути, про­ти­во­по­став­ляет в самом себе то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покры­того язвами согре­ше­ний, и то, что вне­сено им, чело­ве­ком, как рас­тле­ние своей души чуж­дыми обы­ча­ями: «Пора­бо­тихся граж­да­ном стран­ным, и в страну тле­твор­ную отъ­и­дох…» – гово­рит служба этого дня. И с этого момента он начи­нает жаж­дать жизни в Боге и очи­ще­ния себя от язв согре­ше­ний во имя образа Божия.

К вели­кому подвиж­нику – пре­по­доб­ному Анто­нию – пришел один инок и стал про­сить, чтобы он про­стил и поми­ло­вал его. Анто­ний же отве­чал ему: «Ни я, ни Бог тебя не поми­лует, если ты сам себя не поми­лу­ешь». С пер­вого взгляда этот ответ кажется стран­ным. Как же так? А для духов­ной жизни это вели­чай­шая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не поми­лую этого чело­века, нахо­дя­ще­гося в бездне гре­хов­ной, но име­ю­щего образ Божий, до тех пор пока я сам не поми­лую в себе созда­ние Божие, в своей сове­сти не поми­лую себя греш­ного, сквер­ного и блуд­ного, – до тех пор и Бог не поми­лует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.

свя­щен­но­му­че­ник Сергий (Мечев)

***

— Спа­се­ние пред­на­чер­тано или у чело­века есть право выбора?

…на уровне прак­тики ответ есть. Его сфор­му­ли­ро­вал Фома Аквин­ский: «Мы должны молиться так, как если бы все зави­село только от Бога, а рабо­тать мы должны так, как если бы все зави­село только от нас». Хри­сти­а­нин должен уметь рабо­тать с про­ти­во­ре­чи­ями.

Надо заме­тить, что это не при­знак иди­о­тизма. Заме­чен­ное и осо­знан­ное про­ти­во­ре­чие – это при­знак высо­кой куль­туры мыш­ле­ния. Я знаю, что верно это; знаю же, что верно другое; и знаю, что первое и второе про­ти­во­ре­чат друг другу. Но еще я знаю, что другой модели, кото­рая помогла бы сохра­нить все мно­го­об­ра­зие извест­ных фактов и непро­ти­во­ре­чиво их все (все – без цен­зуры!) объ­яс­нить, пока еще нет. Что в такой ситу­а­ции делать? Хоте­лось бы жить в трех­этаж­ном особ­няке, но раз это невоз­можно, то надо под­дер­жи­вать в порядке и свою обыч­ную блочно-панель­ную мало­мет­ражку.

В совре­мен­ной физике тоже есть нескры­ва­е­мые про­ти­во­ре­чия, о кото­рых знает каждый физик. Напри­мер, теория кор­пус­ку­лярно-вол­но­вого дуа­лизма. Верно и то, что свет есть волна, и то, что свет состоит из частиц. Как это сов­ме­стить? Надо при­знать и то и другое. Хри­сти­ан­ство давно научи­лось рабо­тать с этой логи­че­ской моде­лью. Оно состоит из про­ти­во­ре­чий, кото­рые соеди­нены бла­го­да­тью. Надо уметь при­нять их во всей пол­ноте. Нельзя ска­зать, что я на 80% сво­бо­ден, а на 20% зави­сим от Бога. Ничего подоб­ного: я на 100% сво­бо­ден и я на 100% завишу от Бога. И Хри­стос на 100% Бог и на 100% чело­век, а не так – частичка того, частичка дру­гого.

– Известно, что с при­ня­тием кре­ще­ния чело­век полу­чает отпу­ще­ние старых грехов. Пред­по­ло­жим такую ситу­а­цию: некто, на про­тя­же­нии всей своей жизни много и долго гре­шив­ший, неза­долго до смерти при­ни­мает кре­ще­ние и таким обра­зом как бы полу­чает «фору» перед чело­ве­ком, кре­щен­ным в дет­стве, но за свою долгую жизнь много раз осту­пав­шимся.

– Этот вопрос застав­ляет обра­титься еще и к теме раз­ли­чия Пра­во­сла­вия и запад­ного хри­сти­ан­ства. Перед запад­ным бого­сло­вием (и в като­ли­че­стве, и в про­те­стан­тизме) вопрос, постав­лен­ный вами, воз­ни­кает вполне есте­ственно. И этот вопрос не полу­чает убе­ди­тель­ного ответа. Но для Пра­во­сла­вия такого вопроса не суще­ствует. Потому что в Пра­во­сла­вии спа­се­ние не просто про­ще­ние греха, а соеди­не­ние с Богом.

И если для про­те­стант­ского мыш­ле­ния спа­се­ние – это некое отри­ца­тель­ное поня­тие, то есть избав­ле­ние от чего-то, от греха, от нака­за­ния за грех, то в Пра­во­сла­вии спа­се­ние есть пози­тив­ное поня­тие – соеди­не­ние во Христе, соеди­не­ние с Богом. Да, на чело­века, про­жив­шего всю жизнь вне запо­ве­дей, вне бла­го­дати Хри­сто­вой и лишь на смерт­ном одре при­няв­шего кре­ще­ние, Гос­подь не будет гне­ваться за грехи. Но дело в том, что чело­век своими гре­хами все равно свою душу изуро­до­вал. Пред­ставьте себе инже­нера, по вине кото­рого про­изо­шла какая-то серьез­ная тех­но­ло­ги­че­ская ката­строфа, та же чер­но­быль­ская авария. И вот на смерт­ном одре на тюрем­ной койке он полу­чает поми­ло­ва­ние. Его вина про­щена, но послед­ствия этой вины он несет в себе. Он уже отра­вил свою душу и сжег свое тело. Он уми­рает от ради­а­ции и болез­ней. Так и чело­век, про­жив­ший всю жизнь во грехе.

Если его душа при жизни так и не смогла встре­тить Христа, насы­титься Светом, то будет ли ему в радость встреча и вечное Пред­сто­я­ние перед Хри­стом, – перед Тем, от Кого он всю жизнь убегал? Да, своим пред­смерт­ным пока­я­нием он спас себя от веч­ного без­бо­жия, но и пол­ноту духов­ных даров Христа он в себя не вме­стит (по край­ней мере на первых шагах своего воз­рас­та­ния в веч­но­сти).

диакон Андрей

***

Я запла­тил бы любую цену за право ска­зать: «Все спа­сутся», но разум спра­ши­вает меня: «По своей воле или насильно?». Я отве­чаю: «Насильно», и впадаю в про­ти­во­ре­чие: может ли высший акт воли – пре­да­ние себя Богу – совер­шаться так? Я отве­чаю: «По своей», – и разум мне воз­ра­жает: «А если кто-нибудь не захо­чет?».
Гибель чело­века не в при­го­воре ему, а в том, что он оста­ется таким, как есть. Погиб­шие души «отвер­гают всё, кроме себя».
Клайв Льюис

Созна­ние исхо­дит из идеи о Боге, как Любви. Любовь не может тво­рить, чтобы губить, – сози­дать, зная о гибели. Любовь не может не про­стить… Под углом зрения веч­но­сти все про­ща­ется, все забы­ва­ется: будет Бог вся­че­ская во всех (1Кор.15:28). Одним словом, невоз­можна невоз­мож­ность все­об­щего спа­се­ния. Так с высоты идеи о Боге. Но… исходя не из Божией любви к твари, а из любви твари к Богу, то же самое созна­ние при­хо­дит к прямо про­ти­во­по­лож­ному заклю­че­нию. Теперь созна­ние не может допу­стить, чтобы могло быть спа­се­ние без ответ­ной любви к Богу. А так как невоз­можно допу­стить и того чтобы Бог при­ну­дил тварь к любви, то отсюда неиз­бежно сле­дует вывод: воз­можно, что любовь Божия оста­нется без ответ­ной любви твари, то есть воз­можна невоз­мож­ность все­об­щего спа­се­ния. Тезис – невоз­можна невоз­мож­ность все­об­щего спа­се­ния – и анти­те­зис – воз­можна невоз­мож­ность все­об­щего спа­се­ния – явно анти­но­мичны… Отри­ца­ние анти­те­зиса отри­цает и тезис; утвер­жде­ние анти­те­зиса утвер­ждает и тезисы наобо­рот. Тезис и анти­те­зис нераз­лучны. В пре­де­лах рас­судка нет и не может быть раз­ре­ше­ния этой анти­но­мии. Оно лишь в фак­ти­че­ском пре­об­ра­зо­ва­нии самой дей­стви­тель­но­сти…
Спа­се­ние – поня­тие не коли­че­ствен­ное, а каче­ствен­ное. Неко­то­рые с иро­нией высчи­ты­вают про­цент хри­стиан из всего чело­ве­че­ства, но мало кто вспо­ми­нает, что про­об­ра­зом Страш­ного Суда был Все­мир­ный потоп, во время кото­рого из всего чело­ве­че­ства спас­лось лишь восемь верных Богу людей.
свя­щен­ник Павел Фло­рен­ский. Из книги «Столп и утвер­жде­ние истины»:

Не гово­рите, что невоз­можно при­нять Боже­ствен­ный Дух,
Не гово­рите, что без Него воз­можно спа­стись,
Не гово­рите, что кто-нибудь при­ча­стен Ему, сам того не зная,
Не гово­рите, что Бог неви­дим людям,
Не гово­рите, что люди не видят Боже­ствен­ного света
Или что это невоз­можно в насто­я­щие вре­мена!
Это нико­гда не бывает невоз­мож­ным, друзья!
Но очень даже воз­можно жела­ю­щим.
Пр. Симеон Новый Бого­слов. Гимн 27-ой

«Часто слы­шится от них вопрос: “Отчего не спа­стись языч­ни­кам, маго­ме­та­нам, люте­ра­нам и всем подоб­ным… Между ними много самых доб­ро­де­тель­ных людей”. Оче­видно, что вопросы и воз­ра­же­ние явля­ются от совер­шен­ного незна­ния, в чем заклю­ча­ется поги­бель и спа­се­ние чело­ве­че­ские. Оче­видно, что таким вопро­сом и воз­ра­же­нием уни­жа­ется Хри­стос, выра­жа­ется мысль, что Искуп­ле­ние и Иску­пи­тель не были необ­хо­ди­мо­стью для чело­ве­ков, что чело­веки могут удо­вле­тво­рить своему спа­се­нию соб­ствен­ными сред­ствами. Короче, этим вопро­сом и воз­ра­же­нием отвер­га­ется хри­сти­ан­ство».
свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

«Спа­се­ния нет вне Спа­си­теля, а Христа Спа­си­теля нет вне Бого­че­ло­ве­че­ского тела Его, Церкви. Поэтому нет спа­се­ния вне Церкви.»
Прп. Иустин Попо­вич

Спа­се­ние – поня­тие не коли­че­ствен­ное, а каче­ствен­ное. Неко­то­рые с иро­нией высчи­ты­вают про­цент пра­во­слав­ных хри­стиан из всего чело­ве­че­ства, но мало кто вспо­ми­нает, что про­об­ра­зом Страш­ного Суда был Все­мир­ный потоп, во время кото­рого из всего чело­ве­че­ства спас­лось лишь восемь верных Богу людей.
К. Бори­сов

***

См. ИСКУП­ЛЕ­НИЕОБО­ЖЕ­НИЕ, ПРА­ВО­СУ­ДИЕ БОЖИЕ, ДУХОВ­НАЯ БОРЬБА, АПО­КА­ТА­С­ТА­СИС (Учение о все­об­щем спа­се­нии),  СИНЕР­ГИЯ, ДУХОВ­НАЯ ЖИЗНЬ, РАЙ, АД

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки