Жить не вхолостую. Современные браки — мнение священника <br><span class="bg_bpub_book_author">Священник Павел Гумеров</span>

Жить не вхолостую. Современные браки — мнение священника
Священник Павел Гумеров

Сегодня широкое распространение получило сожительство без регистрации в загсе, которое принято называть термином «гражданский брак». Нередко приходится слышать, что молодые люди с неприязнью говорят о брачном штампе в паспорте как о пустой формальности. О проблемах, связанных с этим вопросом, и его духовных аспектах мы говорим со священником Павлом Гумеровым.

– Отец Павел, почему так называемый «гражданский брак» нельзя назвать браком или семьей? Каково отношение Церкви к этому явлению и что такое по‑настоящему брак?

– По всей видимости, некоторые люди, пытаясь как‑то оправдать себя, стали называть так сожительство, которое вовсе не стоит называть браком, гражданским или не гражданским. Церковь, веками хранящая Истину, всегда называла и называет сожительство тем, чем оно является, – блудом, одним из семи смертных грехов. Соответственно, живущие в так называемом «гражданском браке» находятся в состоянии перманентного блуда – греха, ведущего к смерти души.

Изначально же мужеский пол и пол женский были созданы как единое целое. «Да будут два в плоть едину», «плодитесь, размножайтесь», «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Всё, что сказано в первой – третьей главах Книги Бытия про мужчину и женщину, – сказано о браке, а не просто о свободных плотских отношениях между мужчиной и женщиной.

Отношения между мужчиной и женщиной в браке являются телесным выражением любви… Они оба – перед Богом, перед людьми, друг перед другом свидетельствуют свою верность, взяв государство в свидетели и заключив законный союз. До этого были два абсолютно разных человека: по крови, по воспитанию, по образованию, по всему, а тут стали «плотью единой». Почему и апостол Павел говорит: «Тайна сия великая есть». Брак – это как рождение нового существа. Когда в государстве рождается ребенок, страна записывает его в граждане, регистрирует и берет под защиту. Нечто подобное происходит и с новым супружеским союзом. Даже в браке невенчанном, светском, но заключенном законно, совершается нечто таинственное – два человека становятся единым целым, соответственно, со всеми вытекающими последствиями, любя друг друга, они несут взаимную ответственность, живут по законам, которые приняты в этом сообществе.

Конечно, брак православных людей должен быть венчанным, но и перед этим необходимо «расписаться», без этого мы не можем повенчать пару. Церковь в современной России, к сожалению, не может дать браку законный статус, как это было до 1917 года.

– Почему так важен законный союз?

– Любое цивилизованное государство также называет свободную связь между мужчиной и женщиной своим именем – сожительство. Если мы наберем в поисковике Интернета «гражданский брак», он предложит большой список юридических, адвокатских сайтов, в которых разбирается примерно такая ситуация: «Я жила с парнем, он меня бросил, у меня ребенок, теперь я осталась ни с чем – что делать?» Ответы примерно одни и те же: «Юридически ничего не сделать, потому что это не брак, государство вас защищать не будет. Если ваш сожитель отказался от отцовства, очень мало шансов привлечь его к ответственности». Это попросту означает: надо было думать об этом раньше. Говоря языком права, такой союз находится вне правового поля, вне рамок закона. Даже светские законы объявляют законных мужа и жену самыми близкими родственниками, ближе, чем даже дети и родители. Это, например, касается имущественных дел, наследства в случае смерти одного из супругов. И каждая новая семья начинает жить по тем законам, которые приняты в государстве, супруги имеют права и обязанности, в охране которых государство обязуется быть гарантом.

Мы знаем, что жизнь – штука сложная: сначала люди думают так, потом по‑другому, могут начаться расхождения, и тогда они вспоминают, что союз у них свободный: открыты двери широко – собрался, ушел, а в законном браке уже сто раз подумают, прежде чем расстаться!

Какая же это любовь, если ты не хочешь брать ответственность за другого? Значит, нет у тебя уверенности ни в себе, ни в другом, а ты только и ждешь, чтоб сбежать от него – дорога свободна.

– Но даже в церковной среде встречаются сейчас пары, которые не прочь пожить без регистрации и венчания до свадьбы. Почему это происходит?

– Потому что люди не живут духовной жизнью, а заменили ее церковной атрибутикой и живут «как все», то есть ни о чем не думая. Для многих людей брак, настоящая традиционная семья перестали сейчас быть высшей ценностью…Современная молодежь еще потому боится брака, что видит очень мало примеров настоящих крепких семей, где люди не скандалят, не ссорятся, а живут мирно и в согласии, строят домашний очаг, любят друг друга. Таких семей осталось, к сожалению, очень немного. И, соответственно, люди стали бояться семьи. Они считают, что для того, чтобы лучше узнать друг друга, нужно пожить, узнать, попробовать, проверить свои отношения, проверить друг друга в качестве бытовых и сексуальных партнеров, а потом «сойтись по‑настоящему». Но благими намерениями, как известно, выстлана дорога в ад. Почему отношения в сожительстве бесплодны? Потому что человек, расписываясь или венчаясь, не просто заключает брак, ставит штамп, он берет на себя целый комплекс обязательств, понимает, что это очень ответственный шаг. А люди, находящиеся в таком безответственном состоянии, отношения свои по‑настоящему не выстраивают. Они сходятся для безответственных удовольствий, а не для «ношения тягот друг друга». Никто никому ничего не должен.

Люди, которые считают, что нужно до брака пожить вместе, должны понять, что самое главное – не просто привыкнуть друг к другу в быту, это не так сложно, а на­учиться строить отношения, взаимодействовать. Заключая же брак по‑настоящему, люди действительно понимают, что это уже серьезно, что дверь закрыта и дальше нужно учиться жить вместе, искать согласие. В свободном состоянии люди могут жить годами, а глубины любви, по‑настоящему крепких чувств не будет. Не исключено, что им будет хорошо и легко в общении, но задача‑то наша совершенно другая: стать единой плотью в браке.

– Нередко случается, что девушка, влюбившись, вступает в связь с молодым человеком, уступая его домогательствам из‑за боязни потерять его, опасения остаться в старых девах. Что бы вы посоветовали в таком случае?

– Ничтожно малый процент сожительств, по статистике, заканчивается созданием настоящей семьи, те же статистические данные свидетельствуют, что браки, заключенные после сожительства, очень непрочны, в них в два раза больше разводов, не говоря уже о других семейных проблемах: изменах, конфликтах и т. д. Эти факты говорят сами за себя.

Одна из основных причин ужасного положения семьи в России – повальная сексуальная распущенность и полная свобода в интимных отношениях до брака. Это мое глубокое убеждение. Виноваты в этом как мужчины, так и женщины. Если бы наши девушки не были бы столь уступчивы – ситуация с браком в целом была бы иной.

Ни в коем случае нельзя соглашаться на унизительный «гражданский брак», он, по сути дела, ничего не дает, особенно женщине, а только отнимает и уж тем более не способствует созданию крепкой законной семьи. Для любой нормальной женщины стоит задача найти настоящего, хорошего мужа, а не временного любовника, который «поматросит и бросит». С помощью греха свои проблемы не решишь и счастья не найдешь. Есть вещи, через которые переступать нельзя. Нельзя бросить своего ребенка или убить его, сделав аборт, чтобы он не стеснял нашу свободу. Нельзя изменить своему мужу или жене, поддавшись страсти к другому человеку (кстати, интересный факт: уровень разводов в браках, заключенных между бывшими любовниками, разрушившими законную семью, составляет 80%). Нельзя пойти на грех, чтобы выйти замуж любой ценой, потому что цена будет очень высока.

Еще одна причина, по которой женщина, желающая создать семью, не должна соглашаться на сожительство, состоит в том, что у мужчины гораздо меньше стимулов для того, чтобы узаконить свои отношения с сожительницей, ведь для него в «гражданском браке» плюсов гораздо больше, чем для женщин.

Давайте посмотрим правде в глаза. Как выглядит обычно «гражданский брак»? Мужчина имеет в лице сожительницы бесплатную домохозяйку: она ему готовит, стирает, убирает, и это все, как правило, помимо ее основной работы. Она удовлетворяет его интимные потребности (тоже бесплатно), а иногда даже сама содержит его. Она годами пользуется контрацептивами, боясь забеременеть, а порой и делает аборты. Он же обещает ей, что женится, а сам не хочет брать на себя никакой ответственности и считает себя свободным, холостым человеком. В случае если вдруг родится ребенок, не ему его растить в одиночку.

Если для человека телесные отношения на первом месте, и он не может без них обойтись до брака, лучше с ним расстаться сразу, в браке он не будет хранить верность. Это очень хороший тест: любит вас человек по‑настоящему, уважает или только хочет вами временно попользоваться. Так что если после вашего отказа в интиме ваш знакомый или знакомая вас бросит – не расстраивайтесь, «значит, рядом с тобой чужой, ты его не брани – гони».

А чтобы узнать будущего избранника, нужно сначала выстроить с ним дружеские отношения, увидеть его как человека, как личность, как друга, а сделать это лучше как раз на дистанции: все большое и настоящее видится на расстоянии. Сожительство мешает сделать правильный выбор, так как совершается под влиянием эротического влечения и буйства гормонов, а выбор спутника жизни нужно делать очень благоразумно и взвешенно.

Церковь признает брак законным, если брак зарегистрирован в загсе, даже если супруги не венчались. В таком случае греха нет и причащаться можно. Но насильно тащить другого под венец нельзя, потому что таинство совершается по вере человека – нужно о нем молиться.

Если же речь идет о внебрачном сожительстве, то это тяжкий грех, который называется блудом, – человека нельзя допускать до причастия. В этом грехе надо каяться, а отношения либо узаконить, либо прекратить их. О возможности причастия необходимо спросить у священника, который принимает вашу исповедь.

– Как воспитать у ребенка правильное отношение к другому полу и браку?

– Во-первых, не следует уповать в этом вопросе ни на образовательную, ни на воскресную школу, думаю, что с детьми там никто не будет говорить о половом воспитании, это задача только родителей. Считаю, что с подростками говорить об этом просто необходимо, однако здесь важно соблюсти меру, найти золотую середину, стараться не увлекаться лишними подробностями полового вопроса, а также помнить, что устрашения плохо действуют на подростков, им нужны объяснения грамотные, четко аргументированные.

Надо обязательно донести до них: не всё, что говорят по телевизору или в школе, является правдой, иногда это прямая ложь, неосознанная или злонамеренная. Мы прекрасно знаем, как нам коммунистическую идеологию навязывали и атеизм, сейчас вызов времени – разврат, распущенность и потребительство. Это надо детям объяснить. Доводить до них, что все, чем пестрит Интернет или что написано в бульварных журналах о вреде воздержания, – мифы и вранье в рекламных целях. Приводите данные из серьезных научных публикаций авторитетных психиатров и психологов, например о том, что потеря стыда – это симптом психического расстройства: для молодых это серьезный аргумент.

Сумейте убедить подростка, что свобода – это не вседозволенность и распущенность, а умение быть сильным, контролировать, обуздывать свои инстинкты, не быть порабощенными ими, выбирать в жизни правильный путь, а не стремиться быть «как все».

Недостаточно просто говорить, что интимные отношения до брака – это плохо, надо объяснять, что эти данные согласуются с голосом Церкви: блуд – смертный грех, потому что он приводит к смерти души и затем, как следствие, к болезням, весьма опасным и тяжелым, к невозможности создать потом нормальную семью, к скорбям в браке. Что любовь телесная благословляется, но человек должен хранить себя для брака. Обязательно нужно говорить о семье, о браке как пути счастливой жизни. Что задача человека – найти свою половинку, найти семейное счастье, которое наполняет жизнь смыслом!

Думаю, что в разговоре с детьми можно использовать все те данные и факты, которые я приводил в нашей беседе. Кстати, в том же Интернете можно найти не только вредную информацию, но много хороших материалов о целомудрии и воздержании.

Помните, что родитель – это самый авторитетный для ребенка, самый мудрый, самый умный человек на свете!

И конечно, в первую очередь необходимо следить за собой: начиная с того, какие слова и как ты произносишь, и заканчивая фильмами, которые смотришь, и журналами, какие читаешь. Что такое хорошо (норма) и что такое плохо (грех), формируется под влиянием примера родителей.

Беседовала Ф.Н. Савельева

Источник: православный журнал для родителей «Виноград»

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Федор, 04.02.2024

    Сумейте убедить подростка, что свобода – это не вседозволенность и распущенность, а умение быть сильным, контролировать, обуздывать свои инстинкты, не быть порабощенными ими, выбирать в жизни правильный путь, а не стремиться быть «как все». Автор обидел меня, написал мне здесь, что нужно контролировать свои инстинкты.Автор наверное совершенен в отличии от остальных ‚что позволяет ему так выражаться.Из его обращения, я понял только то, что нужно контролировать инстинкты.

    Ответить »
«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки