Слово о некоем блуднике, который творил милостыню, и блуда не оставлял

Повест­во­ва­ние о неком блуд­нике, кото­рый творил мило­стыню, не остав­ляя блуд­ный грех. Пролог от 12 авгу­ста (пере­вод на совре­мен­ный рус­ский язык)

В те дни, когда правил царь Лев (Лев Исавр, VIII век — прим. пере­вод­чика), был в городе Кон­стан­ти­но­поле весьма извест­ный и бога­тый чело­век, мило­сти­вый к нищим. Однако, творил он также и сквер­ный грех пре­лю­бо­де­я­ния, оста­ва­ясь в нём до ста­ро­сти, в виду того, что этот заста­ре­лый грех стал злой при­выч­кой. И так, непре­станно творя мило­стыню, он не отсту­пал от греха пре­лю­бо­де­ния. И вне­запно тот чело­век умер.

И был спор об этом чело­веке у пат­ри­арха Гер­мана с дру­гими епи­ско­пами, котоыре гово­рили, что этот он спасён; потому что ска­зано в Писа­нии, что чело­век спа­са­ется через богат­ство. Другие же, напро­тив, утвер­ждали, что раб Божий должен быть непо­ро­чен и нескве­рен; потому как ска­зано в Писа­нии, что даже если и весь закон чело­век испол­нит, но согре­шит в чём-то одном, его пра­вед­ность будет забыта. Ибо гово­рил Бог в Писа­нии: “В чём тебя застану, в том тебя и сужу”. И пове­лел пат­ри­арх всем мона­сты­рям и всем затвор­ни­кам, чтобы помо­ли­лись Богу об этом чело­веке и да откроет им о нём.

Когда это слу­чи­лось, открыл Бог некому затвор­нику, как и где пре­бы­вает тот чело­век. И позвав пат­ри­арха, рас­ска­зал ему перед всеми людьми, говоря: “Я всю ночь молился и видел некое место, по правую сто­рону кото­рого был рай, испол­нен­ный неиз­ре­чен­ных благ. С левой же сто­роны было огнен­ное озеро, пла­мень кото­рого вос­хо­дил до самых обла­ков. Между бла­жен­ным раем и страш­ным пла­ме­нем умер­ший чело­век стоял при­вя­зан­ный и горько стонал, и часто смот­рел на рай, и плакал горько. И видел я све­то­нос­ного агнела, кото­рый при­сту­пил к нему и гово­рил: «Отчего напрасно ты сто­нешь, чело­век? Ведь ради твоей мило­стыни ты избав­лен от муки. Но потому, что не оста­вил ты сквер­ное пре­лю­бо­де­я­ние, лишился ты бла­жен­ного рая.»”

Всё это слышал пат­ри­арх, и бывшие с ним люди гово­рили в страхе: “Истинно писал апо­стол Павел, что нужно избе­гать блуда. Всякий грех, кото­рый чело­век творит, есть грех вне тела, блу­дя­щий же осквер­няет своё тело. И где сейчас те, кто гово­рил, что и творя любо­де­я­ние, спа­сёмся мило­сты­нею? Ибо если ты истинно мило­стив, то должен прежде всего поми­ло­вать самого себя и соблю­сти телес­ную чистоту; без неё никто не узрит Бога. Никому не помо­жет серебро, раз­да­ва­е­мое из нечи­стой руки и нерас­ка­ян­ной души.

Слово о некоем блуд­нице, иже мило­стыню творя, а блуда не остася. Ори­ги­нал

В лета Леона царя, бяше в Кон­стан­тине граде чело­век славен зело и богат, милуя нищия. Непри­яз­нен­ным же дей­ством тво­ряще грех пре­лю­бо­дей­стве­ный, в нем же и до ста­ро­сти прейде, занеже уста­релся бе злый той обычай. И тако непре­станно творя мило­стыню, ни от пре­лю­бо­де­я­ние не отсту­паше. И вне­запу умре чело­век той.

Стя­за­нию же о нем бывшу Гер­ману пат­ри­арху со иными епи­скопы, овем гла­го­лю­щим яко спасен есть; писано бо есть, избав­ле­ние мужу свое ему богат­ство. Инем же про­тиву гла­го­лю­щим, яко не порочну и не скверну подо­бает рабу божию быти; писано бо есть аще и весь закон испол­нит чело­век, во едином же согре­шит, непо­мя­нется правда его. Рекшу Богу, вчем тя застану, втом ти и сужю. И повеле пат­ри­арх всем мона­сты­рем, и всем затвор­ни­ком, да помо­лятся о нем к Богу, и явит им о сем.

Сему же бывшу, откры Бог неко­ему затвор­нику, како и где пре­бы­вает чело­век той. И призва пат­ри­арха испо­веда ему пред­всеми людми гла­голя, аз бех всию нощь моляся, и видех некое место, одес­ную имущо рай, испол­нено неиз­ре­чен­ных благ. Ошую же езеро огне­ное, егоже пла­мень вос­хож­даше до облак. Между же бла­жен­наго рая, и страш­наго пла­мене умер­шии муж при­вя­зан стояше и зле сто­няше и часто к раеви взи­раше, и горько рыдаше. И видех све­то­носна ангела при­ступльша к нему и гла­го­люща, что всуе чело­вече сто­неши. Се бо мило­стыни твоея ради, избав­лен если муки. А понеже не остался еси любо­де­я­ния сквер­наго, зато лишен еси рая бла­жен­наго.

И се слышав пат­ри­арх и сущии с ним, стра­хом одер­жими гла­го­лаху, по истине Павел апо­стол писа глаше, бегайте блуда. Всяк бо грех иже аще сотво­рит чело­век, кроме тела есть, а блудяй во свое тело согре­шает. Где убо суть нецые гла­го­лю­щии, аще и любо­де­я­ние творим, но мило­сты­нею спа­сени будем, ибо аще мило­сти­вец еси исти­нен, то себе ти подо­бает преже поми­ло­вати, и чистоту телес­ную соблю­сти; безнея же ник­тоже узрит Бога. Ник­тоже бо поль­зует даемое сребро из руки не чисты и души не пока­янны.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки