Слу́чай —
1) пересечение обстоятельств, причинно-следственных связей;
2) предмет веры последователей ряда религиозных и философских учений;
3) событие, удача.
В чём усматривается нелепость утверждения, что мир порожден случайным сплетением обстоятельств?
Учение о случайном происхождении вселенной опровергалось передовыми философами ещё в древности.
Так, Аристотель, понимая, что любому следствию должна предшествовать соответствующая (этому следствию) причина, и что причинно-следственный ряд не может мыслиться как бесконечный, указывал на существование Первопричины всего существующего, Перводвижителя.
Поскольку Причина создания вселенной не могла заключаться в границах тогда ещё не существующего мира, постольку понятно, что по отношению к миру Она имеет не внутреннее, но внешнее бытие. Этой Причиной явился и является Господь (Ин.1:1-3).
Одним из важнейших свидетельств в пользу того, что мир образовался не в результате случайного, неконтролируемого переплетения обстоятельств, а в строгом соответствии с предварительным замыслом, служит гармония, согласованность в существовании и взаимодействии его отдельных частей. Причём, эта гармония созерцается как на уровне макрокосма, так и в микромире (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?).
Сильнейшим доводом против учения о случайном происхождении мира является неизменное постоянство фундаментальных природных законов. Такую неизменность нельзя объяснить фактором случая.
Ведь даже и то, что и что происходит случайно, подчиняется этим природным законам. Скажем, случайно соприкоснувшиеся вещества (несмотря на случайность соприкосновения) взаимодействуют не по случайным, а по незыблемым химическим законам; на случайно брошенный камень действуют не случайные, а постоянные законы баллистики.
За всеми этими законами обнаруживается не его величество случай, а Мудрый, Благой, Всемогущий Законодатель — Господь.
Сочетается ли случайность с Промыслом Божьим?
Несмотря на то, что мир непрестанно содержится и управляется Божественным Провидением, в нем есть место и для проявления случая. Божественный Промысл недопустимо сравнивать с фатумом или роком.
Как разумные, так и неразумные Божьи творения обладают определенной степенью свободы. Это значит, что их проявления могут варьироваться, всякий раз изменяя текущее положение вещей.
Время от времени проявления каждого отдельного существа могут накладываться на проявления прочих и наоборот. Количество возможных комбинаций подобных взаимодействий — неизмеримо.
Обусловленные этими взаимодействиями обстоятельства носят вполне произвольный, а не фатальный характер. Поскольку каждому случаю соответствуют свои частные обстоятельства, постольку их называют случайными.
Какие философские течения пытались осмыслить область случайности?
Детермини́зм (от лат. determinare – определять, ограничивать, отделять) — теория, согласно которой всё в этом мире происходит в силу предшествующих причин.
Деи́зм (от лат. deus – Бог) — теория о том, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход); другие деисты считают, что Бог всё же влияет на события, но не управляет ими полностью.
Цитаты о случае
«Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире».
Блез Паскаль
«Нет случайных встреч: или Бог посылает нужного нам человека, или мы посылаемся кому-то Богом, неведомо для нас. Мы умоляем Бога о помощи, а когда Он посылает нам её через определенное лицо, мы отвергаем её с небрежностью, невниманием, грубостью. Как сделать, чтобы не было скучно с человеком? Надо понять, что Бог творит Свою волю о нас через людей, которых Он посылает к нам».
священник Александр Ельчанинов
Литература по теме
- В мире нет ничего случайного cвт. Иоанн (Максимович)
- Случай свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Бывают ли случайности?
- См. также: Предвидение и предопределение Божие
Комментировать