Случай

См. также: Пред­ви­де­ние и пред­опре­де­ле­ние Божие

***

Слу́чай — 1) пере­се­че­ние обсто­я­тельств, при­чинно-след­ствен­ных связей; 2) пред­мет веры после­до­ва­те­лей ряда рели­ги­оз­ных и фило­соф­ских учений; 3) собы­тие, удача.

***

В чём усмат­ри­ва­ется неле­пость утвер­жде­ния, что мир порож­ден слу­чай­ным спле­те­нием обсто­я­тельств?

Учение о слу­чай­ном про­ис­хож­де­нии все­лен­ной опро­вер­га­лось пере­до­выми фило­со­фами ещё в древ­но­сти.

Так, Ари­сто­тель, пони­мая, что любому след­ствию должна пред­ше­ство­вать соот­вет­ству­ю­щая (этому след­ствию) при­чина, и что при­чинно-след­ствен­ный ряд не может мыс­литься как бес­ко­неч­ный, ука­зы­вал на суще­ство­ва­ние Пер­во­при­чины всего суще­ству­ю­щего, Пер­во­дви­жи­теля.

Поскольку При­чина созда­ния все­лен­ной не могла заклю­чаться в гра­ни­цах тогда ещё не суще­ству­ю­щего мира, постольку понятно, что по отно­ше­нию к миру Она имеет не внут­рен­нее, но внеш­нее бытие. Этой При­чи­ной явился и явля­ется Гос­подь (Ин.1:1–3).

Одним из важ­ней­ших сви­де­тельств в пользу того, что мир обра­зо­вался не в резуль­тате слу­чай­ного, некон­тро­ли­ру­е­мого пере­пле­те­ния обсто­я­тельств, а в стро­гом соот­вет­ствии с пред­ва­ри­тель­ным замыс­лом, служит гар­мо­ния, согла­со­ван­ность в суще­ство­ва­нии и вза­и­мо­дей­ствии его отдель­ных частей. Причём, эта гар­мо­ния созер­ца­ется как на уровне мак­ро­косма, так и в мик­ро­мире (см. подроб­нее: Что такое есте­ствен­ное откро­ве­ние Божие и есте­ствен­ное бого­по­зна­ние?).

Силь­ней­шим дово­дом против учения о слу­чай­ном про­ис­хож­де­нии мира явля­ется неиз­мен­ное посто­ян­ство фун­да­мен­таль­ных при­род­ных зако­нов. Такую неиз­мен­ность нельзя объ­яс­нить фак­то­ром случая.

Ведь даже и то, что и что про­ис­хо­дит слу­чайно, под­чи­ня­ется этим при­род­ным зако­нам. Скажем, слу­чайно сопри­кос­нув­ши­еся веще­ства (несмотря на слу­чай­ность сопри­кос­но­ве­ния) вза­и­мо­дей­ствуют не по слу­чай­ным, а по незыб­ле­мым хими­че­ским зако­нам; на слу­чайно бро­шен­ный камень дей­ствуют не слу­чай­ные, а посто­ян­ные законы бал­ли­стики.

За всеми этими зако­нами обна­ру­жи­ва­ется не его вели­че­ство случай, а Мудрый, Благой, Все­мо­гу­щий Зако­но­да­тель — Гос­подь.

Соче­та­ется ли слу­чай­ность с Про­мыс­лом Божьим?

Несмотря на то, что мир непре­станно содер­жится и управ­ля­ется Боже­ствен­ным Про­ви­де­нием, в нем есть место и для про­яв­ле­ния случая. Боже­ствен­ный Про­мысл недо­пу­стимо срав­ни­вать с фату­мом или роком.

Как разум­ные, так и нера­зум­ные Божьи тво­ре­ния обла­дают опре­де­лен­ной сте­пе­нью сво­боды. Это значит, что их про­яв­ле­ния могут варьи­ро­ваться, всякий раз изме­няя теку­щее поло­же­ние вещей.

Время от вре­мени про­яв­ле­ния каж­дого отдель­ного суще­ства могут накла­ды­ваться на про­яв­ле­ния прочих и наобо­рот. Коли­че­ство воз­мож­ных ком­би­на­ций подоб­ных вза­и­мо­дей­ствий — неиз­ме­римо.

Обу­слов­лен­ные этими вза­и­мо­дей­стви­ями обсто­я­тель­ства носят вполне про­из­воль­ный, а не фаталь­ный харак­тер. Поскольку каж­дому случаю соот­вет­ствуют свои част­ные обсто­я­тель­ства, постольку их назы­вают слу­чай­ными.

Какие фило­соф­ские тече­ния пыта­лись осмыс­лить область слу­чай­но­сти?

Детермини́зм (от лат. determinare – опре­де­лять, огра­ни­чи­вать, отде­лять) — теория, согласно кото­рой всё в этом мире про­ис­хо­дит в силу пред­ше­ству­ю­щих причин.

Деи́зм (от лат. deus – Бог) — теория о том, что Бог после сотво­ре­ния мира не вме­ши­ва­ется в тече­ние собы­тий (как часов­щик, кото­рый сделал часы и больше не вме­ши­ва­ется в их ход); другие деисты счи­тают, что Бог всё же влияет на собы­тия, но не управ­ляет ими пол­но­стью.

***

Блез Пас­каль:
«Случай – это псев­до­ним, под кото­рым Бог дей­ствует в мире».

Свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов:
«Нет слу­чай­ных встреч: или Бог посы­лает нуж­ного нам чело­века, или мы посы­ла­емся кому-то Богом, неве­домо для нас. Мы умо­ляем Бога о помощи, а когда Он посы­лает нам её через опре­де­лен­ное лицо, мы отвер­гаем её с небреж­но­стью, невни­ма­нием, гру­бо­стью. Как сде­лать, чтобы не было скучно с чело­ве­ком? Надо понять, что Бог творит Свою волю о нас через людей, кото­рых Он посы­лает к нам».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки