Случай

( Случай 1 голос: 5 из 5 )

Слу́чай — 1) пересечение обстоятельств, причинно-следственных связей; 2) предмет веры последователей ряда религиозных и философских учений; 3) фортуна, удача; 4) событие.

В чём усматривается нелепость утверждения, что мир порожден случайным сплетением обстоятельств?

Учение о случайном происхождении вселенной опровергалось передовыми философами ещё в древности.

Так, Аристотель, понимая, что любому следствию должна предшествовать соответствующая (этому следствию) причина, и что причинно-следственный ряд не может мыслиться как бесконечный, указывал на существование Первопричины всего существующего, Перводвижителя.

Поскольку Причина создания вселенной не могла заключаться в границах тогда ещё не существующего мира, постольку понятно, что по отношению к миру Она имеет не внутреннее, но внешнее бытие. Этой Причиной явился и является Господь (Ин.1:1-3).

Одним из важнейших свидетельств в пользу того, что мир образовался не в результате случайного, неконтролируемого переплетения обстоятельств, а в строгом соответствии с предварительным замыслом, служит гармония, согласованность в существовании и взаимодействии его отдельных частей. Причём, эта гармония созерцается как на уровне макрокосма, так и в микромире (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?).

Сильнейшим доводом против учения о случайном происхождении мира является неизменное постоянство фундаментальных природных законов. Такую неизменность нельзя объяснить фактором случая.

Ведь даже и то, что и что происходит случайно, подчиняется этим природным законам. Скажем, случайно соприкоснувшиеся вещества (несмотря на случайность соприкосновения) взаимодействуют не по случайным, а по незыблемым химическим законам; на случайно брошенный камень действуют не случайные, а постоянные законы баллистики.

За всеми этими законами обнаруживается не его величество случай, а Мудрый, Благой, Всемогущий Законодатель — Господь.

Сочетается ли случайность с Промыслом Божьим?

Несмотря на то, что мир непрестанно содержится и управляется Божественным Провидением, в нем есть место и для проявления случая. Божественный Промысл недопустимо сравнивать с фатумом или роком.

Как разумные, так и неразумные Божьи творения обладают определенной степенью свободы. Это значит, что их проявления могут варьироваться, всякий раз изменяя текущее положение вещей.

Время от времени проявления каждого отдельного существа могут накладываться на проявления прочих и наоборот. Количество возможных комбинаций подобных взаимодействий — неизмеримо.

Обусловленные этими взаимодействиями обстоятельства носят вполне произвольный, а не фатальный характер. Поскольку каждому случаю соответствуют свои частные обстоятельства, постольку их называют случайными.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru