Пред­ви­де­ние и пред­опре­де­ле­ние Божие

***

Предви́дение — 1) знание Богом от веч­но­сти дей­стви­тель­ного и услов­ного буду­щего; 2) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по дару про­зор­ли­во­сти; 3) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по вну­ше­нию падших духов; 4) веро­ят­ност­ное знание буду­щего, осно­ван­ное на инту­и­ции или жиз­нен­ном опыте.

Предопределе́ние — 1) Боже­ствен­ное реше­ние, под­ле­жа­щее непре­мен­ному испол­не­нию; 2) реше­ние, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее обя­за­тель­ное испол­не­ние.

Сво­бо­ден ли чело­век в своих поступ­ках или всё уже пред­опре­де­лено Богом? В самом этом вопросе есть отте­нок лукав­ства: доста­точно согла­ситься с все­об­щим пред­опре­де­ле­нием и тогда отпа­дает необ­хо­ди­мость каких-либо чело­ве­че­ских усилий: зачем делать добро, зачем стре­миться к совер­шен­ству – за нас всё уже решено. Тем не менее, мы пре­красно осо­знаём, что в наших отно­ше­ниях с людьми мы вольны тво­рить добро и зло, любовь и нена­висть; также мы вольны жить с Богом, не заме­чать или отвер­гать Его.

Бог не обу­слов­лен про­стран­ством и вре­ме­нем, свой­ствен­ным сотво­рён­ному Им мате­ри­аль­ному миру. Бог из веч­но­сти видит наш мир как на ладони. Он видит как наше про­шлое, так и насто­я­щее и буду­щее “одно­вре­менно”. Бог видит и знает, но не нару­шает нашей сво­боды. Знать и пла­ни­ро­вать – суть вещи разные. Гос­подь знает все бес­ко­неч­ные вари­анты раз­ви­тия собы­тий, хотя чело­век при этом волен сво­бодно выбрать тот свой един­ствен­ный вари­ант пове­де­ния в этих собы­тиях, кото­рый ему ближе.

Бог при­сут­ствует и дей­ствует в духов­ном и мате­ри­аль­ном мирах. Он при­сут­ствует во всех собы­тиях, бла­го­слов­ляя или попус­кая их. Суще­ствует мно­же­ство фак­то­ров, при­чинно-след­ствен­ных связей, вли­я­ю­щих на наши поступки, их нелепо отри­цать, хри­сти­ан­ство отри­цает лишь их фаталь­ность. В мате­ри­аль­ном мире Богом уста­нов­лены жёст­кие физи­че­ские законы, но и это не отри­цает вли­я­ния Бога и на него (ника­кой метео­рит слу­чайно на Землю не упадёт).

Абсо­лютно сво­бо­ден только Бог, мы имеем опре­де­лён­ную сво­боду, наи­боль­шую в обла­сти нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти и жизни духа (рели­ги­оз­ной жизни). Сво­бода – вели­чай­ший дар Божий, отсюда и колос­саль­ная ответ­ствен­ность, вплоть до вечных мук. Если бы от нас ничего не зави­село, то за что бы нас ждал Страш­ный Суд?

Таким обра­зом, неиз­беж­но­сти нет, чело­век дей­стви­тельно сво­бо­ден в опре­де­лён­ных пре­де­лах, и эти пре­делы очень широки – от бес­ко­нечно греш­ной жизни до бес­ко­нечно пра­вед­ной.

Мы можем обре­тать всё боль­шую сво­боду через при­част­ность к Богу, Его бла­го­дати, через обо­же­ние, соеди­не­ние с Богом.

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

— даруя чело­веку выбор цели и смысла жизни (Втор.30:19–20);

— попус­кая чело­веку про­яв­лять свою даже бого­про­тив­ную волю (Быт.3; Мф.23:37);

— при­зы­вая чело­ве­че­ство ко спа­се­нию (Иез.33:11; Мф.11:28–29);

— изме­няя Свои наме­ре­ния в отно­ше­нии нече­стив­цев в случае их пока­я­ния (Иер.18:7–10, Ион.3);

— испол­няя те или иные молитвы (Лк.1:13; Мф.15:28; Деян.10:4)

— изме­няя дей­ствия уста­нов­лен­ных им физи­че­ских зако­нов, ради блага верных Ему людей (Исх.14:21; Нав.10:13; 4Цар.20:6; Ин.11:43–44);

— вопло­тив­шись ради спа­се­ния людей (Лк 2:11; Ин 4:42);

— при­водя мир к цели, опре­де­лён­ной Его замыс­лом (Откр.21:1).

Свя­щен­ное Писа­ние о пред­опре­де­ле­нии

Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил. (Рим. 8:29–30)

Бла­го­сло­вен Бог и Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа, бла­го­сло­вив­ший нас во Христе всяким духов­ным бла­го­сло­ве­нием в небе­сах, так как Он избрал нас в Нем прежде созда­ния мира, чтобы мы были святы и непо­рочны пред Ним в любви, пред­опре­де­лив усы­но­вить нас Себе чрез Иисуса Христа, по бла­го­во­ле­нию воли Своей, в похвалу славы бла­го­дати Своей, кото­рою Он обла­го­дат­ство­вал нас в Воз­люб­лен­ном. (Еф. 1:3–6)

В Нем мы и сде­ла­лись наслед­ни­ками, быв пред­на­зна­чены к тому по опре­де­ле­нию Совер­ша­ю­щего все по изво­ле­нию воли Своей, дабы послу­жить к похвале славы Его нам, кото­рые ранее упо­вали на Христа. (Еф. 1:11–12)

***

свя­ти­тель Илия Миня­тий:

  «Не Пред­ве­де­ние есть при­чина буду­щих собы­тий, а буду­щие собы­тия – при­чина Пред­ве­де­ния. Не из Пред­ве­де­ния выте­кает буду­щее, а из буду­щего – Пред­ве­де­ние; не Хри­стос – винов­ник пре­да­тель­ства Иуды, а пре­да­тель­ство – при­чина Гос­под­него Пред­ве­де­ния». Если ты будешь жить бого­угодно, – спа­сешься, а если раз­вра­щенно, – погиб­нешь. Бог пред­ви­дит и то, и другое. Но ни того, ни дру­гого не пред­ре­шает Божие Пред­ве­де­ние. Ты или спа­сешься, или погиб­нешь, одно из двух – несо­мненно, но не опре­де­лено напе­ред» (Про­по­веди, «Слово в неделю 1‑ю Вели­кого поста»).

про­фес­сор  Осипов А.И.:

Нельзя сме­ши­вать пред­ви­де­ние с пред­опре­де­ле­нием. Роди­тели могут подчас пред­ви­деть, что будет с их ребен­ком, если он пойдет вот туда-то. Но этим они не пред­опре­де­ляют его пове­де­ние, только пред­ви­дят, т.е. пред­ви­де­ние – не пред­опре­де­ле­ние. В том и заклю­ча­ется каче­ство сво­боды, что чело­век постав­лен перед выбо­ром. И этот выбор, сам акт выбора, сама ори­ен­та­ция лич­но­сти уже опре­де­ляет его состо­я­ние.

Вы знаете, что есть грехи мыслью, грехи жела­нием. И чело­век, решив­шись на грех, уже омра­ча­ется. Когда гово­рят о сво­боде, надо понять, что сво­бода – это есть воз­мож­ность начать акт дей­ствия от самого себя. Есть фак­торы, при­чины, обсто­я­тель­ства, кото­рые влияют на меня, но я могу посту­пить и в ту, и в другую сто­рону. Сво­бода в том и заклю­ча­ется, что я могу начать ряд дей­ствий от самого себя. Могу само­опре­де­литься.

Боже­ствен­ное пред­ви­де­ние не есть пред­опре­де­ле­ние, т.е. не есть пося­га­тель­ство на мою сво­боду. Бог не может кос­нуться моей сво­боды. Не может! Иначе Он пере­стал бы быть Богом. Ибо чело­ве­че­ская сво­бода есть образ боже­ствен­ной сво­боды. Не слу­чайно чело­век име­ну­ется богом с малень­кой буквы, своего рода боже­ство, поскольку он бого­по­доб­ное суще­ство.

Поэтому Бог, даже пред­видя, совсем не пред­опре­де­ляет, а все дей­ствия Божии заклю­ча­ются в том, что Гос­подь вновь и вновь ставит чело­века в такие усло­вия, в кото­рых он с оче­вид­но­стью должен избрать, опре­де­лить себя – к добру он или ко злу. Так про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти в наших земных усло­виях.

Пришла мне в голову дурная мысль, я легко могу ее выбро­сить, а могу ей увлечься. Так, ну-ну, чело­век, по какому пути пой­дешь? Как важен само­кон­троль! Ибо здесь начи­на­ется ряд моих дей­ствий. Каждый само­сто­я­тельно опре­де­ляет себя: быть с Богом или вопреки Богу. В этом – весь чело­век.

Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние (113, 181):

Пред­ве­де­ние, Пред­опре­де­ле­ние и Про­мысл раз­ли­ча­ются в Боге по своим дей­ствиям. Про­мысл отно­сится к тво­ре­нию. Но пред­ве­де­ние и пред­опре­де­ле­ние были в Боге прежде бытия мира, хотя и раз­личны между собой. Пред­ве­де­ние есть одно веде­ние буду­щего, без опре­де­ле­ния его в част­но­сти, то есть оно не опре­де­ляет суще­ство­ва­ния той или другой вещи. А пред­опре­де­ле­ние есть опре­де­ле­ние част­ное, то есть оно и опре­де­ляет, что должно быть. Но опре­де­ляет только добро, а не зло, ибо если бы оно опре­де­ляло и зло, то это было бы про­тивно есте­ствен­ному свой­ству Божию – бла­го­сти.

Итак, спра­вед­ливо можно ска­зать, по нашему пред­став­ле­нию, что пред­ве­де­ние в Боге пред­ше­ствует, за ним сле­дует пред­опре­де­ле­ние, а после тво­ре­ния воз­ни­кает и Про­мысл о сотво­рен­ном. Этому учит апо­стол: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего… А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» (Рим. 8:29–30). Впро­чем, эти слова должно отно­сить только к чело­веку, поскольку прочие тво­ре­ния (кроме Анге­лов, нахо­дя­щихся в твер­дом и неиз­мен­ном состо­я­нии) не под­ле­жат пред­опре­де­ле­нию, так как не имеют сво­боды, а потому в них не может быть ника­кого греха. И все, что они делают, делают по при­роде, и потому ни нака­зы­ва­ются, ни награж­да­ются.

пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский:

Бог Все­ве­ду­щий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и пред­опре­де­лил от века одних, про­во­дя­щих жизнь в пока­я­нии и сми­ре­нии, к славе, а других, лени­вых и нера­дя­щих о своем душев­ном спа­се­нии, к веч­ному муче­нию. Притом из исто­рии мы видим, что и самые суды Свои Гос­подь пере­ме­няет при пере­мене обсто­я­тельств. Напри­мер, Гос­подь опре­де­лил неко­гда истре­бить нине­ви­тян. Но когда нине­ви­тяне про­по­ве­дию Иони­ною пока­я­лись, Он отме­нил Свой суд несмотря на то, <что> пророк Божий уже изрек нине­ви­тя­нам волю Божию: «еще три дня, и Нине­вия пре­вра­тится…».

Посла­ние Восточ­ных Пат­ри­ар­хов 1723 г.: 

“Веруем, что Все­б­ла­гий Бог пред­опре­де­лил к славе тех, кото­рых избрал от веч­но­сти; а кото­рых отверг­нул, тех предал осуж­де­нию, не потому, впро­чем, чтобы Он вос­хо­тел таким обра­зом одних оправ­дать, а других оста­вить и осу­дить без при­чины; ибо это несвой­ственно Богу, общему всех и нели­це­при­ят­ному Отцу, Кото­рый хочет всем чело­ве­кам спа­стися и в позна­ние истины прийти (1Тим.2:4), но поскольку Он пред­ви­дел, что одни будут хорошо поль­зо­ваться своею сво­бод­ной волею, а другие худо; то посему одних пред­опре­де­лил к славе, а других осудил. О упо­треб­ле­нии же сво­боды мы рас­суж­даем сле­ду­ю­щим обра­зом: поскольку бла­гость Божия даро­вала Боже­ствен­ную и про­све­ща­ю­щую бла­го­дать, назы­ва­е­мую нами также пред­ва­ря­ю­щею, кото­рая, подобно свету, про­све­ща­ю­щему ходя­щих во тьме, путе­во­дит всех; то жела­ю­щие сво­бодно поко­ряться ей (ибо она спо­спе­ше­ствует ищущим ее, а не про­ти­вя­щимся ей), и испол­нять ее пове­ле­ния, необ­хо­димо нужные для спа­се­ния, полу­чают посему и осо­бен­ную бла­го­дать, кото­рая, содей­ствуя, укреп­ляя и посто­янно совер­шен­ствуя их в любви Божией, т. е. в тех благих делах, кото­рые тре­бует от нас Бог (и кото­рых тре­бо­вала также пред­ва­ря­ю­щая бла­го­дать), оправ­ды­вает их и делает пред­опре­де­лен­ными; те, напро­тив, кото­рые не хотят пови­но­ваться и сле­до­вать бла­го­дати и потому не соблю­дают запо­ве­дей Божиих, но, следуя вну­ше­ниям сатаны, зло­упо­треб­ляют своей сво­бо­дой, данной им от Бога с тем, чтобы они про­из­вольно делали добро — пре­да­ются веч­ному осуж­де­нию.

Но что гово­рят бого­хуль­ные ере­тики, будто Бог пред­опре­де­ляет или осуж­дает, ни сколько не взирая на дела пред­опре­де­ля­е­мых или осуж­да­е­мых, — это мы почи­таем безу­мием и нече­стием; ибо в таком случае Писа­ние про­ти­во­ре­чило бы само себе. Оно учит, что всякий веру­ю­щий спа­са­ется верою и делами своими, и вместе с тем пред­став­ляет Бога един­ствен­ным винов­ни­ком нашего спа­се­ния, поскольку то есть Он пред­ва­ри­тельно подает про­све­ща­ю­щую бла­го­дать, кото­рая достав­ляет чело­веку позна­ние Боже­ствен­ной истины и учит его сооб­ра­зо­ваться с нею (если он не про­ти­вится) и делать добро, угод­ное Богу, дабы полу­чить спа­се­ние, не уни­что­жая сво­бод­ной воли чело­века, но предо­став­ляя ей пови­но­ваться или не пови­но­ваться ее дей­ствию. Не безумно ли после сего без вся­кого осно­ва­ния утвер­ждать, что Боже­ствен­ное хоте­ние есть вина несча­стия осуж­ден­ных? Не значит ли это про­из­но­сить страш­ную кле­вету на Бога? Не значит ли это изре­кать ужас­ную неспра­вед­ли­вость и хулу на небо? Бог непри­ча­стен ника­кому злу, равно желает спа­се­ния всем, у Него нет места лице­при­я­тию; почему мы испо­ве­дуем, что Он спра­вед­ливо пре­дает осуж­де­нию тех, кото­рые оста­ются в нече­стии по раз­вра­щен­ной своей воле и нерас­ка­ян­ному сердцу. Но нико­гда, нико­гда не назы­вали и не назо­вем винов­ни­ком веч­ного нака­за­ния и муче­ний, как бы чело­ве­ко­не­на­вист­ным, Бога, Кото­рый Сам изрек, что радость бывает на небе о едином греш­нике каю­щемся. Верить таким обра­зом или мыс­лить мы не дерз­нем нкио­гда, доколе имеем созна­ние; и тех, кото­рые так гово­рят и думают, мы пре­даем вечной ана­феме и при­знаем худ­шими всех невер­ных”.

***

Бихевиори́зм — подход к изу­че­нию живот­ного и чело­века, в соот­вет­ствии с кото­рым оно пол­но­стью опре­де­ля­ется внеш­ними фак­то­рами.

В совре­мен­ном бихе­ви­о­ризме сво­бода пред­стает неким оста­точным незна­нием или неве­жеством. Мы можем рассмот­реть весь мир с точки зрения при­чинно-след­ствен­ных рамок, как некий агре­гат, и по мере того как наши знания будут рас­ши­ряться, мы в конце кон­цов сможем устра­нить все про­белы, уста­но­вим един­ственно воз­мож­ное соеди­не­ние при­чины и след­ствия, и тогда наше поня­тие сво­боды станет излиш­ним, оста­точ­ное незна­ние будет устра­нено. До сих пор эта кон­цепция доста­точно активно от­стаивается, но понятно, что это неко­то­рая транс­цен­ден­таль­ная иллю­зия, кото­рая со вре­ме­нем должна исчез­нуть. 

Одно­вре­менно и опыт веры зача­стую гласит, что сво­бода ока­зы­ва­ется функ­цией свое­об­раз­ного оста­точ­ного невеже­ства. Кто ты, если не узрел Бо­жественного Про­мысла? Если не понял, что для тебя есть один и только один путь? Если не увидел свет истины? Нет ника­кой сво­боды, есть только недо­ста­точ­ная работа твоей души. Будь эта работа достаточ­ной, не надо бы было ссылать­ся на сво­боду, и ты выбрал бы един­ственно пра­виль­ный путь к спа­се­нию.

А. Секац­кий

***

См. СУДЬБА, ВОЛЯ, СЛУЧАЙ, СВО­БОДА, ПРО­МЫСЛ, ДОМО­СТРО­И­ТЕЛЬ­СТВО БОЖЕ­СТВЕН­НОЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки