Собрание причастнов, поемых во всё лето

для малого четырехголосного смешанного хора

От составителя

Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, во время которой совершается Таинство Святого Причащения. Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста, чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров).

В Служебнике, при изложении чина литургии святого Иоанна Златоуста, читаем:

Е̑гда́, же в•идитъ дi•аконъ сtщ•енника простир•ающа р’уц%, hи
прикас•ающася сtт•ому хл%бу, во bэже сотвор•ити свят•ое
вознош•енiе, возглаш•аетъ: В•онмемъ.

Сtщ•енникъ же, вознос)я сtт•ый хл%б, возглаш•аетъ: Сtтkая
сtтkымъ. Л•икъ: KЕд•инъ сtтъ, hэд•инъ гcдь,
сл•аву бtга h0tц)а, hам•инь.

KИ по•ютъ л•ицы кiнwн|къ дн)е, kил)и сtт•агw.

Киноник, за которым в русской богослужебной практике закрепилось русифицированное название «причастен», таким образом, является неотъемлемой частью любой литургии. Устав даёт четкие указания, в какой день какой причастен надлежит исполнять.

С течением времени, однако, жанр этот пришел в упадок. Пожалуй, первую попытку его возрождения и систематизации предпринял в 1998 году Е.Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стихъ». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников. Настоящий сборник является своеобразным дополняющим продолжением сборника Е. Кустовского. В отличие от последнего, он ориентирован главным образом на приходские храмы, музыкальная стилистика которых основана на произведениях композиторов XVII–XIX веков. Составитель надеется, что этот сборник поможет регентам, путём введения в репертуар своего хора собранных здесь причастнов, соблюсти формальную полноту и стилистическую целостность музыкальной составляющей Божественной литургии.

С. Мошегов

Слово об истории жанра

Из предисловия Е. Кустовского и Е. Манаковой к сборнику «Причастный стих»

Даже опытные регенты под словом «Причастен», «Причастное песнопение» подразумевают лишь определённый эпизод службы, во время которого можно исполнить любое песнопение, ориентируясь лишь на собственный вкус и тематическое соответствие службе.

Тем не менее, Устав довольно конкретно обозначает содержание эпизода причащения духовенства и мирян, полагая петь в это время строку Священного Писания (как правило – псалма). Это соблюдалось довольно строго в средневековых формах как греческой, так и русской литургии.

В XVIII–XIX веках «итальянская» композиторская школа включила в чин Божественной литургии своеобразную «музыкальную паузу», избрав для этого время пения причастна. Киноник утратил распев, его стали поскору пропевать на читке, а во время причащения духовенства стал исполняться свободный музыкальный «концертный номер».

После открытия Царских Врат, на причащении мирян, в том же XIX веке стало устойчивой традицией петь киноник Пасхи – «Тело Христово приимите...». Сложилась, мягко говоря, странная ситуация: на саму Пасху, когда пение причастна «Тело Христово приимите...» должно было бы, наконец, звучать на своем месте, традиция также устойчиво заменяет его на тропарь «Христос воскресе из мертвых...».

Можно было бы ожидать от церковных музыкантов рубежа веков возрождения не только величия древних распевов, но и некоторых форм совсем еще недавнего богослужения. К сожалению, этого не случилось. Обиход А. Кастальского излагает (и тем самым, как бы закрепляет) пение причастна поскору, на читке. Соловецкий и Валаамский обиходы, основанные на древних монастырских традициях, – тоже. Этому же следует и издание церковных песнопений А. Касторского.

В ХХ веке причастны публикуются в очень малом количестве нотных сборников. Знаменитый «Лондонский сборник» представил целый букет классических авторских композиций воскресного киноника «Хвалите Господа с небес.», а также будничные причастны в гармонизации М. Ковалевского. В России же композиторское творчество в жанре причастна не имеет сколько-нибудь систематического направления, не опубликовано и рассредоточено по рукописным библиотекам регентов и композиторов.

Мы, разумеется, далеки от мысли, что побороть инерцию существующей традиции можно быстро и легко. Мы, однако, надеемся, что если какому-либо регенту и придёт в голову «смелая» идея систематического пения причастна на каждой Божественной литургии – ему поможет эта публикация.

Е. Кустовский, Е. Манакова

Устав о Пении Причастнов

 

в Неделю

в седмичные дни

в субботу

на Литургии Преждеосвященных Даров

Господский дванадесятый праздник

праздника

праздника

праздника

 

Иной праздник с бдением

дня

праздника

праздника

 

праздника

(не бывает Литургии Преждеосвященных Даров)

Праздник без бдения

дня

праздника

праздника

праздника

дня

 

Праздник без бдения

праздника

праздника

праздника

 

и святой с чтением

святого 1

святого 1

святого 1

 

Предпразднство

дня

праздника

праздника

преждеосвященных

дня

праздника

Предпразднство

дня

праздника 3

святого

преждеосвященных

и святой с чтением

святого 2

святого

дня 4

святого

Попразднство или отдание

дня

праздника

праздника

преждеосвященных

праздника

дня

праздника

Попразднство (или отдание)

праздника

праздника

праздника

преждеосвященных

и святой с чтением

святого 1

святого 1

святого 1

святого

Святой с полиелеем

дня

святого5

святого

преждеосвященных

святого 2

святого5

дня 4

святого

Святой с чтением

дня

дня 4

святого

преждеосвященных

святого 2

святого

дня 4

святого

Прочие дни

дня

дня

дня

преждеосвященных

за упокой


Примечания:

1 Если же будет два святых с чтениями, и причастны их не совпадут между собой, и ни один из их причастнов не совпадет с праздничным, то причастен меньшего святого опускается.
2 Если же будет два святых с чтениями, и причастны их не совпадут между собой, и ни один из их причастнов не совпадет с дневным, то причастен меньшего святого опускается.
3 Если же будет два святых с чтениями, и причастны их не совпадут между собой, и ни один из их причастнов не совпадет с праздничным, то причастен праздника опускается.
4 Если же будет два святых с чтениями, и причастны их не совпадут между собой, и ни один из их причастнов не совпадет с дневным, то причастен дня опускается.
5 Если же будет два святых с чтениями, и причастны их не совпадут между собой, то поются оба их причастна.

ЗРИ: Причастен Пасхи поется во все дни, от самого Праздника до его отдания, кроме Антипасхи и Преполовения с их попразднствами. В Недели попразднства Пасхи (вне Антипасхи и попразднства Преполовения) причастен Пасхи поется первым, а причастен дня – вторым. Седмичные причастны от Пасхи до отдания Антипасхи не поются.

ЗРИ: При отправлении особой Литургии (в различных нуждах) соответствующий причастен имеет статус причастна святому с чтением.

Cм. далее в формате PDF.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka