Нимрод

39,5E 51N
Православный христианин
Что о нем говорит Бытие:
Бытие 10:8-10 написал(а):
  • Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле;
  • он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом].
  • Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар.
И церковнославянский текст:
Бытие 10:8-10 написал(а):
  • Хýсъ же роди́ Неврóда: сéй начáтъ бы́ти исполи́нъ на земли́:
  • сéй бѣ́ исполи́нъ ловéцъ предъ Гóсподемъ Бóгомъ: сегó рáди рекýтъ: я́ко Неврóдъ исполи́нъ ловéцъ предъ Гóсподемъ.
  • И бы́сть начáло цáрства егó Вавилóнъ и Орéхъ, и Архáдъ и Халáнни на земли́ Сеннаáръ.
Примечательно, что в церковнославянском тексте используется слово "исполин", а в греческом - γίγας , что значит - великан.

Здесь, на сайте, нашел два толкования на предложенный отрывок:
1. Ефрема Сирина
О Невроде сказано: «сей бе исполин ловец пред Господем Богом» (Быт.10:9), потому что он по Божией воле вел брань с каждым племенем и принуждал племена эти удаляться в те страны, какие назначены им были Богом. «Сего ради рекут: яко Неврод исполин ловец пред Господем» (Быт.10:9), то есть отсюда произошел обычай, если кто выражает благожелание князю или начальнику, говорить: «Будь как Неврод, исполин ловец, прославившийся в бранях Господних». Неврод царствовал в Араке, то есть в Едессе, в Ахаре, то есть в Ниневии, в Халании, то есть в Ктезифоне, в Роовофе, то есть в Адиабене, в Халае, то есть в Хетре, в Расе или Риш-Айне, бывшем в то время великим городом.
2. А. Лопухина
Нимрод и первая монархия.
Быт.10:8. Хуш родил также Нимрода;

   Это не означает непременно того, что Нимрод был непосредственным сыном Хуша, а вообще служит доказательством только того, что он происходит по прямой нисходящей линии от него, принадлежал к коренным кушитам и, следовательно, жил в Аравийской Ефиопии, по соседству с библейской долиной Сеннаар. Самое имя «Нимрод» здесь уже не коллективное, а индивидуальное, личное; рассматриваемое филологически, оно означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» (от евр. глагола marad — огорчать, досаждать, восставать, возмущаться); поэтому, некоторые экзегеты полагают, что оно было усвоено ему лишь позднее, на основании его насильнической деятельности.
сей начал быть силен на земле;

   Начальные слова этой фразы имеют себе уже известные нам аналогии в истории Еноса и Ноя; дальнейший библейский термин «силен на земле», по евр.: гиббор , точно так же знаком нам из характеристики предпотопного человечества (нефилим и гибборим). Если там, как мы видели (Быт. 6:4), это имя заключало в себе мысль о выдающемся своей физической силой и нравственно распущенном великане, то, очевидно, употребляя тот же самый термин и здесь, бытописатель тем самым хочет показать, что в лице Нимрода снова, впервые после потопа (сей начал), воскрес тип гордого великана, прославившегося своими богатырскими подвигами по всей своей стране.
Быт.10:9. он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, перед Господом [Богом].

   Весь этот стих служит разъяснением предыдущего: указав раньше на силу и знаменитость Нимрода, бытописатель теперь определеннее называет и главное средство его прославления, и ту высшую степень, до которой оно доходило. Таким средством широкой популярности Нимрода служила его удачливая и смелая охота, а степень высоты этой популярности указана в словах «пред Господом». Эти слова обозначают собой наивысшую степень того или другого качества, уже превышающую компетенцию человека, а доступную только оценке самого Бога. А что действительно смелые и удачные подвиги на охоте, в борьбе с дикими зверями и чудовищами, в ту грубую первобытную эпоху ценились особенно высоко и возводили на пьедестал славы их героев, об этом свидетельствует вся доисторическая древность, начиная с героя халдейской поэмы Издубара и кончая мифическими подвигами Геркулеса. В доказательство известности Нимрода, основанной на его богатырской силе и удачливой охоте, библейский автор ссылается на существование в его время даже особой поговорки, опирающейся на указанный факт. Суть данной поговорки состояла в том, что когда хотели кого-либо особенно похвалить и прославить, то его сравнивали по силе отваги и мужества с Нимродом.
Быт.10:10. Царство его вначале: составляли :

   Вот самое первое библейское известие о начале политической, государственной жизни на земле. По мнению большинства авторитетных ученых, Библия говорит здесь о так называемой в науке «первой халдейской конфедерации», т. е. о первом союзе халдейских городов, объединенных под властью знаменитого кушитянина Нимрода, известного и в древнехалдейских надписях под титулом «Арба-Лизуна», т. е. государя четырех языков.
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар.

   Все четыре перечисленных здесь города лежали в долине Сеннаар; а эта долина, как видно из следующего стиха (11 ст.), а также и из других мест Библии (Ис. 11:11), обозначала собою южную часть месопотамский равнины, или Вавилонию, т. е. ту самую страну, которая и в клинообразных надписях называлась именем «Суммир». В пределах этой халдейско-вавилонской территории мы и находим исторические следы существования всех вышеуказанных городов, и прежде всего — столицы того союзного государства, самого города Вавилона. Развалины древнего Вавилона открыты на восточном берегу Евфрата, вблизи современного местечка Hillah, где существует с развалинами капища холм, доселе сохранивший у туземных арабов название «Бабиль».
   Второй древнехалдейский город «Эрех» или «Арах» справедливо отождествляется с Ορχόη Птоломея, с Arku клинообразных надписей, т. е. совпадает, следовательно, с современной «Варкой», лежащей приблизительно на восемь миль южнее древнего Вавилона.
   Два других города: Аккад и Халне представляли собой, наоборот, северные пункты описываемого государства: в частности Аккад, вероятно, был тем самым городом, который впоследствии дал свое имя целой стране «Аккад», так часто упоминаемой в клинообразной литературе. По мнению известного англ. ориенталиста Георга Смита, Аккад был столицей царя Саргона и лежал на берегу Евфрата, недалеко от Сиппара, на север от Вавилона. Последний из поименованных здесь городов «Халне» или «Калне» экзегеты сближают с «Кално» (рус. «Халне») у пророка Исаии (Ис. 10:9) и «Ханне» (рус. «Хане») у пророка Иезекииля (Иез. 27:23). Одни, вслед за блаженным Иеронимом и Евсевием, ищут этот города на месте позднейшего «Ктезифона», т. е. на северо-западе Вавилона; другие (Раулинсон) находят его следы в развалинах современного Ниппура, на северо-востоке от Евфрата. Эти-то четыре города добровольно или — вероятнее — в силу захвата их Нимродом, и образовали собою первое союзное государство, или древнейшее халдейско-вавилонское царство, в котором верховная руководящая роль принадлежит потомкам Хама.
Быт.10:11. Из сей земли вышел Ассур

   Одни из толковников принимают здесь имя «Ассур» в смысле собственного имени одного из сыновей Сима (22 ст. LXX, Вульгата, Лютер, Розенмюллер и др.) и толкуют данное место в том смысле, что, семиты, недовольные деспотическим правлением Нимрода и кушитов, предпочли удалиться на север и основать там новое царство. Но по мнению других (Таргум, Делич, Кейль, Ланге, Филарет и мн. другие), имя «Ассур» служит здесь нарицательным обозначением целой страны, в зависимости от чего и сам перевод текста должен быть несколько иным, а именно: «и из земли этой (Сеннаар) вышел он (Нимрод) в Ассирию...»
и построил Ниневию,

   Вначале опорным пунктом господства Нимрода служил Вавилон; теперь он воздвигает новый центр своего владычества на север — город Ниневию. Эта впоследствии обширнейшая столица могущественнейшей ассирийской монархии (Ион. 3:3, 4:11) лежала на берегу реки Тигра, напротив Мосула, в области раскопок современного Куюнджика.
Реховоф-ир, Калах

   Первый из этих городов доселе остается неизвестным, хотя некоторые и склонны отождествлять его с библейским Елассаром или Ларсой — согласно клинообразных надписей, — находившейся при впадении в Тигр нижнего Заба. По буквальному же переводу с еврейского, слово Реховоф-ир — означает «город улиц», тем дается представление об его обширности. Название города «Калах» встречается в анналах царя Ассурнасирхабала (883—859 гг.), где о нем говорится, как о городе, построенном еще Салманассаром I. Местоположение его учеными определяется на юг от Ниневии, при впадении в Евфрат верхнего Заба, вблизи современного Нимруда. Другие, впрочем, предпочитают видеть его на месте современного местечка Калах-Шергат, в пяти милях на юг от Ниневии.
Быт.10:12. и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий.

   т. е. между современным Куюнджиком и Нимрудом. В вышеуказанных ассирийских надписях упоминается также и город «Ресен», который называется здесь «городом ловца», явно напоминая тем самым вышеприведенную библейскую поговорку о Нимроде. Библия же называет«Ресен» городом великим и помещает его в непосредственном соседстве с Ниневией. Все это, а также и то, что самая Ниневия, по словам пророка Ионы, имела протяжение трех дней пути (Ион. 3:3), дало основание ученым думать, что Ресен, представлявший собой особый самостоятельный город, находившийся в окрестностях великой Ниневии, впоследствии слился с нею заодно и таким образом утратил свое собственное название (Лейеярд и др.).
   Итак, в этих немногих строках Библии воспроизведена вся начальная история халдейско-вавилонской и вавилонско-ассирийской монархии: в полном соответствии с новооткрытыми данными клинообразных памятников, Библия свидетельствует, что первоначальное зарождение государственной жизни произошло в области южной Вавилонии или Халдеи, где средоточием ее были города: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне; что затем эта жизнь стала отливать на север, где основала новый центр, в виде Ниневии и окружающих ее городов, и что, наконец, преобладающее влияние кушитов в первой халдейско-вавилонской монархии постепенно должно было уступить свое место семитическому элементу ассирийско-ниневийской монархии.
Известно ли что то более того?
 
Москва
Православный христианин
Нимрод, это древнейший предтеча антихриста:

«Нимрод первым стал править как тиран, что ранее было не принято в народе, и правил в Вавилоне, названном так потому, что там смешались языки строителей башни. Ибо Вавилон означает смешение. Правил он и в Эрехе, нынешней Эдессе; и в Аккаде, который теперь называется Нисибией; и в Халне, которая позднее, по имени царя Селевка, стала называться Селевкией и которая теперь именуется Ктесифоном» (Иероним Стридонский, Еврейские вопросы на Книгу Бытия);

«…Но и этот человек, подражая своему прародителю и ненадлежащим образом воспользовавшись естественными преимуществами, изобрел другой род рабства и сам замыслил сделаться начальником и властителем; а таким он не был бы, если бы не было подвластных. Впрочем, это состояние подчиненных кажется мне скорее свободою. А вот самое тяжкое рабство -когда хвалящиеся свободою раболепствуют! Смотри еще, что делает любостяжание; смотри, как телесная сила не остается в собственных пределах, но всегда гонится за большим и ищет славы. Неврод подчинил себе людей не для того, чтобы заботиться об их безопасности; нет, он еще и города строил для того, чтобы господствовать над врагами» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия);

«Вот он, Неброт, жестокий охотник, который метким ударом карает без устали души, что зазевались. Тот, кто по скалам лесистым и тропам извилистым рыщет, к миру трепещущему подбираясь обманным коварством. Тех он сплетеньями лжи и обмана стремится опутать; этих, в сраженье вступая, он давит в гигантских ручищах и погребальный триумф повсеместно обильно справляет» (Прудениий, Происхождение греха).
 
39,5E 51N
Православный христианин
Спасибо. Понраилась экзегеза Прудениия.
Имеет ли к Немроду отношение крепость Субейба, не в курсе?
 
Последнее редактирование:
39,5E 51N
Православный христианин
Батюшка простите, а есть ли экзегеза, где прямо и без обиняков говорится что Нимрод не был угоден Богу?
 
Москва
Православный христианин
«Нимрод первым стал править как тиран, что ранее было не принято в народе, и правил в Вавилоне, названном так потому, что там смешались языки строителей башни. Ибо Вавилон означает смешение. Правил он и в Эрехе, нынешней Эдессе; и в Аккаде, который теперь называется Нисибией; и в Халне, которая позднее, по имени царя Селевка, стала называться Селевкией и которая теперь именуется Ктесифоном» (Иероним Стридонский, Еврейские вопросы на Книгу Бытия);

«…Но и этот человек, подражая своему прародителю и ненадлежащим образом воспользовавшись естественными преимуществами, изобрел другой род рабства и сам замыслил сделаться начальником и властителем; а таким он не был бы, если бы не было подвластных. Впрочем, это состояние подчиненных кажется мне скорее свободою. А вот самое тяжкое рабство -когда хвалящиеся свободою раболепствуют! Смотри еще, что делает любостяжание; смотри, как телесная сила не остается в собственных пределах, но всегда гонится за большим и ищет славы. Неврод подчинил себе людей не для того, чтобы заботиться об их безопасности; нет, он еще и города строил для того, чтобы господствовать над врагами» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия);

«Вот он, Неброт, жестокий охотник, который метким ударом карает без устали души, что зазевались. Тот, кто по скалам лесистым и тропам извилистым рыщет, к миру трепещущему подбираясь обманным коварством. Тех он сплетеньями лжи и обмана стремится опутать; этих, в сраженье вступая, он давит в гигантских ручищах и погребальный триумф повсеместно обильно справляет» (Прудениий, Происхождение греха).
Все здесь выше!
715584879.jpg


И еще: "«Нимрод» здесь уже не коллективное, а индивидуальное, личное; рассматриваемое филологически, оно означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» (от евр. глагола marad — огорчать, досаждать, восставать, возмущаться); поэтому, некоторые экзегеты полагают, что оно было усвоено ему лишь позднее, на основании его насильнической деятельности" (Толковая Православная Библия).
 
Последнее редактирование:
39,5E 51N
Православный христианин
"«Нимрод» здесь уже не коллективное, а индивидуальное, личное; рассматриваемое филологически, оно означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» (от евр. глагола marad — огорчать, досаждать, восставать, возмущаться); поэтому, некоторые экзегеты полагают, что оно было усвоено ему лишь позднее, на основании его насильнической деятельности" (Толковая Православная Библия)
Да, это я знаю, также известен под именем Мардук. Но кто нибудь из Св.Отцов называет его прямо грешником, не богоугодным и т.п.? То что был плохим - ясно только из контекста.
 
Москва
Православный христианин
Его режим власти называется тираническим, этого уже и достаточно, чтобы дать ему отрицательную характеристику.
Или Вы хотите услышать, каким он был в семье, в своем отношении с родителями?
Но кто на это может дать ответ?
 
39,5E 51N
Православный христианин
Или Вы хотите услышать, каким он был в семье, в своем отношении с родителями?
Но кто на это может дать ответ?
Я не встречал нигде упоминаний о его родственниках, кроме Хуша.
Его режим власти называется тираническим, этого уже и достаточно, чтобы дать ему отрицательную характеристику.
Обращают на себя внимание две любопытные вещи:
  • Ефрем Сирин в предложенном толковании негативно не отзывается о Нимроде и даже говорит о том, что он, хоть и силой, но наводил порядок.
  • Поговорка-пожелание, ходившее в древности. Желали положительных качеств Нимрода.
По этому я и спросил
есть ли экзегеза, где прямо и без обиняков говорится что Нимрод не был угоден Богу?
 
Сверху