святитель Алексий Московский (Бяконт)
Нравственно-аскетические труды
Митрополит Киевский, Московский и всея Руси, государственный деятель, дипломат, основатель Чудова монастыря в Кремле. Обладал даром чудотворения.
Биография
Семья
Святитель Алексий принадлежал к знатной боярской фамилии Бяконтов. В свое время его отец, боярин Феодор, переселился из разоренного татарами Чернигова в Москву. Здесь его супруга Мария родила сына, будущего святителя Алексия.
Предполагается, что святой родился в 1304 году, но точная дата его рождения неизвестна.
По одним историческим данным, во Святом Крещении ему был дано имя Симеон, а по другим — Елевферий. Между тем ряд источников упоминают оба имени. Может быть, одно из них (если их действительно было два) принадлежало святителю от рождения, а второе он получил при Крещении.
После того, как Симеону-Елевферию исполнилось 12 лет, его отдали для обучения грамоте. Нет сведений, кто именно был его учителем и духовным руководителем. Но по его жизни видно, что он получил хорошее христианское воспитание.
На пути к иночеству
К 15 годам Елевферий уже не стремился ни к суете мира, ни к мирским удовольствиям, которые ему могло дать знатное происхождение и положение в обществе. Широкому пути он предпочитал узкий монашеский путь.
Видимо, к такому выбору, помимо воспитания и собственной сердечной склонности, Елевферия подтолкнуло необычайное сновидение. Однажды во время ловли птиц он уснул и во сне услышал таинственный голос, назвавший его Алексием и возвестивший, что в будущем он сделается ловцом человеков.
Елевферий поступил в Московскую Богоявленскую обитель, находящуюся и ныне в Китай-городе. Как и все послушники, он выполнял монастырские работы, старался внимать наставникам, учиться молитве, бдению, посту.
В возрасте 20-ти лет он был пострижен в ангельский образ, ему было дано имя Алексий, возвещенное прежде во сне.
Святительское служение
Год за годом Алексий возрастал духом и мудростью. Братия его любили. Прмерно в 1340-х годах он был удостоен поста наместника престарелого Московского митрополита Феогноста. Он стал жить на митрополичьем подворье. Считается, что именно в этот период он выучил греческий язык.
В 1352 году митрополит Феогност возвел его на епископскую кафедру во Владимире. Это поставление целиком поддерживал великий князь Симеон Иоаннович. К тому времени святой Алексий слыл духовно опытным подвижником, и ему было доверено исполнять роль советника младших братьев великого князя — Иоанна и Андрея.
Вскоре митрополит Феогност почил, но еще при жизни он избрал себе в преемника епископа Алексия. Для посвящения в митрополита святитель должен был отправиться в Константинополь, к патриарху Филофею (Коккину). По дороге он получил в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Джанибека: грамотой свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет».
Святитель Алексий жил в Константинополе в продолжении целого года. Грамота патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года. Согласно ей, Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. Той же грамотой по просьбе святителя Алексия Владимир был утвержден в качестве местопребывания Русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола.
Еще при жизни митрополита Феогноста, в конце 1352 года, в Константинополе появился инок Феодорит с ложным сообщением о смерти главы Русской Церкви. Он добивался своего поставления на якобы вакантную митрополичью кафедру. Неизвестно достоверно, был ли он ставленником литовского князя Ольгерда или же его брата — православного волынского князя Любарта. Самозванец не получил поставления в столице Византии и в нарушение канонических правил был возведен в митрополичий сан Болгарским патриархом в Тырнове. Несмотря на неканоничность поставления, Феодорит был принят в Киеве. Его власть был склонен признать и Новгородский архиепископ Моисей, недовольный митрополитом Феогностом и великим князем Симеоном. В адресованном Новгородскому владыке послании Константинопольского патриарха 1354 года предписывалось подчиняться законно поставленному митрополиту Алексию, а не Феодориту.
Уже через год — осенью 1355 года — святитель снова отправился в Константинополь для решения вопроса о границах митрополии. На обратном пути он попал в бурю на Черном море и дал обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету был основан Спасо-Андроников монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя на берегу Яузы в Москве.
Со временем слава о праведности святителя вышла далеко за пределы Русской земли.
Чудо, совершённое в Орде
Жена татарского хана Джанибека Тайдула потеряла зрение и, пребывая в болезни три года, не могла получить исцеления. Она обратилась к супругу, и тот направил к великому князю в Москву посольство с просьбой прислать к нему святителя Алексия, чтобы он исцелил его жену. В случае удачного исхода он обещал мир, а в случае пренебрежения его волей грозил опустошением Русской земли.
Понимая, что требование исцеления превосходит человеческие силы, митрополит созвал клир и отслужил молебен. Собравшиеся взывали к Богу о помощи перед иконой Небесной Царицы и при раке Московского святителя Петра. Во время моления при мощах чудотворца сама собой зажглась свеча.
Увидев в этом событии Божье знамение, святитель утешился и разделил свечу на несколько частей. Одну из них он взял в дорогу, другие раздал как благословение и 18 августа 1357 года отправился в Орду.
Митрополит был принят в Орде с большими почестями. Он отслужил над болящей Тайдулой молебен с водоосвящением, при этом была зажжена взятая с собой часть свечи. По окроплении Тайдулы освященной водой она чудесным образом прозрела.
Дальнейшее служение. Блаженная кончина
Хан, в знак признательности, пожаловал святителю дорогой перстень (впоследствии он был отдан на хранение в патриаршую ризницу). Сохранился ярлык, данный в ноябре 1357 года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию: согласно ярлыку Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По позднему преданию, кроме ярлыка в благодарность за исцеление Тайдулы святитель получил земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем (или ханскими конюшнями). На этом месте в 1365 году, в память о чуде Божием над больной царицей, святитель заложил каменный храм в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех (празднуется 6/19 сентября) и основал при нем Чудов монастырь. Этой обители суждено было стать его усыпальницей. В ней святитель заблаговременно определил место для своего погребения.
Согласно житию, святитель Алексий вел в Орде в присутствии хана прение о вере. Во время пребывания его в Орде там началась междоусобица, вызванная болезнью хана Джанибека и его убийством, но митрополит благополучно вернулся на Русь.
После смерти великого князя Иоанна Иоанновича святитель Алексий был воспитателем его сына, юного князя Димитрия Иоанновича, впоследствии названного Донским, и одним из регентов при нем. Своим подъемом Московское княжество и его династия во многом обязаны святителю Алексию, связавшему с Москвой судьбу митрополии. Это был глубоко осознанный выбор, сделанный задолго до регентства при князе Димитрии Иоанновиче.
Святитель был другом и сомолитвенником преподобного Сергия Радонежского и хотел сделать его своим преемником, но преподобный отказался.
Почти за четверть века возглавления Русской Церкви святитель Алексий поставил 21 епископа. Он всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление нескольких обителей в Москве и в митрополичьей области. Кроме Спасо-Андроникова (около 1360 года), Чудова (около 1365 года) и Симонова (между 1375 и 1377 годом) монастырей по его благословению в 1360–1362 годах был основан Введенский Владычний монастырь в Серпухове, возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский монастырь под Владимиром и Нижегородский Благовещенский. Монастырское предание приписывает ему создание Алексиевского девичьего монастыря в Москве для своих сестер (около 1358 года).
О приближении смерти святитель знал заранее. Он совершил Божественную литургию, приобщился Тела и Крови Христовых, дал необходимые напутствия, благословил свою паству и мирно почил 12 февраля 1378 года.
Из его наставлений на сегодняшний день пользуется известностью: Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам.
Мощи святителя
Мощи святителя Алексия были открыты в 1431 или 1438 году при ремонте Благовещенского придела собора Чудова монастыря, где находилась гробница святителя. В страшный московский пожар 1547 года, когда Чудов монастырь выгорел целиком (только иноков и монастырских служителей сгорело 26 человек), мощи святого чудесным образом не пострадали. При раке его хранились принадлежавшие ему облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу святителя в Чудовом монастыре был привешен золотой перстень — подарок хана.
После того, как большевики в 1929 году уничтожили весь комплекс Чудова монастыря, мощи святителя Алексия находились в музеях Московского Кремля. В 1947 году по просьбе Святейшего патриарха Алексия I мощи его небесного покровителя были переданы Церкви и помещены в патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, где находятся и сейчас.
Тропарь святителю Алексию, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси, глас 8
Я́ко апо́столом сопресто́льна, и врача́ предо́бра,/ и служи́теля благоприя́тна,/ к ра́це твое́й честне́й притека́юще, святи́телю Алекси́е богому́дре, чудотво́рче,/ соше́дшеся, любо́вию в па́мять твою́ све́тло пра́зднуем,/ в пе́снех и пе́ниих ра́дующеся и Христа́ сла́вяще,/ такову́ю благода́ть тебе́ дарова́вшаго исцеле́ний // и гра́ду твоему́ вели́кое утвержде́ние.
Кондак святителю Алексию, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси, глас 8
Боже́ственнаго и пречестна́го святи́теля Христо́ва,/ но́ваго чудотво́рца Але́ксия,/ ве́рно вси пою́ще, лю́дие, любо́вию да ублажи́м,/ я́ко па́стыря вели́каго, служи́теля же и учи́теля прему́дра земли́ Росси́йстей./ Днесь, в па́мять его прите́кше,/ ра́достно возопие́м песнь богоно́сному:/ я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу,/ многообра́зных нас изба́ви обстоя́ний, да зове́м ти:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.

Литература об авторе
- Житие Алексия Московского Жития святых по именам
- Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца святитель Димитрий Ростовский
- Память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1378) свщмч. Сергий Мечев 0
- Святитель Алексий — поборник мира прот. Александр Ветелев 0
- Святой Алексий митрополит Киевский и всея России Д.Н. Орлов 0
