святитель Филофей Коккин

(~1300–1379)

Грамоты

Жития святых

Молитвословия

Послания

Труды на иностранных языках

святитель Филофей Коккин
святитель Филофей Коккин

Патриарх Константинопольский (1353-1354; 1365-1376), византийский богослов, сторонник свт. Григория Паламы, антилатинcкий полемист, гимнограф, агиограф.

Биография

День памяти: 11 октября (24 октября) (греч., РПЦЗ)


В миру Фока, родился около 1300 года в Фессалониках от матери, по происхождению еврейки. Получил прекрасное образование благодаря Фоме Магистру, которому он прислуживал. Фока очень рано принял монашество и переехал на святую гору Синай. Оттуда он пришел на «священный Афон, суще позлащенный и любезнейший, и был с радостью приемлем добре жившими во всех его жилищах и вселился там», согласно словам его биографа.

Вначале подвизался в монастыре Ватопед, где познакомился и встретился со св. Саввой Христа ради юродивым, которому впоследствии написал житие. Затем жил в монастыре Великая Лавра, где в 1330-х годах, будучи монахом, окормлялся у преподобного Германа Марулиса, наставника исихазма. Как монах лавры он встретился со свт. Григорием Паламой, которому также впоследствии составил прекрасное биографическое описание, и подписал Святогорский Томос 1340 года. В 1342 году он воспринял игуменство после игумена Макария, который был избран митрополитом Фессалоникским.

В отношении вопроса об исихазме он разделял сторону свт. Григория Паламы и резко выступал против учения Варлаама Калабрийского. В 1346 году он написал два слова о Фаворском Свете и против Акиндина.

С окончанием гражданской войны 1341-1347 годов был избран митрополитом Ираклийским с титулом «Председатель осыпаемых почестями», данным патриархом Исидором.

В 1349 году он рукоположил св. Каллиста I Агиорита в патриархи.

В 1351 году принял участие в Соборе, посвященном вопросам исихазма, указывая на важную роль свт. Григория Паламы. Был одним из составителей «Соборного Томоса против единомышленников Варлаама и Акиндина» (дополнившим «Синодик Торжества Православия»), подписав его вместе с патриархом Каллистом Константинопольским и митрополитом Григорием Паламой.

После ухода из Констан­тинополя патр. Каллиста в сентябре 1353 года был возведен на его место. Пребывал на патриаршем Вселенском престоле дважды: 1353-1354 и 1364-76 годах.

В 1354 году поставил митрополитом Киевским и всея Руси свт. Алексия, даровав ему настольную грамоту подписанную им 30 июня того же года.

В том же году разрешил архиеп. Моисею Новгородскому пользоваться древним преимуществом новгородских святителей - носить крестчатые ризы, которые и послал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно обращаться к Константинопольскому патриарху.

Первый срок патриаршества прервался в ноябре 1354 года, в связи с отречением от власти Иоанна VI Кантакузина и вступлением на императорский престол Иоанна Палеолога, бояться которого у Филофея Коккина были политические причины. Филофею пришлось оставить патриарший престол и удалиться на Афон. Однако тот же Иоанн Палеолог через некоторое время, после смерти Каллиста, вновь призвал Филофея Коккина на патриарший престол.

В 1368 году соборно была признана святость свт. Григория Паламы и было определено совершать его память на второй Неделе Великого поста, ему была составлена служба, был окончательно решен вопрос об исихазме и были осуждены антипаламиты.

Патриаршество свт. Филофея было ознаменовано важными пастырскими деяниями. Были написаны знаменитые творения и велась обширная каноническая деятельность. Велась смелая деятельность для предотвращения нашествия турок и латинской пропаганды, при этом подчеркивалось и единство православных. Римский папа Урбан V отверг предложение святителя Филофея созвать Вселенский собор для восстановления единства церквей. Патриарх Филофей энергично защищал Православие, развивал отношения с другими патриархатами, оказывал помощь славянским Церквам, сумел ослабить и нейтрализовать прозелитические устремления латинян и почитается как национальный и церковный герой.

В 1376 году патриарх Филофей ушел на покой по причине глубокой старости. Скончался в 1379 году. По другим данным, согласно материалам "Богословско–церковного словаря", Филофей Коккин вместе с имп. Иоанном V Палеологом в 1376 году был свергнут в результате прогенуэзского переворота Андроника IV и год спустя умер в заточении.

Патриарх Филофей был похоронен с царскими почестями в монастыре Христа Непостижимого (Μονή Χριστού του Ακατάληπτου). Его могила прославилась чудесами. Рано он стал почитаться как святой и была написана его икона в храме монастыря Расава в Сербии жителями из его Отечества, из Фессалоник. В главном храме святой Горы Афон написано его изображение в ряду между гимнографами. В конце XVIII века анонимный монах из монастыря Филофей написал его прекрасное житие и песненное последование для богослужения. На Афоне имеются три кодекса с житием и богослужебным последованием свт. Филофею. Самое новое было составлено монахом преподобным Герасимом Микраяннанитом.

Сочинения

Свт. Филофей, благодаря своей большой образованности, написал многочисленные труды. Многие из его трудов можно разделись на догматические и опровержительные-полемические, против Никифора Григоры, Акиндина, Варлаама и Михаила Петриоти. Написал описания жизни святых, главным образом - святогорских, таких как свт. Григорий Палама, прп. Герман Марулис, патриарх Исидор I Вухир и прп. Савва Ватопедский, а также и прмч. Никодим Новый (Верийский). Он также написал о св. Анисии, св. вмч. Димитрие Мироточивом, святых Апостолах, Трех Святителях, прп. Онуфрии, св. Февронии, св. Фоке, свт. Ианна Златоусте, вмч. Феодоре Тироне, св. апостоле Фоме и др. В конечном итоге его труды представляют собой — беседы (гомилии), толкования, литургические тексты, труды по праву, истории, поэзия, молитвы и другие.

Он был глубоким богословом, удивительным писателем синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев, жизнь которых представлена в качестве примера для монашествовавших вместе с ним в то время. Как песнотворец-гимнограф он писал песнопения глубокого содержания и в изысканном, утонченном стиле, представляя высочайшие догматические понятия, соревнуясь с подобными ему древними гимнографами.

Тропарь, глас 5

Я́ко обоже́ния пропове́дателя и учи́теля,/ по боже́ственней эне́ргии Богу прича́стия,/ воспева́ем тя све́тло, о́тче Филофе́е,/ яко причасти́лся еси́ све́та ве́чнаго,/ по́двигом очище́н и освяще́н,/ и ны́не Тро́ице мо́лишися// поми́ловатися душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Я́ко Це́ркве богосло́в необори́мый,/ и безмо́лвствующим побо́рник и забра́ло,/ отгоня́яй ересе́й прельще́ния и раско́лов нахожде́ния, богоно́сне,/ правосла́вныя лю́ди от ле́сти сохраня́й, да зове́м ти:/ Ра́дуйся, о́тче Филофе́е.