Глава I. Псалтирь (что такое представляет собой она для верующего человека)
Для всех людей церковных, а прежде всего для самих священнослужителей и иноков,7 Псалтирь – книга исключительно важного и именно жизненно-воспитывающего значения. И прямо можно сказать, что и самый тип лучших сынов русского народа, действительно верных сынов Святой Руси, прежде и больше всего вырабатывался и сложился именно под влиянием книги Псалтирь, ибо употребление ее в нашем народе, до последних его поколений, было исключительно широким и глубоким, так как и самое обучение грамоте долгие века велось в нем именно по книге Псалтирь с последовательным заучиванием ее стих за стихом, псалом за псалмом, наизусть. Недаром такой выдающейся церковно-общественный писатель, как С. А. Рачинский (бывший профессором Московского Университета по естествознанию) полстолетия тому назад писал: „Псалтирь – высочайший памятник лирической поэзии всех веков и народов. Содержание ее – цельное и вечное. Это – постоянное созерцание величия и милосердия Божия; сердечный порыв к высоте и чистоте нравственной; глубокое сокрушение о несовершенствах человеческой воли; непоколебимая вера в возможности победы над злом при помощи Божией. Из всех книг, написанных руками человеческими, не исключая Евангелий, ни одна не положила столь неизгладимой, столь повсеместной, столь властной печати своей, как Псалтирь‟. И в самом деле: все книги Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, даже ближе к ней стоящие учительные и пророческие, носят на себе в отношении к тому, кто их читает, внешний, как бы сторонний характер, так что читающий их всегда будет отличать себя от того, кто и что в них говорит. Апостол или пророк, пишущий их, обращается в своей речи к нам от себя, научая иль убеждая нас, и таким образом ставя нас в положение как бы его слушателей или учеников, лишь приводимых данным его словом к тем или иным верованиям и нравственным привычкам. Евангелия же и прямо рисуют, как объективно стоящий пред нашими очами, Богочеловеческий облик Спасителя – в Его Божественных действиях и, связанных с ними, речах Его. Иное дело Псалтирь. Все ее 150 псалмов – сплошь переживания субъективного типа (за редкими и очень краткими вставками характера объективного, представляющими собой как бы отклик Божественной Личности, к Которой направляется мольба: например – в общеизвестном 90 пс. „Живый в помощи Вышняго‟, или 80-м – „Радуйтеся Богу, Помощнику нашему‟). Даже и в тех местах, где содержатся призывы псалмопевца к другим (напр. в ряде псалмов хвалебных), читающий их ставится в положение не этих „других‟, лишь слушающих данный псалом, а тех, кто переживает сам содержание его, и прежде всего – того же писателя псалма, разделяя, выявленную там, настроенность его. Настроенность же эта здесь всегда одна: живое и сердечное отношение наше к Богу, постоянное проникновенное предстояние души нашей пред Ним. И будет ли это прямая молитва к Нему в типе прошения, или благодарности, или хваления и славословий; или это – благоговейное размышление о Нем, воспоминание чудес Его, изображение Промысла Его; будет ли это, как еще чаще, начертание противоположности путей праведника и грешных: всюду и постоянно сердце человека в псалме направлено к Богу, и непременно согревается благоговейными чувствами преданности Ему, всегда влечет и наше сердце к такой же искренней и горячей вере в Него, любви к Нему, непозыблемому упованию на Него. Читать человеку псалмы, и читать хорошо – это значит: утвердить сердце свое в Боге, с Ним беседовать, о Нем мыслить, к Нему устанавливать устремление всей личной жизни своей. Но шевеля так, размягчая, будя и разогревая наше сердце, и привлекая – именно „прилепляя‟ его – к Богу, Псалтирь содержанием своим необычайно обогащает нашу душу, как и отвечает самым разнообразным запросам, нуждам и потребностям ее.
И потому-то самые великие отцы Церкви с особенной убежденностью и одушевлением свидетельствуют нам о таком исключительно-важном значении для нас Псалтири. Так, св. Иоанн Златоуст оттеняет в этом случае, прежде всего обилие чисто догматических истин в Псалтири. „В псалмах, – говорит он, – мы научаемся многим полезным вещам. Давид говорит тебе и о настоящем и о будущем, о видимых и невидимых тварях; он учить тебя и о воскресении, и об Иисусе Христе, и о будущей жизни, и о покое праведных, и о муках грешных; сообщает тебе и нравственное и догматическое учение. Словом, в Псалтири ты найдешь бесчисленные блага‟. Или, как обобщает это св. Василий Великий: „Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом во плоти, есть угрожение судом Божиим. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице‟.
Св. Афанасий Великий останавливает наше внимание на другой стороне воздействия Псалтири: „Книга псалмов, – говорит он, – кажется мне, ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего у человека, чего бы она не содержала в себе. Хочешь ли каяться, исповедоваться; угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя, или строят против тебя ковы, уныние ли овладело тобой или беспокойство, или что подобное терпишь; стремишься ли ты к преуспеянию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе; желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа, – в божественных псалмах найдешь наставление касательно этого.‟ „Ты впал в искушение, – изображает Златоуст это применение псалтыри в нашей практической жизни, – найдешь в ней самое лучшее утешение. Впал в грехи: найдешь бесчисленные врачевства. Впал в бедность или несчастье, – увидишь там много пристаней. Если ты праведник, приобретешь оттуда самое надежное подкрепление, если грешник, – самое надежное утешение. Если тебя надмевают добрые дела твои, там научишься смирению. Если грехи твои повергают тебя в отчаяние, там найдешь для себя всякое ободрение. Если ты имеешь на главе царский венец, или отличаешься высокой мудростью, псалмы научат тебя быть скромным. Если ты богат и славен, псалмопевец убедит тебя, что на земле нет ничего великого. Если ты поражен скорби, услышишь утешение. Видишь ли ты, что праведные терпят бедствия наравне с грешными, получишь объяснение этого. Видишь ли ты, что некоторые здесь недостойно наслаждаются счастьем, научишься не завидовать им. Каждое слово там заключает в себе беспредельное море мыслей.‟
Подобным же образом и св. Василий, удостоверяя, что все, что есть полезного во всех книгах св. Писания, заключает в себе книги псалмов, и, называя ее „общей духовной сокровищницей благих наставлений‟, ручался в том, что „всякий найдет в ней с избытком то, что для него полезно‟. И далее он указывает, что она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному доставляет быстрое облегчение от боли; она подкрепляет немощное, сохраняет здравое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами. Псалом доставляешь спокойствие души, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Он смягчает душу гневную и уцеломудривает – любострастную. А св. Амвросий Медиоланский указывает и основную причину такого действия Псалтири на человека. „Во всем писании, – говорит он, – дышит благодать Божья; но в сладкой песни псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчества предвозвещают, нравоучение убеждает: а книга псалмов успевает во всем этом, и есть самая полная врачебница спасения человеческого‟.
Наконец, приведем характеристику Псалтири, в приложении к каждому из нас, более позднего из типа отеческих толкователей ее – Евфимия Зигабена, который писал: „Псалом есть собеседование с Богом; он приближает к нам ангелов, отгоняет от нас демонов; возбуждает ясное настроение в душе, облегчает дневные труды наши, служит средством к защищению нас от ночных страхов; для начинающих учение, он есть самое первое и основное наставление; для успевающих в учении, он – приращение познаний; для оканчивающих его, он – утверждение в приобретенных познаниях. Псалом, это – необоримый щит, самое лучшее украшение для царей и подданных, как то: начальников и находящихся под начальством; для воинов, и для людей, вовсе незнакомых с воинским искусством; для образованных и необразованных, для отшельников и для людей, принимающих участие в делах государственных; для священников и мирян, для живущих на суше и островитян, для земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и не знающих вовсе никакого ремесла; для мужчин и женщин, для старцев и юношей, для людей всякого происхождения, возраста, положения в свете, для людей всякой профессии... украшение как вообще, так и в частности, и даже в каждую минуту: как у себя дома, так равно и в собрании, в храме, на поле, в пустыне, в дороге и вообще всюду. Коротко сказать, псалом для человека, это – совершенно то же, что веяние воздуха, или разлитие света, или употребление огня и воды, или вообще что-нибудь такое, что всякому и необходимо и полезно.
‟Состоя из 150 псалмов, Псалтирь по богослужебному употребление делится на 20 кафизм – частей, приблизительно равных между собою по объему. Наш церковный устав указывает прочитывать при богослужениях Псалтирь каждую неделю (а в Великом Посту – два раза в неделю.) Но живущие в миру, люди наших дней, хорошо сделают, если каждый день будут прочитывать хотя бы по одной кафизме, с теми дополнительными к ним тропарями и молитвами, которые напечатаны в нашем „Домашнем молитвослове.‟ 8
***
Для того, чтобы нам знать и то, как читать Псалтирь, и к чему направлять такое чтение, полезно ознакомиться здесь еще и с тем предисловием к чтению ее, какое печаталось в богослужебной Следованной Псалтири (лист II изд. 1898 г.) на те случаи, когда приходилось читать ее без иерея.
„Глаголи умиленно: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь. Царю небесный: Трисвятое. По Отче наш. И тропари сия: Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество – небо Церковь показа: с человеки ликуют ангели... Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: аллилуйя. И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений: к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя. Посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего – дати ми оставление, яже содеях, лютых, Едина Благословенная! Господи помилуй – 40 раз.
Таже молитва Святей Живоначальней Троице.
Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира! Поспеши и направи сердце мое начати с разумом, и кончати делы благими Богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, их же ныне хощу глаголати аз недостойный. Разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой, и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати-си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю9: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Таже постой мало, Дóндеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем, рцы сие: Блажен муж... тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая‟.
***
Данная 1-я глава представляет собой введение в разрабатываемый нами труд – Псалтирь на славянском и русском языках, с вводными разъяснениями к псалмам, а также дополнительными толкованиями по стихам, заимствуемыми нами по преимуществу, из обстоятельнейшего труда архиепископа Иринея. Судя по устарелому, полуславянскому языку, толкованиям этим в настоящее время гораздо более ста лет, а между тем по содержанию своему они представляют собой наиболее солидное и удовлетворительное по полноте, обстоятельности и правильности объяснений, пособие, почему и выдержало оно так много изданий: у нас под руками – издание девятое, 1903-го года (часть первая, стр. 1–536; часть вторая 1–440). Особенно хороша она в первой половине труда.
* * *
Ясное указание о таком значении для них книги Псалтирь и об обязанности хорошего знакомства с ней мы находим и в правилах вселенских соборов (см. VII вс. собора правило 2-ое).
Епископ Димитрий. „Домашний молитвослов‟ (для усердствующих). Харбин 1937 г., стр. 1–148.
То есть: не о внешнем произношении устами заботиться, но веселиться о смысле произносимых слов, и приготовлять себя к совершению тех добрых дел, коим учусь и о которых говорю.