Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


святитель Феофан Затворник

Начертание христианского нравоучения

Раздел 1

   

Введение

Часть первая. Общие рассуждения и положения о нравственно-христианской жизни.

I. Основы христианской жизни

1. Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве

1) Снятию с нас вины греха и клятвы законной, или нашему оправданию, состояться невозможно без воплощения Бога

a) Довлеющую жертву за грех мог принести только Богочеловек, или Бог воплотившийся.

б) Восполнить время жизни, проведенное в грехе, делами правды могут только дела Богочеловека.

2) Но и обновление наше, или дарование нам новой жизни, также невозможно без воплощения Бога

2. Вторая основа христианской жизни, с первою неразлучная, есть живой союз с телом Церкви, коей Господь – глава, живитель и движитель

3. Норма христианской жизни

1) Первоначальная норма нравственной жизни человека

а) Какая цель человека?.

б) Спрашивается, какой путь к сей цели, или как приспособлен к ней человек?

в) исполняй волю Божию, чтобы быть в общении с Богом или пребывай в общении с Богом деятельным исполнением Его святой воли

2) Норма нравственной христианской жизни

а) Общение с Господом Иисусом Христом.

б).

Покаяние.

Вера.

Благодать (содействующая).

в) Норма нравственной христианской жизни и ее характер.

II. Характеристические черты христианской деятельности как нравственной

4. Условия нравственности деяний – общие и христианские

1) Самосознание

2) Свободная самодеятельность

5. Производство нравственных деяний

1) Сознание воли Божией в деле предпринимаемом

2) Склонение воли к делу обязательному

3) Молитва в составе дел христианских

4) Невидение добрых дел

6. Чем определяется нравственное достоинство дел?

1) Предмет в нравственных действиях

а) Об обязанностях, или заповедях.

б) О советах.

в) О действиях безразличных.

2) О цели нравственных деяний

3) Об обстоятельствах нравственных деяний

7. Виды нравственности и возрасты нравственной жизни в добром и худом направлении

1) О добродетели

а) О трех видах проявления добродетели и, во-первых, о добродетели как настроении христиански действующего духа.

б) О добродетели как разных добрых расположениях.

в) О добродетели как добром деле.

г) О возрастах добродетельной жизни христианской.

2) О грехе

Грех в трех видах проявления его

a) Грех как дело.

б) О грехе как расположении.

в) О грехе как состоянии, или греховном настроении.

г) Возрасты греховной жизни.

III. Последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни противоположной ей

8. В каких чертах Слово Божие изображает истинного христианина, и человека не христианина?

9. Состояние составных частей человеческого естества, его существенных свойств и сил в истинном христианине и человеке-грешнике

10. Состояние сил познавательных, желательных, чувствующих в христианине и грешнике

1) Состояние сил познавательных

a) Состояние высшей способности познания, или разума.

б) Состояние рассудка.

в) Состояние низших способностей познавательных.

г) Состояние наблюдения.

д) Состояние памяти и воображения.

е) Состояние воспоминания, или воспроизводительного воображения.

ж) Состояние фантазии.

з) Состояние сна.

2) Состояние деятельных сил человека

а) Состояние совести.

б) Состояние воли.

в) Состояние низших пожеланий.

3) Состояние сил чувствующих, или сердца

а) О сердце как о точке соприкосновения, или седалище симпатии.

б) О сердце как центре сил существа человеческого.

в) Сердце как приятелище и вместилище духовных чувств.

г) Сердце как вместилище душевных чувств.

д) О низших, чувственно-животных чувствах.

4) Отношение к телу

Часть вторая. Истинно христианская жизнь в действии

IV. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина, как христианина

11. Вера – глава всего

1) Обязанности веры

2) Обязанности к вере

3) Грехи против веры

12. Благочестие – жизнь в духе веры

1) Чувства и расположения на пути воссоединения с Богом

а) Чувства и расположения на пути сочетания с Господом Спасителем.

б) Чувства и расположения на пути восхождения от Господа Спасителя к Богу Триипостасному.

2) Чувства и расположения христианина, пребывающего в Боге

а) Чувства и расположения к Богу, вытекающие из сознания или созерцания Его бесконечных совершенств.

б) Чувства и расположения к Богу – из созерцания Его творчества и промышления.

в) Чувства и расположения – из созерцания Бога Совершителя всяческих.

г) Молитва – вместилище и поприще жизни в вере и благочестии.

аа) Значение молитвы.

бб) Следствия благие.

вв) Условия.

гг) Воспитание чрез молитвословие.

дд) Степени.

3) Общение с Богом через общение со Святою Церковью

а) Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу благодатных средств ко спасению.

б) Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу спасенных и спасаемых.

в) Как должен христианин самого себя держать и образовывать, чтобы быть в живом союзе с Церковию, а через нее с Богом.

V. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина по тем положениям и отношениям, в каких приходится ему бывать в настоящей жизни

13. Обязанности семейственные

1) Общие обязанности всего семейства

а) Глава.

б) Все семейство.

2) Взаимные обязанности разных членов семейства

Супруги

а) Общие обязанности.

б) Обязанности мужа.

в) Обязанности жены.

Родители и дети

a) Обязанности родителей.

б) Обязанности детей.

Родные

Другие, случайные лица, принимаемые в семейство

Господа и слуги

14. Обязанности церковные

1) Обязанности пастырей

2) Обязанности пасомых

3) Обязанности клира

4) Обязанности монашествующих

15. Обязанности гражданские общественные

 

 
Введение
   1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой – тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение.
   Последнее составляет предмет христианского нравоучения. Ищущий спасения, просвещаясь верою, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать как христианину.
   2) Такое познание может быть приобретаемо через чтение и слушание Слова Божия, отеческих писаний, бесед и поучений, предлагаемых с церковной кафедры, и друг от друга во взаимных отношениях с христианами. Но вернейшим способом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила христианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимном подчинении одних другим и в возможной полноте. Правила жизни в сем случае легче могут быть усвоены и вернее поняты.
   Если собрать воедино все обращающиеся в жизни правила, найдется, что от иных требований христианства себя увольняют, другим дают превратный смысл, иные ограничивают условиями внешних обстоятельств – и вообще великое найдется смешение в понятиях о должной христианской жизни и должном нравственном поведении христианина. Все сие от того, что правила нравственности христианской доходят до сведения по частям, а в отдельности действительно иное правило может показаться очень строгим, иное – допускающим многообразные толкования и применения. Отвратить сию неправость легче всего полным изображением всего христианского нравоучения. И св. Василий Великий в свое время заметил подобное смешение в понятиях о нравственной жизни, когда «всякий самовластно свои мысли и положения выдавал за истинное правило жизни, а укоренившиеся обычаи и предания человеческие сделали то, что одни грехи извиняли, а за другие без всякого разбора взыскивали; на некоторые, по-видимому, малые, негодовали, а иные не удостаивали и легкого выговора». И потому, чтобы уврачевать сей недуг, он за нужное почел «выбрать из Богодухновенного Писания все, чем угождает и чем не угождает человек Богу, и все рассеянные по разным местам запрещения и повеления, для легчайшего уразумения, представить совокупно в правилах, чтобы тем легче отучить людей поступать по навыку своей воли или по преданию человеческому» (Творения свв. отцов, т. 9). С такою же целью предлагается и настоящее начертание образа истинной христианской жизни.
   3) Жизнь христианина характеризуется верою, потому и нравоучение христианское должно быть охарактеризовано вероучением. Как в жизни вера и дела по вере входят друг в друга, переплетаются и взаимно друг другу содействуют, так и в учении – вероучение и нравоучение не должны терять друг друга из виду. Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступления и утонченности, когда не держалось нравственных целей; а нравоучение принимало недолжные направления, когда не освещалось вероучением, главное же, оно тогда ничем не отличалось от нравоучения философского.
   Последним замечанием не намекается, будто умозрительному, на естественных началах построенному нравоучению совсем нет места в нравоучении христианском. Напротив, без него обойтись нельзя. Христианство восстановляет наше естество и поставляет его в должный чин. Естество наше, таким образом, служит точкою отправления для воздействия на него христианства. То же и в нравоучении – показание, каковым должен бы быть человек по естеству, служит истолкованием, почему от него требуется то и то, если он хочет стать в настоящий свой чин, что есть в целях христианского нравоучения. Этого везде держится наше начертание.
   4) Об источниках нравоучения христианского нечего говорить много. Они одни и те же с источниками вероучения. Довольно помянуть, что здесь, кроме Слова Божия и согласного учения свв. отцов Церкви, должно руководствоваться особенно аскетическими писаниями отцов-подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в коих прославляются христианские добродетели.
   Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология. За неимением её приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов-подвижников.
   5) Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно-христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и положениях.


Раздел 1


Источник: Начертание христианского нравоучения, святитель Феофан Затворник, издание 2-е, Правило веры, 2010 г., с. 686.