Источник

О пище и питии

I. Назначение пищи и пития по Библейским повествованиям

Для пропитания человеку вначале были назначены Богом семена древесные и плоды (Быт. 1:29); употребление мяса животных разрешено после потопа (Быт. 9:2 – 4). Вообще же пищу человека должно было составлять все, что Бог назначил ему для пропитания как из царства растительного, так и из животного (Быт. 9:3. Рим. 14:2–3). К этому издавна служила еще соль, как приправа (Иов. 6:6). Главную пищу составлял зерновой хлеб: пшеница, ячмень, полба, пшено и проч., которые частью в виде муки употреблялись на приготовление хлеба и других печений, частью варились с разными приправами и маслом, частью употреблялись в колосьях и зернах, поджаренных на огне (Быт. 25:29–34; Лев. 23:14: 2Цар. 17:28–29; Нав. 5:11; Лев. 2:l. 4:14 и др.).

С хлебом, как повседневной пищей, употреблялось молоко не только коровье, но и овечье и козье (Втор. 32:14; Притч. 27:27), свежее, густое, или свернувшееся, пресное, или кислое. Без сомнения, Израильтяне умели приготовлять разного рода сыры и творог (Иов. 10:10; 1Цар. 17:18; 2Цар. 17:29).

Овощами служили преимущественно стручковые плоды, чечевица и бобы, также лук, чеснок, огурцы и разного рода зелень и злаки, частью разводимые в садах (3Цар. 21:2) и частью на полях растущие (Притч. 15:17). Между животной пищей первое место занимает мясо рогатого скота, коров, овец и коз.

Особенно ценилось мясо тельцов, агнцев и молодых коз, вероятно так же голубей и горлиц; притом к столу богатых шли еще оленье мясо и разная дичь (3Цар. 4:23; Неем. 5:18). А рыбу, вкус в которой Израильтяне приобрели еще в Египте (Чис. 9:5), доставляло в великом множестве озеро Генисаретское (Ин. 21:11. Мф. 17:15, 34) так что в Галилее она, вероятно, соленая и изжаренная на огне, служила обыкновенной закуской при хлебе (Ин. 6: 9–11; 21:9 и др.), впоследствии Финикияне приносили на рынок даже морскую рыбу (Неем. 13:16). Наконец, бедные люди ели еще саранчу (Лев. 11:22. Мф. 3:4. Мк. 1:6), частью соленую и высушеную, или изжаренную, частью сваренную в воде и приправленную маслом.

Ветхозаветным законом запрещено было употреблять нечистых животных и установлены правила о различии чистых от нечистых животных (Лев. 20:25–26). Новозаветным же законом упразднено это различие (Деян. 10:9 – 15). Но воспрещено употреблять: удавлепину и кровь (Деян. 15:20–29). Также очевидно, осталось в силе ветхозаветное постановление о неупотреблении мертвечины издохшей, удавленной (Исх. 22:31. Лев. 17:18. Втор. 14:21).

Что касается питья, то между разными видами его первое место занимала вода (Притч. 25:21 – 25 и др.), а для лучшего утоления жажды в простых классах употреблялся особенный кислый напиток, вроде уксуса смешанного с водою (Руф. 2:14).

Вино употребляемое состоятельными людьми, иногда разбавлялось водою и часто приправлялось пряными кореньями, отчего становилось острым и ароматическим. Употреблялось, наконец, крепкое вино –сикера (Лк. 1:15).

Самым обыкновенным часом обеда был полдень. Молитва перед обедом в первый раз упоминается в 1 кн. Цар. 9:13. Во времена Иисуса Христа она была обычна прежде и после каждого обеда и состояла в благословении, т. е. в благодарении и прославлении Бога (Мф. 15:36; 1Кор. 10:30; Тим. 4:4). (Библейск. Энциклоп. Архимандрита Никифора, вьп. III).

Итак, ничто само по себе не скверно (Рим. 14:14), ни мясо, ни вино, по сему и не могут осквернить вкушающего (Мф. 15:11), но они бывают не чистыми и оскверняют, когда их вкушение соединяется с мыслью, что эта пища Богом запрещена. Однакоже ап. Павел наставляет, чтобы свободой в пище не огорчать своих братьев (Рим. 14:15), чтобы не подавать повода хулить свою веру (ст. 16). Ради пищи не разрушать дела Божия (единство Церкви, ст. 20), не есть на соблазн другим. Во всем этом – прямое обличение сектантам, тем более суровое, что отвергаемые и явно нарушаемые ими посты являются теперь не остатком иудейства, но многовековым установлением Церкви Божией.

II. Как учит слово Божие о пище и питии?

Ветхозаветное постановление о пище, данное Богом, таково:

Лев. 11:1. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:

2.Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:

3.Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте. (Срав.Втор. 14: 22–27).

Основание, для различения чистого от нечистого было в Ветхом Завете сле дующее:

Лев. 20:25. Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой, и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое.

26.Будьте предо Мною святы, ибо Я Свят Господь (Бог ваш) и Я отделил вас от народов, чтоб вы были Мои.

Основание же нового завета о неразличении чистого от нечистого находим в словах апостолов:

Деян. 10:9. На другой день, когда они шли и приближались к городу. Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10.И почувствовал он голод и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в изступление.

11. И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;

12. В нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

13.И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.

14.Но Петр сказал: нет, Господи, я ни когда не ел ничего скверного или нечистого.

15.Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того не почитай не чистым. ·

Стало быть, все само по себе чисто, но только есть на соблазн худо:

Рим. 14:14. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом не чистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

20. Ради пищи не разрушай дела Божия Все чисто, но худо человеку, который есть на соблазн.

Нечисто только для оскверненных:

Тит. 1:15. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

1Кор. 6:12. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13.Пиша для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

Кол. 2:16. Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу.

Все, что продается на торгу, позволительно есть без исследования, а потому можно есть и свинину и проч.:

1Кор. 10:25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

26. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. (Пс. 23:1).

1Кор. 10:27. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

Уничижение друг друга за пищу осуждается:

Рим. 14:2. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

Рим. 14:3. Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Римл. 14:6. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Пищу всегда должно принимать с благодарностью к Богу:

1Кор. 10:30. Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю!

Пища сама по себе не служит ни условием, ни препятствием к достижению Царствия Божия:

Рим. 14:17. Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

1Кор. 8:8. Пища не приближает нас к Богу; ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем.

Также и вино само по себе не есть препятствие к достижению Царствия Божия:

Ин. 2:7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

8.И говорит им: теперь почерпните, и несите к распорядителю пира. И понесли.

Но есть и пить на соблазн (Рим. 14:20–21) предосудительно:

Сир. 31:31. Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно.

32. Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям.

33. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя.

Ис. 25:6. И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин.

Ис. 62:9. Но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.

Пс. 103:14. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу.

15.И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет средце человека. Сравн. Иоил 2:19.

Но вместе с тем есть и наставление христианам, дабы свобода в пище не послужила соблазном, а также предостережение от неумеренного употребления пищи и, вообще, от невоздержной жизни. Такая неумеренность может повести к расслаблению духовных сил, к нечистоте сердца и сделать нас неготовыми к ответу на страшном суде:

1Кор. 8:9. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

13. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего.

Рим. 14:15. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

20. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

Еф. 5:18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.

Лк. 5:34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно.

Воздержание в пище освящено Иисусом Христом и Его апостолами:

Лк. 4:2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего но ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал.

1Кор. 9:25. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.

Невоздержание в пище противно Богу и наказывается Им:

1Кор. 9:27. Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Лк. 6:25. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

Ис 5:11. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры, и до позднего вечера разгорячают себя вином.

13. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.

Срав. Ис. 38:1 – 3. Иоил. 1:5. Ам., 6: 4 – 8 и Эсф. 4, 15–16.

И так, закончим словами апостола Павла:

1Кор. 6:13. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle