Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Утреня

Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху.

Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового.

Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная.


Утреня
С полиелеем и великим славословием или с одним великим славословием. Без полиелея и без великого славословия
Совершается в те дни, в кои в месяцеслове Типикона стоят знаки: 🕁 – праздника со всенощным бдением, или 🕂 – праздника с полиелеем, или 🕃 красный – праздника со славословием великим; также в субботы седмиц: сырной, 5-й Великого поста, ваий и Страстной. Совершается в те дни, в кои нет праздника с полиелеем или великим славословием.
Устав находится во 2 главе Типикона (которая печатается иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтири Следованной, Часослове) и в главах: 3, 4, 5 и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Устав находится в Служебнике, по конце последования утрени, в Типиконе – в 9 главе, в Часослове и в месяцеслове и Триодионе Типикона.
Благословен Бог наш.Приидите, поклонимся, триж ­ды.Пс. 19: Услышит тя Господь в день печали.Пс. 20: Господи, силою Твоею возвеселится царь.Слава и ныне.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть Царство.Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею.И ныне – Богородичен: Предстательство страшное.Ектения малая: Помилуй нас, Боже.Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице... Аминь.(На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий). Благословен Бог наш.Приидите, поклонимся, триж ­ды.Пс. 19: Услышит тя Господь в день печали.Пс. 20: Господи, силою Твоею возвеселится царь.Слава и ныне.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть Царство.Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею.И ныне – Богородичен: Предстательство страшное.Ектения малая (сокращенная сугубая): Помилуй нас, Боже.
Шестопсалмие (Пс.: 3, 37, 62, 87, 102:142).После 3-х псалмов: Слава и ныне, Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Слава и ныне.При чтении остальных трех псалмов священник глаголет утренние молитвы пред святыми дверьми.Слава и ныне. Аллилуиа, трижды.Ектения великая: Миром Господу помолимся.Бог Господь и явися нам, четырежды.По «Бог Господь» тропари празднику или святому. Шестопсалмие (Пс.: 3, 37, 62, 87, 102:142).После 3-х псалмов: Слава и ныне, Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Слава и ныне.При чтении остальных трех псалмов священник глаголет утренние молитвы пред святыми дверьми.Слава и ныне. Аллилуиа, трижды.Ектения великая: Миром Господу помолимся.Бог Господь и явися нам, четырежды или –Аллилуиа, четырежды (во дни поста и покаяния) или трижды (в службе за упокой).По «Бог Господь» – тропари празднику или святому. По «Аллилуиа» во дни седмичные поста, кроме субботы, – тропари троичны гласа, в субботы, в службе за упокой – тропари покойны.
Стихословие двух или трех кафизм. Стихословие двух или трех кафизм.После каждой кафизмы – седален Октоиха, или Триоди Постной, или Цветной, а в дни предпразднства и попразднства – и из Минеи.(В субботы, в дни предпразднства и попразднства, в дни пения Цветной Триоди.
После первой кафизмы – малая ектения.Возгл.: Яко Твоя держава.Седальны праздника или святого.После второй кафизмы – малая ектения.Возгл.: Яко благ и человеколю­бец Бог еси.Седальны праздника или святого.Полиелей, т.е.: Хвалите имя Господне, Исповедайтеся Господеви.Величание в некоторые, главным образом великие праздники (см . в Псалтири и Ирмологионе).Тропари: Ангельский собор, с припевами: Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Эти тропари поются только на дни недельные (воскресные) и притом те, в которые не случится Владычного праздника.Ектения малая: Паки и паки миром Господу помолимся.Возглас: Яко благословися имя Твое.Ипакои гласа (в неделю) или ипакои праздника.Седальны полиелейные.Степенны антифоны (Октоиха). В недели антифоны поются гласа недели. Но если в неделю случится Владычный великий праздник, то поется антифон 4 гласа: «От юности моея». В седмичные дни, при пении полиелея, поются только антифоны 4 гласа.Диакон: Вонмем. Премудрость.Прокимен.Диакон: Господу помолимся.Лик: Господи, помилуй.Иерей: Яко свят еси Боже наш.Диакон и певцы: Всякое дыхание да хвалит Господа.Диакон: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим.Лик: Господи, помилуй, трижды.Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия.Иерей: Мир всем.Лик: И духови твоему.Иерей: (От Матфея или Марка...) святаго Евангелия чтение.Лик: Слава Тебе, Господи.Чтение иереем Евангелия.(В недели читается рядовое воскресное, из числа 11-ти, если в неделю не случится дванадесятый Владычный праздник и храмовый. В седмичные дни – Евангелие праздничное, положенное на утрени).Лик: Слава Тебе, Господи.(В недели, если в них не случится Господнего праздника, кроме Воздвижения:Воскресение Христово видевши). После первой кафизмы – малая ектения.Возгл.: Яко Твоя держава.Седален предпразднства или попразднства.После второй кафизмы – малая ектения.Возгл.: Яко благ и человеколю­бец Бог еси.Седален предпразднства или попразднства).
Пс. 50: Помилуй мя, Боже.Слава: Молитвами Апостол, Милостиве очисти.Помилуй мя, Боже.Стихира воскресная (в неделю) или праздника. Пс. 50: Помилуй мя, Боже.
Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя.Лик: Господи, помилуй, 12 раз.Иерей: Милостию и щедротами. (Когда не поется на утрени полиелей, всех сих молитвословий, начиная с полиелея, кроме 50 псалма, не бывает на утрени).Стихословие: Господеви поем.Канон.После 3-й песни канона – Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся.Возгл.: Яко ты еси Бог наш. Кондак или седален.После 6-й песни канона – Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся.Возгл.: Ты бо еси Царь мира.Кондак и икос.После 8-й песни канона –Богородицу и Матерь света.Честнейшую херувим, а в дванадесятые праздники, их отдания и некоторые другие дни – припевы (см. Тип., гл. 20 и Ирмолог.). Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя.Лик: Господи, помилуй, 12 раз.Иерей: Милостию и щедротами. (Когда не поется на утрени полиелей, всех сих молитвословий, начиная с полиелея, кроме 50 псалма, не бывает на утрени).Стихословие: Господеви поем.Канон.После 3-й песни канона – Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся.Возгл.: Яко ты еси Бог наш. Кондак или седален.После 6-й песни канона – Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся.Возгл.: Ты бо еси Царь мира.Кондак и икос.После 8-й песни канона –Богородицу и Матерь света.Честнейшую херувим.
По 9-й песни канона – По 9-й песни канона –Достойно есть яко воистину (Тип., гл. 9, 16, и Служебник).
Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся.Возгл.: Яко Тя хвалят вся силы небесныя. Ексапостиларий или светилен.Всякое дыхание.Стихиры на «хвалите».Слава – стихира (в неделю – стихира евангельская).И ныне – Богородичен (в неделю Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево»).Иерей: Слава Тебе, показавшему нам свет.Слава в вышних Богу (великое славословие). Святый Боже.Тропарь опустительный и Богородичен.Ектения: Помилуй нас, Боже.Возгл.: Яко милостив и человеколюбец Бог еси.Ектения: Исполним утреннюю молитву нашу.Возгл.: Яко Бог милости, щедрот.Иерей: Мир всем.Лик: И духови твоему.Иерей: Главы наша Господеви приклоним.Лик: Тебе, Господи.Возгл.: Твое бо есть, еже миловати. Малая ектения: Паки и паки миром Господу помолимся. (Служебник).Возгл.: Яко Тя хвалят вся силы небесныя. Светилен или ексапостиларий.Хвалите Господа с небес.Стихиры на «хвалите» (иногда) Слава. И ныне.Чтец: Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу воссылаем.Чтец: Слава Тебе, показавшему нам свет.Слава в вышних Богу.Сподоби, Господи, в день сей. Ектения: Исполним утреннюю молитву нашу.Возгл.: Яко Бог милости, щедрот.Иерей: Мир всем.Лик: И духови твоему.Иерей: Главы наша Господеви приклоним.Лик: Тебе, Господи.Возгл.: Твое бо есть, еже миловати.Стихиры на стиховне.Благо есть исповедатися Госиодеви.Трисвятое.Отче наш.Возгл.: Яко Твое есть Царство.
Не в Четыредесятиицу В Великую Четыредесятиицу
Тропарь святому или праздника.Слава и ныне.Богородичен.Ектения: Помилуй нас, Боже.Возгл.: Яко милостив и человеколюбец.Лик: Аминь.Иерей: Премудрость.Лик: Благослови.Иерей: Сый благословен.Лик: Утверди, Боже. Тропарь: В храме стояще славы. Господи, помилуй, 40 ргз.Слава и ныне.Аминь.Честнейшую херувимИменем Господним благослови, отче.Иерей: Сый благословен.Лик: Небесный Царю.Иерей: Господи, и Владыко живота моего, поклоны – три или шестнадцать.
Диакон: Премудрость.Лик: БлагословиИерей: Сый благословен. Лик: Утверди, Боже.Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас.Лик: Честнейшую херувим.Иерей: Слава Тебе, Христе Боже.Лик: Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды.Благослови.Отпуст великий.

По окончании вечерни на бдении утреня начинается чтением шестопсалмия (шести псалмов: 3, 37, 62, 87, 102:142), иначе называемого в богослужебных книгах словом греческим: екзапсалмы. Шестопсалмие начинается словами: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Таким образом, утром, когда с явлением света обновляется и оживляется вся природа, святая Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который во тьме светится и Который тьмой не объят, Который обновил нашу жизнь. Церковь славит Господа тою хвалебною песнею, которая была воспета ангелами при рождении Сына Божия пред рассветом дня. Троекратно повторив эту песнь, Церковь затем молит Господа отверзть уста наши, чтобы они могли возвестить хвалу, по подобию ангелов. Шестопсалмие есть как бы размышление с самим собою человека, услышавшего о рождении Спасителя, в псалмах выражается сознание своего греховного состояния, изображается множество врагов, ищущих погубить душу и тело, и надежда на милосердие Господа Бога, на Его избавление. «Читается шестопсалмие тихим гласом и легким, косно и во услышание всех».

Во время чтения остальных 3-х псалмов священник пред царскими дверьми читает тайно и с откровенною главою «утренние молитвы». Как на вечерне, во время чтения светильничных молитв, так и теперь священник стоит с откровенною главою пред затворенными царскими вратами. Он изображает Христа Ходатая, обещанного Адаму и всему человеческому роду.

После того как присутствующие при утрени услышали песнь ангельскую о рождении Спасителя и осознали в глубине души греховное свое состояние, и при этом мысль их осветилась надеждою на милосердного Спасителя, – на утрени произносится то же моление, какое и в начале вечерни, именно – великая ектения: «Миром Господу помолимся». В ней выражаются прошения о благах телесных и духовных и главным образом о тех, которых лишились люди с изгнанием Адама из рая.

После ектении следует славословие Господу, пришедшему на землю для спасения мира: «Бог Господь и явися нам (Пс. 117:27), благословен грядый во имя Господне» (Пс. 117:26), т.е. Господь есть Бог, и Он явился нам, и благословен тот, кто идет во имя Господне. Это славословие составляет как бы продолжение ангельского песнопения, возглашенного перед чтением шестопсалмия: «Слава в вышних Богу».

В дни сокрушения и печали – в дни поста, а также и в дни, назначенные Церковью для поминовения умерших, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», что означает «Хвалите Господа», «Господь грядет» и напоминает о будущем пришествии Господа.

За пением «Бог Господь» и «Аллилуиа» следует пение тропарей.

Пение тропарей находится в связи, по своему содержанию, с пением «Бог Господь» и «Аллилуиа». Именно пример, доказательство, свидетельство того, как благословен грядущий во имя Господне, представляется в песнопениях, тропарях каждого дня, в коих прославляется или святой, воспоминаемый в тот день, или празднуемое событие в истории веры и Церкви.

На «Слава и ныне» поется Богородичен или тропарь предпразднства или попразднства, в дни предпразднства и попразднства, в седмичные дни, не исключая и субботы, Богородичны не поются.

За пением «Аллилуиа» в дни поста и сокрушения о грехах – в дни Великой Четыредесятницы – поются тропари не во славу святых угодников Божиих, а в прославление Св. Троицы – «троичны гласа», т.е. того гласа, из которого поются вообще песнопения Октоиха этого дня.

После пения «Бог Господь» и «Аллилуиа» и после тропарей стихословятся кафизмы Псалтири. Этим стихословием стоящие при богослужении понуждаются обратить внимание на всю свою жизнь, на свои поступки и осознать свои согрешения.

После кафизм бывают ектении и за ними седальны.

За кафизмами, после ектении и возгласа «Яко благ» и чтения седальна Минеи, певцы поют полиелей. Полиелей есть славословие в честь Бога, единого по существу и троичного в лицах. Полиелей состоит из пения стихов 134 и 135 псалмов, именно: «Хвалите имя Господне. Аллилуиа. Хвалите раби Господа. Аллилуиа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко благ, яко век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу небесному. Аллилуиа, Аллилуиа. Яко век милость Его. Аллилуиа». Такое пение бывает перед чтением Евангелия для того, чтобы приготовить дух молящихся к слышанию евангельского благовестия о величайшей милости Божией к роду человеческому, о сошествии Сына Божия на землю. При пении полиелея, как при пении 17 кафизмы – «Непорочны», бывает каждение.

Во время полиелея бывает каждение всего храма.

Пение полиелея имеет тесную связь с чтением Евангелия на утрени, в дни, в которые не положено Евангелия на утрени, не бывает полиелея.

В дни воскресные (исключая те, в которые случится праздник Господень), после полиелея поются тропари: «Ангельский собор», прославляющие праздник воскресения и приготовляющие к слушанию воскресного Евангелия. Каждый из этих тропарей имеет перед собою умилительный припев, взятый из 117 псалма: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием (уставам) Твоим». Кроме воскресений, поется «Ангельский собор» в субботу Лазаря.

В приготовительные недели к посту: блудного сына, мясопустную, сырную – после полиелея поется 136 псалом «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною, т.е. с пением «Аллилуиа» на особый распев, с особенным умилением, сладкогласием. Затем поется «Ангельский собор» (Тип., гл. 17).

В дни великих праздников: Господних, Богородичных и святых и в дни храмовые – после пения полиелейных стихов, перед чтением Евангелия, поется величание виновнику праздника.

После пения всех тропарей предстоящие призываются поклониться Триипостасному Богу вместе с серафимами; поется: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» и затем троичен: «Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во единем существе, с серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи». Потом поется на «и ныне» песнь в честь Матери Божией: «Жизнодавца рождши, греха Дево Адама избавила еси, радость же Еве печали вместо подала еси, падшия же от жизни к сей направи, из тебе воплотивыйся Бог и человек. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже». Обыкновенно после сего поется однажды величание (священнослужителями на средине храма перед аналоем с иконою).

После полиелея или, если есть после полиелея величание, то после величания, а в воскресение после тропарей «Благословен еси Господи», бывает малая ектения и возглас, соответствующий пению полиелея: «Яко благословися имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа...». А так как затем полагается Уставом так называемое «чтение», то перед чтением поется краткое песнопение – седален или ипакои.

За седальнами поются степенны антифоны, в степенных антифонах, как бы в ответ на призвание полиелейных стихов: «Хвалите имя Господне», «Исповедайтеся Господеви», – мы исповедуем Господу свои согрешения и славим Отца, и Сына, и Св. Духа. Чаще других антифонов поется 1 антифон 4 гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти». За антифоном следуют молитвы и воззвания, которые всегда бывают на службах перед чтением Евангелия и, собственно, приготовляют предстоящих к достойному слушанию Евангелия. Диакон говорит: «Вонмем, премудрость».

По совершении прокимна диакон говорит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей: «Яко свят еси Боже наш». И как бы заключением пения полиелея бывает песнопение: «Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Бога во святых Его, хвалите Бога во утверждении силы Его».

После сего диакон возбуждает молиться Господу о том, чтобы нам сподобиться слышать святое Евангелие, «И о сподобитеся нам слышанию святого Евангелия, Господа Бога молим», и лик поет трижды: «Господи, помилуй». Затем диакон возвещает, что мы услышим премудрость, ибо услышим слово Божие, и потому говорит: «Прости (стоя прямо), услышим святаго Евангелия». Священник возглашает: «Мир всем», ибо мир возвещается Евангелием. При пришествии Господа на землю ангелы возвещали «на земли мир, в человецех благоволение». Лик и народ отвечают иерею: «и духови твоему», и священник произносит, из какого евангелиста будет чтение. Лик перед самым чтением славит Господа: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон как бы водворяет тишину в храме словами: «Вонмем». И затем читается Евангелие – в дни воскресные в алтаре, из которого, как бы из гроба Господня, раздается весть о воскресении Христовом, а в другие праздники читается среди народа в храме, где выставляется икона праздника на аналогии, и Евангелие возвещает о событии праздника.

В воскресенья всегда читаются воскресные Евангелия, кроме дванадесятых Господских и Богородичных праздников. В этих случаях читается Евангелие праздничное.

Воскресных утренних Евангелий 11. Все они составляют столп Евангелий утренних. Ряд утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех святых. По прочтении 11-го Евангелия, в следующую неделю снова начинается столп Евангелий утренних, опять читается 1-е Евангелие, и т.д. во весь год.

В дни воскресные за чтением Евангелия, которое сообщает весть о воскресении Господа, поется торжественное молитвословие: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, кресту Твоему поклоняемся, Христе». Эта песнь, кроме недель, поется и в некоторые праздники, именно: а) в Воздвижение Креста, так как тогда читается Евангелие о Кресте, поклоняться которому призывает эта песнь; б) в день Вознесения, когда читается следующее Евангелие: «Воскрес Иисус заутра в первую субботу...» (Мк., зачало 71); в) в субботу Лазаря, так как тогда воспоминается событие, уверяющее общее воскресение. В недели (воскресения) и в те праздники, когда бывает бдение, полиелей, за 50 псалмом поем «Слава» и просим: «Молитвами Апостолов, Милостиве, очисти множества согрешений наших»; затем, после «И ныне, и присно», поем: Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших». Затем снова поются, на 6 глас, слова псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое», – и тем как бы заключается покаянное моление к Господу, в недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустную и сыропустную и в недели Великого поста – до недели ваий, после 50 псалма поется на «Слава», вместо «Молитвами Апостолов» – «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», на «И ныне» – «На спасения стези настави мя, Богородице»; затем: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный».

Если на утрени было читано Евангелие, то диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя», которую читал на литии. После пения «Господи, помилуй», 12 раз, священник произносит возглас: «Милостию и щедротами».

В те дни, в которые было на бдении освящение хлебов, вина и елея, подходящие к целованию Евангелия или иконы обыкновенно помазываются от иерея освященным елеем. Это совершается вместо того помазания, которое в Типиконе указано после утрени. Помазуются святым елеем во освящение души и тела, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

После молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя» Устав назначает петь песни Св. Писания и с ними песни канонов, и эта часть утрени есть собственно праздничная, торжественная.

Под песнями Св. Писания разумеются гимны Господу Богу, находящиеся в Библии, гимны, которые были воспеты главным образом в Ветхом Завете по случаю благодеяний Божиих, ниспосланных иудеям. Песней Священного Писания десять45.

Песни Священного Писания поются перед песнями канонов. Но так как каноны имеют только девять песней, а песней Священного Писания десять, то по девятой песни канона поются две песни Священного Писания, девятая и десятая. Песнь Богоматери поется сряду после 8-й песни канона; затем поется песнь пророка Захарии.

Песни Священного Писания в полном составе, т.е. так, как они изложены в Библии, Устав назначает петь или читать только в седмичные дни Великой Четыредесятницы, в прочие же седмичные дни, непраздничные, эти песни указано петь с опущением некоторых стихов. Большей частью стихи ветхозаветных песней (т.е. кроме 8 и 9 песни) заменяются перед тропарями канона припевами: «Слава, Господи, Святому воскресению Твоему; пресвятая Богородице, спаси нас; святителю отче, или преподобный отче (имя рек), моли Бога о нас», и т.п. Канон состоит из девяти песней, а каждая песнь – из ирмоса и тропарей, ирмос, по-русски – «связь», служит связью между песнями Священного Писания и тропарями канонов на утрени. После песней Священного Писания почти всегда поется сперва ирмос, а потом за ним следуют тропари.

Ирмосы в одни дни поются по однажды, а в другие – по дважды.

На утрени ирмосы поются не только в начале песней канонов, но и в конце их. Когда ирмосы поются в конце песней канона, тогда они называются катавасиею («схождение»), потому что для пения их, большей частью, Уставом положено сходиться певцам обоих ликов (клиросов) на средину храма. Иногда и обозначается так: «На сходе поем».

Каждая часть канона, заключаемая ектениею, сопровождается еще одною небольшою или несколькими песнями. Эти краткие песнопения суть следующие: по 3-й песни канона поются ипакои и седальны, по 6-й песне – кондаки и икосы, по 9-й песни – светильны и ексапостиларии. Хотя кондаки и икосы печатаются в богослужебных книгах по 6-й песни канона, но иногда они поются по 3-й песни.

После восьмой песни канона поется 9-я песнь Свящ. Писания: «Величит душа моя Господа», с припевом: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» и т.д. При пенни этой песни бывает каждение.

Когда не поется «Честнейшая», тогда на ее месте в одни дни поются припевы и ирмос 9-й песни канона, в другие дни – один ирмос 9-й песни. Затем следует малая ектения.

В дни недельные (воскресные), если в них не случится праздника Господнего, например, Воздвижения Креста Господня, после малой ектений и возгласа иерея диакон возглашает в глас Октоиха: «Свят Господь Бог наш», и стих 1: «Яко свят Господь Бог наш», стих 2: «Над всеми людьми Бог наш». Возглашается «Свят Господь Бог наш» в дни, в которые затем поется светилен воскресен (а не праздника).

После «Свят Господь» в недели (воскресения) или после малой ектении поется светилен.

Песнопения, поемые на утрени после канона, называются светильнами, потому что в них большей частью говорится о просвещении души свыше и потому что пение их на утрени предшествует рассвету дня и славословию: «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу».

Светильны также называются и ексапостилариями (от «предпосылаемый»).

Ексапостилариями они называются, потому что в древности для их пения певец был высылаем на средину храма. В Типиконе сказано, что светилен «Чертог Твой» поется посреди церкви первее канонархом единожды.

После пения светильное поются, в прилунившийся глас, псалмы, в коих хвалится Господь. Эти псалмы называются «хвалитными». Они суть: «Хвалите Господа с небес» (Пс. 148), «Воспойте Господеви» (Пс. 149), «Хвалите Бога» (Пс. 150). Эти псалмы положено петь тому и другому лику по стихам. В Ирмологионе перед стихами этих псалмов печатаются по-переменно буквы: а, б – для означения, которому лику следует петь стих. Хвалитные псалмы в праздники начинаются и оканчиваются пением «Всякое дыхание да хвалит Господа». Такое пение называется «Всякое дыхание».

Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, которые от того называются «стихирами на хвалитех», «стихирами хвалитными». Стихиры поются при конце хвалитных псалмов, а именно – за последним стихом 149 псалма: «Сотворити в них суд написан», – и со всеми стихами 150 псалма.

После хвалитных псалмов и стихир следует великое славословие. Когда поется «Всякое дыхание», тогда после пения стихиры на «Слава и ныне» настоятель говорит: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и певцы поют великое славословие: «Слава в вышних Богу». Когда же не поется «Всякое дыхание», тогда после хвалитных псалмов, вместо пения стихир на «Слава и ныне», чтец произносит: «Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет», – и читает «Слава в вышних Богу». Итак, на всякой утрени (кроме седмицы пасхальной) положено славословие «Слава в вышних Богу». В дни непраздничные «Слава в вышних Богу» читается, а в праздники оно поется, и славословие, которое поется в праздники, именуется великим славословием.

Есть различие в славословии, которое поется и которое читается на утрени. Славословие, которое поется, оканчивается пением ангельской песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Славословие, которое читается, оканчивается словами: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». В этом славословии, которое читается, молитва «Сподоби, Господи» находится в конце его. В славословии же, которое поется, эта молитва находится в середине его. Притом в славословии, которое поется, в молитве «Сподоби Господи» поется: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», трижды. В славословии же, которое читается, вместо пения сего трижды, читается так: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими».

Славословие, которое поется, есть молитвословие торжественное. Уставом положено петь его в праздничные дни в году.

Когда поется великое славословие, тогда, после пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», как бы для утверждения надежды на милость Господа, поется тропарь праздника однажды.

В неделю (воскресенье), хотя бы случился святой с бдением или праздник святого храма, поется тропарь воскресен; точно также, если случатся в неделю (воскресение) предпразднство или попразднство, отдание праздника и дванадесятый праздник Богородицы, – поется тропарь воскресен. Но в праздник Господень поется тропарь праздника.

В дни воскресные попеременно поются два воскресные тропаря: «Днесь спасение миру» и «Воскрес из гроба», именно: первый из сих тропарей поется при 1, 3, 5 и 7 гласах Октоиха (в нечет), а последний – при 2, 4, 6 и 8 гласах Октоиха (в чет).

Когда на утрени поется великое славословие, оканчивающееся молитвою «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», тогда после славословия и тропаря произносится сугубая ектения. В ней как бы объясняется, кого мы разумеем, когда говорим: «Помилуй нас». Сугубая ектения и начинается почти теми же словами, которыми оканчивается великое славословие, именно: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися услыши и помилуй».

За этою ектениею сразу следует ектения «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». В ней подробнее излагаются прошения о том же, о чем в великом славословии возносится моление вообще.

Когда на утрени не поется великое славословие, тогда на ней не бывает и отпуста, а сразу после указанных молитвословий правится служба первого часа. Когда же на утрени поется великое славословие, тогда на ней бывает отпуст. Ему предшествуют те же молитвословия, какие бывают перед отпустом на вечерне, а именно: после пения «Утверди, Боже», священник говорит: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик оканчивает эту молитву славословием Пресвятой Богородице: «Честнейшую херувим». Затем священник славит Господа: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Лик продолжает славословить: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь», просит помилования у Господа, произнося трижды: «Господи, помилуй», и, наконец, просит благословения у священника на выход из церкви, произнося: «Благослови». Священник произносит отпуст.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle