Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Кафизма

Кафизма («сидение» от καθίζω – сижу) – название, усвояемое каждой 20-й части Псалтири, как богослужебной книги, и говорящее, по-видимому, за то, что время исполнения данных отделов назначается для сидения. Но такое понимание не имеет для себя оснований. Древний способ исполнения псалмов состоял, как известно, в пении. Так, у Кассиана он прямо обозначается выражением «cantare» (De coenobiorum institutis 2 кн., гл. 11–12). О том же самом свидетельствует одно место из жития Саввы Освященного, в котором рассказывается, что однажды ранним утром он услыхал пение псалмов в соседней келлии и подумал, что началась утреня (Cotelerius, Monumenta ecclesiae graecae IV, стр. 287). В некоторых местах, как видно из Apophtegmata Patrum, пение велось таким образом, что монах исполнял по шести псалмов за один прием и каждое отделение сопровождал «аллилуия» (Migne, Patr. gr. LXV, стр. 277). И, так как во время пения обычно стояли (И. Ветринский, Памятники древн. VI, стр. 121), то и псалмы исполнялись стоя, о чем и свидетельствует Василий Великий (63 письмо к Неокесарийцам), Иоанн Златоуст (14 беседа на послание к Тимоф.) Сообразно с этим, те самые отделы Псалтири, которым в настоящее время усвояется имя кафизм, в древности назывались «στάσεις» – стояниями († проф. И.Д. Мансветов, Церковный Устав, стр. 28), «статиями» по современной терминологии (Последование Великой Субботы). И, если, тем не менее, известные отделы Псалтири называются кафизмами, то подобное наименование перенесено, как думают, на них со следовавших за их исполнением чтений (17-е прав. Лаодикийского собора; житие св. Стефана младшего: Cotelerius, Monumenta Ecclesiae graecae IV, стр. 410). Предназначенные, по словам Вальсамона, для отдохновения верующих, утомляемых продолжительным пением Псалтири, они выслушивались сидя.

Попытки богослужебного разделения Псалтири встречаются уже в V и следующих веках, но установленные в это время отделы далеко не соответствуют современным кафизмам. Так, в монастыре Нила Синайского она делилась на три части, по 50 псалмов в каждой; у египетеких монахов каждый отдел заключал, по свидетельству Кассиана, по 12 псалмов. В современном количестве кафизмы становятся известными не ранее IX в. Первый памятник, насчитывающий их в числе 20-и, это – греческая Псалтирь 862 г. † преосвященного Порфирия (Успенского). К тому же IX–X в. относятся и первые по времени свидетельства о годичном распределении кафизм. Так, по уставу Афанасия Афонского и краткому Начертанию Студийского устава, от недели Фоминой до Воздвижения полагается на утрени и вечерне по одной кафизме, а с этого времени до великого поста – по две; в великий пост, по уставу Афанасия, – три кафизмы, а по Начертанию, – четыре. В Пасху и большие праздники кафизм совсем не бывает (проф. А.А. Дмитриевский, Описание литургических рукописей I, стр. 229, 230, 231 и пр. 7.; 247–249). Позднее в Уставе Великой церкви положено по одной кафизме на утрени Р. Христова, Крещения, Преображения, Воздвижения, Вознесения, Сошествия Св. Духа, Успения Богородицы (Горский и Heвoструев, Описание славянских рукоп. III, 273). Указанный распорядок чтения кафизм воспроизводится и в уставах позднейшего времени, – Типиконе константинопольского Евергетидского монастыря по рукоп. XII в. № 788 библиот. Афинского Университета, Типиконе XII-XIII в. Туринской университетской библ. 216 и т. п. По предписанию первого, с недели антипасхи до 17-го сентября исполняется на утрени и вечерне по одной кафизме, с 17 сентября до предуготовительных к великому посту недель – по две, а в этом последнем – по три (А.А. Дмитриевский, ibid., стр. 567, 278, 518, 522, 525, 529). Второй памятник чтение одной кафизмы назначает на время от недели антипасхи до 22 сентября, а с этого числа до недели перед мясопустом полагаются две кафизмы (А. А. Дмитриевский, ibid., стр. 797; ср. Студийский устав по рукоп. москов. Синод, библ. № 330. И.Д. Мансветов, Церковный Устав, стр. 164, 387). Современный устав держится следующего порядка в чтении кафизм: от Фоминой недели до отдания Воздвижения, от предпразднства Р. Хр. до отдания Богоявления и в недели мясопустную и сыропустную на утрени полагаются две кафизмы; от отдания Воздвижения до предпразднества Р. Хр., от отдания Богоявления до субботы перед неделей о Блудном сыне – три кафизмы; в великий же пост, кроме трех кафизм утрени, читается еще одна кафизма на часах. Для вечерен всего года назначено по одной кафизме.

Свящ. А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή: с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle