Источник

Помыслы

См. также: Блудная брань. №№ 50, 52, 56, 70; Демонские козни. № 229; Мудрость. № 561; Награда. № 579; Ненависть. № 634; Покаяние. № 771; Помощь Божия. № 788; Прозорливость. № 924; Старец. №№ 1097–1098; Старец неискусный. № 1102; Страх Божий. № 1106; Терпение. № 1131; Труд. № 1152.

813. Как невозможно остановить ветер, так нельзя возбранить и появлению помыслов, но наше дело – противиться им

Брат сказал авве Пимену: “Мне очень докучают помыслы, и я бедствую от них.” Старец вывел его из келии на воздух и сказал ему: “Распростри полы своей одежды и удержи ветры.” Брат отвечал: “Я не могу этого сделать.” И сказал ему старец: “Если не можешь сделать этого, то не можешь возбранить и помышлениям, чтоб они не приходили, но твое дело – противиться им.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 345. № 97).

814. Помыслы подобны огню, они погашаются усердной молитвой

Один брат спрашивал авву Пимена о борьбе с восстающими помыслами. Старец отвечал ему: “Это дело подобно тому, как если бы у человека в левой руке был огонь, а в правой – чаша с водой. Если запылает огонь, то он берет из чаши воду и гасит огонь, Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом.” (Достопамятные сказания. С. 218. № 146).

815. Об ответственности человека за помыслы

Однажды пришли к блаженной Феодоре семь сестер и спросили ее о неподобных и скверных помыслах. Блаженная прослезилась и сказала: “Не слышите ли, что говорит Господь: “у вас же и волосы на голове все сочтены” (Матф. 10:30). Волосы суть помыслы, а глава их – ум. Всякий помысл, сопровождаемый услаждением и согласием, подлежит суду, и Бог вожделение жены вменяет в блуд, гнев – в убийство, ненависть – в человекоубийство. Итак, не говорите, добрые мои сестры, что помыслы не вредят нам, когда одно согласие с ними судится как дело.” Слыша это, монахини прославили Бога, даровавшего такую благодать и такое рассуждение блаженной Феодоре и, изъявив ей свое благодарение, удалились с великой пользой. (Митерикон. С. 81. №125).

816. Старец не вкушал пищи, если за день у него возникало больше худых помыслов, чем хороших

Однажды авва Силуан внезапно вошел в келию брата, принявшего подвиг юродства, и нашел его сидящим на скамейке, и при нем были две корзины: одна – с правой стороны, а другая – с левой. Как скоро он увидал старца, то по обычаю начал смеяться. Старец говорит ему: “Оставь это теперь и объясни мне, что значит твое сидение?” Он опять засмеялся. Авва Силуан говорит ему: “Ты знаешь, что я, кроме субботы и воскресенья, не выхожу из келии, но ныне вышел я среди седмицы, ибо Бог мой послал меня к тебе.” Устрашенный тем, брат повергся перед старцем и говорит ему: “Прости мне, отец. Я каждое утро сажусь, имея перед собой эти камешки. Если родится во мне добрый помысл, кладу камешек в эту корзину, а если злой – в другую. Вечером считаю камешки и если найду их более в правой корзине, то вкушаю пищу, а если в левой, то не вкушаю. И если утром опять придет ко мне злой помысл, то говорю себе самому: “Смотри, что ты делаешь, ты опять не должен есть!” (Древний патерик. 1874. С. 174. № 31).

817. Нечистые помыслы отлучают подвижников от Бога

Скитский пресвитер (иеромонах и настоятель одной из четырех церквей египетского Скита) провел, по случаю, ночь у некоего старца. Увидев подвижническое жительство старца и его учеников, пресвитер спросил его: “Имеете ли какие откровения от Бога?” Старец отвечал: “Не имеем.” Тогда сказал пресвитер: “Мы совершаем непродолжительные молитвословия, и Бог открывает нам все тайны, а вы несете такой подвиг бдения, пощения, безмолвия и говорите, что Бог не открывает вам никаких тайн. Это оттого, что вы питаете греховные помышления в сердцах ваших, они отлучают вас от Бога, и Бог не открывает вам Своих тайн.” Отцы, услышав это, удивились и говорили друг другу: “Скверные мысли отлучают от Бога.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 429. № 11).

818. Монах, боримый желанием уйти из обители, в течение девяти лет побуждал себя еще один день пробыть в монастыре; это продолжалось до тех пор, пока Господь не отъял искушения

См. также: Терпение.

Некий брат был борим в течение девяти лет помышлениями, чтобы выйти из иноческого общежития, и ежедневно он брал кожницу, на которой спал, чтобы выйти. Когда наступал вечер, он решал: “Завтра выйду отсюда.” При наступлении же утра он говорил помышлениям: “Понудим себя пробыть здесь сегодня ради Господа.” Когда исполнилось девять лет, в которые он отлагал день за днем свое исшествие, Господь отъял от него искушение. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 493. № 97).

819. Бесы через помыслы внушали иноку не ходить в храм и не поклоняться Святому Кресту

Старец однажды поведал мне следующее: “Однажды из монастыря я пошел во Святой Град на поклонение Святому Кресту. Поклонившись и уже выходя, вижу одного брата, который ни в храм не входит, ни назад не возвращается. Два ворона смело летали перед его лицом, бросались к его глазам, препятствуя ему вступить в храм. Поняв, что это демоны, я говорю ему: “Скажи мне, брат, почему стоишь среди входа и не идешь в храм?” – “Прости, отче, – отвечал он, – я борюсь с помыслами. Один внушает мне: войди, поклонись Святому Кресту, а другой говорит: нет, ступай назад, в другой раз поклонишься.” Услыхав это, я взял его за руку и ввел в храм. Вороны тотчас улетели. Заставив его поклониться Святому Кресту и Святому Христову Воскресению, я отпустил его с миром.” (Луг духовный. С. 127).

820. Вспомнив забытый помысл, преподобный Пимен сразу же вернулся к старцу, оставив ключ в дверях

См. также: Ревность.

Не видно, чтоб преподобный Пимен в своем новоначалии находился в послушании у какого-либо старца. Видно то, что он тщательно руководствовался советами многих великих иноков, которыми в те благословенные времена изобиловал Египет. Однажды он пошел к некоему старцу с намерением спросить его о трех помыслах. Придя к старцу, он забыл один из трех помыслов. После беседы со старцем Пимен возвратился к своей келии. Только взялся за ключ, чтобы отпереть дверь, как вспомнил то, о чем забыл сказать. Оставив ключ в двери, он возвратился к старцу. Старец спросил о причине столь скорого возвращения. “Я взялся за ключ, – сказал Пимен, – чтобы отпереть келию, и вспомнил о забытом помысле, почему, не отворив келии, возвратился.” Расстояние между келиями было значительное. Старец сказал ему: “Ты – пастырь Ангелов, имя твое прославится во всей земле египетской.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 318. № 3).

821. Повесть о том, как авва Евстафии подвергся тяжелому искушению и едва не погиб из-за того, что не исповедал своих помыслов старцу

См. также: Блудная брань; Подвиг мирянина и монаха; Тщеславие.

Поведал авва Евстафии: “Живя в миру, я никогда не вкушал пищи прежде захождения солнца. Когда я сидел в лавке, книга не выходила из моих рук: рабы мои продавали и принимали товар, а я непрестанно упражнялся в чтении. По средам и пятницам я раздавал милостыню нищим. Когда начинался звон, я спешил в церковь, и никто прежде меня не приходил в нее. Когда я выходил из церкви, то приглашал с собой убогих в мой дом, и они разделяли со мной трапезу. Когда я стоял в церкви на всенощном бдении, ни разу не вздремнул, – и признавал я себя великим подвижником. Все прославляли и почитали меня. Умер сын мой, вельможи города пришли ко мне, чтоб утешить меня, но я не мог утешиться. От великой скорби я впал в болезнь и был близок к смерти. По прошествии семи месяцев едва поправился. Провел я в своем доме после этого еще четыре года, подвизался по силе и не прикасался к своей жене – жил с ней, как с духовной сестрой. Когда случалось мне видеть монаха из Скита, я приглашал его в дом вкусить со мной хлеба. У этих монахов я расспрашивал о чудесах, совершаемых святыми старцами, и мало-помалу пришло ко мне желание монашества. Жену свою я ввел в женский монастырь, а сам пошел в Скит к авве Иоанну, с которым был знаком. Он постриг меня в монашество. Имел блаженный, кроме меня, еще двух учеников. Все, видя меня особенно усердным к церкви, отдавали мне почтение. Провел я в Ските около пяти месяцев, и начал очень беспокоить меня блудный бес, принося воспоминание не только о моей жене, но и о рабынях, которых я имел в своем доме. Не было мне отдыха от брани ни на час. На святого старца я смотрел, как на диавола, и его святые слова казались мне уязвляющими меня стрелами. Когда я стоял в церкви на бдении, то не мог открыть глаз от сна, овладевавшего мной, так что не один раз я приходил в отчаяние. Борол меня и бес чревообъядения, борол до того, что я часто крал остатки хлеба, ел и пил тайно. Что говорить много! Помышления мои расположили меня выйти и бежать из Скита, направиться на восток, поселиться в таком городе, в котором никто меня не знал, там предаться любодеянию или жениться. Старец, видя перемену в моем лице, ежедневно увещевал меня: “Сын мой, лукавые помыслы нападают на тебя и смущают твою душу, а ты не исповедуешь их мне.” Но я отвечал: “Отец! У меня нет никаких помыслов, но я размышляю о своих грехах и скорблю о них.” Обуреваемый такими скверными и лукавыми помышлениями, я провел пятнадцать месяцев. Однажды перед воскресным днем увидел я во сне, что нахожусь в Александрии, прихожу поклониться святому Апостолу и евангелисту Марку. Внезапно встретило меня множество эфиопов. Они схватили меня и, окружив, разделились как бы на два лика. Принесли черную змею, связали ею мои руки, а другую змею свернули в кольцо и возложили мне на шею, еще одну змею положили мне на плечи, они прицепились к моим ушам и змеею же препоясали меня по моим чреслам. Потом привели женщин-эфиоплянок, которых я имел некогда в моем доме, и они начали меня целовать и плевать мне в лицо. Нестерпим был для меня их смрад! Змеи начали кусать мои ноги, лицо и глаза, а эфиопы, стоявшие вокруг меня, отворили мои уста и влагали в них огненной ложкой нечто, говоря: “Ешь и насыться.” Также они принесли чашу, говоря: “Подайте вина и воды и напоите его.” И напоили они меня горящей смолой, смешанной с серой. После этого они начали меня бить огненными железами, говоря: “Отведем его в город Едес и надругаемся над ним и там.” Находясь в таком бедствии, я увидел двух светоносных мужей, красоты неисповедимой: они выходили из церкви святого Марка. Эфиопы, увидев их, убежали, а я начал взывать к ним: “Помилуйте меня!” Они спросили: “Что случилось с тобой?” – “Я шел в церковь поклониться и попал на разбойников. Видите, что они сделали со мной.” Один из светоносных людей сказал мне на это: “И хорошо сделали, с тобой следует поступить еще хуже. Но никто не может разрешить тебя от этих уз, кроме аввы Иоанна, с которым ты живешь и от которого ты отлучен твоим неверием.” Затем светоносные мужи оставили меня и ушли, а я начал вопиять к ним: “Заклинаю вас Единосущной Троицей! Помилуйте меня!” Когда я кричал так, пришли братия и разбудили меня. Я был облит слезами. Встав, я поспешил к преподобному старцу, припал к его святым ногам и рассказал ему по порядку все виденное мной. Старец сказал мне: “Эфиопы суть бесы, змеи – скверные помыслы, которых ты не исповедуешь мне. Огненная змея – брань беса блудного, жены-эфиоплянки суть помышления лукавые, обольщающие и вместе губящие тебя. Снедающая тебя змея есть злоречие. Огненная лжица, отверзавшая твои уста, суть бесы осуждения. Чаша, которой напоили тебя, есть твое душевное расположение, происшедшее от принятых лукавых помыслов, и то отвращение, которое ты ощутил ко мне и к братии. Смолой и серой означаются тот хлеб и та вода, которые ты ел и пил украдкой, тайно. Знай, сын мой, что добродетели, которые ты совершал в мире, смешаны были с возношением и гордостью. Твои бдения, твое пощение, твое неопустительное хождение в церковь, милостыни, которые ты раздавал, все это делалось под влиянием похвалы человеческой. По этой причине и диавол тогда не хотел нападать на тебя. Ныне же, увидев, что ты вооружился на него, и он восстал на, тебя. На будущее время увещеваю тебя, сын мой, когда ощутишь в себе смущение, бурю от лукавых помыслов, скажи об этом мне, отцу твоему, или братиям, которые живут с тобой, и уповай на Бога, чтобы помог тебе, как помог многим.” Сделав мне это наставление, старец отпустил меня в свою келию. С этого времени я начал открывать свои помышления и уже пребывал в покое.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 118).

822. Ученик за семикратное отвержение помыслов своеволия удостоился семи венцов

См. также: Награда; Своеволие; Твердость.

В Фиваиде некий старец безмолвствовал в вертепе. У него был ученик-подвижник. Старец имел обычай по вечерам поучать ученика и делать ему душеполезные наставления. После наставления он молился и отпускал ученика спать. Случилось, что посетили их благочестивые миряне, которым было известно великое воздержание старца. Получив от него утешение, они ушли. По их отшествии вечером старец опять сел по обычаю и занялся поучением и наставлением брата. Во время беседы напал на него сон, а брат стоял, ожидая, чтоб старец проснулся и сотворил над ним молитву. Старец не просыпался. Ученик, сидя долго, был побеждаем помышлениями потихоньку уйти и лечь спать, но он понудил себя, воспротивился помышлению и остался. После этого сон начал склонять его, но он не ушел. До семи раз повторилось с ним такое колебание, но он с твердостью устоял. По прошествии полуночи старец проснулся и, увидев ученика сидящим близ себя, сказал: “Отчего ты до сих пор не ушел?” Ученик отвечал: “Оттого, отец, что ты не отпустил меня.” – “Почему ты не разбудил меня?” – “Я не осмелился толкнуть тебя, чтобы не беспокоить.” Они встали и начали отправлять утреню. По окончании утрени старец отпустил ученика. Оставшись один, старец пришел в исступление. И вот некто показывает ему прославленное место, в нем трон и над троном семь венцов. Старец спросил того, кто показывал: “Кому все это принадлежит?” Тот отвечал: “Ученику твоему даровал Бог и место это, и трон за его жительство. Эти же семь венцов он заслужил в эту ночь.” Услышав это, старец удивился, позвал ученика и спросил его: “Скажи мне, что сделал ты этой ночью?” Он отвечал: “Прости меня, отец! Я ничего не сделал.” Старец, думая, что он говорит по смирению, сказал: “Поверь, я не успокоюсь, пока не скажешь мне, что сделал или что помышлял ты ночью.” Брат, не зная за собой никакого дела, не находил, что сказать, и потому отвечал старцу: “Прости меня, отец! Я ничего не сделал, разве только то, что до семи раз был склоняем помышлениями уйти и лечь спать, но не пошел, потому что не был отпущен тобой по обычаю.” Старец, услышав это, тотчас понял, что ученик столько раз был увенчан Богом, сколько раз противостал помышлениями. Он ничего из виденного не возвестил брату, чтоб не нанести ему вреда, но поведал это духовным отцам. Уясним, что за победу и над малыми помышлениями Бог венчает нас. Благо человеку понуждать себя ради Бога во всяком деле. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). (Еп. Игнатий. Отечник. С. 495. № 100).

823. Авва Антоний надеждой будущего мздовоздаяния отгонял бесовские помыслы

См. также: Награда.

Однажды Авва Антоний Новый в полуденный час сидел и очищал свою одежду от нечистот. В это время приступили к нему бесовские помыслы и возмущали его, навевая ему воспоминания о пустынном, правильнее же, – самочинном жительстве, желая исторгнуть его из училища послушания. Он отвечал им: “Когда я жил в пустыне и безмолвии, вы говорили мне, что этот подвиг не приносит никакой душевной пользы. Когда же я пришел сюда, вы ублажаете и похваляете мой прежний подвиг безмолвия, желая отнять у меня венец, доставляемый послушанием.” Колеблемый этими помышлениями, причинявшими болезнь его сердцу и исторгавшими у него слезы, Антоний доблестно терпел напасть, нанесенную бесами, ради будущего мздовоздаяния. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 75).

824. Борьба с помыслами сплетает подвижнику венец

Некий старец подвергся тяжкому искушению от помыслов. Искушение продолжалось десять лет. Он пришел уже в отчаяние и говорил сам себе: “Погубил я душу свою! Как решительно погибший возвращусь в мир!” Когда он пошел в мир, был ему голос: “Десятью годами своей борьбы ты увенчан. Возвратись в свое место, Я избавлю тебя от всякого злого помышления.” Возвратившись немедленно, он пребыл в прежнем монашеском подвиге. Не должно отчаиваться по причине борьбы, причиняемой нашествием помыслов. Если противимся ревностно помыслам, то борьба с ними сплетает нам светлейшие венцы. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 465. № 54).

825. Помощь преподобного Серафима, оказанная архимандриту Крониду в борьбе с помыслами

См. также: Видение; Помощь Божия.

“В день открытия мощей преподобного Серафима Саровского, – рассказывает о себе архимандрит Кронид, – я, придя от ранней литургии из церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, присел на диван и в скорби от обуреваемых помыслов забылся в полудреме. И дальше не могу даже отдать себе отчета, в полусне это было или наяву, только вижу, как от входной двери моей келии подходит ко мне преподобный Серафим. Я упал перед ним на колени и в плаче и рыдании стал просить его, говоря: “Помоги мне, угодник Божий, в муках от помыслов.” И слышу в ответ его ласковый, отеческий голос: “Веруй несомненно в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир спасти страждущих. Читай Святое Евангелие ежедневно, будь кроток и смирен и обрящешь покой душе своей.” Придя в себя после этих слов утешения, я ощутил великую радость. После того явления не скажу, чтобы совсем помыслы исчезли, но я стал крепче в борьбе с ними и смущался от них уже не так сильно, как прежде.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 80).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle