схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Помыслы

О борьбе с помыслами

Скажу тебе притчу. По реке плывет доска. Мы вытаскиваем ее на берег и производим следствие откуда она, почему плывет, кто ее пустил? А ты не тронь ее, пусть плывет и все будет мирно. Понимаешь значение этой притчи, так и поступай (25, с.474).

Борьба с помыслами

Чтение слова Божия, крестное знамение и частое призывание имени Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» про­гоняют все злые помыслы. Так всегда надобно восставать против помыслов, чтобы не породили злого желания и греховного дела» (Там же, с.451).

Помыслы добрые, которые приводят к святой жизни.

На СТРАШНОМ СУДЕ человек будет осужден не только за внешние, но и за внутренние грехи.

Помыслы злые есть корень и начало злых дел.

Если помыслы побеждают, то ДУША подобна разграбленному городу.

Помыслами враг отводит от пути спасения.

Помыслы худые запрещены словом Божиим.

Всячески противиться помыслам.

Очищать сердце от помыслов, ибо они загрязняют душу.

Подвиг отсечения помыслов предстоит всем христианам без исключе­ния.

ПОДВИГ христианский – борьба с помыслами.

Помыслы отгонять, как искру от руки.

Помыслы, как только появились, должны быть сразу изгнаны без всякого к ним внимания.

Если человек борется с помыслами страстными и не соизволяет им, то мало-помалу освобождается от них.

Сопротивляясь помыслам, мы побеждаем ВРАГА.

Помыслы хульные не по воле человека совершаются и не вменяются в грех.

Сопротивляясь помыслам хульным, христианин возвращает злобу ДИАВОЛА на его главу, а сам сподобляется венца за БОРЬБУ.

Помыслы отсекать молитвой.

Отсекать помыслы словом Божиим (8, с.741–746).

* * *

Каждая страсть начинается с греховных помыслов, поэтому нельзя увлекаться ими (6, с.127).

Хульные помыслы бывают за осуждение ближних.

Хульные помыслы борют человека за осуждение ближних (Там же).

* * *

Причина возникновения хульных помыслов – в зависти вражией (Там же).

Как отражать хульные помыслы

Хульные помыслы следует побеждать презрением и молитвой (Там же, с.128).

Помыслы опустошают душу

Все помыслы, какими бы они ни казались добрыми и безгрешными, следует отсекать в начале их появления, иначе они будут опустошать нашу душу по­добно жгущему ветру. И если мы не навыкнем их удалять, то они настолько расплодятся, что сделают нашу душу неспособной не только к молитве Иису­совой, но и ко всякому доброму делу. Будьте внимательны к самим себе (32).

От человека зависит не соглашаться с помыслами

Безусловно, от помыслов никто не бывает свободен, и они всякого человека влекут к чему-то дурному, но от нас в полной мере зависит не соглашаться с ними и не вступать в беседу, и тогда они постепенно начнут удаляться от человека. Но здесь необходима борьба, только после которой наступает по­стоянное и благодатное пребывание души в Боге (Там же).

* * *

Все мы – странники и пришельцы на земле, и поэтому всем нам надо приобрести духовное богатство, то есть терпение, смирение, послушание и любовь к Богу и людям. Этими малыми добродетелями мы сможем не только освободиться от грязных помыслов и дел, но и привлечь в свое сердце благо­дать Святого Духа (Там же, с.80).

Помыслы входят в душу человека через чувства

Греховные корни не сразу дают о себе знать, они укрепляются и набирают силу под влиянием порочных помыслов, входящих в душу человека в основ­ном через чувства, посредством которых, как через дверь, «всякое зло входит в сердце наше и тако зачинает и рождает беззаконие» (3.324) (7, с.311).

Злые помыслы нарушают единение с Богом

Человек, допустивший злые помыслы в свое сердце, нарушает тесное единение с Источником жизни – Богом, потому что Бог пребывает только в непорочных сердцах (7, с.311).

Мысленный грех – импульс к греховным действиям

Если человек и избегает телесных грехов, как-то: «не убивает, не крадет, не прелюбодействует», однако, «в сердце соизволяет на грех – равно перед Богом грешит» (1.210), потому что мысленный грех служит импульсом к гре­ховным действиям (7, с.312).

Опасность скверных помыслов

Христианин, услаждающийся скверными помыслами, может сделать храм души своей не жилищем Божиим, а пристанищем злой силы. Тогда душа бы­вает уже неспособна вмещать в себя Христово благоухание, из нее исходит лишь отвратительное зловоние (7, с.312).

Как враг постепенно увлекает злыми помыслами

Очень часто помыслы на первый взгляд кажутся невинными, не содержащими в себе ничего греховного, однако по своему существу они греховны. Останавливая внимание человека на таких помыслах, злая сила начинает действовать уже сильнее внушает ему помыслы уже с более конкретным и очевидным признаком греховности и, наконец, ввергает его в бездну порока (7, с.312).

Хульные помыслы

Враг нашего спасения возмущает человеческий ум и приводит его в трепет и уныние особенно через хульные помыслы, которые часто приходят помимо воли человека. Эти помыслы настолько смущают и терзают человека, что он подчас готов переносить лучше «поношение и биение, нежели... вражия стрелы» (3.308) (7, с.312).

Враг через помыслы разоряет дом человеческой души

Как разбойник, войдя в дом, разоряет его и уничтожает живущих в нем, или неприятель, заняв город, опустошает его, так и диавол, через помыслы, войдя в дом человеческой души, опустошает его и разоряет. Именно поэтому святи­тель Тихон Задонский и призывает христиан удаляться не только от тяжелых грехов, но и от внутренних скверных пожеланий (3.226) (7, с.313).

Борьба с помыслами – борьба непосредственно с врагом

Борьба с греховными помыслами – дело нелегкое, потому что пресекающий греховные помыслы ведет борьбу непосредственно против самого диавола. Однако постоянная готовность человека решительно пресекать греховные мысли в самом их зародыше может привести к полной победе над искусите­лем (7, с.313).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle