Источник

Целомудрие

См. также: Девство. №№ 207, 209; Доброделание. № 246; Женщина мудрая. № 269; Мудрость. №№ 560–561; Мужество. № 565; Праведник. № 866; Пресвитер. № 902; Самоотвержение. № 965; Чистота. № 1220.

1190. Преподобный Николай, будучи воином, за сохранение целомудрия был спасен от смерти во время битвы, о чем ему было открыто в видении

См. также: Блудная брань; Искусительница; Видение; Воин; Твердость.

Преподобный Николай, память которого Святая Церковь совершает 24 декабря, до поступления в монашество служил в греческом войске. Человек он был богобоязненный, благочестивый, целомудренный, что и доказал делом. Находясь некогда в походе против болгар, он остановился на ночлег в гостинице и там был склоняем на грех дочерью гостиника. Поборов в себе нечистую страсть, он описал смущавшей его всю мерзость ее поступка, отклонил ее от греха и на прощание сказал: “Не видишь ли, что я иду на кровопролитную брань, подумай, могу ли я теперь осквернять себя и прогневлять Бога?” И затем, встав с постели и помолившись Богу, отправился в путь. В следующую ночь во сне ему представилось, что он находится в неком прекрасном месте. Стоявший рядом с ним сильный и величественный муж сказал ему: “Посмотри вокруг и скажи, что увидишь?” – “Ей, Господи, – отвечал Николай, – вижу с одной стороны, что греки болгар рубят.” – “Посмотри, – сказал затем явившийся, – с другой стороны, там что?” – “Там болгары секут греков.” Битва после этого казалась как бы оконченной и явившийся продолжал: “Посмотри внимательнее на поле битвы, не заметишь ли на нем чего-нибудь особенного?” Николай стал вглядываться и увидел, что вся земля сплошь покрыта мертвыми телами и только одно место среди них оставалось незаполненным. Оно было настолько мало, что казалось оставленным только для одного человека. Явившийся сказал: “Что ты думаешь об этом?” – “Невежда и препрост я, Господи, не понимаю,” – отвечал Николай. Явившийся сказал: “Свободное пространство между мертвыми – твое место. Здесь, если бы тебя убили, ты должен был бы лечь вместе с другими. Но поскольку в прошедшую ночь ты сохранил свое целомудрие и победил блудного змея, то тем сам себя избавил от смерти и с телом вместе спас душу.” Видение кончилось. Вскоре после этого начались битвы у греков с болгарами, и сначала победа была на стороне греков, затем болгары начали наступать и побили греков великое множество, в живых осталась самая малость. Среди спасшихся был и Николай. Возблагодарив Бога за свое спасение и оплакав павших товарищей, он водворился в монастыре и всю остальную жизнь провел в служении Господу. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 307).

1191. Подвиг мученика Магистриана, спасшего деву от растления ценой своей жизни

См. также: Мудрость; Самопожертвование.

В Коринфе была одна благороднейшая и прекраснейшая дева, подвизавшаяся в добродетельной жизни. Во времена гонителей ее оклеветали перед судьей-язычником, будто она худо отзывалась о тогдашних временах, о царях и идолах. Ее красоту торгующие развратом выставили на обозрение женолюбивому и нечестивому судье. Нечестивец обратил против нее все свои ухищрения, но не сумев склонить на свою сторону рабу Божию, подверг ее различным мучениям. Потерпев и здесь неудачу и не имея сил отклонить ее от исповедания Христа, пылавший страстью варвар отослал целомудренную деву в бесчестный дом. Узнав об этом, распутные люди, подобно коршунам, бросились в непотребный дом, предлагали деньги за сквернодействие и хотели склонить ее к растлению. Но целомудренная дева не внимала их обольстительным речам и упрашивала их оставить свои намерения. “У меня в сокровенном месте, – говорила она, – зловонная рана, и я боюсь, чтобы вы не возненавидели меня за причиненный вред. Дайте мне несколько дней, и тогда я позволю вам даром владеть мной.” Они поверили этим словам, и блаженная на какое-то время удалила от себя неистовых. Сама же обратилась к Богу с усердными молитвами и сокрушенной мольбой преклонила Его к милосердию. Бог-сердцеведец видел, как целомудренная дева берегла свою непорочность, и, как Хранитель всех людей, устроил в эти дни следующее. Некий юноша по имени Магистриан, прекрасный внешне, благочестивый душой, воспламененный Богом духовной ревностью до презрения смерти, под предлогом распутства глубоким вечером вошел к содержателю дома и, дав ему пять златниц, сказал: “Позволь мне пробыть ночь с этой девой.” Войдя с ней в особую комнату, он сказал ей: “Встань и спасайся.” Сняв с нее одежду, надел на нее свое платье, тунику, плащ и все мужское и сказал ей: “Закройся полой плаща и выйди.” Она так и сделала. Оградив себя знамением креста, вышла из этого места нерастленной, неоскверненной. Она была спасена благодатью Христа и старанием юноши, который собственной кровью освободил ее от бесчестного растления. На следующий день все было узнано и Магистриана привели к жестокому судье. Нечестивый подверг славного мученика Христова допросу и, узнав все, приказал бросить его зверям. Он сделал его вдвойне мучеником Христовым, потому что он и за свою бессмертную душу подвизался мужественно, и за славную и блаженную деву доблестно перенес страдания, потому и от Христа удостоился двоякой чести и славных венцов. (Лавсаик. С. 302).

1192. Святая мученица Фомаида была усечена своим свекром, но сохранила целомудрие

См. также: Мужество; Чистота; Супружеская верность; Твердость; Блудная брань.

Святая мученица Фомаида родилась в городе Александрии от благочестивых родителей, давших своей дочери истинно христианское воспитание. На пятнадцатом году они выдали ее замуж за одного юношу-христианина. В доме своего мужа святая Фомаида жила честно, всеми уважаемая за целомудрие, кротость, незлобие и другие добрые черты характера. Вместе с молодыми под одной крышей жил и отец мужа святой Фомаиды, ее свекор. Прельщаясь красотой своей снохи и разжигаясь плотским вожделением, он по действу сатаны замышлял по отношению к ней недоброе, искал удобного момента для греховного пребывания с ней. Святая же Фомаида по своему целомудрию не предполагала существования у свекра нечистых помыслов. Она держала себя с ним с особенной строгой стыдливостью. Муж святой Фомаиды был рыболовом. Однажды ночью пришли его товарищи и увели с собой на ловлю. Воспользовавшись уходом сына, отец пришел к святой Фомаиде и стал склонять ее на грех. Столь неожиданная опасность привела ее в ужас, и она начала сопротивляться безумному, говоря: “Что ты делаешь, отче? Сотвори крестное знамение и уйди, твой замысел внушен тебе сатаной.” Но свекор не внимал ее увещаниям и старался склонить к греху бесстыдными словами и действиями. Святая же Фомаида, исполненная страха Божия и целомудрия, оказывала свекру решительное сопротивление. Она молила и побуждала его оставить беззаконное и нечестивое желание. Но чем сильнее она противостояла ему, тем настойчивее он понуждал ее, разжигаясь, как огнем, нечистой похотью. Над одром на стене висел меч. Сняв его, он начал устрашать святую Фомаиду: “Если не послушаешь меня, то я этим самым мечом отсеку тебе голову.” Она же отвечала: “Если даже рассечешь меня на части, то я все-таки никогда не соглашусь на такое беззаконное дело.” Разъярившись после этих слов, свекор с силой ударил сноху мечом и рассек надвое. Блаженная Фомаида предала свою душу в руки Божий и приняла славный мученический венец за свою чистоту и целомудрие. Она боролась с грехом до пролития собственной крови и положила душу свою за закон Божий, соглашаясь лучше умереть, чем прогневить Бога – осквернить свое тело и ложе своего мужа. Убийцу же тотчас постигло наказание Божие: он потерял зрение и, бросив меч, искал дверь, желая выйти из дома и убежать, но, ощупывая стены, никак не мог найти выход и поэтому принужден был оставаться в комнате. Между тем пришли другие рыбаки и стали звать его сына на ловлю. Отец же отвечал: “Мой сын ушел уже ловить рыбу, покажите мне двери, потому что я не могу их найти.” Они, отворив дверь, вошли и увидели его с окровавленными руками и одеждой, старавшегося ощупью найти выход, и лежащую в крови рассеченную надвое жену. От этого зрелища они пришли в ужас и спрашивали: “Что это значит? Кто и для чего совершил подобное злодеяние?” Убийца был предан суду и наказан через усекновение мечом, А к телу убиенной стекалось множество жителей Александрии. Все они дивились столь невероятному и ужасному событию и восхваляли целомудрие святой Фомаиды.

В это время в Александрии находился преподобный Даниил Скитский. Он сказал своему ученику: “Сын мой, пойдем и взглянем на святую отроковицу.” Исполнив свое желание, они отправились в октодекатскии монастырь. Монахи этого монастыря с честью встретили преподобного отца, приветствуя его. Рассказав им о страданиях святой Фомаиды, он дал им такое повеление: “Идите и принесите сюда ее честное тело, ибо оно должно лежать не с мирскими людьми, а с честными отцами.” Некоторые из братии смутились повелением положить тело женщины с отцами. Преподобный сказал им: “Отроковица, которую вы не желаете принести сюда, есть мать мне и вам. Ведь она умерла за свое целомудрие.” Тогда монахи не осмелились больше противиться святому отцу и, взяв тело святой Фомаиды, погребли его с честью в монастырской усыпальнице. Простившись после этого со всеми отцами, преподобный удалился с учеником в скит.

Один брат в его монастыре испытывал сильные плотские искушения. Придя к преподобному Даниилу, он рассказал ему о своей борьбе с плотскими страстями. Преподобный приказал ему: “Иди в октодекатскии монастырь и помолись там в монастырской усыпальнице: “Боже, молитвами мученицы Фомаиды, помоги мне и избавь меня от блудной похоти!” Надейся на Бога, и ты избавишься от искушений,” – прибавил преподобный отец. Брат пошел и в точности исполнил все, что велел ему преподобный Даниил, и, действительно, совершенно освободился от плотских искушений. (Алфавитный патерик. Л. 229).

1193. Жена, желая сохранить целомудрие, пронзила себя мечом

См. также: Решимость.

Гонитель Магнентин имел преступные связи со многими язычницами и старался завести такие же связи с христианками. Но те предпочитали умереть, чем предать свое целомудрие. В одном городе Магнентину понравилась жена советника при градоначальнике. Устрашенный муж сказал Магнентину: “Пошли и возьми ее.” За ней присланы были солдаты, но она сказала им: “Подождите немного, я займусь своими нарядами.” Она пошла в спальню, взяла меч и пронзила им свое чрево. Слушайте и устыдитесь девы, признающие себя Христовыми невестами и изменяющие Ему своими нечистыми вожделениями. (Лавсаик. С. 303).

1194. Разбойник, обреченный на казнь, находясь в темнице вместе с купцом, видя твердость в сохранении целомудрия купца и его жены, рассказал им, где скрыты его богатства, и просил после его смерти взять их себе; на эти богатства жена выкупила своего мужа из темницы

См. также: Супружеская верность.

Некий купец плыл с товарами в Африку. Дорогой корабль разбился и потонул, и купец остался ни с чем. Заимодавцы бросили его в темницу. Оставшееся имение было продано, и купец с женой остались только с тем, что на них было. Жена купца стала заниматься поденной работой, которой кормила себя и мужа. Однажды, когда она была с мужем в темнице, туда для раздачи милостыни пришел некий вельможа, пленился необыкновенной красотой жены и пригласил ее к себе. Женщина, думая, что он хочет дать ей милостыню, поспешила к нему. Вельможа, узнав о ее положении, сказал ей: “Я заплачу за твоего мужа весь долг, только согласись быть моей.” Жена отвечала: “Господин! Ты знаешь, что жена не властна над своим телом, но муж (1Кор. 7:4). Поэтому позволь мне о твоем предложении сказать мужу.” Вельможа согласился. Купец заплакал и сказал жене ответить вельможе так: “Мы с мужем ради освобождения не только не желаем блуда, но и слышать о нем не хотим. Господь все видит и Сам освободит нас.” Жена передала слова мужа вельможе. А нужно заметить, что в то время сидел в темнице один разбойник, приговоренный к смерти. Он слышал разговор между мужем и женой и, вздыхая, сказал: “В какой скорби пребывают здесь в темнице эти муж и жена! Они не хотят купить освобождение блудной ценой и остаются верными Богу. А я что делаю? Я никогда и не помыслил о Боге и повинен во многих убийствах.” И с этими словами он позвал купца и его жену и сказал им: “Знайте, что я – разбойник, много зла и убийств совершил и через несколько дней положу на плаху свою голову. Но, видя ваше целомудрие, я умилился и потому после моей смерти прошу исполнить мою волю. В таком-то месте вы найдете золото и все, сколько есть, возьмите себе, уплатите долг ваш и помолитесь Господу, чтобы простил меня.” Вскоре прибыл начальник города и повелел обезглавить разбойника. Муж и жена нашли после его смерти завещанное им золото и уплатили свой долг. Так Господь наградил их за то, что сохранили Его заповедь. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 755).

1195. Инок, находясь в городе на лечении, жил у одной благочестивой женщины; воспылав к ней нечистой страстью, он готов был совершить грех; женщина же своей твердостью предотвратила грех; будучи истинной христианкой, она не соблазнилась немощью инока, но убедила его закончить лечение и затем отпустила с миром

См. также: Блудная брань; Женщина мудрая; Соблазн; Твердость.

Одного инока укусила змея, и он пришел в город лечиться. Его приняла к себе в дом благочестивая и богобоязненная женщина и стала лечить. Лишь только немного успокоилась боль, диавол стал внушать иноку блудные помыслы. Однажды он схватил ее за руку. “Нет, отец! – сказала женщина, – Побойся Христа! Вспомни о скорби и тяжести раскаяния, которые ты испытаешь в своей келии, вспомни о воплях и слезах, которые предстоят тебе.” Вот это и многое другое говорила женщина, и брань оставила инока. От стыда он не мог взглянуть на нее и хотел бежать из дому. Но женщина, проявив жалость к иноку ради Христа, сказала ему: “Не стыдись и не уходи, отец! Тебе еще надо подлечиться. А то был не помысл твоей чистой души, а козни злобного диавола.” Окончив лечение, она без всякого соблазна отпустила его с миром. (Луг духовный. С. 253).

1196. Подвиг преподобного Моисея Угрина

См. также: Твердость; Терпение.

Преподобный Моисей Угрин в молодости был взят в плен и отведен в Польскую землю. Вели его, закованного по рукам и ногам в тяжкие железа, и крепко стерегли, потому что был он крепок телом и прекрасен лицом. И увидела его, прекрасного и юного, одна молодая вдова. Была же она из знати той земли, имела большое богатство и власть. И запала ей в душу его красота, и уязвилось ее сердце страстным желанием. Чтобы склонить к тому же и преподобного, она стала увещевать его льстивыми словами: “Зачем ты напрасно переносишь такие муки, когда имеешь разум, который мог бы избавить тебя от этих мук и страданий.” Моисей ответил: “Так Богу угодно.” Она же сказала ему: “Если покоришься мне, я избавлю тебя и сделаю великим во всей Польской земле. И будешь ты владеть мной самой и всей моей областью.” Почувствовал блаженный ее нечистое желание и сказал ей: “Будь уверена, я не исполню твоей воли. Я не хочу ни власти, ни богатства, для меня лучше всего – чистота душевная, а также и телесная. Не погублю я труда пяти лет, которые Господь сподобил меня терпеть в этих оковах. Я не заслужил таких мук и потому надеюсь избавиться за них от мук вечных.” Когда полячка поняла, что лишается такой красоты, то по диавольскому внушению подумала: “Если я выкуплю его, он поневоле покорится мне.” И послала она к тому, кто держал Моисея, чтобы тот взял у нее деньги, сколько хочет, только продал бы ей юношу. Он же, почувствовав, что время благоприятное для приобретения богатства, взял у нее около тысячи и отдал ей Моисея. И насильно, без всякого стыда повлекла она блаженного на дело небогоугодное. Теперь эта женщина получила власть над ним и повелела ему сочетаться с собой. Она освободила его от оков, одела в многоценные одежды, накормила сладкими кушаньями и объятиями и всякими любовными обольщениями стала понуждать на свою похоть. Преподобный же, видя ее неистовство, стал еще прилежнее молиться, еще крепче держать пост. Он предпочитал ради Бога есть сухой хлеб и пить воду с чистотой, чем многоценное кушанье и вино со скверной… И в такую ярость пришла полячка, что хотела уморить его голодом. Но Бог не оставляет рабов Своих, надеющихся на Него. В те дни пришел со Святой Горы один инок, саном иерей. По наставлению Божию он пришел к блаженному и облек его в иноческий образ. Много поучал он его о чистоте, о том, как бы избавиться от этой скверной женщины, чтобы не предать себя во власть врага, и когда ушел, стали искать его и нигде не нашли. Тогда полячка, потеряв всякую надежду, пришла в отчаяние и подвергла Моисея таким истязаниям: велела растянуть его и бить палками, так что и земля напиталась кровью. Сильно печалилась вдова и думала о том, как бы отомстить за свой срам. Однажды она велела насильно положить его с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этой прелестью не могла привлечь его на свою сторону. Блаженный говорил ей: “Напрасен твой труд. Не думай, что я безумный или не могу этого сделать: я из страха Божия гнушаюсь тебя, как нечистой.” Услышав это, полячка велела давать ему по сто ударов каждый день, а потом обрезать тайные члены, говоря: “Не пощажу его красоты, чтобы не насытились ею другие.” И лежал Моисей, как мертвый, истекая кровью, едва дыша. Вскоре поднялся великий мятеж во всей земле Польской, народ побил своих епископов и бояр, как и в летописи рассказано. Тогда убили и эту вдову. Преподобный же Моисей, оправившись от ран, пришел к Пресвятой Богородице в святой Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как победитель и храбрый воин Христов. (М, Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 106).

1197. О целомудренной жизни блаженной княгини Евдокии (Евфросинии).

См. также: Клевета; Подвиг тайный.

Блаженная княгиня Евдокия, в инокинях Евфросиния, оставшись вдовой после своего мужа, великого князя Димитрия Иоанновича Донского, строила церкви и монастыри и проводила святую жизнь. Но неразумные люди по диавольскому внушению смущались, глядя на нее, и говорили: “Неужели она, будучи самовластной и живя в такой неге, может прожить целомудренно?” Об этом слышали и ее дети, услыхала и она сама. И вот однажды, когда заметила, что один из сыновей ее был смущен худой молвой, позвала его и остальных сыновей и с плачем сказала им: “Любезные дети, не смущайтесь. Всякую клевету и поношения я с радостью приму. Но, видя одного из вас сомневающимся, я открою свою тайну.” И, раскрыв малую часть груди, показала, как от сурового воздержания кожа ее почернела и как бы сожжена огнем, а плоть приросла к костям. Сыновья ужаснулись. Княгиня запретила им говорить об этом и просила не преследовать поносивших ее. И с тех пор, говорится в ее Житии, “наипаче подвизался прилежными к Богу молитвами.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 803).

1198. Преподобный Макарий чудесно избавил от плена целомудренную женщину

Во время нашествия на город Унжу татарами была захвачена одна женщина, красивая собой, но строго целомудренная. Три дня от невыразимой скорби она ничего не ела и не спала, умоляя преподобного Макария об избавлении ее от греха и плена. На четвертую ночь заснула она и видит, – у ее головы стоит благолепный старец и говорит: “Не скорби, я – Макарий Желтоводский. Встань и иди за мной.” Она вскочила, поняла, что развязана, и уже наяву увидела перед собой старца в таком виде, как писали преподобного на иконах. Она пошла за ним вслед. Когда начало светать, старец стал невидим, а она очутилась недалеко от Унжи. (Троицкий патерик. С. 352).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle