Василий Калика
Васи́лий Ка́лика (1330–3.07.1352) – архиепископ Новгородский, крупный церковно-политический деятель автор «Послания... ко к владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 годом в Софийской первой, Воскресенской и других летописях. Из «Послания» очевидно, что В. К. совершил путешествие в Палестину. Существует предположение, что он написал и не дошедшее до нас «хождение», к которому, быть может, восходят два памятника XIV века – «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда». Свое путешествие он предпринял еще до архиепископства – в противном случае это нашло бы отражение в новгородских летописях, которые буквально каждый год сообщают о деятельности своего владыки.
Избранный архиепископом из священников Косьмодемьянской церкви «в Холопьей улице» и постриженный в «ангельский образ» (в миру его звали Григорием), В. К. в 1331 году закладывает каменный город «от св. Владимира до св. Богородица, а от Богородица до Бориса и Глеба». В том же году В. К. с большой свитой и вооруженной охраной едет на поставление к митрополиту Феогносту, который тогда был во Владимире Волынском. Это была нелегкая поездка: по пути на Волынь В. К. задержал Гедимин (Литва тогда и позже претендовала на контроль над Новгородом), которому «в таковой тяготе» пришлось дать слово вознаградить его сына Нариманта новгородскими «пригородами». Обратный путь превратился в бегство «меж Литвы и Киева», причем у Чернигова новгородцам пришлось отражать «разбойное» нападение князя Федора Киевского, которому удалось захватить в плен лишь протодьякона В. К.
Летописи сообщают о чрезвычайно активной культурной и градостроительной деятельности В. К. Он заботится о Софийском соборе: обновляет крест на его главе, покрывает собор свинцом (1333 г.), что пришлось делать заново после пожара 1341 года; возводит вокруг Софии «тын новый», устраивает «двери медяны золочены» у церковного притвора (1336); в 1342 году приказывает отлить для собора колокола, для чего выписывает мастера из Москвы. В. К. строит и украшает множество церквей: Входоиерусалимскую, «где терем был» (заложена в 1336 году, освящена в 1337, расписана по приказу В. К. артелью Исайи Гречина в 1338–1340 годах), Благовещенскую на Городище (заложена в 1342 г.), Пятницкую (заложена в 1345 г.), Косьмодемьянскую (заложена в 1345 г.), Спасскую в Ковалеве монастыре (построена в 1345 г.) и т.д. Не только храмы возводит новгородский архиепископ. В 1333–1334 гг. его иждивением завершен и покрыт каменный город, в следующем году заложен каменный острог «по оной стороне, от Илии святого к Павлу святому». В 1338 г. В. К. «своими людьми» и на деньги Софийского дома строит новый мост через Волхов, а три года спустя ставит «терем великий». Видимо, репутация В. К. как градостроителя была очень хорошей: в 1352 г. бояре и посад били ему челом, чтобы он поехал в Орешек устроить там «костры» (т.е. раскаты и башни), что архиепископ успешно и быстро выполнил.
Вообще влияние его в Новгороде было очень велико (об этом свидетельствует хотя бы то, что ему удалось в 1342 г. успокоить «черных людей», поднявших бунт против посадника Федора). В. К. умел ладить с Москвой. Там в 1335 г. он «много чести видел» от Ивана Калиты (с которым, впрочем, не сумел договориться двумя годами раньше); там в 1340 г. он от имени Новгорода заключил с Симеоном Гордым мир «по старым грамотам». В. К. проявил себя стойким борцом за православие и за независимость Руси, когда в 1348 году король Швеции и Норвегии Магнус Эриксон, нарушив «вечный мир» (кстати, заключенный за девять лет до того «сестричем» В. К. Матвеем), предпринял поход на новгородские земли. Поход, как и планы окатоличивания Руси, окончился крахом.
Хотя В. К. не сразу удалось наладить приязненные отношения с Псковом (в 1337 г. псковитяне «суда не дали» приехавшему «на подъезд» владыке, за что и были им прокляты), но в конце концов и этот непокорный «пригород» признал В. К. К нему за помощью послал Псков, когда в 1352 г. там вспыхнула моровая язва. В. К. в сопровождении архимандритов, игуменов, священников тотчас отправляется в Псков, совершает там крестный ход, служит молебны в Троицком соборе и других церквах. Моровая язва не пощадила В. К. Выехав из Пскова наружно здоровым, он в пути заболел и скончался в Михайловском монастыре на устье реки Узы, притока Шелони. Тело святителя было погребено у св. Софии.
Пробыв новгородским владыкой 21 год, 4 месяца и 2 дня, В. К. снискал на Руси высокий нравственный авторитет. Летописи сообщают, что в 1335 году «от царя Константина и папы Силвестра» в Новгород был принесен белый клобук (об этом говорит и легендарная «Повесть о белом клобуке»), что в 1346 г. митрополит Феогност в Москве благословил В. К. «крещатыми ризами» (это знаки достоинства, выделяющие новгородских архиепископов среди остальных русских архиереев). Уверенностью в собственном авторитете проникнуто и «Послание о рае», которое, видимо, в 1347 г. В. К. направил тверскому епископу Феодору Доброму.
Впрочем, с Тверью у В. К. были особые и близкие отношения. После тверского погрома (Тверь была наказана за восстание против Шевкала в 1327 г.) великий князь тверской Александр Михайлович нашел убежище в Пскове. Сюда после неудавшегося посольства о мире к Ивану Калите в 1333 г. приехал В. К. и крестил здесь сына изгнанника Михаила. Восемь лет спустя крестника привезли из Твери в Новгород, чтобы здесь В. К. наставил его в книжном учении. Естественно, что в Твери почитали новгородского архиепископа.
Импульс для написания «Послания» дала тверская «распря... о оном честном раю», т.е. богословский спор о том, существует ли на земле тот материальный рай, который, по Библии, был создан для Адама и Евы, или же он погиб и есть только рай «мысленный», идеальный, неземной. В. К. уверен в существовании земного рая и старается убедить в этом (без тени резкости и даже благодушно) тверского собрата. С. ортодоксально-православной точки зрения это ересь (так же рассуждают и заведомые еретики, несториане и яковиты), и не случайно официальным историкам церкви «странно читать» это «Послание» (Макарий, История русской церкви. – Санкт-Петербург, 1866. – Т. 5. – С. 153–155). В. К. ссылается не только на каноническую, но и на апокрифическую традицию («Книга Еноха», «Хождение Агапия в рай», «Слово о Макарии Римском»). Он ссылается и на «видоков» новгородцев, которые якобы, добирались до ада «на Дышучем мори» и до рая на востоке. Сходные представления были распространены и на Европейском Севере (например, у поэта XIII века Генриха фон дёр Нойенштадта). Однако очевидно, что В. К. отражал именно новгородскую, притом народную точку зрения (память об этом сохранилась в насмешливой поговорке «Новгородский ран нашел»; см.: Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия. – М., 1888. – С. 167). Наивно-реалистическая «народная вера», для которой характерно пристрастие к земной жизни, адаптировала многие языческие представления, в частности о потустороннем мире. Представления В. К. о земном рае и земном же аде сложились под очевидным влиянием языческих представлений, согласно которым на краю света находится «ирий» («вырий»), который «обычно понимается как место, куда змеи и птицы скрываются осенью и откуда они являются весной» (Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. – М., 1982. – С. 144–145). «Послание» В. К. наглядно свидетельствует о том, что «единого православия» на Руси в XIV века не существовало, что были его местные и «народные» варианты.
Изд.: Послание архиепископа новгородьского Василия ко владыце тферьскому Феодору // ПСРЛ. – 1853. – Т. 6. – Прибавления. – С. 87–89; Лончакова Г. А. Послание Василия Калики Феодору Доброму // Вопросы истории книжной культуры / Сб. научных трудов. – Новосибирск, 1975. – Вып. 19. – С. 83–104; Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае / Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой // ПЛДР: XIV – середина XV века. – М., 1981. – С. 42–49, 531–534.
Лит.: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XIX. Эпизод о рае и аде в Послании новгородского архиепископа Василия // СОРЯС. – 1891. – Т. 53, № 6. – С. 91–104; Лихачев Д. С. Литература Новгорода XIII–XIV веков. // История русской литературы. – М., 1946. – Т. 2, ч. 1. – С. 125–127; Панченко А. М. Василий Калика // Словарь книжников. – Вып. I. – С. 92–95.
А. М. Панченко