Азбука верыПравославная библиотека » Догматическое богословие Кастальский
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов)
Догматическое богословие

Часть 1

   

Содержание

    К читателю
    Предисловие
Часть первая. Введение в богословие I. Понятие о богословии 1. Значение термина «богословие» 2. Вера и богословие 3. Богословие как слово о Боге А. богословие и безмолвие Б. богословие и теория. Цель богословия 4. Богословие, наука и философия 5. Задачи и метод богословской науки II. Понятие о догматах 1. Значение термина «догмат» 2. Свойства догматов 3. Богословское мнение 4. Догматы и нравственность III. Полнота новозаветного откровения и развитие догматической науки Теория догматического развития IV. Священное Предание V. Священное Писание VI. Вероучительные тексты православной церкви 1. Соборные вероопределения 2. Исповедания веры VII. краткий очерк истории догматической науки 1. Эпоха до Вселенских Соборов 2. Эпоха Вселенских Соборов А. Систематические труды 3. Эпоха после Вселенских Соборов 4. Русская школа догматистов VIII. Понятие о богопознании 1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания А. Естественный путь богопознания Б. Сверхъестественное познание Бога 2. Нравственные условия богопознания 3. Вопрос о границах богопознания А. Евномианская доктрина Б. Святоотеческое учение о непостижимости сущности Божией и постижимости Божиих действий в мире В. Доктрина Варлаама Г. Учение святителя Григория Паламы 4. Апофатическое и катафатическое богословие IX. Божественные свойства и их именования 1. Апофатические, или отрицательные, свойства А. Самобытность Б. Неизменяемость В. Вечность Г. Вездеприсутствие 2. Антропоморфизмы Священного Писания 3. Катафатические свойства А. Премудрость и разум Б. Всеведение В. Всемогущество Г. Святость. Свет Д. Правда Е. Любовь 4. Истинность наших представлении о Боге Часть вторая. Догмат о Пресвятой Троице 1. Политеизм и два монотеизма 2. Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии 3. Непостижимость догмата о Святой Троице 4. Аналогии Святой Троицы в мире 5. Троичная терминология 6. Краткая история догмата о Пресвятой Троице 1. Доникейский период 2. Состояние учения о Святой Троице в IV веке А. Арианская доктрина Б. Борьба Церкви с арианством и духоборчеством 7. Основные свидетельства откровения о троичности Бога 1. Свидетельства Ветхого Завета 2. Свидетельства Нового Завета 8. Свидетельства Откровения о равенстве божественных Лиц 1. Божество Отца 2. Божество Сына и Его равенство с Отцом 3. Божество Святого Духа и Его равенство с Отцом и Сыном 9. Божественные Ипостаси и их свойства 1. Личностность Ипостасей 2. Ипостасные свойства А. Нерожденность и единоначалие Отца Б. Рождение Сына и исхождение Святого Духа 10. Единосущие Лиц Святой Троицы. 11. Образ откровения Святой Троицы. Часть третья. Бог – Творец и Промыслитель мира 1. Философские теории происхождения мира 2. Христианское учение о творении мира «из ничего» 3. Вечность божественного замысла о мире 4. Божественный Логос и логосы тварей 5. Творение – дело всей Святой Троицы 6. Причина и цель сотворения мира 7. Время и вечность 8. Ангелы в Священном Писании 9. Происхождение Ангелов 10. Природа Ангелов А. Бесплотность 11. Число Ангелов 12. Ангельская иерархия 13. Творение видимого мира 14. Продолжительность дней творения 15. Шесть дней творения А. День первый Б. День второй В. День третий Г. День четвёртый Д. День пятый Е. День шестой 16. Творение человека 17. Природа человека А. Тело и плоть Б. Душа человека В. Силы души 18. Происхождение душ 19. Образ Божий в человеке А. Учение об образе Божием святителя Григория Паламы Б. Подобие Божие в человеке. Связь между образом и подобием 20. Состояние первозданного мира и человека. Назначение человека 21. Попечение Божие о человеке до грехопадения 22. Был ли Адам в райском состоянии истинно бессмертен? 23. Различал ли Адам добро и зло до грехопадения? 24. Что собой представляло древо познания добра и зла? 25. Что такое зло? Часть четвертая. Грехопадение 1. Грехопадение прародителей 2. Психологическая достоверность библейского повествования о грехопадении 3. Различные аспекты грехопадения 4. Следствия грехопадения А. Признаки духовной смерти Б. Физические следствия грехопадения В. Сохранился ли образ Божий в человеке? 5. Смертность и смерть А. «Кожаные ризы» Б. «Кожаные ризы» — попечение Божие о падшем человеке В. Брак 6. Единство человеческого рода 7. Первородный грех 8. Вменение первородного греха Часть пятая. Промысл Божий 1. Понятие о Промысле Божием. Промысл общий и частный 2. О Боге — Промыслителе духовного мира А. Промысл Божий о добрых Ангелах Б. Промысл Божий по отношению к злым духам 1. Бытие злых духов 2. Падение злых духов 3. Искажение природы падших духов Приложение I. Символические книги Приложение II. Различия восточной и западной триадологии Литература Общая Богословие, догматы, Священное Писание и Священное Предание История догматики Вопрос о путях богопознания Сущность и энергии Бога. Божественные имена Вопрос о Святой Троице Вопрос об исхождении Святого Духа Бог — Творец и Промыслитель мира  

 
К читателю
   Предлагаемый курс лекций по Догматическому богословию составлен в соответствии с имеющейся программой по этому предмету для второго и третьего классов Духовной Семинарии. Главы или пункты глав, выходящие за рамки стандартной программы, обозначены в оглавлении звездочкой. В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный мною в Московской Духовной Семинарии в 1984—1988 гг.
   Архимандрит Исаия является редактором третьей части курса — «Бог Творец и Промыслитель мира».
   Приношу искреннюю благодарность профессорам Московской Духовной Академии Иванову М.С., Осипову А.И., иеромонаху Ипатию и всем тем, кто внес свои ценные замечания при подготовке материала лекций.
    Архимандрит Алипий
Предисловие

Будьте всегда готовы всякому, требующему отчета у вас в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1 Пет. 3:15)

   Христианская жизнь состоит из практической и созерцательной деятельности. Последнюю отцы Церкви называли богословием. Невозможно постичь тайны богословия и достигнуть истинного созерцания тому, кто не очистился от страстей путем практической деятельности, которая включает молитву, пост и исполнение заповедей Христовых. «Глубина догматов неисследима... Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть», – пишет святой Иоанн Лествичник1. Поэтому святые отцы считали, что начинающим духовную жизнь не следует заниматься исследованием догматов. Для них достаточно исповедовать истины, заключенные в Символе веры. Святой Варсонофий Великий говорит новоначальному: «Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами, потому что они возносят ум горе, но лучше поучайся в словах старцев, которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна»2. В другом случае он же поучает: «Никогда не состязайся о вере, Бог не требует от тебя сего, но лишь того, чтобы ты веровал право, как принял от Святой Церкви при крещении, и чтобы соблюдал заповеди Его. Сохрани сие, и спасешься. Беседовать же о догматах не следует, ибо это выше тебя, но молись Богу о своих согрешениях...»3
   Не нужно думать, что во времена Варсонофия Великого пустыня была местом безопасным от еретиков. Из «Руководства» святых Варсонофия и Иоанна и других памятников этой эпохи хорошо известно, что в VI в. пустыню населяли не только православные иноки, но и оригенисты, несториане и монофизиты. Отцы советовали неопытным уклоняться от споров с еретиками, чтобы избежать смущения и омрачения ума4.
   Современная ситуация в Православии такова, что большинство верующих не знают тонкостей богословия и не интересуются ими. Они веруют в истины, заключенные в Никео-Константинопольском Символе веры, и спасаются путем послушания Церкви, через жизнь в Православии. Пастырь, видимо, сделал бы ошибку, если бы без серьезных на то причин начал проповедовать о сложнейших перипетиях догматической полемики прошлого или взялся бы разъяснять, скажем, образ соединения двух природ во Христе. Еще святой Григорий Богослов говорил, что не каждый, не со всеми и не во всякое время может рассуждать о догматах. В этом деле необходимы рассудительность и осмотрительность5.
   Но в целом невысокий богословский уровень прихожан не может считаться достаточным для пастыря Церкви. Он должен быть во всеоружии веры. «Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя», – пишет Апостол Тимофею (1 Тим. 4:16). На духовенстве лежит особая ответственность за точное знание православного вероучения. Пастырь будет не на высоте своего призвания и может оттолкнуть от себя мыслящих людей, если окажется «безгласным» перед поставленным догматическим вопросом. В соответствии с духовным и интеллектуальным уровнем пасомых, ему надлежит в проповеди и в частной беседе с верующими сочетать «мягкую пищу» нравственного учения с более «твердой» – богословием. Каждый верующий, безусловно, должен знать в общих чертах основные положения православного вероучения. Митрополит Московский Филарет говорит, что «никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? – Прежде всего учить все народы: шедше, научите вся языки... (Мф. 28:19) Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы Апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет»6. Конечно, цель христианской жизни состоит не в накоплении каких-либо богословских знаний, а в стяжании благодати Святого Духа, однако несомненно, что эта цель без знания основополагающих истин христианской веры недостижима. Признавая ошибочность чисто рассудочного подхода к тайнам веры, Церковь в то же время всегда призывала к тому, чтобы человек учился небесной Премудрости, возрастал в разумении духовном (Кол. 1:9). Она призывает к тому, чтобы вера христиан была не слепой, а сознательной.


1   Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лествица. Слова 20, 22, 24, 30. Сергиев Посад, 1908. С. 248—249.
2   Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 544. М., 1883. С. 346.
3   Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство... Ответ 702. С. 436; см. также: Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лествица. Слова 27, 78; его же. Слово к Пастырю. 12, 12. С. 231, 263.
4   Преп. Варсонофий и Иоанн. Руководство... Ответ 58. С. 43.
5   Св. Григорий Богослов. Слово 27, о богословии первое // Творения. М., 1889. Ч. 3. С. 5 и далее.
6   Митр. Московский Филарет. Слова и речи. Т. 4. 1882. С.151—152.

Часть 1